Кто заказывает "устойчивое развитие" А. Савостьянов

 

Об идеологической направленности представлений о характере и структуре глобального кризиса.

        В современной печати нередко можно прочитать о том, что наша цивилизация находится на стадии глубокого глобального кризиса. Почти везде отмечается, что кризис затрагивает не какой-либо отдельный регион или сферу человеческой жизнедеятельности, а носит общечеловеческий характер. Вопросы связанные с глобальным кризисом обсуждаются в самых разных коллективах на самом различном уровне. В обсуждении участвуют научные, религиозные, политические и общественные организации. При этом авторские коллективы принципиально по-разному описывают проблематику кризиса и предлагают различные способы его преодоления. В предложенной статье делается попытка рассмотреть несколько таких авторских групп и описать основные парадигмы, используемые ими для характеристики кризиса. Следует отметить, что в данной работе автор ограничивается рассмотрением только тех авторских коллективов, которые претендуют на научность своей работы и не затрагивает различные религиозно-мисти-ческие направления. Кроме того, анализ парадигм делается не столько с точки их внутреннего содержания, сколько с позиции их идеологической направленности.
        Любой коллектив идеологов имеет своих "заказчиков" и "потребителей". Причем заказчик и потребитель могут быть одним и тем же лицом (например, заказчик пролетарской идеологии - пролетариат), а могут и не совпадать. Следует оговориться, что под заказчиком может пониматься как конкретная организация (правительство США, фонд Сороса или КПРФ), так и какой-нибудь слой общества (студенчество, предприниматели и т.д.). При этом сами отношения "заказа" могут пониматься очень широко, от прямой покупки научного коллектива до полностью бескорыстных в финансовом плане взаимоотношений. Заказчиком может также является какая-либо социальная группа, которая выдвигает из своего состава участников авторского коллектива.
        Одним из первых, кто всерьез стал говорить о глобальных проблемах человечества был известный создатель Римского Клуба, итальянский менеджер Аурелио Печчеи. Его концепция обозначена как теория "Пределов роста". Согласно положениям этой концепции развитие человечества по тому пути, который характерен для промышленной цивилизации имеет свой предел роста. Этот предел определяется, во-первых, ограниченностью природных ресурсов Земли, а, во-вторых, ограниченностью самого человека. В связи с этим возникает ряд проблем, таких как борьба за природные ресурсы между государствами, неравенство в потреблении между развитыми и развивающимися государствами, разрушение природы и т.д., нерешение которых может привести к гибели человечества. А. Печчеи видит выход из создавшегося положения в проведении Человеческой Революции, т.е. коренной ломке всех старых представлений о человеке и его месте в мире и создании новой системы мировоззрения. Во главе измененного мира должно встать Мировое Правительство, которое будет ограничивать своекорыстные интересы отдельных государств и транснациональных корпораций.
        Заказчиком идеологической конструкции, разрабатываемой Римским Клубом являются крупные транснациональные корпорации типа руководимой А.Печчеи фирмы "Оливетти". Можно указать ряд явно ошибочных положений лежащих в основе концепции Римского Клуба. Так, например, в работах А. Печчеи совершенно не учитывается возможность замены одних израсходованных ресурсов другими, ранее не использовавшимися (например, широкая замена ископаемого топлива на ядерную энергию). С помощью подробного анализа концепции Римского Клуба можно показать, что все его "ошибки" помогают построить идеологическую схему, выгодную для заказчика (т.е. для транснациональных корпораций).
        Другим автором, занимающимся проблемой мирового кризиса, является экономист из Вашингтона Лестор Браун. Его концепция получила название "Устойчивое развитие". Согласно ему, из экосистемы без вреда для нее можно изымать не более 10% энергии. Современное человечество превысило этот рубеж и изымает уже 15% энергоресурсов Земли, что ведет к деградации биосферы. Такое положение связано с перенаселением в некоторых регионах мира, таких как Китай, Индия, Африка и т.д. Для выхода из кризиса необходимо провести сокращение численности населения до 1-2 млрд. человек. Заказчиком этой идеологии скорее всего является правительство США. Здесь, также как и в случае Римского Клуба, можно выделить соответствие положений Лестора Брауна идеологическим пожеланиям заказчика. Например, население предлагается сокращать в экономически отсталых регионах, а не в развитых странах мира.
        В нашей стране также существуют несколько групп авторов, использующих различные парадигмы для описания кризиса. Например, теория "Митоза биосфер", созданная в Центре Космонавтики, описывает мировой кризис как результат конфликта между природой и человеческой техникой. Для выхода из кризиса необходимо создавать Биосферу II, т. е. изолированную от природы систему, в которой бы создавалось и утилизировалось все необходимое для существования. Заказчиком, в данном случае, вначале являлась советская космонавтика. Проблема создания замкнутых технологий остро стояла перед ней во время активной разработки проектов космических станций. После сокращения ассигнований на космические исследования коллектив оказался без средств к существованию и решил "переквалифи-цироваться" в идеолога.
        Другим коллективом, который занимается глобальными проблемами в нашей стране, является группа представителей одного из московских ВЦ под руководством Н.Н. Моисеева. Первой проблемой, которую исследовали эти ученые, была "ядерная зима" и ее возможные последствия. Затем стали подниматься вопросы о возможности развития мировой экологической катострофы. Главная причина возникновения глобального кризиса -непродуманное технологическое развитие, которое приводит к появлению сверхоружия, а также к разрушению природы человеком. Выход из кризиса видится в создании гармоничной ноосферы, где природа и человек с его техникой будут совместно развиваться на благо целого. В последнее время авторы говорят о необходимости интеграции России в мировую экономику, и придании ООН более высокого политического статуса. Эта концепция получила название "Теория коэволюции". Заказчиком для этого коллектива вначале являлось правительство СССР (проблема ядерной войны и ее последствий была важной темой стоящей перед правительством). Возможно, что в настоящее время данный авторский коллектив обслуживает интересы нынешнего правительства нашей страны, хотя последнее утверждение может быть и неверным.
        В сибирской глуши, также как и во всем мире, не обошли вниманием вопрос о глобальном кризисе. Рассмотрим две доморощенные концепции, возникшие в Академгородке. Это концепции председателя президиума СО РАН В. А. Коптюга и зав. кафедры философии НГУ В.П.Фофанова. Обе они получили название "Концепция устойчивого развития", что приводит иногда к смешиванию этих идей с идеями Лестора Брауна. Кроме того, многие ознакомленные с проблематикой жители Новосибирска считают, что существует только одна "концепция Коптюга-Фофа-нова". Хотя идеи, высказываемые обоими авторами, достаточно сход-ны, все-таки можно утверждать, что мы имеем дело с двумя различными идеологическими конструкциями.
        Согласно В.А. Коптюгу, в мире существует кризис, вызванный неравномерностью потребления материальных благ между развитыми капиталистическими и развивающимися странами. Это ведет к постоянному нарастанию нестабильности в мире, что может привести к гибели человечества. Выход из этого кризиса за счет увеличения потребления развивающимися невозможен, т.к. это приведет к экологическому кризису. Согласно этой теории, кризис может быть преодолен за счет "рационализации потребления" (т. е. за счет прекращения излишнего потребления на Западе, и равномерного перераспределения ресурсов по всему миру), а также за счет развития ресурсосберегающих и природоохранных технологий. Когда речь заходит о нашей стране, Валентин Афанасьевич отстаивает необходимость самостоятельного решения кризисных проблем внутри страны (т. е. фактически говорится о возможности решить глобальные проблемы в отдельно взятой стране). Заказчиком для построения этой концепции является КП РФ. Конечным выводом, который явно или неявно звучит в докладах В.А. Коптюга, является положение о необходимости возвращения власти коммунистам.
        Согласно идеям В.П. Фофанова, глобальный кризис связан с отчуждением человека от природы, а также с определенным типом отношения западных государств ко всему остальному миру. Причины кризиса - в идеологии современного западного человека, в рамках которой возникает идея о неограниченной власти золота, и, следовательно, неограниченное стремление к его накоплению. Подобная идеология возникает как следствие развития в Европе идей протестантизма. Выход из кризиса видится через создание в России мощной экономической и идеологиче-ской оппозиции для западных стран. Заказчиком такой идеологии являются умеренные патриотические движения социал-демократической направленности. (Автор данной статьи относит себя к коллективу, разрабатывающему эту идеологию).
        В большинстве рассмотренных (и не рассмотренных) в статье концепций можно выделить предсказание грядущей Мировой Катастрофы, которая является следствием неправильного поведения человечества. Отсюда возникает предположение об архетипных корнях всех подобных концепций. Возможно, что их основой является древняя идея о близком конце света, который является наказанием за наши грехи. Все современные идеологии, связанные с проблематикой глобального кризиса, пытаются лишь научным языком обосновать идею, лежащую в неосознанном виде в массовом сознании. Таким способом соединяется привычка современного человека к наукоподобному представлению мира с его же архетипным мифологическим мировоззрением. В методах выхода из кризиса проявляются особенности, связанные с влиянием социального заказчика на авторский коллектив. Таким образом, все концепции глобального кризиса можно рассматривать, как описанную научным языком и использованную для создания идеологии, выгодной тому или иному социальному субъекту, древнюю эсхатологическую мифологему.

Александр Савостьянов,
Экологический клуб НГУ, Новосибирск

Материал в разделах:

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Перед дождем. Пушица - Фото Игоря Хайтмана

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,922 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 4 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,922 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 5 дней назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,922 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 29 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,922 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 5 дней назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,207 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!