Болота

2 февраля – Всемирный день водно-болотных угодий. В этот день в 1971 г. в г. Рамсаре (Иран) была подписана “Конвенция о водно-болотных угодьях (ВБУ), имеющих международное значение, главным образом, в качестве мест обитания водоплавающих птиц”.

Что такое болота? Хляби, грязная, дурно пахнущая вода, лягушки квакают, и крылатые кровососы не дают ни глаз, ни рта открыть. Бредешь по пояс в воде, о кочки спотыкаешься, того и гляди, трясина засосет. Питьевой воды нет, пройти-проехать невозможно, от комаров лихорадка. Какой же это комфорт? Конечно, совершенно необходимо осушить все болота и создать на их месте прекрасные здоровые угодья, радующие человека и богатые природными дарами.

Примерно так думает “каждый нормальный человек” и, если есть у него возможности, поступает соответственно.

Однако прежде чем предпринимать радикальные шаги по осушению и приданию благообразия территориям, вспомним три эпизода, связанных с сибирскими болотами. Может быть, они немного остудят радикализм, помогут разобраться в сложной водно-болотной ситуации? <>Начнем с самого короткого эпизода. Действие разворачивалось в Коломенской пойме реки Оби, в Томской области, а время недавнее – начало 60-х годов двадцатого века. На заливных пойменных лугах здесь косили прекрасное сено, но с каждым годом покосы затруднялись. Во-первых, высокие кочки мешали работе косилок, да и ходить из-за них по лугу было непросто. Кроме этого, в пойме после паводка застаивалась вода, заболачивался луг, а на болоте какой покос? Виноваты были все те же кочки, они воду задерживали. Тогда приняли очевидное простое решение – срезать кочки. Это давало сразу несколько благоприятных результатов. Первый и главный – кочки не мешали более передвижению косилок. Второй и тоже удачный – вода после половодья кочками не задерживалась, и болота в пойме высохли. Вот видите, как все просто и быстро!

Мешали кочки, а ушла рыба...

Правда, вскоре проявились побочные эффекты. Они были вовсе не очевидны в начале работ по срезанию кочек и, главное, оказались не столь позитивными. Вода по ровной, наклоненной к реке поверхности луга стала очень быстро скатываться к реке. В результате по берегам реки водоподдерживающие пойменные резервуары (болота с их водными ресурсами) исчезли. Как следствие – река в этом месте начала мелеть. Рыба, нерестившаяся на этих участках русла и выходившая весной в пойму, откочевала в более благоприятные для икрометания районы. Там, где срезали кочку, уровень воды стал падать слишком быстро. Из-за этого икра не успевала вызревать и высыхала. Мало рыбы стало на этом участке реки. Почва, быстро лишающаяся воды в начале каждого лета, стала сохнуть, и роскошные сенокосы в ней заметно пошли на убыль. А кроме того, пропали многие пойменные озера вместе со своей рыбой и дичью. Добычливая охота на водоплавающую дичь, рассказы о тысячных стаях уток перекочевали в разряд легенд.

Можно поразмышлять, сильно ли мы выиграли, стремясь получить немедленную пользу.

Вторая иллюстрация связана с болотистой страной – Барабой, что находится в центральной части Западной Сибири и занимает основную площадь Новосибирской области. Здесь уже наши мелиораторы поработали своей могучей техникой – экскаваторами, бульдозерами. Однако работы эти пришлось оставить, ибо опять случилось так, что, чем радикальнее меры, тем хуже результаты. Избыточное иссушение, высыхание громадных торфяных подушек и возгорание торфяников в одних местах, а в других – засоление почвы. И везде, где бы ни включали мелиоративные работы, происходила гибель природных комплексов.

Чем славен бобр?

Топкие болота, гнус, невозможность хлебопашества, гнилая вода – все это заставило принимать меры еще в 1895 году. Проект осушения барабинских болот разрабатывал и проводил в жизнь Иосиф Ипполитович Жилинский. Это был высококвалифицированный мелиоратор, который не спешил провести в жизнь самое радикальное решение. Прежде всего, Иосиф Ипполитович исследовал территорию, на которой собрался заниматься мелиорацией, ее рельеф, разнообразие грунтов и растительности, даже с фауной ознакомился. Без такого изучения невозможно прогнозировать продолжительность жизни будущей мелиоративной системы и экономический эффект, а попросту – пользу.

Далее проведен был и первый эксперимент. В озеро Убинское прорыли канал для сброса лишней воды. Ознакомившись с территорией, Жилинский обнаружил, что вся Барабинская низменность носит гривистый характер, а между гривами по понижениям (депрессиям) рельефа текут речки, почти параллельно друг другу. Они-то и обеспечивают естественный отток избыточной воды. Стало быть, новые каналы здесь уже и не требуются, достаточно естественные подправить. Очень быстрый сток всегда приводит к иссушению территории, медленный же – к заболачиванию. Вот и нашли мелиораторы золотую середину.

Очень медленно текущие речки, заиленные и обильно заросшие, они расчищали, слегка увеличивая крутизну ската. Вода в этом случае стекала быстрее, и заиление прекращалось. Зарастание таких речек тоже замедлялось. Те же, у которых склоны были слишком круты, а течение быстрое, отчего они глубоко зарывались в грунт, приходилось замедлять. Так формировались главные и вполне естественные каналы и продлялась их жизнь. Теперь оставалось к ним подвести более мелкие – собирающие воду боковые канальцы, а к тем – мелкие канавки. Вот и получилась целая сеть, собирающая избыточную воду. До того удачная эта сеть оказалась, что с 1903 г., когда работы закончились, в Центральной Барабе и до нашего времени многие ее части функционируют. В системе озер Большие Тороки до сих пор канавы с задернованными склонами соединяют Большие Тороки с Малыми Тороками, а те, в свою очередь, с озером Кривым. Дальше канавки поменьше расходятся к маленьким озеркам. Во влажные периоды, а они случаются в Барабе каждые 10-12 лет, эти каналы уравнивают уровни всех трех озер и не дают излишне разлиться мелким. В сухие времена система рассоединяется, каналы высыхают и ждут своего часа.

Знаменита Барабинская низменность своими рямами, где зреют ежегодно огромные урожаи ягод – брусники, клюквы, голубики. Естественно, там обитает множество тетеревов, глухарей, белых куропаток. Озера здесь невероятно рыбные, даже те, где кислородный режим нехорош, и зимой случаются заморы рыбы. Даже они производят сотни и тысячи тонн карася. Этой рыбке заморы не так страшны. Стоят по озерам ондатровые хатки, плещутся и гомонят бесчисленные стаи уток. Есть вода – и жизнь бьет ключом, осуши – и все вокруг превратится в пустыню. Зачем распахивать эту болотную землю? Всегда из видов хозяйствования здесь самым выигрышным было животноводство, а лучшим маслом в мире считалось барабинское. Если станем поддерживать и сохранять мелиоративную сеть Жилинского, то наши внуки научатся делать то самое масло – барабинское.

Сеть Жилинского – мелиорация с умом

Мелиорация – удивительное слово, оно обозначает регулирование водного режима, то есть и осушение мелиорация и обводнение – тоже. Наша третья иллюстрация – самая протяженная во времени. Касается она особенностей обводнения всей Западно-Сибирской низменности. Вспомним, как она выглядит на карте. Эта ровная огромная площадка слегка наклонена на север, а с юга оторочена горами. Там находится Алтай-Саянская горная система. Когда-то во времена последнего оледенения здесь накопилась масса воды в виде льда и снега. С потеплением все это стало таять, и потекли реки на север по уклону материкового щита. Большие реки собирали в себя малые речки, те имели сеть питающих их ручьев, и постепенно вся вода с этой равнины должна была стечь, а страна превратиться в пустыню. Угол уклона известен, и метеорологам с гидрологами нетрудно посчитать, сколько понадобится лет на опустынивание территории.

Конечно, они взялись это рассчитывать, и наткнулись на непонятный феномен. Сход воды с сибирского щита был чем-то существенно замедлен. Даже учитывая задержки воды, накапливающейся в болотах, иссушение должно быть заметно сильнее, чем оно есть на самом деле. Правда обнаружилось, что задержка происходила примерно до тридцатых годов двадцатого столетия, а затем вода стала уходить с территории в соответствии с расчетной скоростью. Не смогли решить такую странную задачу геологи, осталось у них подозрение, что работали здесь силы не гравитационные и не геологические.

Феномен этот попал на глаза биологам, и появилась интересная гипотеза. Дело в том, что примерно к концу тридцатых годов западcибирские охотники успешно закончили уничтожение бобров на своей территории. Несколько попыток позднее завести и размножить этих животных особого успеха не имели. Реакклиматизированные бобры прижились на немногих речках, но так и не развили большой численности, не стали вновь объектом промысла. Чем же славен бобр? Прежде всего тем, что он великий мелиоратор. Бобры роют норы и устраивают гнезда на берегах лесных речек, ход из гнездовой камеры у этого зверя должен выходить под воду. Если речка обмелела, то ход окажется над водой и гнездо перестанет быть защищенным. Этого хозяева допустить не могут. Трудяги-бобры бдительно наблюдают за уровнем воды в своей речке и успешно регулируют его. Для предотвращения падения уровня они строят плотины: валят поперек речки деревья, забивают между стволами ветки и всю эту систему обильно промазывают глиной. Такая плотина успешно сдерживает воду, но не очень-то долговечна. Ветки гниют, глина частично уносится водой, да еще местные пловчихи выдры проделывают в ней дыры. Не нравятся им, охотницам за рыбой, подводные препятствия. Плотина живет столько же, сколько здешняя семья бобров. Молодые звери уходят от родителей и устраиваются на этой же речке или ее притоке. Там они делают свою плотину и следят за ее сохранностью.

Ученые-геологи рассчитывали сход воды с западносибирской равнины, учитывая ее заболоченность, ее залесенность, которые сильно замедляют потери воды, но бобров они не заметили. А те держали воду в течение многих тысячелетий. Когда с бобрами было покончено, иссушение обрело свою расчетную скорость. А в конце пятидесятых годов эта скорость вдруг обогнала расчетную. Что же произошло?

Высыхание замечательно быстрыми темпами

К этому времени обозначился и набрал темпы еще один процесс, который вполне могут заметить ученые любой специализации и не только они. Необычайно ускорилось сведение лесов, которые являются фактором, задерживающим воду. Уничтожались не только леса междуречий крупных сибирских рек, но и ленточные боры по берегам этих рек. Такие боры являются водоохранными, они сохраняют полноводность своей реки. Теперь высыхание нашей родной страны идет замечательно быстрыми темпами, но мы не горюем. Мы ведь этого просто не замечаем. На наш век Оби хватит, возможно, и детям кое-что перепадет, что же касается внуков и правнуков, то в их техногенном мире, может быть, как раз и понадобится Западно-Сибирская пустыня, которую мы им создали. Останется песня про великую реку Обь, которая где-то текла, и на ней исключительно хороши были вечера.

Мы посмотрели три совершенно одинаковых процесса, в которых участвует человек, с одной стороны, и болота – с другой. У процессов очень сходны закономерности, а различается скорость. Все три, по-видимому, вполне поддаются регулировке со стороны человека. Об этом говорит положительный опыт Иосифа Жилинского, но опыт для нас в большой мере потерянный. Им не воспользовались при резке кочек в Коломенской пойме, не учитывают его ни в коей мере и в стратегии жизни на Западно-Сибирской равнине. Кстати, до сих пор вынашиваются стратегические планы осушения нашей Сибирской страны, чтобы побороть гнус, чтобы распахать и засеять необозримые поля. Как всегда рассчитывают облагодетельствовать несчастное население этого очень богатого края, но разве можно сделать жителей богатыми, уничтожив природные богатства их земли?

Вот и итог нашего длинного разбирательства. Наши ягодники, наши громадные запасы боровой и водоплавающей дичи, рыбные богатства немыслимы без болот. Даже необычайные красоты наших ландшафтов – могучие реки, восходы солнца над тайгой – нуждаются в наличии тех самых болот. В них формируются громадные слои торфа – ресурс наших внуков и правнуков. В заболоченных ландшафтах зарождается и зреет питание будущего – запасы сапропели. Болота совершенно необходимы в Сибири, именно они источник многих ее богатств.

Л. Ердаков
Н. Чубыкина

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Художник Петрова Татьяна

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 44 недели назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 300,557 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 46 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 300,557 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 47 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 300,557 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 23 недели назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 300,557 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 47 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,106 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!