- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Педагогическое осмысление традиционной культуры
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Дмитрий Доронин
Современность традиционной культуры
Миф, мифологическое мышление являются важнейшей частью сознания современного человека (А.Ф.Лосев, М.Элиаде, К.Г.Юнг, Э.Нойманн, Р.Барт, А.Сови, Е.М.Мелетинский, Я.Э.Голосовкер и др.). Практически все мы, проживающие вне крупных городов, являемся носителями так называемой традиционной культуры или ее элементов. Фольклор, традиционные календарные праздники, традиционные искусства и ремесла, представления о мире природы, формы природопользования, быта, хозяйствования и пр. составляют сложную структуру современной традиционной культуры, основная черта которой - мифосимволическое отношение к миру. Традиционная культура является частью нашего личного сознания, хотим или не хотим мы ее изучать - она проста наша данность. Если мы ее не замечаем, отрицаем - мы не замечаем, отвергаем самих себя. Современные социальные и природные кризисы порождены таким "незамечанием" и "отверганием", а также господством глобалистской индустриально-технократической культуры и массовой поп-культуры.
Экология и этнография
Традиционная культура экологична, поскольку, во-первых, более осторожно воспринимает природный и человеческий мир. Человек традиционной культуры даже в своем доме - не абсолютный хозяин: в доме хозяин - домовой, в овине - овинник, в бане - банник, в лесу - леший и др. Неосторожность, наглость, нарушение норм в поведении приводили к беде, о чем и сейчас повествуют многие былички - рассказы о встрече человека с мифологическими существами. Самоуверенная неосторожность, жадность на охоте могла погубить человека в лесу при встрече с лешим, неосторожность к своим детям в "неурочный час" приводила к их потере. "Человек - хозяин и покоритель природы" - основа индустриально-технократической культуры; вседозволенность, слепое потребление, невнимание к нюансам, напористая космополитичность - черты человека такой культуры.
Во-вторых, для традиционной, как мифологической, культуры характерно особенное - символистичное - восприятие всех объектов и явлений мира. Сущность такого восприятия - многозначность: всякий предмет быта, всякий природный объект в жизни человека традиционной культуры может иметь несколько смыслов, назначений. Например, одни и те же лес, водоем, поле могут восприниматься:
- как ресурсное пространство человека (дрова, дичь, пушнина, грибы, рыба, сено и пр.);
- как иное, нечеловеческое, пространство - миры, живущие по своим законам, для которых человек не имеет значения, но которые человек всегда должен с осторожностью предполагать (созвучно представлениям об экосистемах);
- как ритуальное пространство или особенное (святое и пр.) почитаемое место (кереметища, почитаемые деревья, родники, озера, камни и пр.);
- другие, более частные смысловые значения.
Каждое из этих значений создает свое особенное восприятие и отношение человека к природному объекту, при этом физически объект - один и тот же. Для каждой из таких "ипостасей" природного объекта характерны определенные личностно-эмоциональные отношения и традиционные представления человека, а также - мифологические существа.
Каждое отдельное животное, растение, природное явление внутри этих природных совокупностей (лес, поле и пр.), как и предметы человеческого быта также имеют много смыслов и назначений. Таким образом, для традиционной культуры характерно более глубокое и сложно-иерархичное, многосмысловое ценностное восприятие природных объектов. В противоположность этому культура городов и мировосприятие горожан тяготеет к узости практических стереотипов, прагматичной однозначности, при которых природные объекты города просто могут не замечаться, поскольку не входят в ценностную и эмоциональную зону.
В-третьих, традиционная культура всегда природно конкретна, поскольку отражает развитие и жизнь геграфически-конкретной совокупности людей (деревня, село) в совершенно конкретном особенном природном ландшафте. Таким образом, формы хозяйствования и отношения к природе в традиционной культуре наиболее оптимальны, выверены, гармоничны, учитывают особенности и нюансы местного природного пространства. Космополитичная индустриальная культура не учитывает и разрушает все нюансы, поскольку является чужеродной, искусственно привнесенной для большинства территорий.
В-четвертых, внутри современных традиционных культур исследователи выделяют большой блок так называемых традиций неразрушающего природопользования, чье значение прямо экологично. Это - утвержденные в общественных нормах и представлениях природосберегающие формы хозяйствования, максимально учитывающие специфику местной природы.
В-пятых, практически весь фольклор и традиционная культура в совокупности - есть отображение, изображение и человеческое восприятие природы. Потому в область экологического образования может входить изучение и преподавание всякого фольклора и различных этнографических объектов - с обязательным условием географической конкретности изучаемой традиционной культуры. Грамотное изучение и популяризация конкретных традиционных культур - важнейший путь в преодолении кризисных экологических ситуаций.
1. Кризис культуры и цивилизации
С учетом вышеизложенного добавим: подобно экологическим системам культурные системы устойчивы при максимальном разнообразии своих структурных элементов. Культура России - сложная мозаичная система, состоящая из многообразия локальных конкретно-географических культур. Абсолютное большинство в этом многообразии представлено многообразием конкретных традиционных культур. Однако это многообразие подавляется и растворяется агрессивными монокультурами - современной космополитичной техногенной культурой и массовой поп-культурой. Эти монокультуры не учитывают природохозяйственные нюансы и особенности художественного исторического восприятия социокультурного мира; создают прогрессирующие темпы ассимиляции малых культур, благоприятные условия для явления скрытой ксенофобии - когда человек неосознанно или сознательно избегает, стыдится своей этно-, традиционнокультурной идентификации. В итоге культура России сводится к искусственному, неживому моноподобию, что приводит к кризисным явлениям и ее разрушению.
Ваше участие в изучении и популяризации географически-конкретных традиционных культур - значительный вклад в преодоление культурного кризиса. Чем более конкретными и детальными будут ваши исследования, тем большую ценность они будут представлять. Необходимо помнить - практически каждая деревня характерна своей самобытной традиционной культурой, отличающейся от, скажем, соседней неприметными на первый взгляд нюансами: различным исполнением одной и той же песни, несколько разными словами в ней; особенной местной топонимикой; различиями, например, в изготовлении гончарной игрушки и пр. Всякая песня, например, или определенный сюжет глиняной игрушки имеет, таким образом, некое ядро - сходно повторяющееся в различных деревнях и районах. Вместе с тем, реально - в совокупности родственных традиционных культур - эта песня, игрушка, сказка, костюм (и т.п.) представлены множеством вариаций, как бы плавно связанных на территории российской культуры друг с другом.
2. Антропологический (психологический) кризис
Таким образом, понятно, что современная техногенная культура, особенно в своем городском варианте, формирует психологически неполноценных людей. Человек такой культуры лишен нюансов, состоит из одних "общих мест" стереотипов массовой культуры. "Полые люди" - так назвал их поэт Т.С.Эллиот. Люди, не способные, "благодаря" своей "культуре", ни к осторожному и глубокому восприятию природных объектов и себе подобных, ни к эмоциональному многозначному их пониманию. Люди с чудовищно зауженным видением мира. Психическое неблагополучие (неврозы и пр.) - как постоянное следствие в жизни таких людей. Количество их постоянно растет - через рождаемость и приток в города, через ассимиляцию, растворение традиционных культур.
Мы - педагоги и носители элементов традиционной культуры - можем оказаться в ответе за все эти кризисы, если станем стыдиться, считать чем-то неважным свою традиционную культуру. При изучении и популяризации традиционной культуры неизбежны заблуждения и затруднения, наиболее частые из которых приведены ниже.
Заблуждения:
1. "Наши корни": мудрость предков или пережитки
В этом распространенном заблуждении фольклор и традиции предстают как нечто из далекого прошлого, относящегося к "золотому веку". Это - или "корни" нашего менталитета, которые "следует возрождать", или "древняя мудрость" - "гиперборейское тайное знание", "арийские веды руссов" (неоязычество) - объект ностальгии и недоказуемых, но красивых спекуляций. В изучении реальной современной традиционной культуры этот подход расценивается как профанация, безграмотная популяризация. Разновидности подхода могут воплощаться в программах разнообразных "дней города", (псевдо)народных гуляний, ролевых (славянских, хоббитских и пр.) игр. Подход был распространен в советское время - в качестве официального "русско-народного искусства", сведшего реально живущую традиционную культуру к пережиткам или суевериям. В отдельных случаях (дошкольники, младшие школьники, теплый прием спонсоров или глав министерств) данный подход допустим.
2. Излишняя фиксация на декоративности - фантазии
Часто встречается у педагогов декоративно-прикладного творчества: преподавание какого-либо ремесла или искусства, восходящего к народным традициям, но без привязки к конкретно-географической традиционной культуре. Если в условиях городской культуры подобные творческие клубы и хобби, хотя и не относящиеся к традиционной культуре, безусловно полезны, то в сельских условиях, где можно найти и популяризовать естественную ремесленно-художественную традицию, занятие абстрактным "народным" искусством бессмысленно и вредно.
Поскольку привязки к конкретной традиционной культуре не происходит, то акцент с изучения и изготовления реальных разновидностей (в пространстве культуры) предмета переносится на фантазирование "народноподобных" образов, "народных мотивов", т.е. на декоративность и художественное дарование автора. При этом, без экспедиционных исследований также происходит профанация реальной традиционной культуры.
3. Излишняя фиксация на эстрадности - фантазии
Подобно предыдущим заблуждениям акцент ставится не на реальную, а "выдуманную" народную культуру. В интересах эстрады происходит упрощение исполнения, костюмов, обрядовых действий - до полной бессмыслицы, но с сохранением зрелищности. В более серьезных коллективах ошибка может проявляться в тщательном, но бездумном исполнении того или иного обряда, песни: тщательность в фиксированном следовании одному из вариантов исполнения, в то время как этот вариант чужд для местных традиционных культур (взят из книги, аудиозаписи) или является усреднением существующих.
4. Сведение к типажам
Во всех вышеперечисленных заблуждениях, при отсутствии экспедиционных исследований реального многообразия традиционных форм, традиционная культура предстает в виде не существующих реально обобщенных типажей: народного костюма, народной песни, сказки "Волк и семеро козлят" и т.д. В реальной традиционной культуре каждый сюжет, мотив в росписи, исполнение персонажа в глиняной игрушке не имеют фиксированного канона, но представлены даже у одного мастера (исполнителя) многообразием вариаций, собирание которых в экспедициях и представляет главную ценность.
Для многих горожан сегодня традиционная роспись ассоциируется только с современной хохломой и городецкой, глиняная игрушка - только с дымкой, традиционная посуда - с тульскими самоварами, а все остальное - с матрешкой.
5. "Очевидность" и "неинтересность" традиционно-культурного материала
Для носителей традиционной культуры их культура чаще всего привычна, не представляется чем-то особенным, а интересно, соответственно, "что-то свеженькое" - культурно-экзотическое, не родственное местной традиционной культуре. Очень часто в деревнях, на фольклорных опросах информанты не хотят рассказывать "всякую чепуху" и байки. Такое ощущение неважности, пустяшности фольклорной информации хотя и устойчиво, но иллюзорно. Для представителей другой традиционной культуры, как и для исследователя, ваша "чепуха" будет ценным, удивительным материалом. Необходимо как можно точнее, со всеми кажущимися несуразицами, записать и полно запаспортизировать местный материал.
6. Сенсационность традиционно-культурного материала
Опасное заблуждение, приводящее к непониманию и профанации: элементы традиционной культуры, например былички, могут попадать на страницы "желтой" прессы и "эзотерических" изданий. Происходит неверная, фантастически-гипертрофированная или мистическая интерпретация традиционного сюжета. Вокруг случаев, излагаемых быличками (встречи с лешими, домовыми, млитами, огненными змеями и пр.), часть из которых, безусловно, реальна, создается нездоровый интерес ко всякого рода "духам, магическим силам, потусторонним проявлениям и пр." Подобная интерпретация вредна, а интерес опасен, поскольку действительная природа сил, учитываемых или воспринимаемых традиционной культурой, неизвестна.
Вместе с тем, именно малая изученность и нежелание педагогически пояснять эти важные элементы традиционной культуры в районах области вызывает дурной ажиотаж "на запретный плод" и "сенсацию" в городе.
7. Крайности религиозной интерпретации
Реальность происходящего в быличках для многих негорожан очевидна - по их собственному опыту. Многие относят все происходящее к нечистой силе, бесам и считают абсолютно вредными всякие записи и интерес к подобным сюжетам. К чему это приводит - написано выше. В традиционной культуре нет ничего лишнего: если в течение тысячелетий сохранилось восприятие людьми подобных феноменов - значит, это функционально, для чего-то необходимо. Полезность подобных, в чем-то опасных, мотивов для тысячелетнего существования традиционных культур, как и для отдельного человека, очевидна: человек знает свое (не главное на земле) место, не лезет на рожон, не нарушает, не ведет себя нагло и вседозволенно даже в знакомых и, тем более, в непростых местах. Важно, что подобные отрезвляющие и научающие осторожности случаи происходят не в далеких мистических сферах, а в предельно реальных лесах, домах и полях - ведь жить человеку и вести себя достойно, в первую очередь, необходимо в этом, реальном, мире. Необходимо спокойное, без сенсационности собирание и педагогическое преподавание подобного материала - как реальной, естественной части традиционной культуры. Ведь преподаем же мы в школах электрический ток и ядовитые вещества, хотя они и опасны для жизни! Даже если это действительно реально опасные силы, а не феномены коллективного мифологического бессознательного (по К.Г.Юнгу), то тем более, из соображения осторожности, о них следует помнить. Ведь если о них забыть (как в городской культуре) - ничего хорошего не будет: во-первых, они от этого не исчезнут, во-вторых, примут завуалированный, новый изощренный вид (СМИ? Культ секса, денег, карьеры?). Так и получается, что традиционная культура с привычными персонажами быличек - явление более здоровое и устойчивое к порокам и кризисам. Лучше уж так: изучать и поддерживать родную традиционную культуру во всем ее естественном многообразии, чем как в городе - "ни в Бога, ни в черта".
8. Отвлеченный наукообразный подход
При этом традиционно-культурный материал в экспедициях может собираться академически грамотно, но интерпретироваться вне насущного культурно-экологического смысла, а просто - как "научное изучение" явлений культуры. Можно работать в составе каких угодно приезжих высококлассных экспедиций, но если материал не приводит к осознанию, педагогическому осмыслению и решению проблем местных традиционных культур, то ваши действия бесполезны.
9. Собирание без смысла
Такое происходит при хаотичной собирательской деятельности - когда не выработано ни ключей, ни общих принципов систематизации собираемого материала, ни целей, конкретных гипотез и решаемых задач собирательской деятельности. Часто встречается в работах, присланных на школьные конференции.
10. Неграмотное собирание: отсутствие паспортов, олитературивание
Очень серьезный недостаток многих работ, который начисто обесценивает все экспедиционно-собирательские исследования авторов. Без паспорта (полное ФИО исполнителя-информанта, место и дата рождения, место и продолжительность нынешнего проживания, образование, места работы - особенно связанные с природными объектами, нынешнее рабочее положение, дополнительные сведения информанта о рассказанной информации, полное ФИО собирателя, полная дата и полные координаты - округ, республика, область, район, село, деревня - опроса) записанная информация бесполезна. Нужно знать и правила архивирования, систематизации в беловые тетради собранного материала. Ни в коем случае нельзя проводить литературную обработку собранных текстов - как-то их самому приукрашивать "на народный лад", "дополнять по смыслу". Их надо записывать так, как вам, пусть и бессвязно, поведал рассказчик. Иначе собранный материал не будет отражать какие-то возможные нюансы вашей традиционной культуры, которые вами могут посчитаться просто незначительными.
Парадокс, разрушающий традиционную культуру
В городе не знают реальную традиционную культуру, а если и знают, то в форме эстрадно-декоративных фантазий, искусственных типажей или дурных сенсации.
В районах области знают реальную традиционную культуру, но не считают чем-то особенным или дают негативную оценку, то есть не популяризируют и не поддерживают ее, отчего ее не знают и в городе.
Итог парадокса. Традиционная культура неизвестна, исчезает или интерпретируется неверно. Городская техногенная культура, при отсутствии грамотных представлений о традиционной культуре, разрушает и растворяет реальное многообразие традиционных культур, так о них и не узнав. Итог: кризисы.
Практический вывод. Необходим выход из этого парадокса, т.е. преодоление трех указанных кризисов.
Пути и способы. Грамотное собирание, изучение географически-конкретных традиционных культур. Их педагогическая и информационно-культурная (учреждения культуры, СМИ) актуализация.
- "Всероссийскому обществу охраны природы - 80 лет!"- Владимир Щербаков
- "На ругань люди не реагируют" - Рахиль Мастинская
- Вода - источник жизни
- Деятельность ВООП в Сибири: исторический аспект
- Ещё раз об устойчивом развитии
- Качинские страдания
- Коренные народы и Природа
- Мой первый урок филантропии в России
- Мораторий на весеннюю охоту в России: насущная необходимость или потакание зеленым?
- Педагогическое осмысление традиционной культуры
- Промартель на Лысой горе и речка Кара-Торобушка
- СКАЗКИ
- Сибирские старообрядцы
- ХВОЩ
- Этнопедагогика* и экологическая этика
Календарь
Материалы данного раздела
- Ежемесячный бюллетень "Медвежий угол"
- № 1(1) Апрель 1999
- № 3-4(4) Июнь - Июль 1999
- № 6(6) Сентябрь 1999
- № 7(7) Октябрь 1999
- № 1(8) Январь 2000
- № 2(9) Февраль 2000
- № 3(10) Март 2000
- № 7(14) Август 2000
- № 8(15) Сентябрь 2000
- № 9(16) Октябрь 2000
- № 10(17) Ноябрь 2000
- № 1(18) Январь 2001
- № 2(19) Январь 2001
- № 3(20) Февраль 2001
- № 9(26) 2001
- № 10-11(27-28) 2001
- № 12(29) 2001
- № 13(30) 2001
- № 14(31) 2001
- № 1(32) 2002
- № 2(33) 2002
- № 3(34) 2002
- № 4(35) 2002
- № 5(36) 2002
- № 6(37) 2002
- № 7(38) 2002
- № 8(39) 2002
- № 9(40) 2002
- № 1(44) 2003
- № 2(45) 2003
- № 10(53) 2003
- № 11(54) 2003
- № 12(55) 2003
- № 3(46) 2003
- № 4(47) 2003
- № 5(48) 2003
- № 6(49) 2003
- № 7(50) 2003
- № 8(51) 2003
- № 9(52) 2003
- Журнал "Медвежий угол"
- № 1
- "Некомерческое" предпринимательство
- Жило - было яблоко ...
- ИСАР-Сибирь
- Международные экологические акции
- Перспективы развития платных услуг общественных объединений
- Пивоварка
- Повторение пройденного (грабли как инструмент познания)
- Прекрасные дни в заповеднике
- Рекомендации и “предупреждения” организациям, решившим оказывать платные услуги
- Смерть
- Снова о "вредных" животных
- Текущие проекты
- Цихлозомы
- Экологическая игра "Сокровище капитана Флинта"
- Элайза Клоуз
- № 2
- Болота
- В защиту рек
- Здравствуй, ИСАР!
- Консультации
- Межрегиональный Общественный Фонд Сибирский центр поддержки общественных инициатив (МОФ СЦПОИ)
- Могут ли некоммерческие организации использовать упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности?
- Моя Сибирь
- Мы и змеи
- Мы объявляем конкурс ...
- О налогах
- Образование, экология, Интернет
- Особенности исследовательской деятельности учащихся
- От Стрельниковой
- Текущие проекты
- Токсикология диоксинов
- Экологическое образование и этноэкология
- “Все сказали, что это не получится...”
- “Мусор сюда носят все кто способен ходить”
- “У нас замечательно талантливые дети!” – Марина Скакальская
- № 3
- "Неженское" дело
- "Я, конечно, специфический общественник..." - Сергей Костарев
- Trust for Mutual Understanding (Фонд Взаимопонимания)
- ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ
- Загадочные ПАУКИ
- КАКОЙ ТРАНСПОРТ ВЫБРАТЬ?
- Реки и люди
- СКАЗКИ
- СОХОНДИНСКИЙ БИОСФЕРНЫЙ ЗАПОВЕДНИК
- ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
- ТОКСИКОЛОГИЯ ДИОКСИНОВ
- Чистим родники...
- № 4
- № 5
- "Конфликты нужны и должны быть в любом развивающемся обществе", - Сергей Пащенко
- "Мой компьютер заражен..."
- Енисей трещит по швам
- Как охранять природу не выходя из дома
- Колонисты в городах
- Научные работы школьников (методы и подходы)
- ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
- УСПЕХ НА КЛИМАТИЧЕСКИХ ПЕРЕГОВОРАХ В МАРРАКЕШЕ
- Фонд Сороса - РОССИЯ НОВОСИБИРСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ
- Хочешь что-то изменить - начни с себя!
- Чистильщики рек, идущие по пути Моисея
- Что бы я сделал, чтобы очистить океан
- № 6
- "Нельзя одному тащить семь чемоданов без ручек...", - Лия Санданова
- Внучка польских шляхтичей
- Зверинцы и Зоопарки
- Лесная кухня
- Можем ли мы помочь детям-сиротам
- От фотокружка до студии
- Предугадай проблемы, или "Ой, болит!"
- Программа ТАСИС
- СКАЗКИ
- ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
- ТРИ СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ
- Экологическое образование в сельской школе
- № 7
- "Дом домов" Игоря Огородникова
- Всемирный день охраны озонового слоя
- Для умных и немного ленивых
- Задачник по физике для эколога
- Молодые экологи в Абазе
- Мысли из мусорного ведра
- Нужны ли сибирские воды Центральной Азии?
- Осенние дары
- ПИСЬМА ЧИТАТЕЛЕЙ
- ПИШУТ ДЕТИ
- Право на экологическую информацию
- Реабилитация диких животных
- Сибирские воды нужны всем
- Сибирские реки нужны всем - сибирякам тоже
- ТЕКУЩИЕ ПРОЕКТЫ
- Телецкое озеро - проблемы туризма
- Фонд "Хандспринг" (Handspring Foundation)
- Экологические проблемы и нефтегазовая промышленность
- № 8
- "Защищать и охранять природу - это то, чем я живу..." - Светлана Титова
- SABIT
- БИОРАЗНООБРАЗИЕ
- В защиту серых китов
- Зимние сюрпризы
- Как "вымерло" шантарское реликтовое стадо?
- Как мы ходили в экологический поход
- Конференция Движения дружин по охране природы
- Программа по экологическому туризму
- Проект "Экотропа "Живая вода"
- Сокровища Алтая
- Сумеем ли мы сохранить озеро Хадын
- Тувинские мотивы
- Что необходимо принимать во внимание при планировании набора волонтеров?
- ЭКОТУРИЗМ - что это?
- № 9
- "Лесов в России практически не осталось" - Владимир Захаров
- "Маразм не может продолжаться бесконечно"- Алексей Ярошенко
- "Мы, мыши летучие, друзья наилучшие"
- Бессмыслица, видимая даже с Марса
- Биометеорология, или какая погода будет завтра?
- Весеннее меню
- Дерево, которое не выросло
- Коллемболы
- Культ дерева коренных народов Алтая и Саян
- Что можно сказать о широком лентеце?
- Экологические проблемы Томской области. Взгляд неформала
- Экологическое образование - для устойчивого развития
- № 10
- "Они цветут, сердца отогревая, как маленькие теплые костры!"
- "Реки перебросить, нельзя отказаться" или "реки перебросить нельзя, отказаться"
- "Сусанин - человек высоконравственный, но совершенно аморальный" - Лев Ердаков
- ГИС на службе у эвенков
- Мое знакомство с Салаиром
- На Пути к Семи Тайнам
- Не повезло...
- О биологизации земледелия
- Путешествие в Зеленые горы
- Травы вкусные, травы целебные
- Хроника одной катастрофы
- Через искусство - к Зеленой планете
- № 11
- "Будем надеяться..." - Владимир Роговцев
- "От лесной темы невозможно отмахнуться - слишком остро стоит сейчас проблема" - Александр Дубынин
- Бийские леса в опасности... от лесников
- Биоценоз - лес (исследовательские работы)
- Восстановление лесов по-научному
- Дела лесхозные
- Древесные болезни
- Как посадить дерево
- Лес или лесные плантации
- Лесорубочные билеты появляются прямо перед проверкой
- Малонарушенные старовозрастные леса и необходимость их охраны
- Малонарушенные старовозрастные леса и необходимость их охраны
- Мы древляне!
- О роли лесов
- Почему усыхают пихты?
- Шиповник
- № 12
- "Вода - источник жизни"
- "Я занимаюсь не экообразованием, а образованием для устойчивого развития" - Джеймс Хайнсон
- Амфибии - мифы и реальность
- Все в твоих руках
- Диагноз: "ВЕСНА"
- Как провести социологический опрос
- Крапивинский гидроузел: круг второй
- Листья в городе
- Мой самый верный друг
- НАМ ПИШУТ
- Научно-образовательные центры устойчивого развития: идея, практика, рефлексия
- Особенности концепции устойчивого развития
- Устойчивое развитие - слова и смысл
- Экологическая культура жителей села
- Эконоосферное поселение Виссариона
- № 13
- "Всероссийскому обществу охраны природы - 80 лет!"- Владимир Щербаков
- "На ругань люди не реагируют" - Рахиль Мастинская
- Вода - источник жизни
- Деятельность ВООП в Сибири: исторический аспект
- Ещё раз об устойчивом развитии
- Качинские страдания
- Коренные народы и Природа
- Мой первый урок филантропии в России
- Мораторий на весеннюю охоту в России: насущная необходимость или потакание зеленым?
- Педагогическое осмысление традиционной культуры
- Промартель на Лысой горе и речка Кара-Торобушка
- СКАЗКИ
- Сибирские старообрядцы
- ХВОЩ
- Этнопедагогика* и экологическая этика
- № 14
- "Хочешь чистый воздух - живи за городом" - Андрей Даниленко
- ЖАБЫ на дороге
- Инструмент влияния, или "Клапан для сброса пара"
- Клондайки нашего Городка
- Лучший вид на этот город
- На глобусе все глобальное. И автомобилизация - тоже
- Направление движения в мире отходов
- Новая Экономическая Теория NET (New Economic Theory)
- Озеленение ради здоровья
- Открытие Америки отдельно взятым экологом
- Устойчивое развитие можно обеспечить технологическими научными разработками
- Формирование экологических знаний и навыков у городского школьника
- № 15
- "Нужно вспахивать, нужно сеять"
- Будем черпать воду из реки ковшиком?
- Горный Алтай снова в опасности
- Городским рекам - чистые берега
- Как спасали Реку
- Керосиновое озеро
- О реке Издревой...
- Общественный экологический мониторинг Иртыша
- Рациональное использование и охрана водных ресурсов
- Рекам не всегда нужна наша помощь, важно не мешать им...
- Рыбы, занесенные в Красную Книгу, просят помощи и защиты!
- Сеть Сибирских Рек
- Спрос рождает предложение
- Судьба реки
- У истоков идей бассейнового подхода
- Устойчивое развитие с. Барлук: местная повестка 21 век
- Чистенькая Америка: свобода в пределах Закона
- Чистую воду - жителям Томского Приобья
- № 16
- Возродим наш лес?
- Жаркое лето в Тобольске
- За состояние окружающей среды отвечает мировое сообщество
- Зеленые приходят и выигрывают все
- Новогодняя сказка
- Новый взгляд на проблему мусора
- Нужны ли дети нашему государству?
- Нужны ли нам общественники?
- Памятник природы - Буготакские сопки
- Построим экологическую игру
- Прогресс и белочки
- Работаем вместе
- Светлое будущее на фоне экообразования
- Святой источник села Федосиха
- Серые журавли на Саратовском болоте
- Учиться у природы
- Француз Дамьен из деревни Орловка
- Химическая удавка для Увата
- Экологичное строительство и отходы
- Юрий Айваседа из рода Вэлла
- Я охраняю природу
- № 1
- Информационная служба ИСАР-Сибирь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,635 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,635 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,635 | |
3 года 27 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,635 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,176 | |