Дела лесхозные

 

ЛЮДИ ГОСУДАРЕВЫ

Беседовала Юлия Черная

У нас в гостях Анатолий Иванович Шинкаренко, директор Филиала ФГУ "РосЛесозащита" Центра защиты леса Новосибирской области.

- Какие проблемы, на Ваш взгляд, стоят в лесном хозяйстве наиболее остро?

Я не буду оригинальным, но в первую очередь это финансовые трудности. По существующему лесному кодексу деньги на лесовосстановление идут только из областного бюджета. И сумма эта в основном складывается из попенной платы, получаемой от пользователей леса. Причем попенная плата сначала поступает в местный бюджет, и только часть этой суммы потом возвращается лесникам на лесовосстановление. Вот и получается, что мы много рубим, зарабатывая попенную плату, а денег на лесовосстановление приходит мало.

Вторая проблема, частично связанная с первой, - специалисты. В лесхозах идет вымывание кадров. Старые специалисты уходят, а молодежь на освободившиеся места не приходит. В Новосибирской области нет своего ВУЗа, готовящего специалистов для лесного хозяйства. Тогучинский лесхозтехникум готовит только среднее звено - мастеров леса и т.д. Если раньше управление лесами ежегодно отправляло 20 человек обучаться в ВУЗы других областей, то сегодня такой возможности просто нет. Да и зарплаты у нас в лесном хозяйстве не привлекательные, одним словом, бюджетное финансирование. В лесном хозяйстве дополнительные прибавки к зарплате возможны только за счет ведения рубок.

- Некоторые общественники говорят, что сегодня лес около населенных пунктов рубят в основном не лесники, а сами местные жители.

Желающие рубить есть с обеих сторон. Вообще, я хотел бы заметить, что в последние годы стали рубить меньше. И в итоге, остается много перестойного, старого леса, особенно в труднодоступных районах. И сажать, как я уже говорил, стали тоже меньше. Если раньше вырубленные территории должны были засадить в том же году, то теперь этого никто не делает. Поэтому основные ставки сделаны на естественное возобновление. Вот и получается, что процент искусственно восстановленных лесов невелик, а естественное не всегда возможно.

- Вы говорили о том, что у нас много перестойных лесов. А как Вы относитесь к теории, что обязательно надо оставлять участки нетронутых лесных территорий, на которых не ведутся ни рубки, ни посадки?

В России сохранилось мало девственных лесов. Например, у нас, в Новосибирской области, их нет. А вообще, на мой взгляд, ценные леса охраняются: есть заповедники, заказники, национальные парки и т.д. Это источники прекрасного семенного материала. Может, конечно, сейчас таким территориям нужно уделять больше внимания.

Вообще, в основе любого грамотного лесного хозяйства лежит заготовка качественного, здорового семенного материала. И лесосеменная база требует постоянного ухода, для этого есть специальные технологии. Но в настоящее время многие из этих технологий нарушены, и пора создавать новые лесосеменные базы. У нас есть желание над этим поработать, есть такие задумки, но пока все упирается в денежные вопросы.

- Анатолий Иванович, как Вы относитесь к пожарам? Я знаю, что мнение специалистов по этому поводу разделились: кто-то считает это проблемой, угрожающей лесам, а кто-то считает это естественными процессами, не только не вредными, но и даже полезными для леса.

Пожар остается пожаром и в лесу, и в городе: сначала это большая беда, а потом начинается интенсивный процесс возобновления. Для естественного возобновления в лесу семени необходимо попасть на почву. Плотный травяной покров, толстый слой опада мешают семени попасть на землю. После пожара опад и трава сгорают, и семена, упавшие вниз, могут прорасти. Семена многих ценных пород (лиственницы, сосны, ели) с крылатками, а значит, могут разноситься на большие расстояния. Приживаемость на гарях высокая, и обычно процесс возобновления идет очень быстро. Но все-таки пожары - это большая беда, и я бы не хотел, чтобы мои слова восприняли, как призыв поджигать лес. Нужно помнить, что в лесу кроме растений есть еще и животные. Особенно страшны верховые пожары в хвойных лесах: там все горит стеной. Обычные пожары в сосновом или кедровом лесу не губительны. Кора у этих деревьев толстая, первые ветки находятся высоко, поэтому слабые пожары им совершенно безвредны. Такая же ситуация в березовых лесах. Вы, наверное, и сами часто видели обгоревшие деревья вдоль дороги. Палы идут, но дерево остается живым. Наша природа и сама приспособилась к пожарам. Другое дело молодые посадки, их охране лесники уделяют, как правило, больше внимания. Скажем так, хороши или нет пожары в лесу, сильно зависит от типа леса и силы пожара.

- Расскажите, пожалуйста, как работает ваш центр? Как информация об очагах заболеваний или вредителях попадает к вам?

От лесников и мастера леса информация поступает в лесничество, потом в лесхозы, а потом поступает к нам, в центр. Принимается совместное решение, мы даем свои рекомендации, а управление уже решает: объявить ЧП, или обходиться своими силами. Мы же, как специалисты, разрабатываем конкретные мероприятия: или химические методы борьбы, или санитарные рубки.

Большая проблема для нас - это межхозяйственные лесхозы. Эти лесхозы подчинены министерству сельского хозяйства. А для них на первом месте стоит вопрос о выращивании хлеба, кормов и т.д. У них свои проблемы. Да и зачастую у них просто нет специалистов для грамотного ведения лесного хозяйства.

- А что такое межхозяйственные лесхозы?

Припоселковые леса раньше относились к колхозно-совхозным лесам, и колхозы, совхозы должны были сами следить за их состоянием. Но у колхозов и совхозов не было своих специалистов по лесам, поэтому появилась идея создать межхозяйственные лесхозы, которые и будут отвечать за все колхозные и совхозные леса. И вполне естественно, что подчиняться этот лесхоз стал министерству сельского хозяйства. Особых средств и мощностей у этих лесхозов не было, кто-то, конечно, успел что-то наработать, но у нас в области я сильных межхозяйственных лесхозов не знаю. В итоге и получается, что рубят на дрова кто хочет и сколько хочет. Конечно, люди пытаются все это узаконить или в межхозяйственном лесхозе, или в сельсоветах. Но узаконят куб-два, а везут двадцать. Раньше все это контролировала государственная лесная служба, а теперь - непонятно...

На фотографии - необозримые просторы Сузунского горельника (пожар 1997 г.). Лесники уже освоили "подгоревшую" древесину, расчистили территорию и пытаются восстановить лес. Как видно, это нелегко.

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Владимир Куш - русский Сальвадор Дали Soberbio-Dali

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 40 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 298,241 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 42 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 298,241 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 42 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 298,241 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 18 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 298,241 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 42 недели назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,022 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!