Новое в экологических рассылках на текущий день.
- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Authors, representing «Rivers without Boundaries» Coalition review history and modes of NGO involvement in solving transboundary environmental problems in the region, make suggestions on transboundary coordination and cooperation among green groups.
Ранее в докладе о трансграничной экологической политике мы рассказали о проблемах Амура, здесь обсудим опыт и перспективы их решения с участием НПО. Начнем с истоков. В монгольских условиях «горнорудной лихорадки» только само население может защитить себя. Монгольские общественные организации регулярно побеждали в частных спорах с владельцами лицензий на разработку недр и временно спасали отдельные участки рек. Как только активисты остановили незаконную деятельность горно- добыващих компаний, через какое-то время те получали уже законное разрешение на добычу и опять разрушали долины и верховья рек и ручьев. В конце концов, общественные организации начали понимать то, что они смогут защитить природу только изменив законы и выведя борьбу за экологические права на новый уровень. Именно на этом сосредоточено «Объединенное движение рек и озер Монголии», в которое входят организации и активисты из нескольких речных бассейнов. В результате работы Движения был принят новый закон «О запрете разведки и разработки полезных ископаемых в области истоков рек, водоохранных зонах водоемов и в лесном фонде». По этому закону 30 % территории Монголии, самых важных для охраны рек и природы в целом, попадают под защиту. При его применении только в верховьях рек и в лесах 1115 лицензий станут недействительным. Когда же определят границу охранных зон рек эта цифра станет более 2000, то есть прекратит действие почти половина выданных лицензий. Хотя государственные организации не спешат с выполнением этого закона, граждане и общественные организации активно требуют и сами участвуют в применении закона на местах любыми средствами. Сейчас Движение участвует в экспедициях по установлению водоохранных зон на местности и приставило наблюдателя к каждой полевой группе посланной Агентством водного хозяйства (по 3 группы в каждом аймаке). Министерство природы выделило 450 миллион тугриков на эти работы и до начала активности горнопромышленников в июне надеется выделить в натуре большинство охранных зон. Значение закона для трансграничных рек трудно переоценить, ибо большие горные разработки ведутся на Ке- рулене, текущем в Китай, Селенге, Ульдзе и Ононе текущим в Россию и т. д. Еще в 2008 г. многие российские организации и деятели направляли обращения в Народный Хурал Монголии в поддержку принятия закона, и в будущем нам надо сообща добиваться его соблюдения.
Монгольские НПО также ищут новые пути решения проблемы рекультивации мест горных разработок, которая сейчас толком не проводится. Например НПО «Онги голын- хон» посадили вдоль берегов рек ягодные сады (облепиха и др.) и со временем отдадут их в распоряжение местным жителям. Посадки защищают водоемы, приносят доход и подкармливают птиц и зверей. Движение добилось поддержки Министерства культуры и образовании для проекта по созданию учебника по экологии реки. Проект, который уже апробирован членами на местах, заключается в том, чтобы материал по охране местных рек обязательно вошел в школьные программы. Движение выступает категорически против создания ГЭС как крайне рискованного начинания, в силу засушливого резкоконтинентального климата и скудости водных ресурсов. Международного внимания требует разрабатываемые проекты постройки ГЭС в бассейне Селенги (в частности Эгийн-гол). Общественные организации Монголии также не раз выступали против постоянно обновляемых проектов переброски воды из Керулена, Орхона и других рек в Гоби для обеспечения горнорудной промышленности. Последний запрос показал, что в середине 2009 г. официальные представители китайских ведомств, вопреки ожиданию, «с пониманием и поддержкой» отнеслись к первой очереди переброски Керулена, видимо, так как это сулит подряды китайским фирмам по строительству гидросооружений и электростанций. Этот вопрос остро требует трансграничного сотрудничества, прежде всего, с китайскими коллегами. В бассейне Амура также требуют общественного контроля ирригационные проекты.
Российско-китайская работа в верховьях затруднена практическим отсутствием организаций на местах. Активнее всех работал с проблемами Аргуни Экоцентр «Даурия» в Чите, а другой ближайший НПО-участник это Амурский филиал WWF во Владивостоке. Некоторое количество активистов из научного сообщества, в частности из Даурского заповедника, занимались как проблемой переброски Аргуни, так и создания там новой ООПТ. С китайской стороны во Внутренней Монголии еще меньше местных активистов, единственная слабая «зеленая группа» студентов местного вуза и та была инициирована извне, когда В 2007-2008 гг. действовал международный студенческий проект «Спасем редких птиц Аргуни», инициированный на деньги гранта CLP резерватом Далайху, Даурским заповедником и активистами «Зеленой реки Дракона». Орнитологической частью руководили люди из двух ООПТ, а социологическими опросами, просвещением, исследованием землепользования — студенты и аспиранты харбинских, а затем и читинских вузов. Помимо новых орнитологических данных, главным результатом стало детальное выяснение и придание гласности планов по переброске вод реки Аргунь-Хайлар в заповедное озеро Далай. Достаточно успешно были активизированы российские, международные и даже китайские каналы воздействия, как пресса так и государственные органы. Уже летом 2007 г. Путин беседовал с Ху и добился приостановки до выяснения обстоятельств, Рамсарский секретариат направил запрос, китайские ведомства обстоятельно ответили на наши письма. Вовремя подключился PE, и американские активисты исправно писали китайскому премьеру. Большую поддержку финансовую и пропагандистскую оказывал Амурский филиал WWF, но на международной арене работу активно тормозил WWF China. В результате, подняв проблему, мы ее не решили, а российские государственные ведомства посланные на переговоры в августе 2007 г. с треском их провалили, да еще и практически скрыли это от вышестоящих инстанций, переключив внимание с проблем переброски на затратное берегоукрепле- ние. К концу 2007 г. проекту стало труднее работать, так как в префектуре Хулунбер, деятельность иностранных активистов была признана нежелательной, в частности, стало затруднено общение с ними местных чиновников включая персонал ООПТ. Иронично, что его последнее успешное мероприятие — студенческий лагерь на озере Далай, посвященный адаптации к климатическим изменениям, прошел летом 2008 г. одновременно с началом прокладки канала, про которую члены проекта узнали только в мае 2009 г. В России в 2008-2009 гг. потерпела фиаско попытка согласовать с местными властями и населением создание ООПТ в российской пойме трансграничной Аргуни, ибо местному населению страшнее потерять контроль над своими лугами сейчас, чем когда-то может быть утратить их из-за переброски вод.
В 2009 г. «Зеленая река дракона» и российские коллеги полностью перестроили работу, откуда и появился импульс к созданию коалиции «Реки без границ», для которой Аргунь — долгосрочный модельный проект. Трехстороннего участия требует создание общего информационного поля (сайты arguncrisis.ru, dauriarivers.org, ergunariver.cn), совместное обучение лучшим методам работы, и разработка и продвижение идей совместной адаптации к климатическим циклам в Даурии, включая общий подход к образовательным программам. Взаимодействие с международными конвенциями (Рамсарская и т. п.) тоже трехсторонний вопрос. В двустороннем режиме по каждому трансграничному водотоку должно идти лоббирование норм экологического стока, обеспечивающего сохранность водно-болотных экосистем. Также скоординировано выявляются и используются возможности участия в двусторонних переговорных процессах, часто приоткрытых для общественности только с одной из сторон. В Китае также важно привлекать внимание населения и властей к крайней загрязненности реки Хайлар и потенциальном вреде переброски для озера Далай, а также разъяснять глобальную ценность Аргунской поймы. Мы так подробно рассмотрели Верховья Амура потому что именно издесь назрел системный кризис водопользования и НПО активно участвуют его решении.
История участия НПО в проблемах «Большого Амура» существенно длиннее. В России традиционно участие экологической общественности в создании и поддержании ООПТ. WWF, Амурский СоЭС, Зов Тайги, «Багульник» из ЕАО, 4 студенческие дружины по охране природы, фонд «Феникс», клубы экологических журналистов и другие НПО создавали, защищали, пропагандировали ООПТ в бассейне Амура. Тем не менее, по сию пору одна из самых незащищенных экосистем региона — это пойма самого Амура и крупных притоков, а методы территориальной охраны пресноводной биоты региона даже теоретически не вполне разработаны. В 2003 г. Амурский филиал WWF выступил за создание «Зеленого пояса Амура» — трансграничной сети ООПТ, провел русско-китайский полевой семинар деятелей заповедного дела, а далее систематически помогал любым попыткам сотрудничества между заповедниками и китайскими резерватами. В 2005 г. совместно с WWF Китая была проведена кампания «Посланцы Амура» в рамках которой 4 российских и 9 китайских студенческих экологических групп организовали экспедиции в ценные и проблемные бассейна дабы собрать информацию, провести просветительские мероприятия, наладить контакт с местными жителями. Итоговый международный экологический лагерь прошел на китайской стороне в резервате «Озеро Ханка». Этот проект практически совпал с созданием «Зеленой реки Дракона», выступившей ее координационным центром. Проект был успешен, но WWF Китая не поддержала его продолжения на следующий год в форме «непредсказуемой» студенческой самодеятельности, а перевела в русло обычной университетской летней практики. В 2008 г. на конференции сторон в Корее WWF также призвал три страны бассейна учредить «Рамсарскую региональную инициативу по Амурскому бассейну» для совместной охраны ВБУ. Эта деятельность не привела пока к бурному росту трансграничных связей между ООПТ или НПО, но укоренила идеи «Зеленого пояса Амура» в российских, китайских и монгольских ведомствах, вплоть до того, что китайская сторона адаптировала часть этих положений как основу для проекта стратегии трансграничного сотрудничества. Со стороны КНР в последние 5 лет в местах, предложенных WWF, уже создано несколько новых пограничных ООПТ, а на российском приграничье этот процесс затруднен.
В конце 80-90-х гг. научная общественность Приамурья сыграла важную роль в недопущении строительства ГЭС в главном русле Амура (российско-китайская Схема комплексного использования водных ресурсов — СКИВР). В 90-х гг. лидером этой «оппозиции» стал зоолог Сергей Михайлович Смиренский (ныне директор Муравьевского природного парка), объехавший все регионы с рассказами о последствиях постройки ГЭС, и поставивший неразрешимые вопросы перед планировщиками. Посеянные сомнения притормозили реализацию Схемы до времен учреждения экологической экспертизы, а подать ее на экспертизу уже никто не решился. В 2000-е гг. НПО, особенно Амурский филиал WWF, заняты прижиганием вновь отрастающих голов «гидры СКИВР». Как только ведомство или регион, после очередных переговоров с КНР, заикалась о «возвращении к наработкам СКИВР» следовала гневная реакция общественности и ученых, публикации в прессе, запросы в вышестоящие инстанции. Последний крупный эпизод начался в 2005 г., когда экспедиция «Посланцев Амура» с интересом обнаружила что строительство самой вредоносной — Хинганской ГЭС, является частью плана развития уезда Лобэй после 2008 г. Полученные известия были обнародованы и вызвали активную реакцию российских и международных НПО. В 2006 г. пришлось инициировать специальное заключение Научно технического совета бассейнового управления с предписанием разработчикам новых Схем не рассматривать варианты с плотинами в главном русле. Поддержание такого мобилизационного потенциала в обществе необходимо и впредь, так как никакого альтернативного российско- китайского плана управления Амуром нет и по сей день, а плотины на Амуре являются интегральной частью хозяйственных планов КНР. Активно начинавшаяся в 2002-2006 гг. работа WWF с организациями Амурской области по контролю за строительством Бурей- ской ГЭС, на сегодня сошли на нет, в силу слабости местных организаций и отсутствия даже в Амурском филиале WWF конкретного координатора Амурской программы. Главной же трудностью трансграничного сотрудничества для WWF оказалась неготовность к нему китайских коллег, а опираться на других партнеров Фонд не мог без согласия местного WWF.
Также малоэффективно общественное участие в решении самой скандальной трансграничной проблемы — загрязнения Амура, вплоть до того, что не нашлось организации способной взять на себя мониторинг проектирования и строительства переходов нефтепроводов через Амур ни в Джалин- де, ни ниже Хабаровска! Попытки создать «Амурскую коалицию общественных экологических организаций» в новейшее время были неуспешны. Частично это связано с расколом между «наукой» и «общественностью», вызванным конкуренцией и растущим различием в культуре и корпоративных интересах сторон. Общественные кампании проводимые при поддержке WWF в российской части бассейна ныне, в основном, опираются на заповедники и учебные учреждения. В целом, в 2000 гг. на Амуре произошло катастрофическое вымирание неправительственных экологических организаций, в такой степени что кроме Приморского края и Забайкалья, трудно назвать общественную организацию, активно занимающуюся охраной Амура. Многочисленные попытки фонда «Грингрантс» найти активистов, заинтересованных в работе с китайскими партнерами также были в основном неуспешны. Тем не менее, активизация межгосударственного сотрудничества, с одной стороны, и возможный рост политической активности, с другой, приведут к новому росту экологически обеспокоенной общественности на российской стороне. Для облегчения совместной работы к этому моменту хорошо бы иметь общедоступную информационную базу и варианты эффективного участия в охране Амура, в том числе рассчитанные на неспециалистов.
Меж тем в КНР уже 10 лет активно развивается экологическое движение. Различие систем управления, языковый барьер, отсутствие форума, где можно обмениваться мнениями, и иные факторы пока препятствовали развитию прямого трансграничного сотрудничества между НПО. «Зеленая река дракона» плотно занимается вопросами охраны р. Сунгари (Сунхуазцян) — главного притока Амура. С китайского берега следующие вопросы кажутся наиболее плодотворными для сотрудничества, ибо на правом берегу уже имеется опыт работы с ними.
■ Система обмена информацией по проблемам общих трансграничных рек. Например «ЗРД» регулярно рассылает «Вестник Бассейна Реки Сунхуа» — сборник сообщений государственных органов и СМИ об экологической политике властей, предприятиях- загрязнителях, природоохранных действиях населения и т. д. и т. п. «Вестник» стал хорошим механизмом распространения информации и поиска новых партнеров. Если создать такой «вестник» для всего бассейна Амура, участники в каждой стране легко бы собирали информацию, а сложенная вместе, она стала бы солидной информационной базой для совместного изучения и мониторинга ситуации силами организаций Китая, Монголии и России. Кроме того, эта работа помогала бы найти партнеров для конкретных проектов и привлекала бы больше внимания к проблемам Амура.
Тематические кампании, включающие полевые обследования и опросы населения сопряженные с экологическим просвещением. «ЗРД» ежегодно проводит такие изыскания и агитпоходы посвященные острым проблемам, например: экологической ситуации в приречных городах (2003, 2005); состоянию новых источников водоснабжения Харбина (2006), возможности перехода на более экологичные моющие средства (2004), степени загрязнения сельхозхимией (2007), состоянию промышленных источников загрязнения (2009) и т. п. В бассейне Сунхуа эти усилия пока не вызвали серьезной реакции властей, но пример работы НПО в других бассейнах обнадеживает. Например, работа НПО на притоке Янцзы — Ханьцзян показывает, что многократные обследования и агитационно-разъяснительная работа могут вызвать быстрый рост экологического сознания местного населения, а затем властям придется решать проблемы загрязнения и др. Если при должной информационной поддержке организации соседних стран будут одновременно вести подобную работу по согласованной тематике, это может иметь хороший эффект. Успех «Посланцев Амура» в 2005 г. свидетельствует о том же.
Еще одно важное направление работы: использовать требования нового китайского законодательства чтобы заставить компании декларировать данные о выбросе загрязняющих веществ и иных экологических воздействиях. «ЗРД» ведет такую работу совместно с опытными партнерами из Пекина. В случае трансграничных рек этот вид работы может позволить оказывать влияние на конкретных злостных загрязнителей трансграничных вод.
Таким образом, в бассейне Амура целесообразно объединение усилий НПО трех стран, и на примере бассейна Аргуни мы уже начали отрабатывать систему взаимодействия и управления общим информационным ресурсом. В дальнейшем для информационного обеспечения всего бассейна может быть использован Амурский Информационный центр (http://amur-heilong.net/), созданный по инициативе ВВФ и открытый для участия партнеров.
В ближайшей перспективе мы также рассматриваем возможности трансграничного сотрудничества не только в бассейне Амура, но и по иным проблемам, в частности, охраны Байкала. И в Китае и тем более в Монголии хорошо известна ценность Байкала. Монголия напрямую включает часть бассейна озера, а КНР является потребителем значительной части сырья и продукции из Байкальского региона. И в краткосрочной и в долгосрочной перспективе мы считаем важным систематическое включение китайских и монгольских организаций в работу по защите Байкала и ищем эффективные методы такой работы.
1Директор ОО «Объединенное движение рек и озер Монголии» 2«Зеленая река дракона» 3Со-координатор объединения «Реки без границ»
boldoo_1509@yahoo.com,
![]() |
|
---|---|
1 год 25 недель назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,162 | |
1 год 27 недель назад Гость ![]() |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,162 | |
1 год 27 недель назад Гость ![]() |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,162 | |
2 года 3 недели назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 274,162 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
1 год 27 недель назад Гость ![]() |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 6,130 | |
Мхи – одни из древнейших наземных растений . Их можно найти по всему миру,...
размешен 30.05.23
|
Тип: Новость
размешен 28.05.23
|
Тип: Статью
размешен 28.05.23
|
Тип: Статью
размешен 28.05.23
|
Тип: Новость
размешен 28.05.23
|
Тип: Запись в блоге
Из новенького. Третьим будешь?
From the new one. The Vodka bottle is just for three. Will you be third?
...