ЛЮДИ И ЛОСОСИ: КУДА УШЛА ГАРМОНИЯ

Когда мы готовили заседание первого Общественного Лососевого Совета и публиковали проект реко­мендаций по решению проблем раз­вития любительского и спортивного рыболовства в Усть-Большерецком районе, один из комментаторов написал нам: «К сожалению, боль­шинство Совета — лица, помогаю­щие уничтожению лосося в районе. Прискорбно, что данное начинание сгинет на корню». Мы считаем, что он не совсем прав. Правильнее было бы написать так: "Большин­ство жителей Усть-Большерецкого района, представляющих и власть всех уровней, и весь рыбный биз­нес, и все население, включая стариков и детей, состоит из лиц, помогающих уничтожению лосося". По крайней мере, эта формули­ровка была бы более честной. Но честным было бы признать и другое. Например, что местное население в Усть-Большерецком районе просто загнано в условия, когда не быть браконьером просто невозможно.

В 1945 году все японские заводы и базы, расположенные на Камчатке, перешли в ведомство Главкамчатрыб- прома, как и заводы бывшего АКО (Акционерного Камчатского Общества, владевшего рыбоконсервными заво­дами). Был кинут клич на всю страну: "Приезжайте работать и жить на Кам­чатку". Отозвались десятки тысяч людей, которые стали работать на многочислен­ных рыбозаводах и базах, ловили рыбу в рыболовецких колхозах, чьи централь­ные базы располагались рядом с заво­дами в устьях крупнейших лососевых рек. Помимо них заготовкой рыбы для нужд местного населения занимались бригады больниц, школ, рыбкоопов, так как рыба была повседневным продуктом питания для всех жителей Камчатки. Только на побережье тогда проживало более ста тысяч человек, и все были обеспечены рыбой на зиму. Сегодня же в Усть-Большерецком районе проживает 8 200 человек, и только чуть больше 200 имеют законное право на вылов рыбы для собственного питания как пред­ставители коренных малочисленных народов Камчатки.

Самый подлый удар был нанесен правительством СССР, когда вышел указ о государственной монополии лососе­вого промысла. Это значило, что любой житель Камчатки не из числа КМНС был приговорен правительством быть браконьером, так как государство ему запрещало ловить лососей и питаться им. После этого минуло более полувека. Промысел лососей достиг таких объемов вылова, каких не знали полвека назад, - "исторического максимума". Количество людей, проживающих на побережье, - "исторического минимума". Но указ Правительства СССР не отменен - мест­ное население так и не имеет законного права ловить рыбу для собственного пропитания. Хотя есть у этого населе­ния право быть уравненным в правах с КМНС в местах традиционного про­живания коренных малочисленных народов Севера.

Таких среди жителей района найдется совсем немного. Когда проходили кон­курсы на право пользования РПУ для промышленного рыболовства, одним из критериев было количество работаю­щих на предприятии из числа местных жителей. Конкурс прошел - критерий отпал, как необязательный. Сегодня на местные рыбозаводы кого только не везут их хозяева - лишь бы меньше платить зарплаты и налогов в бюджеты. При 600 миллионах бюджетных затрат района, доходная часть - меньше двад­цати миллионов рублей. Это только от рыбопромышленных компаний, кото­рые расположены на территории района. Хотя ловят здесь рыбу, перерабатывают ее на берегу и выпускают продукции на... миллиарды рублей. Ни от рыбо­ловного туризма, ни от традиционной хозяйственной деятельности в бюджет района не поступило ни копейки, хотя и туристических компаний и родовых общин "трудится" в районе немало.

Если вычесть из 8200 человек, прожи­вающих сегодня в Усть-Большерецком районе, тех, кто имеет хоть какое-то отношение к легальному рыбному бизнесу, получает "от рыбы" зарплату, платит налоги в местный бюджет, то таких среди жителей района найдется совсем немного. Когда проходили кон­курсы на право пользования РПУ для промышленного рыболовства, одним из критериев было количество работаю­щих на предприятии из числа местных жителей.

Конкурс прошел - критерий отпал, как необязательный. Сегодня на местные рыбозаводы кого только не везут их хозяева - лишь бы меньше платить зарплаты и налогов в бюджеты. При 600 миллионах бюджетных затрат района, доходная часть - меньше двад­цати миллионов рублей. Это только от рыбопромышленных компаний, кото­рые расположены на территории района. Хотя ловят здесь рыбу, перерабатывают ее на берегу и выпускают продукции на... миллиарды рублей. Ни от рыбо­ловного туризма, ни от традиционной хозяйственной деятельности в бюджет района не поступило ни копейки, хотя и туристических компаний и родовых общин "трудится" в районе немало.

Но рыбопромышленники, помимо мизерной пользы, наносят еще и ощути­мый вред - эти предприятия в последние годы пристрастились скупать икру у

Сергей Вахрин, Общественная коалиция «Сохраним лосось вместе»

Материал в разделах:

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Северная Двина

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Активность на сайте

сортировать по иконкам
3 года 6 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,993 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,993 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,993 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 37 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,993 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,380 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!