Главные экологические новости в новом выпуске Обзора...
- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
В настоящее время в результате антропогенного загрязнения в окружающей среде накоплено большое количество поллютантов. Среди них особую опасность представляют мутагены. Мутагены - факторы физической, химической и биологической природы, способные вызывать нарушения в генетическом аппарате живых организмов. Мутагенное загрязнение окружающей среды в настоящее время является одной из причин увеличения частоты наследственных болезней, онкологических заболеваний, врожденных пороков развития, аллергии, снижения иммунитета и ряда других патологий [4; 13].
Мутагенное действие фактора не ограничивается поражением организма, подвергшегося воздействию, как, например, при токсическом воздействии. Мутации в половых клетках передаются потомству и, накапливаясь и размножаясь, увеличивают «генетический груз», т. е. совокупность вредных мутаций популяции. Следствием может быть вырождение и вымирание вида [12].
В связи с этим в генетике возник новый быстро развивающийся раздел «генетическая токсикология», задача которого - изучение воздействия факторов окружающей среды на генетический аппарат человека [3].
Наиболее важным является изучение генотоксической ситуации в природных водоемах, т. к. воду используют все организмы и потребляют в количествах больших, чем какого-либо другого вещества [6].
Исследования в этой области широко ведутся во всем мире. Однако в настоящее время нет единой научно обоснованной методологии исследования воды природных водоемов на мутагенность [1]. Поэтому результаты противоречивы, данные, полученные разными авторами даже на одном участке водоема, различаются от «генетической опасности» до «генетической безопасности» [6].
Такие противоречия могут быть обусловлены отсутствием единых требований к хранению и подготовке проб к тестированию.
При длительном хранении проб воды их генотоксический эффект значительно снижается. Для избежания ошибки воду следует тестировать сразу после отбора проб или хранить в замороженном состоянии непродолжительное время. При неправильном и длительном хранении мутагенный эффект будет модифицироваться, что приведет к неправильной характеристике токсикогенетической ситуации [4; 6; 10]. В зависимости от задач и условий эксперимента анализируется или нативная или концентрированная вода. Концентрирование проб производится в случае, если содержание мутагенных соединений в нативной воде слишком мало [4; 5; 6].
Нами проведен сравнительный анализ ряда широко применяемых методов подготовки воды для оценки мутагенного действия: фильтрация с помощью бактериальных фильтров, экстракция эфиром, выпаривание, вакуумная перегонка с целью получения различных фракций, использование ионообменных смол [5]. Мутагенное действие каждой пробы регистрировалось в нескольких тестах: учет ревертантов у гистидин- зависимых штаммов Salmonella thyphimurium (штаммы ТА 1535, ТА 1538, ТА98 и ТА 100), учет частоты доминантных летальных мутаций (ДЛМ) и рецессивных сцепленных с полом летальных мутаций (РСПЛМ) у Drosophyla melanogaster, видимых мутаций (ВМ) у Chlorella vulgaris, хромосомных аберраций (ХА) у Allium cepa [6].
Полученные данные показывают, что при определении мутагенной активности одной и той же пробы с использованием одних и тех же тестов, но при применении разных методов подготовки можно получить сильно различающиеся результаты: от сильного мутагенного эффекта до полного его отсутствия. При этом ни один из используемых методов подготовки не позволяет полностью сохранить содержащиеся в пробе химические соединения.
Понятно, что если подготовка проб ведется разными методами, то сопоставление результатов, полученных разными исследователями, затруднительно.
Другой причиной противоречия могут быть различия в методе исследования. При выборе методов исследования необходимо учитывать следующие требования, предъявляемые к токсикогенетическим тестам:
высокая чувствительность, чтобы не пропустить потенциальный мутаген, не дать ложноотрицательного ответа;
специфичность, чтобы регистрировать только истинные мутагены, т. е. не дать ложноположительного ответа;
способность выявлять все типы мутаций;
возможностьвыявлять прямые мутагены и промутагены (соединения генетически безопасные, но приобретающие мутагенную активность в процессе метаболизма);
возможность выявлять как универсальныемутагены,такиспецифические мутагены, активные в ограниченном наборе тест-объектов;
экономичность, быстрота выполнения, доступность [7].
В настоящее время существует более 200 краткосрочных тестов, регистрирующих генотоксиканты [7; 11]. Однако ни один из этих тестов не отвечает вышеперечисленным требованиям.
Поэтому ложноотрицательный ответ может быть получен за счет видоспецифичности мутагена. Например, мутаген, вызывающий ХА у Allium cepa, может быть не выявлен в лимфоцитах человека.
Неверное заключение может быть сделано за счет того, что фактор вызывает мутации, которые не регистрируются данным методом. Так, например, если мутаген индуцирует хромосомные аберрации у Allium cepa, он может не вызывать генные мутации у гистидин-зависимых штаммов Salmonella thyphimurium. Таким образом, заключение о генетической опасности фактора в этих двух тестах может быть противоречивым [7; 8; 11].
Ложноотрицательный результат может быть получен, если изучаемый фактор является промутагеном. Поэтому, чтобы быть уверенным в безопасности исследуемого мутагена, необходимо протестировать продукты его распада в организме, что сильно увеличивает объем работы.
Таким образом, генотоксическая ситуация в одном и том же водоеме, но оцененная разными методами может не совпадать.
Для того чтобы снизить вероятность ложноотрицательных результатов, исследователи используют системы, включающие несколько методов. Это позволяет в значительной мере избежать перечисленных выше опасностей. Сочетание тестов подбирается в зависимости от задачи исследования, условий и возможностей лаборатории, изучаемого фактора и т. д.
Поскольку в лаборатории генетики ЯрГУ им. П.Г. Демидова уже в течение 30 лет ведется изучение мутагенного загрязнения водоемов, проведена сравнительная оценка возможности использования именно для этих целей различных токсикогенетических тестов: частота обратных мутаций у гистидин- зависимых штаммов Salmonella thyphimurium, частота ХА в лимфоцитах периферической крови и фибробластах человека, частота ДЛМ и РСПЛМ у Drosophila melanogaster, частота ХА в растительной меристеме, частота аномальных споруляций и ВМ у Chlorella vulgaris, частота ХА в роговице Mus musculus и различных видов рыб [7; 8; 9].
В результате для оценки мутагенного загрязнения воды и донных отложений природных водоемов нами разработана система из двух тестов: теста учета ДЛМ у Drosophila melanogaster [2, 5] и ХА в меристеме Allium cepa [14; 15; 16; 17].
Предлагаемая нами система позволяет снизить к минимуму как ложноположитель- ные, так и ложноотрицательные результаты оценки мутагенного потенциала природной воды по следующим причинам.
Включение Drosophila melanogaster как тест-объекта позволяет регистрировать генные, хромосомные и геномные (анеуплоидия) мутации и выявлять как прямые мутагены, так и промутагены, приобретающие мутагенную активность в процессе метаболизма в животном организме.
Тест с использованием Allium cepa позволяет регистрировать ХА, индуцированные как прямыми мутагенами, так и промутагена- ми, активирующимися в растительном организме.
Таким образом, предложенная система позволяет регистрировать широкий спектр генетических нарушений:
генные, хромосомные и геномные мутации;
мутации как в соматических, так и в половых клетках;
выявлять промутагены, приобретающие генетическую активность в результате метаболической активации в растительных организмах;
выявлять промутагены, приобретающие генетическую активность в результате метаболической активации в животных организмах.
Вместе с тем эта система является краткосрочной, простой в постановке и экономичной.
Особенно следует отметить, что сравнение результатов, полученных в разных тестах, не только регистрирует наличие или отсутствие мутагенного эффекта, но и позволяет судить о количестве и спектре генотоксикан- тов на различных участках реки.
Таким образом, нами предложена система мониторинга за генитоксическим состоянием проточных водоемов.
Полученные данные могут быть использованы:
- для определения сложившейся экологической ситуации в водоеме;
Библиографический список
токсикогенетической характеристики природных сред;
определения опасности дополнительного введения генотоксических загрязнителей в определенный регион;
определения масштабов природоохранных мероприятий.
С использованием этой системы нами проведено изучение генотоксического загрязнения и составлена карта-схема его пространственного распределения для Горьковского и Чебоксарского водохранилищ.
Жмур Н.С. Токсикологический мониторинг источников загрязнения водных объектов // Токсикологический вестник. 1999. № 3. С. 7-13.
Изюмов Ю.Г., Литвинова Е.М., Шварцман П.Я. Реализация повреждений, индуцированных эти- ленимином на разных стадиях сперматогенеза, при хранении спермы в семяприемниках интакт- ных самок // Химический мутагенез: Сб. Науч. трудов. Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. С.64-70
Инге-Вечтомов С.Г. Экологическая генетика и теория эволюции // Информационный вестник ВО- ГиС. 2009. Т. 13. С. 362-372
Лекявичус Р.К. Химический мутагенез и загрязнение окружающей среды. Вильнюс: Мокалас, 1983.223 с.
Методические указания по экспериментальной оценке суммарной мутагенной активности загрязнений воздуха и воды. М.: М-во здравоохранения, 1990. 25 с.
Прохорова И.М. Некоторые проблемы токико-генетического контроля за водной средой // Оценка суммарной генетической активности природных и сточных вод. Деп. в ВИНИТИ 24.03.86. № 3297- в86.С. 9-12
Прохорова И.М. Оценка генотоксичности регуляторов роста растений // Экологические аспекты регуляции роста и продуктивности растений. Ярославль, 1991. С. 325-337.
Прохорова И.М., Ковалева М.И. Генотоксический мониторинг экологического состояния верхней Волги // Научные аспекты экологических проблем России. М.: Наука, 2002. С. 355-362.
Прохорова И.М., Фомичева А. Н., Ковалева М.И. и др. Пространственная и временная динамика мутагенной активности воды оз. Неро // Биология внутренних вод. 2008. № 2 (апрель-июнь), 2008. С.17-23.
Соколовский В.В., Журков В.С. Оценка суммарной мутагенной активности факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. 1982. № 11. С. 7-11.
Тарасов В.А. Принципы качественной и количественной оценки генетической опасности химических веществ // Мутагены и канцерогены окружающей среды и наследственность человека. М.: Институт общей генетики РАН, 1994. С. 3-66.
Фомичева А.Н., Прохорова И.М. Мониторинг мутагенного загрязнения малых рек // Водные ресурсы. 2005. Т. 32. № 3. С. 347-351.
Шевченко В.А. Радиационная генетика одноклеточных водорослей. М.: Наука, 1979. С. 3-25.
Nielsen M.N., Rank J. Screening of toxicity and genotoxicity in wastwater by use of the Allium test // Hereditas. 1994. V. 121. № 3. P. 249-254.
Osiecka R. The effect of some fungicides on the course of mitosis and induction of chromosomal aberrations in Vicia faba cells // Bulletin of the Polish academy of sciences. Biological sciences. 1987. V. 35. P. 10-12.
Sharma C.B. Plant meristems as monitors of genetic toxity of environmental chemicals // Current science. 1983. V. 52. № 21. P. 1000-1002.
Turkoglu S. Genotoxicity of five food preservatives tested on root tips of Allium cepa L. // Mutation Research/Genetic Toxicology and Environmental Mutagenesis. 2007. V. 626. № 1-2. P. 1-3
Прохорова И.М.1, Чуйко Г.М.2, ФомичеваА.Н. 1, Ковалева М.И.1, Солдатова А.А.1, Халюто Х.М.1, Блохина Т.И.1
1Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова, Ярославль, Россия,
![]() |
|
---|---|
1 год 26 недель назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,703 | |
1 год 28 недель назад Гость ![]() |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,703 | |
1 год 29 недель назад Гость ![]() |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,703 | |
2 года 5 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,703 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
1 год 29 недель назад Гость ![]() |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 6,192 | |
Лемболовское озеро — озеро на Карельском перешейке во Всеволожском районе Ленинградской области. Расстояние от Санкт-Петербурга составляет око...
размешен 10.06.23
|
Тип: Статью
размешен 10.06.23
|
Тип: Новость
размешен 09.06.23
|
Тип: Запись в блоге
размешен 09.06.23
|
Тип: Статью
размешен 09.06.23
|
Тип: Новость