Сохранятся ли кедровые леса Горного Алтая?

Горный Алтай - уникальное место на нашей планете. Священная Белуха, своенравное Телецкое озеро, кедровые и лиственничные леса вокруг него, лекарственные растения и дикие животные - барс, архар и другие, древние археологические памятники - петроглифы и гробницы скифов - находились до недавнего времени под защитой неприступных скал и труднопроходимых ущелий. Уникальные природные экосистемы Горного Алтая остаются на сегодняшний момент одними из наиболее сохранившихся в России. Экологические и эволюционные процессы в них почти не изменены хозяйственной деятельностью, и в этом их огромная биосферная значимость. Необходимость сохранения этого удивительного уголка планеты кажется очевидной .
        Но доводы о глобальной экологической значимости рушатся, если вперед выходит решение экономических задач, и не таким уж неприступным может оказаться Алтай, если его начинают осваивать со всей мощью необузданного рынка...

 

        Планы освоения Горного Алтая со времен Кедрограда конца 50-х и 60-х годов всегда являлись объектом пристального внимания экологического движения. В конце 80-х борьба против строительства Катунской ГЭС объединила многих и была одной из первых крупных акций Социально-Экологичес-кого Союза. Постройка ГЭС могла вызвать страшные последствия. Сезонные перепады в водности водохранилища грозили уничтожением почвенного и растительного покрова вокруг него, ртутные руды в зоне затопления - загрязнением всего бассейна Оби, и, наконец, возможное разрушение ГЭС вследствие высокой сейсмичности в районе строительства - многометровой волной и разрушением расположенных ниже городов - Барнаула и Новосибирска. Катунская эпопея официально закончилась в 1993 году Указом Президента о запрещении строительства, но правительство Республики Алтай продолжает "дорабатывать" проект. Потихонечку строятся дороги, создается рабочий поселок. По мнению некоторых экспертов, нововведение в проекте - снижение уровня затопления - сделает ГЭС убыточной, тем не менее продолжение строительства ГЭС может стать делом "принципиальных соображений" алтайского правительства, всъерьез озабоченного энергетической проблемой Республики. В том же 1993 году алтайское правительство затеяло новый проект - разработку месторождения коксующегося угля в бассейне озера Телецкого. Это вызвало бурную полемику в местной прессе и протест местной администрации Турочакского района. Бизнес-план месторождения готовила фирма "Полиэкт" из Прокопьевска. Одним из элементов предлагавшегося бизнес-плана было намерение использовать кедровые леса, находящиеся над месторожденияем угля, для изготовления крепежных конструкций шахт. Заполучив кусок тайги под обустройство добычи угля, фирма получила бы и право использовать лес для своих других нужд. По некоторым предположениям, именно кедр, а не уголь, в большей степени привлекал гостей из Кузбасса. Но опасаясь трений с "зелеными" и местными властями, фирма вскоре прекратила свою деятельность в республике.

        Ныне же правительство Республики Алтай через посредничество американских компаний планирует начать разработку кедра в бассейнах озера Телецкого, рек Пыжа и Ягач.
        В экономическом плане Горный Алтай всегда зависел от федеральных дотаций. Электроэнергия и все виды углеродного топлива поступали с "материка". Развивать местную промышленность в таких условиях было не выгодно, поэтому и самые необходимые товары были "импортными".
        Поэтому понятным становится стремление алтайского правительства вести активное освоение природных ресурсов. Республика Алтай активно борется за свою автономию от Москвы. Не бывает политической свободы без экономической, финансовой, и не дождавшись инвестиционного дождя, продается то, что можно легко продать - лес и зверя.

Действующие лица и исполнители

        Главным потребителем древесины кедра в Западной Сибири является Томская карандашная фабрика. Она самый крупный в России производитель карандашей. За год фабрика перерабатывает около 20 тысяч кубометров высокачественной древесины кедра. В настоящий момент ее руководство планирует довести объемы переработки до 80 тысяч. Доступные запасы кедра в Томской области заканчиваются, поэтому фабрика ведет активный поиск новых источников сырья в Красноярском крае и в Республике Алтай. В марте прошлого года 50% акций Томской карандашной фабрики выкупила американская компания Худсон, крупнейший в мире производитель карандашей и других изделий из дерева. Компания Худсон сама лес не рубит, она закупает прошедшие первичную обработку бруски, так называемые лафеты, у лесозаготовительных компаний. Давнишним партнером компании Худсон является лесозаготовительная компания P&M (пи-энд-эм), которая в Америке известна своей деятельностью на американском Западе, а сейчас активно внедряется на евразийскую территорию. Компания P&M контролирует 25% мирового производства карандашей. По наводке ли компании Худсон, по собственному ли желанию, компания P&M решила инвестировать лесодобычу в РА и начала изучать возможности рубок кедра в Горном Алтае. Летом 1994 года главный лесничий компании провел несколько месяцев в Артыбаше для предварительного изучения вопроса.
        В район обследования попали леса, контролируемые местным лесокомбинатом. Это 330 тысяч гектаров лесов 1 и 2 группы (в Горном Алтае нет лесов 3 группы). Примерно 60% этих лесов находится в бассейне рек Пыжа и Ягач, притоков р.Бии. В 70-х годах здесь, вдоль р.Самыш, в низких и поэтому доступных участках пыжинской и ягачской тайги сплошные рубки велись, но из-за трудностей с транспортировкой малоактивно. В целом, это еще довольно хорошо сохранившийся участок алтайской кедрово-лиственничной экосистемы. Оставшиеся примерно 40 % кедрача находится в левобережной части бассейне оз.Телецкого. Все леса в бассейне озера являются водоохранными и относятся к 1 группе лесов, они практически не затронуты рубками.
        Главный лесничий компании, объехав и облетев эту территорию, пришел к заключению, что работать нужно не только в бассейне Пыжи и Ягача, но и в бассейне Телецкого озера.
        Надо сказать, что P&M имеет в США не худшую для лесозаготовительной компании репутацию. Когда Лиза Трэйси и Дэвид Гордон из американской организации Друзья сибирских и дальневосточных лесов обратились к ним за разъяснениями по поводу рубок в пыжинской тайге, то они, не скрывая своих планов, откровенно рассказывали им о том, как и для чего компания собирается рубить кедр в Горном Алтае. Компания планировала начать с объема рубок в 25 тысяч кубометров в год, а затем постепено его увеличивать. По сравнению с другими предприятиями, это не очень большой объем. К примеру, компания Хундай рубит на Дальнем Востоке в 10 раз больше. Другое дело, что последствия рубок на горных склонах будут не в пример более разрушительны и вызовут сильнейшую эрозию почвы вплоть до полного ее смыва. P&M искренне уверена в том, что система их рубок не является губительной для лесной экосистемы. Год назад P&M предлагала начать со строительства дорог повсюду в бассейне Пыжи и рубить понемногу из разных мест. Но, видимо, свою роль сыграл очевидный контраргумент алтайского зоолога Генриха Собанского о неизбежном в этом случае резком увеличении браконьерства - здесь находятся хорошие местообитания медведя, волка, кабарги и других диких животных. На вопрос об экологической экспертизе, компания ответила, что будет следовать рекомендациям экспертов и, что это находится в компетенции алтайского правительства, а она ему верит.
        В ноябре 1994 года руководство P&M встречалось с правительством Республики. Ей удалось завязать хорошие отношениях с ним и лично с его премьером Чептыновым. Расположение же Валерия Чептынова выразилось в том, что он попросил президента P&M Майкла Бродсаммера подыскать инвесторов для строительства Катунской ГЭС (!) взамен на содействие планам компании в Горном Алтае и даже "назначил" его официальным международным представителем Республики для решения вопросов экономического развития Алтая. Последнее было удивительно даже для американцев.

Роль личности в этой истории

        Из вышесказанного следует, что судьба кедровых лесов в Горном Алтае сейчас зависит от того, какие правила игры выберет правительство Республики. Пока правительство ориентируется на официальные правила рубок. Остерегаясь открытой конфронтации с противниками необоснованных рубок, оно вынуждено прибегать к услугам ученых, специалистов по кедру.
        В Сибири их можно найти, прежде всего, в Институте леса и древесины в Красноярске и Институте экологии природных комплексов (ИЭПК) в Томске. В 80-х второй отпочковался от первого по причине разногласий в руководстве института. Новый институт в Томске возглавил Владислав Воробьев. В это время разрабатывались новые правила рубок в кедровых лесах, и в этом участвовали оба института. По одной из версий, В.Воробьев, используя свои связи в Министерстве лесного хозяйства, сумел добиться принятия его собственных разработок вместо разработанных в Красноярске, "смягчив" правила рубок. Тем не менее, красноярцы считают В.Воробьева одним из самых больших знатоков алтайского кедра и в его компетентности не сомневаются.
        В настоящий момент определять правила использования кедровых ле-сов, согласно правительственному постановлению, имеют право два института. Первый - известный нам, институт в Томске, а второй - в Хабаровске, Международный институт исследования леса. Последний имеет несколько "подмоченную" репутацию. Три года назад этот институт выступил против лесозаготовок компании Вейерхаузера на Дальнем Востоке, но после обещания больших денег - изменил свое решение.
        В.Воробьев является главным советником алтайского правительства по кедру и разработчиком Программы развития лесного хозяйства РА. Он контролирует рубки кедра по всей Рос-сии, а возглавляемый им институт согласно распоряжению Федеральной службы управления лесами получил право на льготную аренду некоторых участков пыжинской тайги. Это неожиданно стало стратегически важным для продвижения идеи освоения "кедровых" залежей на Алтае. По искреннему признанию одного из руководителей P&M, им нравится, как работает Владислав Воробьев и они огорчены тем, что в его институте низкие зарплаты. P&M намерена подплачивать помощникам, причем объем этой "благотворительной" помощи будет поставлен в прямую зависимость от объемов рубок. Единственная в этом деле сложность, это то, что договор P&M может заключить только с частной или приватизированной организацией. Но и эта проблема решается. В.Воробьев и председатель комитета по экологии Государственного собрания РА (Эл Курултай) Кудачин готовят документы для регистрации коммерческого предприятия - посредника, имеющего право на заготовку кедра в Горном Алтае.
        Складывающаяся ситуация напоминает до боли знакомое совмещение хозяйственной и контрольно-охранных функций в советских лесхозах. Сам себя планирую - сам себя ругаю!
        Поэтому к обсуждению правил рубок кедра должны быть привлечены независимые специалисты, например, из Новосибирска и Саратова, где нашлись обоснованные контраргументы "щадящему" режиму рубок кедра, предлагаемых В.Воробьевым.
        В плане НИОКР Программы развития лесного хозяйства РА, включающем в себя осуществление трех программ "Лес", "Кедр" и "Лиственница" и организационные мероприятия, особого внимания заслуживает пункт 2.3. Он предусматривает разработку "по-районных правил рубок в кедровых лесах в целях их восстановления и комплексного использования", для чего необходимо провести опережающее натурное уточнение комплексной оценки кедровых насаждений перед отводом лесосек в целях экологической экспертизы планов рубок и подсочки и осуществить их". Из этой длинной и туманной формулировки трудно сходу понять намерения разработчиков. Что осуществить? Единственное словосочетание, употребляемое в этой фразе во множественном числе это "планы рубок". В "Ожидаемых результатах" значится "Уход. Улучшение возрастной структуры". Видимо, их осуществление и предполагается начать в 1996 году и закончить в 2000-м, доведя общую площадь "ухоженной" территории до 1000 тыс. га, что еще раз подтвержает твердые намерения ответственных исполнителей проекта - "ИЭПК, ТОЛХ (Телецкий опытный лесхоз), Госкомлес" - начать заготовки кедра.

        Что же может спасти кедровую тайгу на левобережной части озера? Разумная альтернатива рубкам. Возможно, этим спасителем может стать национальный парк в бассейне Телецкого озера и р.Пыжа, идея создания которого сейчас поддерживается многими заинтересованными организациями.
Михаил Шишин, председатель Алтайского отделения СоЭС, говорит о том, что эту идею сейчас поддерживают и Управление лесами РА, и местная районная администрация, и Алтайский заповедник, на состоянии которого в первую очередь отразится появление широкомасштабных рубок на левом берегу Телецкого. Необходимо требовать участия независимых экспертов в определении правил рубок кедра, может быть, даже их пересмотра.

 

Александр Дубынин,
Экологический клуб НГУ (СО Движения ДОП), Новосибирск

Материал в разделах:

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Река Енисей

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,872 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 2 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,872 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,872 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 28 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,872 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,202 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!