Легенды об орлах

 В экологическом просвещении очень важно показать неправильность расхожих негативных мнений о том, какую роль играет то или иное животное для человека и/или в природе (бытующее мнение о вредоносности волка – яркий тому пример). Правда, часто случается, что «сухое» знание не срабатывает. Как убедить людей, что «этих» стрелять не стоит, а «этих» рвать незачем?

    У многих народов существуют сказки, легенды, мифы, которые могут иметь очевидный положительный природоохранный эффект. В этом номере «СЭВ» с разрешения издателей – «Гражданской информационной инициативы» и ESD – мы публикуем отрывок из брошюры В. В. Рябцева «Орел-могильник – птица байкальских легенд», недавно вышедшей из печати.

    В мифологии разных народов мира орел – одно из самых распространенных обожествляемых животных. Это, как правило, символ богов или их посланец. В древней Месопотамии орел был символом божества шумеров - Нинурты, в Древней Греции – Зевса, в Древнем Риме – Юпитера. В легендах многих народов Евразии и Северной Америки орел похищает (или добывает) для людей огонь. В Библии эта птица служит воплощением божественной любви, силы и мощи, юности и бодрости духа, но также и гордыни. В первые века христианства она была символом крещения и воскресения и, кроме того, символом евангелиста Иоанна. Орел – один из четырех «зверей» Апокалипсиса.
    Изображения орлов венчали короны и скипетры императоров и королей, а в качестве геральдического символа они известны еще для древнего Шумера и означают власть, господство, прозорливость.
    Орел входил в государственную геральдику Древнего Рима и Византии, а в наше время он изображен на гербах Австрии, Германии, Испании, Ирака, Мексики, Польши, России. Родственный настоящим орлам хищник - американский белоголовый орлан - является гербовой птицей США. Орел включен в гербы ряда городов: Чернигова, Якутска и других. Скульптурные орлы с распростертыми крыльями венчают многие монументы, поставленные в честь знаменитых сражений, а также памятники прославленным полководцам и путешественникам.
    В Прибайкалье обитает 7 видов орлов и орланов и среди них – орел-могильник.
    Орел-могильник – один из самых красивых и величественных пернатых хищников. Размах его крыльев составляет около 2 м. Золотистая, иногда почти белая окраска головы и шеи оттеняется темно-бурым оперением тела. Молодые орлы резко отличаются от старых светло-бурой окраской оперения.
    Во всех западноевропейских странах могильника называют императорским орлом. Русское «неблагозвучное» название, вероятно, появилось после первых путешествий отечественных зоологов по Казахстану, ибо чаще всего они видели там этого орла и его гнезда на каменных или глиняных гробницах, разбросанным по степям и пустыням.

    Белоголовый орел байкальских легенд

    Отношения бурятского населения Прибайкалья к орлам – особая тема. По мнению этнографов, культ Орла составляет очень древний пласт верований бурят, исторически связанных с Ольхоном, так как чаще всего легенды о нем соотносятся с этой территорией.
    В одной из легенд говорится о том, что Белоголовый Орел является родным сыном «Хозяина» острова Ольхон – самого грозного байкальского божества, обитающего в Шаманской пещере на ольхонском мысе Бурхан. По другому варианту мифа, хозяин Ольхона не имел сыновей от своей жены и усыновил трех орлов. Эти орлы явились предками рода ольхонских шаманов. Сходная легенда: «Чтобы спасти людей от козней злых божеств, добрые божества послали на Землю Орла, но люди ему не поверили. Тогда Орлу было разрешено вступить в связь с земной женщиной. Только после этого люди поверили, что орел – их защитник от злых божеств. От этого союза родился первый бурятский шаман».
    Еще одна легенда: «В старину на Ольхоне жил царь всех шаманов (глава шаманской веры). Услышав о появлении далеко на юге проповедников новой религии (буддизма), он решил отправить туда своего сына, а так как путь был далек, превратил его в орла. На обратном пути орел увидел в степи павшую кобылицу. Он был голодным и уставшим, поэтому поел падали. Отведав «нечистое», орел осквернился, и поэтому не смог снова превратится в человека. Он произвел себе подобных – «множество ольхонских Белоголовых Орлов». На Ольхоне постоянно живет царь-орел (вероятно, тот самый, что превратился из человека в орла). Он командует всеми орлами и по паре распределяет их по разным удаленным местам для гнездования и вывода птенцов вне острова Ольхон».
    Орла именовали Большой Птицей, Князь-Птицей, и даже – Великим отцом Ольхона (т.к. в некоторых легендах сам хозяин Ольхона является орлом).
    С древних времен в честь него проводились специальные обряды. Коллективные жертвоприношения (тайлаганы) в Ольхонском районе сохранились до настоящего времени. При этом Хозяину Ольхона приносится в жертву баран, его супруге – утка, орлу (их сыну) – заяц. Баранья шкура с головой натягивается на шест, рядом на колышки насаживают тушки зайца и утки. Совершаются эти обряды раз в год в одном и том же месте вблизи очень старого гнезда могильника.
    В монгольской летописи говорится о том, что в 1189 г. Чингисхану в знак уважения бурятского народа был поднесен орел, «доставленный из-за больших вод Байкала». Эта географическая привязка, а также связь всех «орлиных» легенд и орлиного культа с Ольхоном, позволяет предполагать, что именно с этого острова и был доставлен символический дар - божественный Орел.
    Не исключено, что почитание Орла у бурят было связано с олицетворением мощи и долговечности огромного количества орлов, обитающих на Ольхоне. Судя по количеству старых многолетних гнезд, тридцать-сорок лет назад численность орла-могильника на этом острове действительно была выше, чем где-либо в Прибайкалье. Обитающую на Ольхоне и в Приольхонье локальную группировку могильника можно считать уникальной. Прежде всего поражает исключительная доверчивость байкальских могильников, хотя из пернатых хищников орлы вообще являются наиболее осторожными по отношению к человеку. Нередко гнезда располагаются лишь в 200–300 м от овечьих кошар или небольших населенных пунктов. Кроме того, именно в Приольхонье находятся самые «долговечные» гнездовые участки. Судя по располагающимся на них очень старым гнездам (как правило, построенным на огромных деревьях – «патриархах»), орлы гнездятся в одних и тех же местах в течение многих десятилетий, а то и веков!
    И это неудивительно, поскольку бурятское население Ольхона и Приольхонья уже в течение как минимум нескольких веков (а возможно и гораздо больше) проявляло особое благожелательное отношение к орлам. Буряты верили, что орел понимает человеческую речь и за непочтительное отношение к себе жестоко мстит. Человек, убивший или ранивший орла, непременно и сам вскоре умрет.

Контакт:
664033, г.Иркутск,
ул. Уланбаторская, 1 офис 120,
«Гражданская информационная инициатива/ГРИН»
Тел.: (3952) 46 24 29 begin_of_the_skype_highlighting              (3952) 46 24 29      end_of_the_skype_highlighting,
e-mail: citzinfo@irk.ru

В.Рябцев, Институт географии, Иркутск

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Река Дон

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 48 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,614 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,614 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,614 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 27 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,614 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,173 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!