Повторение пройденного (грабли как инструмент познания)

Уже почти 10 лет экологическое образование штурмует учебные планы школ и дошкольных учреждений, присутствует обязательной строкой в программах учреждений дополнительного образования. На протяжении ряда школьных лет меняются учебники и программы, экология то сжимается до упоминаний на уроках биологии и географии, то разрастается до нескольких уроков в школьной сетке. В последнее время даже слова “экология” стали как бы стесняться, более популярно теперь прилагательное “экологический”. Все это происходит, наверное, от того, что общество не может решить для себя, - нужна ему экология постоянно или это только мода, которая уже прошла. Так что существует явное непонимание роли экологических процессов в развитии нашей цивилизации и роли знаний об этих процессах в нашем общем благополучии и личном благополучии каждого. В воздухе витает вопрос: может быть, и не нужно нам изучать экологию, а просто “придумать” способ избежать загрязнений “окружающей среды”. Ведь понятие “экология” для большинства, то есть в обыденном сознании, связано, с одной стороны, с сохранением окружающей среды, с другой же, непосредственно примыкает к сохранению собственного здоровья. Часто экологией называют конгломерат из медицинских аспектов охраны природы либо почти любое негативное явление общественной жизни. “Экология - это всё” - вот как выражают свою точку зрения сторонники этого подхода. Не стоит думать, что неопределенность с экологическим образованием характерна только для России с ее перманентной реформой образования. Это проблема скорее планетарного масштаба, чем национального. Вот что пишет о проблемах экологического образования гражданин США Стив Ван Мартр:

“За двадцать последних лет у многих сложилось впечатление, что на возникающие множества экологических проблем наша образовательная система дала серьезный ответ. Но это не так. Поскольку движение экологического образования было сбито с пути:

    а) превращено в тривиальную дисциплину; 
    б) разбавлено и упрощено специалистами других направлений; 
    в) оккупировано множеством агентств и промышленных компаний, чья деятельность собственно и привела к появлению многих экологических проблем”.

Из этой короткой цитаты видно, что проблемы экологического образования общие, и стоит рассмотреть их повнимательнее.

Экология как тривиальная дисциплина.

Для того чтобы внедрить экологические постулаты в головы широкого круга людей, далеких и от науки, и от естественного природного окружения, нет лучшего способа, чем экологическое образование в школе. Таким образом, экология в том или ином виде превращается в школьную дисциплину. Как известно, предметы в школе негласно делятся на “основные” и “не основные”. Современная школа дает массу теоретических знаний и теоретических же умений для достижения цели-мечты - развития интеллекта учеников. Те предметы, что традиционно выбраны для реализации цели, относят к основным, и судьба экологии - пополнить список теоретических дисциплин, если она претендует на серьезное внимание школы. Но чем “серьезнее” предметы, тем меньше следа оставляют они в головах (о душе уже не говорю) большинства учеников, тем быстрее они будут забыты после школы. То же с экологией. Если удается сделать экологию “серьезным” уроком, она теряет своё значение как нечто общественно или лично значимое и становится традиционно оторванной от жизни школьной дисциплиной. Но именно общественная значимость экологических проблем заставила обратить на экологию, до того лишь университетскую науку, пристальное внимание общества и, как следствие, - ввести в систему народного образования.

Неудовлетворенность экологией как “тривиальной дисциплиной” заставило многих искать другие пути просвещения. Было найдено якобы спасительное решение: экологические проблемы затрагивают многие стороны нашей жизни, и поэтому она должна быть междисциплинарной областью, а именно, появиться в широком обра зовании как “экологизированная” история, география, литература, физика, химия и даже русский язык и математика. К собственно экологии необходимо добавить: социальная, экономическая и пр. В итоге возникла проблема не только разбавления и упрощения экологического образования специалистами других направлений, о чем упоминает Ван Мартр, но смысл и суть экологии размылись и потерялись.

Для некоего среднестатистического члена нашего общества экология - это, прежде всего, наука о загрязнении нашей среды обитания и способах предупреждения загрязнений и очистки. Сюда включают еще и аспекты собственного здоровья, что более экологично. Однако суть такой “экологии” остается весьма односторонней, усилия этой науки направлены на обязательный возврат оптимума экологических факторов обделенному человеку или человечеству. Он изменяет характеристики среды и требует, чтобы общество, а еще лучше - специалисты-экологи, исправляли случившееся.

Для профессионального эколога это наука, изучающая законы взаимодействия живого и неживого, живого и живого. В зависимости от уровня организации живого ставятся и задачи изучения, формулируются экологические правила. Если это уровень особи, то рассматриваются приспособления особи на воздействия среды обитания или других особей на воздействия того же или иных видов. Так выводятся экологические правила, по которым организм отвечает на внешние воздействия. Если эколог работает на популяционном уровне, то предмет его изучения - уже популяция. Ответ популяции на изменения окружающих условий совсем не тот, что у особи, и проявлен иначе, поэтому формулируются другие экологические правила - закономерности взаимодействий и взаимоизменений популяций, а также внутрипопуляционные механизмы таких изменений.

Итак, обычное экологическое исследование направлено на то, чтобы понять и оценить ответ живой системы на воздействие извне, будь то влияние живого или неживого. Если это организм, то в фокусе исследований - его адаптации, которые могут быть различными - физиологическими, биохимическими, поведенческими. Если предметом изучения является популяция организмов, то экологические закономерности будут в популяционных ответах на воздействие. Ученый задает вопрос организму в форме изменения его условий существования. Организм отвечает на это изменение закономерным изменением своей функции или формы.

Сравним обыденные и научные представления об экологии и посмотрим, где они не совпадают. Житейская логика расходится с логикой науки в самом предмете исследований. Житейская логика во главу угла ставит различные, чаще неприятные, внешние воздействия, а наука - ответ на такие воздействия.

Если мы действительно даем экологическое образование, то всё же должны ввести в сознание учеников суть предмета. Даст ли это какую-то немедленную практическую пользу, сказать трудно, но возможно, расширит восприятие наших экологических проблем за пределы в основном технических задач по поддержанию оптимальной среды обитания в наших поселениях. Может быть, найдем способ выстраивать свою жизнь в ответ на необратимые изменения среды обитания, образовывать какую-то новую среду, пригодную для полноценной жизни. Пусть не совсем природную, но и не насквозь техногенную. Во всяком случае, грамотность ещё никому не мешала, и стоит ли её подменять полуграмотностью при “экологизации” всех дисциплин - большой вопрос.

Проблема вмешательства в экологическое образование различных корпораций (надо полагать, промышленных или обслуживающих промышленность). Мы, наверное, не сталкивались с ней так, как Стив Ван Мартр в США, по причине молодости национальных традиций, как в демократии, так и в экообразовании. Для нас, пожалуй, более традиционно административное вмешательство государства в образование. Но государство наше индустриальное и больше всего, кроме своих собственных интересов, печется об интересах индустрии (а не об интересах граждан, как нам хотелось бы думать). Получше понять, что такое индустриальное общество, помогают интересные размышления Киркпатрика Сэйла о луддитах и уроках, которые можно извлечь из их движения и поражения.

Луддиты, как мы помним из истории, это цеховые мастера, восставшие в начале ХIХ века в Англии против крупного промышленного производства. Они громили и сжигали промышленное оборудование, чтобы сохранить привычный уклад жизни и защитить ценности, которым они были привержены. Школьная программа заставляла нас заучивать, что:

  • луддиты фетишизировали машины, видя в них основную угрозу своей жизни и традициям;
  • были обречены на поражение: ведь нельзя вставать на пути прогресса, а надо просто грамотно бороться за свои социальные права.

Сейчас, два века спустя, можно посмотреть на движение луддитов как на первое организованное сопротивление индустриализму. Люди отстаивали свое право сохранить в себе человеческое - отношения, включая семейные, между людьми и свои чувства. Разве нас, членов постиндустриального общества, не тревожит распад привычных человеческих отношений, разве апатия и теряемое чувство вкуса к жизни - не закономерное следствие технического прогресса?

К. Сэйл в статье “Уроки генерала Лудда” рассматривает суть индустриализма как совокупность ценностей и технологий западной цивилизации: “Искусственные технологии, не взятые у природы, отдаляют человека от окружающей среды, ставят его в оппозицию ей. Искусственный мир радикально отличается от мира естественного, у него другие установки, тенденции, законы, они направлены на подавление мира естественного”. Луддиты выступали, как ни странно, против подавления в себе естественного.

Вот ещё цитата из К.Сэйла: “...до тех пор, пока техносфера не найдет новых способов взаимодействия с биосферой, она будет нести в себе опасность”. Имеется в виду - опасность естественному миру, вытесняемому и умирающему. Добавим: она и для себя опасна, так как погибнет, лишившись природных и человеческих ресурсов.

Может ли что-то, кроме гибели, остановить продвижение монстра индустриализма?

Спустя два века после луддитов человечество устойчиво озабочено результатами развития техносферы (хотя это касается прежде всего угрозы недостатка ресурсов для жизни, а не сохранения в человеке естественного). Эта озабоченность породила Всемирный форум в Рио-де-Жанейро, где был сформулирован и декларирован Принцип Устойчивого Развития. Отдельным странам и всему мировому сообществу предлагается снизить разрушительное воздействие на биосферу путем добровольного ограничения потребления. Но как-то сложно всерьез рассчитывать, что этот тезис будет принят государствами к исполнению. Ведь двигатель нашей цивилизации - увеличение потребления. Где те меры, которые позволили бы сочетать существование (и развитие!) потребительской цивилизации и ограничение потребления?

Однако, осознавая серьезность проблем и слабость позиций экологического образования, мы не можем отказаться от усилий достучаться до сознания людей, убедить их жить разумно. Образумить. Образовать? И какую роль в этом может играть экологическое образование?

Одной из серьезнейших его задач видится - сделать осознание проблем и путей выживания человечества всеобщим. Проблемы экологического образования мы частично увидели. Теперь коснемся его возможностей.

Раздается немало призывов учиться жить в гармонии у самой природы. Но как этому научиться? И что это такое - “учиться у природы”?

У нас немало знаний о природных процессах; хотя нельзя сказать, что развитие науки экологии закончилось, многие факты и закономерности уже не используются в учебниках и обобщающих научных фолиантах. Однако эти знания в массе своей в обществе не востребованы. Экология целый век развивается как оформившаяся наука, но до недавнего времени её изучали только в университетах. Известно, что в традиционных народных культурах вырабатывались в основном экологически-ориентированные способы жизни и ведения хозяйства. Экологические знания передавались в поколениях, причем в форме, которая легко воспринималась среднестатистическим большинством. Иначе традиции не становились бы традициями. В наличии экологических элементов в традиционных культурах убеждаются и собиратели фольклора коренных народностей любой части Земли. Но парадокс в том, что сейчас сами народности уже не пользуются этими знаниями и не передают их новым поколениям! Скорее мы найдем интерес к экологическому природопользованию у поселенцев экоградов, бывших горожан. А стремление жить в гармонии с природой у представителей коренных народностей можно смело отнести к прошлому. Хотя живут они, как правило, на тех же территориях, их современные жизненные уклады утратили большую часть элементов традиционного сберегающего природопользования. Они, как и все мы, уверовав в псевдонезависимость от природы, попали в настоящую зависимость от технократической культура и благ цивилизации.

Почему-то до сих пор способность учиться у природы только терялась. Боюсь, что “учиться у природы” скорее иносказание, чем руководство к действию. Думается, человек может учиться только у человека. Востребовано то, что значимо в глазах социума, имеет социальное подкрепление как неписаный закон или правило поведения. Тогда это правило, воплощенное в конкретные дела и образцы поведения, становится элементом культуры общества. Природоориентированное поведение или хозяйствование сохранены обычно там, где не нарушены традиционные связи между членами сообщества. Там, где нарушены естественные, человеческие связи между людьми, разрушается и “экология”. Получается, что в знаниях - сила, но не вся.

Образование призвано давать, главным образом, знания, умения и навыки. Звучит как-то механически, где-то даже кажется, железки звякают. Но это не удивительно: образование, в том числе школьное, обслуживает общественный заказ, а заказчик - индустриальное общество. Следующее, как бы более высокое достижение для школы - развитие интеллекта учащихся. Слов нет, это замечательно, ведь никто не отменял развития техносферы, для которой развитие интеллекта необходимо. Но тогда “провисают” без опоры призывы любить природу и учиться у неё. Природа - только ресурс, можно ли любить ресурс, учиться у него? Его можно только учиться использовать оптимальным образом.

Возможно, живя с ощущением, часто не сформулированным, себя как ресурса, человек теряет естественное в себе. Уходят естественные отношения сначала между “дальними”, потом и между ближними в ближайшем окружении, в семье. Потом уходят чувства. Чувствам ведь тоже надо учить и учиться.

Но вот в образовательных и околообразовательных кругах началось брожение, они всколыхнулись и забеспокоились. Вдруг обнаружили, что усвоение знаний без иных мотиваций, кроме интеллектуальных, идет плохо. Учиться неинтересно. Нужно было сделать процесс обучения более естественным, а что более естественно, чем игра? Можно сказать, в образовательной сфере появились целые потоки игр: игры дидактические, интеллектуальные, имитационные. Игры вносят оживление в обучение, они могут вызвать азарт, веселье и тем пробудить интерес к результату. И очень важно - в игре человек не один, он в общении, он сопричастен. Игры моделируют деятельность, и реальная жизнь как бы репетируется. Игра обучает и позволяет попробовать что-то новое, что в обычной жизни человек не рискует опробовать. Как прием игра универсальна, её можно использовать и с детьми, и со взрослыми практически в любых дисциплинах.

Вероятно, во всем мире игры используются давно, но в России образование долго было очень серьезным. Те из наших учителей, кто приобщился к игре, используют ее успешно и часто с азартом школьников, они ощутили в этом творческие возможности и сами сочиняют игры. Одну из них мы приводим ниже и приглашаем всех поделиться своим опытом.

Но для успешности экологического образования мало ввести один успешный прием. Как мы уже говорили, для того чтобы быть действенным, оно должно стать элементом культуры, стать чем-то нужным, привычным, широко доступным. Для этого ему придется сначала стать чем-то привлекательным для многих. Известно, что пока еще для человека привлекательно то, что связано с чувствами. Перед педагогами всегда ставится задача вызвать у детей любовь к природе. Дети, принято считать, эмоциональнее взрослых и легче отзываются на проявления чувств. Но, к сожалению, никогда не объясняется, как это делается, а для многих педагогов любовь к природе столь же отвлеченное понятие, как и для учеников. Мне ни разу не приходилось наблюдать, чтобы любовь к природе появлялась на уроках при использовании арсенала доступных учителю средств. Чаще не появляется даже интереса. Даже привлечение детей к исследовательской деятельности на природных объектах - это полумера. Воистину верна поговорка: “Врачу: исцелись сам!”.

Требовалось нечто, чего мы ещё не знали или знали, но хорошо забыли. Оно продолжает требоваться, но кое-что все же появилось. Я имею в виду открытие для широкого круга книг и работ Джозефа Корнелла. Это американский натуралист и педагог, обучающий взрослых и детей разных стран и народов ощущать природу. Он рассказывает об этом в книгах, несколько из них переведены на русский и даже приведены в наших сборниках “Играя, обучаемся”. Просто, искренне и естественно он описывает способы, которыми удается разбудить в человеке светлые чувства, помочь испытать радость, вернуть ощущение себя и природы. Необходимым условием процесса является собственная любовь к природе и желание поделиться ею, а основным инструментом - игры на природе. Вдобавок Корнелл хороший натуралист, и его игры не содержат предметных ошибок и искажений (но в книгах, увы, есть ошибки перевода).

Книги Дж.Корнелла оказались в арсенале педагогов-экологов очень кстати. Но их популярность возрастала и расширялась вместе с распространением интерактивного метода в экологическом образовании.

Метод стал известен почти одновременно во всех сферах, связанных с обучением или коллективным творчеством, а применительно к экологическому образованию попал в Сибирь с Дальнего Востока, где в виде программы семинаров был синтезирован из творческих находок ресурсного экоцентра ИСАР-ДВ и американских педагогов. В 1999-2000 годах ИСАР-Сибирь при поддержке Института Устойчивых Сообществ провел серию семинаров, чтобы познакомить педагогов и представителей экологических общественных организаций с возможностями интерактивного обучения. Опыт оказался очень успешным начал проникать вглубь педагогического сообщества Сибири как бы сам собой.

Если в двух словах охарактеризовать интерактивный метод, можно сказать, что он основан на обучении через получение собственного непосредственного опыта при работе в группе.

Что же было в нем такого, чего не хватало раньше? Это легче понять, если вспомнить принципы гуманистической педагогики по Карлу Роджерсу.

Их пять:

  • Индивид находится в центре постоянно меняющегося мира. Для каждого индивида значим собственный мир восприятия окружающей действительности. Этот внутренний мир не может быть до конца познан никем извне.
  • Человек относится к окружающей действительности сквозь призму собственного восприятия и понимания.
  • Человек стремится к самопознанию и самореализации, а также обладает внутренней потребностью к самосовершенствованию.
  • Взаимопонимание, столь необходимое для развития личности, может достигаться только в результате общения.
  • Самосовершенствование, развитие происходит на основе взаимодействия со средой, другими людьми. Внешняя оценка весьма существенна для человека и достигается в результате прямых или скрытых контактов.

Если человек со своим видением мира, которое очень значимо для него, не встречает взаимопонимания, то его стремление к самопознанию, самосовершенствованию и также к познанию мира может сильно “увять”. Мы живем при постоянном недостатке общения, и хотя можем этого не замечать, это отражается на силе и направленности нашего интереса к миру. Поправка наших интересов происходит под влиянием внешних оценок. Вот почему то, что не имеет социального подкрепления, не станет законом жизни для общества.

Наши интерактивные игры по определению были групповыми. Вся работа на семинаре строилась на постоянном взаимодействии людей в группах. Все участники наших семинаров были взрослыми людьми. Думаю, не ошибусь, предположив, что в повседневной жизни им не часто приходится играть. Не со своими учениками, а со взрослыми людьми. Это требует открытости, доброжелательности и постоянного сотрудничества. Создавалась такая атмосфера, что люди естественным образом уходили от негативных оценок в отношениях или в деятельности. Они слушали друг друга, становились друг другу интересными, это поднимало их собственную значимость. Вот вам и игры!

Каждый из трех дней семинара был необычным, интересным и вызывал часто бурную реакцию. Чаще всего радостную. Иногда им приходилось грустить, все время - задумываться. Они называли свое состояние по-разному; некоторые - счастьем. Все были согласны в одном: если не испытать всего этого лично, другим передать невозможно. Это к вопросу о пользе очень теоретических знаний.

А как же экологические знания? Но мы же договорились, что знаний достаточно, было бы желание их усвоить, т.е. сделать своими.

Есть надежда, что экологическое образование найдет способы донести свою суть до людей. Придётся только очень много работать.

Н. Чубыкина

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 14 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,866 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 17 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,866 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 17 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,866 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 45 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,866 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 17 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 8,212 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!