Мхи – одни из древнейших наземных растений . Их можно найти по всему миру,...
- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Ю. Р. Широков,
Межрегиональный общественный экологический фонд «ИСАР-Сибирь», Альянс «Экодело», Новосибирск, Россия, isarsib@gmail.com
В последнее время на разных уровнях довольно много было сказано о смене парадигмы развития страны, о необходимости ухода от сырьевой зависимости в экономике, о модернизации, о приоритетном подходе к восточным регионам.
Но почему-то применительно к Сибири и Дальнему Востоку сценарии [1] с советских времен качественно практически не меняются. Добыча ископаемых, строительство плотин, продажа электроэнергии и сырья в Китай [5] и другие страны АТР – таково основное наполнение практически всех стратегических документов, наработанных для региона в последние годы. Других альтернатив наша политическая и бизнес-элита не видят.
Государство планирует развивать здесь экономику путем создания крупной корпорации, бесконтрольно (от местного населения и властей) распоряжающейся недрами и лесными ресурсами региона.
При существующем уровне коррупции, пассивности общества и неэффективности госуправления нетрудно предположить, что будет с природой и людьми, если такие подходы возобладают.
Деньги прямиком уйдут в Москву или в оффшоры, а на местах останутся грязные производства и истерзанная природа.
Вместо четырех «И» (Институты, Инфраструктура, Инновации, Инвестиции) Д. Медведева и трех «Э» [2] В. Толоконского (Энергичность, Эффективность, Экологичность) для Сибири останутся три «К» (Корпорация, Коррупция, Китай).
Обречены ли Сибирь с Дальним Востоком на участь сырьевой колонии?
Альтернативой сырьевого пути является экомодернизация.
Ученые выделяют пять «кластеров» экомодернизации [3] (Яницкий О. Н., http://ecodelo.org/ node/10799):
(1) Изменяющаяся роль науки и технологии. Вместо традиционной роли «помощи и исправления» уже нарушенной природы – предотвращение негативных изменений в ней посредством социальных и технических методов, начиная с процесса проектирования технологических и организационных инноваций;
(2) Возрастание роли рыночной динамики и ее агентов;
(3) Изменение роли государства. Более децентрализованный, менее «директивный», более адаптивный и консенсусный стиль регулирования;
(4) Изменение позиции, роли и идеологии социальных движений. Большее их вовлечение в процессы принятия решений. От радикализма к реформизму;
(5) Новые повестки и новые идеологии. Как видно, заметное место здесь принадлежит гражданскому обществу.
Насколько наше общественное движение готово стать заметным фактором модернизационных процессов?
В состоянии ли оно (других игроков на этом поле пока не наблюдается) артикулировать и продвигать новые подходы и идеологии?
Каков на данный момент потенциал экологически ориентированной части гражданского общества?
Несмотря на то что суммарный экономический вклад общественного сектора в стране давно сопоставим с валовым региональным продуктом отдельных субъектов Федерации, разговоры о том, есть ли у нас гражданское общество, прекратились относительно недавно. Точку в спорах поставили грандиозные массовые акции «За честные выборы», не утихающие с декабря 2011 года.
За спокойные «нулевые» численность среднего класса выросла (по разным исследованиям) с 10 до 25–30% – в сумме это десятки миллионов людей (как правило, с хорошим образованием и мозгами), научившихся жить без участия государства, самостоятельно принимать решения и зарабатывать на жизнь себе и своим семьям.
Государственные же институты все эти годы, наоборот, костенели и деградировали. Дистанцирование от общества, игнорирование его запросов, безответственность, безнаказанность, безнравственность, лоббирование частных интересов, коррупция, ложь и манипулирование общественным сознанием стали нормой для российской властной вертикали. И с этим российское общество больше мириться не захотело, стало самоорганизовываться, консолидироваться и действовать.
Экологические движения и экологические лидеры не оставались в стороне и играли заметную роль в этих процессах.
Если посмотреть на структуру экодвижения, то сейчас оно представлено разными по типу организациями.
Основой движения и самой массовой его составляющей являются небольшие организации и группы активистов, позиционирующие себя исключительно как региональных игроков и нацеленные преимущественно на решение локальных задач (сохранение какой-то реки, парка, сквера, просветительская работа с детьми и т. д.). Тем не менее, у нас уже достаточно много примеров, когда, координируясь и кооперируясь с единомышленниками, таким организациям удается добиться серьезных успехов в решении больших межрегиональных проблем.
Возросшая социальная активность приводит к формированию движений по особо чувствительным для сообщества проблемам. Наиболее распространены движения против вредных производств, в защиту лесов, парков и скверов («Защитим лес Академгородка», «Комитет по Усинскому марганцу» и др.).
Современные технологии легко позволяют объединяться по интересам. Как следствие, в последнее время возникло много социальных сетей, сфокусированных на решении экологических проблем («Мусора Больше Нет», «Экодело» и др.).
Практически в каждом крупном сибирском и дальневосточном городе есть две-три (иногда и больше) сильные, профессиональные общественные экологические организации (Байкальская Экологическая Волна, Экологическая вахта Сахалина, Сибирский экологический центр и др.). Многие из них обладают уникальным опытом природоохранной деятельности, и их роль чрезвычайно важна для всего движения. Экологические проблемы носят комплексный характер, потому вольно или невольно эти организации выходят за рамки чисто природоохранной деятельности и становятся пропагандистами и носителями новых подходов и идей для социально-экономического развития.
Кроме того, эти организации имеют налаженные связи и партнерские контакты с организациями из других регионов, входят в различные сети и коалиции («Сосновская коалиция», «Сеть Сибирских Рек», коалиция «Сохраним Укок» и др.)
По данным социологов, центры гражданской активности в последние годы смещаются от общественных организаций к движениям и социальным сетям (на трибуне Болотной площади Е. Чирикова, а не руководители Гринпис или WWF).
Есть в нашем обществе и запрос на зеленое политическое движение, стоящее вне действующих сейчас политических партий, есть бизнес-структуры, готовые финансово поддержать «зеленую» партию. Но пока этот запрос имеет слабый отклик в экологическом сообществе.
Действовать общественникам, как и в предыдущие годы, приходится в неблагоприятных условиях: под зорким оком контрольных служб, с большой нагрузкой по всякой бюрократической отчетности, при равнодушии, а то и при противодействии надзорных, судебных и специально уполномоченных органов, в отсутствие доступных ресурсов и поддержки со стороны государственных институтов.
Проблемы экодвижения
Что делать?
Чтобы идеи устойчивого развития возобладали, у них должно быть достаточное количество сторонников в обществе.
Достаточное – это сколько?
Современное общество – это в каком-то смысле огромная социальная сеть, в которой люди обмениваются впечатлениями, знаниями, опытом, идеями, слухами и другой информацией.
Американские ученые из политехнического института Ренсселара (Rensselaer Polytechnic Institute, штат Нью-Йорк, США – старейший национальный технический университет) в рамках цикла работ по исследованию социально-когнитивных сетей, выполненных на грант Пентагона, пришли к такому выводу [6]: «Если у идеи или концепции в социальной сети меньше 10% убежденных сторонников, эта идея или концепция никогда не станет в этой сети доминирующей. Но как только таких убежденных сторонников станет более 10%, идея начнет лавинообразное распространение до тех пор, пока не захватит большинство участников сети».
Если вы занимаетесь развитием, то ваша первая задача «на месте» — создать себе союзников. «2,5% активного меньшинства есть в любом городе, наше неумение их отыскать – это наша проблема», – считает В. Глазычев (http://rusrep.ru/article/2012/06/13/glazihev).
Несколько процентов – не такой уж и неподъемный ориентир.
Что нужно сделать, чтобы выйти на такой уровень?
Задачи на будущее:
Устойчивое финансирование – одна из серьезнейших проблем для российских экологических организаций. Традиции благотворительности в стране только развиваются. Государственные программы поддержки слабы и охватывают преимущественно лояльные властям организации, расположенные в крупных городах. Крупный бизнес, располагающий свободными средствами, в большинстве своем ориентирован на добычу сырья и по этическим соображениям не может рассматриваться экологическими организациями в качестве источника поддержки.
Многие международные фонды свернули свою деятельность в России.
Чтобы общественное экологическое движение развивалось, необходимо срочно выстраивать систему поддержки, ориентированную на российские источники (богатые люди, представители среднего класса, региональные администрации, малый и средний бизнес).
Научиться работать со средним классом, предложить удобные и прозрачные схемы поддержки и вхождения в движение, найти другие местные ресурсы – актуальная задача для многих общественных организаций.
Положительные предпосылки для этого в нашем обществе уже формируются.
Для примера можно привести данные социологического опроса, озвученные ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым на прошедшем в январе международном экономическом форуме «Россия и мир: 2012–2020 (http://slon.ru/economics/translyatsiya_s_gaydarovskogo_foruma_den_tretiy_golikova_i_fursenko_obsudyat_novuyu_sotsialnuyu_poli-732469. xhtml).
В ходе этого опроса ученые опросили граждан, на что бы они потратили 10 000 руб. Данные распределились следующим образом:
Первая цифра: сколько процентов граждане готовы потратить на эту статью бюджета, а цифра в скобках – сколько сейчас тратит бюджет:
Причем, если посмотреть доходы опрошенных людей, то выяснится, что за улучшение общественного транспорта готовы платить только те, кто им не пользуется, – самый богатый слой населения, у которого 1–2 машины в семье.
Нужно далее наращивать успехи, извлекать уроки из поражений, консолидироваться, искать новые точки развития, множить союзников (в том числе и во власти) и результаты придут.
Литература
1 Широков Ю. Р. Сценарии падения http://ecodelo. org/10329-stsenarii_padeniya-strategii_razvitiya
2 Три «Э» от полпреда по Сибири http://ecodelo. org/11170-tri_e_ot_polpreda_po_sibiri-politika
3 Яницкий О. Н. Экомодернизация России: теория, практика, перспектива. М., 2011.
4 Шиганова О. В., Широков Ю. Р., Чубыкина Н. Л. Концепция экологической стратегии для Обь-Иртышского бассейна http://ecoclub.nsu.ru/isar/rekisib2005/p8_13.pdf
5 Два взгляда на развитие Сибири (Чего хотят сибиряки и чего Дерипаска) http://ecodelo.org/2909-dva_vzglyada_na_razvitie_sibiri_chego_khotyat_...
6. J. Xie, S. Sreenivasan, G. Korniss, W. Zhang, C. Lim, B. K. Szymanski «Social consensus through the influence of committed minorities» http://arxiv.org/PS_cache/ arxiv/pdf/1102/1102.3931v2.pdf
![]() |
|
---|---|
1 год 25 недель назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,122 | |
1 год 27 недель назад Гость ![]() |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,122 | |
1 год 27 недель назад Гость ![]() |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,122 | |
2 года 3 недели назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,122 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
1 год 27 недель назад Гость ![]() |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 6,126 | |
Мхи – одни из древнейших наземных растений . Их можно найти по всему миру,...
размешен 28.05.23
|
Тип: Статью
размешен 28.05.23
|
Тип: Статью
размешен 28.05.23
|
Тип: Новость
размешен 28.05.23
|
Тип: Запись в блоге
Из новенького. Третьим будешь?
From the new one. The Vodka bottle is just for three. Will you be third?
...
размешен 28.05.23
|
Тип: Новость