- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Этнопедагогика* и экологическая этика
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Лев Ердаков, г. Новосибирск
Современный человек, живущий в удобной квартире, перемещающийся по улицам родного города или наблюдающий из окна комфортабельного поезда пейзажи дикой природы, считает себя никак с этой природой не связанным. У него другие приоритеты - социальные. Они основные для его выживания, и наш современник считает, что правила экологии не играют роли в системе его взаимоотношений с внешним миром.
Между тем человек всегда черпал ресурсы для своего существования из внешнего мира и продолжает это делать с возрастающей интенсивностью. В эпоху технической революции его сознание сложилось как потребительское. Исходя из этого, он считал Природу своей собственностью, некоей кладовой, из которой нужно черпать блага. Затем кладовая начала пустеть, пришло время задуматься, как растянуть запасы своей кладовой на возможно больший срок. Началось экономическое взаимодействие с природой. Появились замечательные природоохранные законы Пола Эрлиха. До сих пор большинство радетелей за Природу призывают к экономическим рычагам обуздания расхитителей природных богатств. Наконец, в недавнее время человечество не очень уверенно вступает в очередную фазу своих взаимоотношений с дикой природой. Теперь отдельные представители человечества, пока не слишком многочисленные, стараются убедить остальных, что они не хозяева, не экономические партнеры, а одни из природных созданий. Это предполагает появления во взаимодействиях с другими природными созданиями нравственных отношений. Люди расширяют область действия этики, включая в нее не только соплеменников, но и других позвоночных животных. Некоторые идут дальше и распространяют действие этики на всех животных, а самые последовательные - так же на растения и особо красивые участки ландшафтов.
В поддержку этих представлений очень своевременно появляется новый раздел педагогики, так называемая этнопедагогика. Она знакомит с забытыми и полузабытыми элементами культуры своего народа или народности, возвращает утраченные традиции, верования.
Парадокс возврата к экологическому просвещению через культурные традиции состоит в том, что как раз развивающаяся культура переориентировала образование с экологической направленности на социальную. Именно она привела к смене жизненных приоритетов. И вот теперь человечество, теряющее жизнеспособность из-за сильного изменения среды, вынуждено искать пути возвращения к культурным корням, как к попытке вписаться в природную среду. Ведь там, на заре культуры, большинство возникающих традиций имели экологическую основу, были адаптивны и эту адаптивность закрепляли художественные, литературные и даже религиозные образцы.
Культурные традиции, которые несут в себе экологические черты, могут частично возродиться с помощью этнопедагогики. Но возвращение, если оно не ограничивается простым ознакомлением, может оказаться похожим на всеобщее принудительное обучение старине. Ведь основа старых традиций утеряна вместе с укладом жизни. Однако если это хоть как-то поможет человечеству сохранить свою среду обитания, спасти ее остатки, должно быть использовано. Развивающееся всемирное экологическое движение, создающиеся культурно-экологические объединения и экологопросветительские центры, этноэкологические группы и даже фольклорные клубы принимают в этой работе большое участие. Все они придают огромное значение так называемой народной экологической традиции для восстановления среды обитания человека.
Правильнее ее назвать средосберегающей традицией. Так обозначают целый пласт элементов народной культуры, отражающих взаимодействия человеческих групп со средой их обитания. В свое время это были как реально действующие в обществе традиции, обычаи, запреты, так и поддерживающие их обряды, мифы, поверья, обладающие заметным воспитательным воздействием. Их сохранность различна, зависит она в большей мере от древности той или иной традиции.
В России есть как собственно русские экологические традиции, так и множество традиций малых народов. Последние обычно имеют лучшую сохранность, так как не все малые народы спешили расстаться с традиционным укладом жизни и увоить "среднестатистические" российские привычки и стереотипы. Причин тому несколько, но главные из них: изоляция, малые миграции, сдержанная ассимиляция с другими народами, относительно небольшая урбанизация. Все это ведет к большей зависимости людей от резервов своей небольшой территории и вынуждает к большей гармонии со средой обитания, как залогу выживания. Это ничто иное, как система сдерживаний, запретов на истощение среды, разрушение природных комплексов. Обряды и поверья связаны с экологическими правилами и тактикой выживания в конкретной среде. В зарождении их играл свою роль характер традиционных занятий местного населения.
Можно сказать, что весь комплекс этих культурных особенностей - это не столько экологическая культура, сколько народная природоохранная традиция. Она направлена на сохранение человеческих местообитаний, на продление жизни своего рода, гарантии ресурсов для своих внуков и именно в родных местах. Так что традиция проистекает из крестьянской культуры, и сохраняет она уже сильно измененные человеком экосистемы. К сожалению, первых традиций (оставшихся от охотников и собирателей) практически не сохранилось, а они-то и были наиболее экологическими.
Что особенно нужно отметить в культуре отношений наших предков со своей средой обитания, так это необычайно уважительное к ней отношение. Человек осознает свою полную зависимость от Природы и очень уважает ее за предоставляемые ему благодеяния. Она для него кормилица и защитница. Позже отношение изменится, и вся эта природа преобразуется в сознании в простой набор ресурсов, которые нужно поскорее использовать для улучшения собственной жизни. Кто больше забрал, тот лучше живет.
Если стоит задача восстановления экологоэтических отношений с окружающей средой, то народные средосберегающие традиции необходимо широко пропагандировать, восстанавливать их действие и не терять представления о самоценности любых природных объектов. Это одно из важных направлений для восстановления гармонии в природе. Эффективнее всего направить извлекаемые фольклористами и участниками этноэкологических экспедиций материалы в наши воспитательные и обучающие заведения - детские сады, школы, вузы. Использование таких материалов учителями местных школ продолжит традицию охраны природы именно данных территорий и именно с нужной, уважительной окраской. Рассказы о том, как жили раньше, насколько богаче были эти края, неминуемо породит в детях желание восстановить традиции, улучшить существующее положение, сделать оскудевшую природу богаче и красивее.
Итак, этнопедагогика - это система педагогических мероприятий, направленная на сохранение культурных традиций своего края. При передаче традиций учащимся прививается нравственное, то есть уважительное, отношение к природным объектам самого различного плана. Это могут быть местные животные и растения, а также особенно красивые уголки дикой природы и памятники культуры - утес, поле или озеро, с которыми связаны почитаемые исторические события.
Восстановление сохранившихся в культуре адаптаций к местообитанию и расширение границ этики с человека на другие объекты - важные компоненты не только этнопедагогики, но и охраны окружающей среды, поэтому мы вправе счесть этот раздел педагогики частью экологического образования. Чтобы такое образование было более качественным, есть смысл усилить в этнопедагогике экологическую компоненту, не ослабляя социальной.
Современный человек, как правило, склонен доверять науке, его знания складываются из наблюдений окружения и регулярного обучения, например, в школе. Ему, чтобы следовать традиции, обычно нужно какое-то "научное" объясняющее начало. Очевидно, традиционным представлениям следует придать научно обоснованную экологическую направленность, что можно достичь целенаправленным экологическим обучением. Это соединение повысит шанс использовать усвоенные знания в своей деятельности, а также, что немаловажно, прогнозировать ее последствия.
Обучать нужно именно экологическим правилам, их понимание поможет современному человеку ориентироваться в сложных ответах окружающей среды на его энергичные воздействия. Любой человек как индивидуум, как особь, индивидуально приспосабливается к условиям своей среды, будь то дикая природа, или окультуренный ландшафт, или даже искусственно созданная среда его квартиры и офиса. Популяции современного человека имеют неоправданно высокую плотность, и в соответствии с этим выполняются многие закономерности внутрипопуляционной регуляции численности людей. Иметь об этом представления и знать механизмы, позволяющие изменить ситуацию к лучшему, жизненно важно для современного человека.
В соответствии с постулатом Яна Каменского о подаче информации при обучении - "от простого к сложному", на начальных этапах необходимо знакомить ребенка с экологическими аксиомами. Это тем более важно, что в раннем детстве в чувствительные периоды происходит запечатлевание информации, что поможет в будущей жизни человека, несмотря ни на какую смену приоритетов, придерживаться этих усвоенных в детстве знаний.
Если мы хотим кардинально повлиять на ситуацию выживания человечества на нашей планеты, изменить его жизнь к лучшему, то нужно знакомить его, прежде всего, с причинами явлений, а не с их следствиями. Влиять для исправления положения нужно именно на причину, поэтому так важны знания экологических механизмов, лежащих в основе жизнедеятельности особей, популяций, сообществ. Но лучше, если это будут не голые знания, а комплекс культурных традиций, усвоенный как образец для построения собственных действий. И, возможно, что этнопедагогика поможет расширить этические (нравственные) уложения с человека на многие объекты окружающей его природы и осознать себя частью этой природы, а не ее преобразователем и управляющим. Появление системы таких образовательных мероприятий очень своевременно и вполне солидарно с биоцентристской картиной мира.
* Это название мы связываем с понятием "этническая группа", а не с понятием "этнос", разработанным Л.Н. Гумилевым. Этническая группа (племя) по нашему мнению ближе всего соотносится с понятием "популяция" в экологии. Такое понимание дает нашему представлению об этнопедагогике дополнительный экологический аспект.
- "Всероссийскому обществу охраны природы - 80 лет!"- Владимир Щербаков
- "На ругань люди не реагируют" - Рахиль Мастинская
- Вода - источник жизни
- Деятельность ВООП в Сибири: исторический аспект
- Ещё раз об устойчивом развитии
- Качинские страдания
- Коренные народы и Природа
- Мой первый урок филантропии в России
- Мораторий на весеннюю охоту в России: насущная необходимость или потакание зеленым?
- Педагогическое осмысление традиционной культуры
- Промартель на Лысой горе и речка Кара-Торобушка
- СКАЗКИ
- Сибирские старообрядцы
- ХВОЩ
- Этнопедагогика* и экологическая этика
Календарь
Материалы данного раздела
- Ежемесячный бюллетень "Медвежий угол"
- № 1(1) Апрель 1999
- № 3-4(4) Июнь - Июль 1999
- № 6(6) Сентябрь 1999
- № 7(7) Октябрь 1999
- № 1(8) Январь 2000
- № 2(9) Февраль 2000
- № 3(10) Март 2000
- № 7(14) Август 2000
- № 8(15) Сентябрь 2000
- № 9(16) Октябрь 2000
- № 10(17) Ноябрь 2000
- № 1(18) Январь 2001
- № 2(19) Январь 2001
- № 3(20) Февраль 2001
- № 9(26) 2001
- № 10-11(27-28) 2001
- № 12(29) 2001
- № 13(30) 2001
- № 14(31) 2001
- № 1(32) 2002
- № 2(33) 2002
- № 3(34) 2002
- № 4(35) 2002
- № 5(36) 2002
- № 6(37) 2002
- № 7(38) 2002
- № 8(39) 2002
- № 9(40) 2002
- № 1(44) 2003
- № 2(45) 2003
- № 10(53) 2003
- № 11(54) 2003
- № 12(55) 2003
- № 3(46) 2003
- № 4(47) 2003
- № 5(48) 2003
- № 6(49) 2003
- № 7(50) 2003
- № 8(51) 2003
- № 9(52) 2003
- Журнал "Медвежий угол"
- № 1
- "Некомерческое" предпринимательство
- Жило - было яблоко ...
- ИСАР-Сибирь
- Международные экологические акции
- Перспективы развития платных услуг общественных объединений
- Пивоварка
- Повторение пройденного (грабли как инструмент познания)
- Прекрасные дни в заповеднике
- Рекомендации и “предупреждения” организациям, решившим оказывать платные услуги
- Смерть
- Снова о "вредных" животных
- Текущие проекты
- Цихлозомы
- Экологическая игра "Сокровище капитана Флинта"
- Элайза Клоуз
- № 2
- Болота
- В защиту рек
- Здравствуй, ИСАР!
- Консультации
- Межрегиональный Общественный Фонд Сибирский центр поддержки общественных инициатив (МОФ СЦПОИ)
- Могут ли некоммерческие организации использовать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?
- Моя Сибирь
- Мы и змеи
- Мы объявляем конкурс ...
- О налогах
- Образование, экология, Интернет
- Особенности исследовательской деятельности учащихся
- От Стрельниковой
- Текущие проекты
- Токсикология диоксинов
- Экологическое образование и этноэкология
- “Все сказали, что это не получится...”
- “Мусор сюда носят все кто способен ходить”
- “У нас замечательно талантливые дети!” – Марина Скакальская
- № 3
- "Неженское" дело
- "Я, конечно, специфический общественник..." - Сергей Костарев
- Trust for Mutual Understanding (Фонд Взаимопонимания)
- ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
- Загадочные ПАУКИ
- КАКОЙ ТРАНСПОРТ ВЫБРАТЬ?
- Реки и люди
- СКАЗКИ
- СОХОНДИНСКИЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
- ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
- ТОКСИКОЛОГИЯ ДИОКСИНОВ
- Чистим родники...
- № 4
- № 5
- "Конфликты нужны и должны быть в любом развивающемся обществе", - Сергей Пащенко
- "Мой компьютер заражен..."
- Енисей трещит по швам
- Как охранять природу не выходя из дома
- Колонисты в городах
- Научные работы школьников (методы и подходы)
- ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
- УСПЕХ НА КЛИМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕГОВОРАХ В МАРРАКЕШЕ
- Фонд Сороса - РОССИЯ НОВОСИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
- Хочешь что-то изменить - начни с себя!
- Чистильщики рек, идущие по пути Моисея
- Что бы я сделал, чтобы очистить океан
- № 6
- "Нельзя одному тащить семь чемоданов без ручек...", - Лия Санданова
- Внучка польских шляхтичей
- Зверинцы и Зоопарки
- Лесная кухня
- Можем ли мы помочь детям-сиротам
- От фотокружка до студии
- Предугадай проблемы, или "Ой, болит!"
- Программа ТАСИС
- СКАЗКИ
- ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
- ТРИ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
- Экологическое образование в сельской школе
- № 7
- "Дом домов" Игоря Огородникова
- Всемирный день охраны озонового слоя
- Для умных и немного ленивых
- Задачник по физике для эколога
- Молодые экологи в Абазе
- Мысли из мусорного ведра
- Нужны ли сибирские воды Центральной Азии?
- Осенние дары
- ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
- ПИШУТ ДЕТИ
- Право на экологическую информацию
- Реабилитация диких животных
- Сибирские воды нужны всем
- Сибирские реки нужны всем - сибирякам тоже
- ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
- Телецкое озеро - проблемы туризма
- Фонд "Хандспринг" (Handspring Foundation)
- Экологические проблемы и нефтегазовая промышленность
- № 8
- "Защищать и охранять природу - это то, чем я живу..." - Светлана Титова
- SABIT
- БИОРАЗНООБРАЗИЕ
- В защиту серых китов
- Зимние сюрпризы
- Как "вымерло" шантарское реликтовое стадо?
- Как мы ходили в экологический поход
- Конференция Движения дружин по охране природы
- Программа по экологическому туризму
- Проект "Экотропа "Живая вода"
- Сокровища Алтая
- Сумеем ли мы сохранить озеро Хадын
- Тувинские мотивы
- Что необходимо принимать во внимание при планировании набора волонтеров?
- ЭКОТУРИЗМ - что это?
- № 9
- "Лесов в России практически не осталось" - Владимир Захаров
- "Маразм не может продолжаться бесконечно"- Алексей Ярошенко
- "Мы, мыши летучие, друзья наилучшие"
- Бессмыслица, видимая даже с Марса
- Биометеорология, или какая погода будет завтра?
- Весеннее меню
- Дерево, которое не выросло
- Коллемболы
- Культ дерева коренных народов Алтая и Саян
- Что можно сказать о широком лентеце?
- Экологические проблемы Томской области. Взгляд неформала
- Экологическое образование - для устойчивого развития
- № 10
- "Они цветут, сердца отогревая, как маленькие теплые костры!"
- "Реки перебросить, нельзя отказаться" или "реки перебросить нельзя, отказаться"
- "Сусанин - человек высоконравственный, но совершенно аморальный" - Лев Ердаков
- ГИС на службе у эвенков
- Мое знакомство с Салаиром
- На Пути к Семи Тайнам
- Не повезло...
- О биологизации земледелия
- Путешествие в Зеленые горы
- Травы вкусные, травы целебные
- Хроника одной катастрофы
- Через искусство - к Зеленой планете
- № 11
- "Будем надеяться..." - Владимир Роговцев
- "От лесной темы невозможно отмахнуться - слишком остро стоит сейчас проблема" - Александр Дубынин
- Бийские леса в опасности... от лесников
- Биоценоз - лес (исследовательские работы)
- Восстановление лесов по-научному
- Дела лесхозные
- Древесные болезни
- Как посадить дерево
- Лес или лесные плантации
- Лесорубочные билеты появляются прямо перед проверкой
- Малонарушенные старовозрастные леса и необходимость их охраны
- Малонарушенные старовозрастные леса и необходимость их охраны
- Мы древляне!
- О роли лесов
- Почему усыхают пихты?
- Шиповник
- № 12
- "Вода - источник жизни"
- "Я занимаюсь не экообразованием, а образованием для устойчивого развития" - Джеймс Хайнсон
- Амфибии - мифы и реальность
- Все в твоих руках
- Диагноз: "ВЕСНА"
- Как провести социологический опрос
- Крапивинский гидроузел: круг второй
- Листья в городе
- Мой самый верный друг
- НАМ ПИШУТ
- Научно-образовательные центры устойчивого развития: идея, практика, рефлексия
- Особенности концепции устойчивого развития
- Устойчивое развитие - слова и смысл
- Экологическая культура жителей села
- Эконоосферное поселение Виссариона
- № 13
- "Всероссийскому обществу охраны природы - 80 лет!"- Владимир Щербаков
- "На ругань люди не реагируют" - Рахиль Мастинская
- Вода - источник жизни
- Деятельность ВООП в Сибири: исторический аспект
- Ещё раз об устойчивом развитии
- Качинские страдания
- Коренные народы и Природа
- Мой первый урок филантропии в России
- Мораторий на весеннюю охоту в России: насущная необходимость или потакание зеленым?
- Педагогическое осмысление традиционной культуры
- Промартель на Лысой горе и речка Кара-Торобушка
- СКАЗКИ
- Сибирские старообрядцы
- ХВОЩ
- Этнопедагогика* и экологическая этика
- № 14
- "Хочешь чистый воздух - живи за городом" - Андрей Даниленко
- ЖАБЫ на дороге
- Инструмент влияния, или "Клапан для сброса пара"
- Клондайки нашего Городка
- Лучший вид на этот город
- На глобусе все глобальное. И автомобилизация - тоже
- Направление движения в мире отходов
- Новая Экономическая Теория NET (New Economic Theory)
- Озеленение ради здоровья
- Открытие Америки отдельно взятым экологом
- Устойчивое развитие можно обеспечить технологическими научными разработками
- Формирование экологических знаний и навыков у городского школьника
- № 15
- "Нужно вспахивать, нужно сеять"
- Будем черпать воду из реки ковшиком?
- Горный Алтай снова в опасности
- Городским рекам - чистые берега
- Как спасали Реку
- Керосиновое озеро
- О реке Издревой...
- Общественный экологический мониторинг Иртыша
- Рациональное использование и охрана водных ресурсов
- Рекам не всегда нужна наша помощь, важно не мешать им...
- Рыбы, занесенные в Красную Книгу, просят помощи и защиты!
- Сеть Сибирских Рек
- Спрос рождает предложение
- Судьба реки
- У истоков идей бассейнового подхода
- Устойчивое развитие с. Барлук: местная повестка 21 век
- Чистенькая Америка: свобода в пределах Закона
- Чистую воду - жителям Томского Приобья
- № 16
- Возродим наш лес?
- Жаркое лето в Тобольске
- За состояние окружающей среды отвечает мировое сообщество
- Зеленые приходят и выигрывают все
- Новогодняя сказка
- Новый взгляд на проблему мусора
- Нужны ли дети нашему государству?
- Нужны ли нам общественники?
- Памятник природы - Буготакские сопки
- Построим экологическую игру
- Прогресс и белочки
- Работаем вместе
- Светлое будущее на фоне экообразования
- Святой источник села Федосиха
- Серые журавли на Саратовском болоте
- Учиться у природы
- Француз Дамьен из деревни Орловка
- Химическая удавка для Увата
- Экологичное строительство и отходы
- Юрий Айваседа из рода Вэлла
- Я охраняю природу
- № 1
- Информационная служба ИСАР-Сибирь
Другие статьи
Активность на сайте
3 года 11 часов назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,216 | |
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,216 | |
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,216 | |
3 года 30 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,216 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 2 недели назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,232 | |