Для чего на елке фыфки

 

В Академовский СЮН (официально – лабораторию экологического образования и воспитания ИЦИГ СО РАН) я пришла договориться об экскурсии для детсадовской группы, которую посещает мой пятилетний сын. И тут выяснилось, что на станции занимаются не только школьники, но и малыши, начиная с трехлетнего (!) возраста. Сей факт заинтересовал меня по нескольким причинам. Во-первых, я сама несколько лет работала по авторской программе «Человек и природа» в начальной школе. Во-вторых, на данный момент при Экоклубе НГУ разрабатывается годовой курс занятий для пяти-шестилеток, который лично мне кажется сложноватым. В-третьих, тема нынешнего номера бюллетеня - экообразование. Так что сюновский опыт представился мне великолепным материалом для интервью. Однако то, что получилось в результате моей встречи с Татьяной Витальевной Хабаровой, сложно отнести к этому жанру. Это скорее оживленная беседа, интенсивный обмен идеями и опытом, а впрочем – судить вам.

Контакт:
Лаборатория экологического воспитания
и образования ИЦИГ СО РАН
630090 г. Новосибирск,
ул. Академическая, 32
Тел. (3832) 35 75 77 begin_of_the_skype_highlighting              (3832) 35 75 77      end_of_the_skype_highlighting

    Вначале Татьяна Витальевна подвела меня к полкам с детскими «произведениями искусства».

    Т.В.: Это поделки из обычного «бытового» мусора – бутылок, пакетов, разных упаковок. Можно сделать мышку, жука или гусеницу из пластмассового яйца от киндер-сюрприза. Из пластиковых бутылок – человечка – девочку или мальчика. Это не просто поделка, а контейнер для крошек. А потом крошки – в кормушку! Постоянно проводим конкурсы различных кормушек и домиков для птиц...

    Е.Д.: Это вы все сами придумываете?

    Т.В.: Что-то сами, что-то берем из книжек. Мне очень нравится ульяновская серия «Академия развития». Там недавно вышли книги «Природные дары для поделок и игры», «Затеи для детей из ненужных вещей». Две мои дочери тоже очень любят мастерить разные поделки из такого вот «мусора».

    Е.Д.: Два моих парня предпочитают делать «мусорные» машины: старший собирает, младший – разбирает.

    Т.В.: А вот пейзаж, выполненный из соленого теста.

    Е.Д.: А у нас в детском саду дети тоже лепят из соленого теста. Самое интересно – как они свои творения объясняют. «Что это такое у тебя все зеленое и бугристое?» «Это лужа».
    Я вижу здесь же очень много различных «даров природы». Какой интересной формы гриб-трутовик!

    Т.В.: Недавно на экскурсии с малышами «слушали» как «глиб - палазит» «жует» дерево. И услышали! – Чавкает! Трехлеточки много чего запоминают. Пускай это неосознанно, забудется многое, но все равно потом это где-то выплывет (тот же «глиб-палазит»).
    А тут – муляжи, дети очень любят в них играть. Ну вот, предположим, морковка, огурец и помидор – оранжевое, зеленое и красное.

    Е.Д.: То есть одновременно идет тренировка восприятия всеми органами чувств.

    Т.В.: Да, конечно... А потом мы садимся играть. Так, Виталька, закрой глазки! Зайчик мимо пробежал, что-то съел. Виталька, что зайка съел? Из трех предметов отгадывают очень хорошо, из пяти – уже трудно.

    Е.Д.: А на ощупь пробовали определять?

    Т.В.: Нет, на ощупь им как-то не очень нравится. Настоящий овощ – он все-таки другой на ощупь... А муляж – он и есть муляж.

    Е.Д.: А по запаху? Мы в детском саду однажды пытались угадать, с какого дерева упала еловая шишка. Сын как раз перед этим видел сережки на березе и говорит: «Наверное, березка, но очень большая». А другой понюхал и говорит «Новым Годом пахнет...»

    Т.В.: Иногда берешь какую-нибудь группу на экскурсию в лес (второй или третий класс), показываешь им елку с шишками. Спрашиваю, для чего на елке шишки? И, как ни странно, получаю такой вот «потребительский» ответ: «А чтобы людям красиво было». В лучшем случае скажут «Чтобы белка ела». «Хорошо, – возражаю, – а вот здесь белка не живет. Это значит, елка старалась, все лето зря копила в себе питательные вещества?» Начинают думать... Дальше спрашиваю : «А что из шишек вылетает ?» А-а, семечки ! Так для чего, стало быть, шишки-то? «А чтобы другие елочки выросли!» А потом внимательно рассмотрим многоэтажный домик, где семечки живут. И тогда уж аналогичный вопрос «про желуди» никого не поставит в тупик.

    Е.Д.: Как вы ходите на экскурсии? У вас есть экологические тропы?

    Т.В.: Нет, как таковых экологических троп нет. Просто мы хорошо знаем окрестности Академгородка. Если нам нужны лишайники, мы идем на экскурсию в долину р. Зырянки. Далеко за полтора часа занятий уйти не успеваем.

    Е.Д.: Это третий-шестой класс?

    Т.В.: Нет, первый.

    Е.Д.: А трехлетки?

    Т.В.: Нет, мы с ними не гуляем далеко. Ходят медленно. Но зато мы все подробно рассматриваем. Одуванчик, например. Посмотрели, подули, выяснили, для чего эти парашютики. Лопух тоже посмотрели, выяснили, что у его семян есть колючки. Увидели, что у рябины оторвана ветка. Подошли, пожалели ее. Сравнили кору дерева со своей кожей. Хотели полечить, но «рана» у дерева оказалась слишком большая. Попросили рябинку угостить ягодами. Потихоньку опустила ветку. Дети ели ягодки рябины, – им понравилось... Знаете, постоянно необходимы «маленькие волшебства» – как этот гостинец от рябинки. Иногда провожу занятие с помощью перчаточной куклы-кота. Верят – и общаются именно с ним!

    Е.Д.: А какие-нибудь народные игры Вы используете? «Гуси-лебеди», «совы»...

    Т.В.: Играем, конечно играем! Еще пример: раскладываю яркие картинки-карточки с изображениями животных. Выбери, Коля, тех, кто летает. А Виталька выберет тех, у кого хвоста нет. А ты выбери тех, кто мясо ест... Получается, что на одном и том же наборе картинок можно играть целый урок. Есть у нас еще одна игра – поезд. Сели мы в поезд и поехали! Стоп, первая остановка – «Цирк». Детишки игрушки берут. Кто какую игрушку взял – таким зверем и выступает. Один – слон, а другой – кот. Выступили. Понравилось? Понравилось! Похлопаем артистам! Сели в поезд, дальше едем. Стоп, следующая остановка – «Школа». Поучимся считать на природном материале. Сколько шишек белочка принесла? И так пять – шесть «рабочих», что называется, тем – тех, которые вошли в урок, и еще две-три темы в запасе.

    Е.Д.: Сколько времени продолжаются занятия? Как долго можно удержать внимание у малышей?

    Т.В.: Никак не более сорока минут. Обязательно игры с пением, элементами танца... В общем, см. «Академию развития». Для обучения я выбираю те идеи или модели, которые мне самой понравились. Видимо, передается этот настрой восхищения – дети его чувствуют, и отдача лучше. Даже происходит своеобразное воспитание «способности к восхищению».

    Е.Д.: Вы берете какой-то один объект – мишку или гусей – и вокруг них строите занятие?

    Т.В.: Нет, обязательно должно быть несколько объектов, иначе детям быстро надоедает сам процесс. А если тематическое занятие не получается, знаете, иногда, особенно после выходных, дети приходят очень усталые, тогда мы просто лепим, делаем аппликации... Иными словами, постоянная смена деятельности не дает уставать. Утомляет однообразие. Иногда приходится применять «маленькие хитрости» для привлечения внимания при переходе от темы к теме. «Черный ящик» с каким-нибудь сюрпризом, например. Чтобы не заметили, что я за них решила, чем мы будем заниматься дальше, предоставляю им возможность «микровыбора»: «Посмотрите, к нам в гости пришли две книжки. Какую из них будем читать – большую или маленькую?..»

    Е.Д.: А какими-то сложными инструментами на занятиях с малышами вы пользуетесь? Мне, например, недавно попала в руки программа, где пяти-шестилетним ребятам предлагались занятия с микроскопом и телескопом. На ваш взгляд, это возможно?

    Т.В.: Знаете, это очень зависит от склада характера ребенка. Тот, из которого энергия выплескивается, кто из тапочек выпрыгивает – с тем ничего не получится, полагаю. Получится с тихими, спокойными детьми, с тем, кто пришел заниматься, сел и сидит. У меня в группе таких только два человечка. Внимание всех остальных помогает удержать игра – тот же «поезд», «самолет», «космический корабль» – на что фантазии хватит. Стулья стоят не традиционно, а один за другим, все включены в игру, и это для них более эффективно, чем урок.
    Учеба понемногу их затягивает, и занятия идут с постепенным усложнением. То, что не получалось в начале года, стало интересным и доступным в конце. Так было, например, с рассказом о горных породах.

    Е.Д.: Когда я рассказывала о горных породах в начальной школе, пыталась провести параллель с чем-то известным и доступным, – с булочками. Бывают булочки, состоящие из одного лишь теста, а бывают – с орехами и изюмом (при сравнении минералов и горных пород). А потом на доске цветными мелками «пекли» – рисовали «геологический торт»: сначала нижний слой, потом прослойка желе, потом еще один корж, сверху – крем. Сразу стало понятно, почему нижний слой – самый древний. Потом все застывало-твердело, но приходил младший брат, ронял торт, возникали разломы и сдвиги...

    Т.В.: А мы делали такой «торт» из лепешек цветного пластилина. Потом пальчиком снизу вверх выдавливали «вулкан» и замораживали все сооружение в холодильнике. Затем разрезали ножом и смотрели, как залегают слои, как сдвинул их «вулкан»...

    Е.Д.: Надо попробовать со своими...

    Т.В.: Попробуйте! А потом обязательно рассказываю, как люди используют горные породы в своей деятельности: облицовывают гранитом, известняком и мрамором дома, посыпают щебнем дороги...

    Е.Д.: То есть такой практический аспект взаимодействия человека и природы – он тоже необходим на занятиях с малышами?

    Т.В.: Конечно! Говорим и о происхождении тканей: из чего сделаны? – а нитки из чего? Из каких растений, из шерсти каких животных, как покрашены? Показываю им соответствующие картинки. Беседовали с ними и о различных продуктах: из чего мама кашу варит? А крупа из чего сделана?

    Тут выяснилось, что и мамы не знают, из зерен какого растения сделана, например, перловая крупа...

    Е.Д.: А что, и родители бывают на занятиях?

    Т.В.: Да, часто бывают. Иногда родители воспринимают занятия как своеобразный экзамен для себя: «Вот, почему мы его этому не научили? Почему он у нас коалу называет кенгуру?» Я им на этот счет говорю: «Не волнуйтесь!». Иногда родители мешают, бабушка вот одна ребенка ни в какую с колен не спускала и все мои слова ему «переводила с комментариями»: «Это мы вчера проходили, а это мы позавчера смотрели». Пришлось принимать меры и «высылать» бабушку с каким-то поручением.
    Дети, конечно, маленькие, и общение с родителями им необходимо. Маленького человека надо обязательно брать на руки и целовать, чтобы он видел вокруг себя любовь и восхищение некоторое... И вот эта реакция «Ах, смотрите, что получилось!» – она, на мой взгляд, уместна. И уместна, и необходима. Очень бы хотелось этих ребятишек поощрять. Поощрение в этом возрасте очень важную роль играет. Однако, у этих детей недостатка ни в чем нет. Я на Пасху решила показать им игру «катание яиц». Ставится доска, раскладываются мелкие игрушки, ребенок берет вареное яйцо и катит его по доске. Какой игрушки яйцо коснется, ту он и выиграл. Я поставила им игрушечки из киндер-сюрпризов. Мягко говоря, особого воодушевления или удовольствия не заметила.

    Е.Д.: Да, у них этого много. А вот игрушки из природных материалов – может быть лучше?
    Когда-то, будучи на Алтае, я набрала камушков, покрыла их лаком и мои «привилегированные» школьники, у которых карманные расходы превышали мою зарплату, не видели для себя лучшего подарка. Немудреная, в целом, вещь, но разошлась на «ура». Или ракушки тихоокеанские. А еще я пробовала дарить оригами. Особенный успех имели подвижные модели.

    Т.В.: Да, с ними можно устраивать разные соревнования. С лягушками, например. Но это шумная игра, ребят потом тяжело успокаивать. Если только в самом конце занятия, а потом этих лягушечек можно и подарить.

    Е.Д.: А пальчиковые игры у вас есть?

    Т.В.: Нет, пальчиковых игр нет. Просто потому, что с моими детьми пальчиковыми играми занимаются на музыке.

    Е.Д.: Пальчиками можно изображать животных – бабочку, улитку, зайца...

    Т.В.: Да, конечно, это творчество... На занятиях мы часто изображаем различных животных. Я ориентируюсь на то, что деткам понравилось. Если не сильно понравилось, если не просят повторить – значит, отложим пока. Вот в «Академии развития» есть игра в Цаплю. Кто такая Цапля? Ноги у нее длинные, шея длинная – для чего? Разобрали, для чего. Теперь поиграем в Цаплю. Вот она стоит, одну ногу поджав – холодно цапле. Все стоят, одну ногу поджав. Согрелась цапля – пошли мои детки по «болоту». Поиграли мы таким образом не больше минуты – все, надоело. Пришлось сказать: «Тут волки набежали». Цапли мои с визгом врассыпную. А потом думаю: «Какие волки на болоте?!». Но дети ждали кульминации, им этого не хватало. А в «Академии» о ней не задумались почему-то... Пришлось импровизировать.

    Е.Д.: И часто ли вы используете со своими малышами приемы театрализации, какие-нибудь элементы сценического действа?

    Т.В.: Да, – например, изображали Солнечную систему. Одно дело, когда ребенок где-то что-то видел или читал, все равно это воспринимается как сказка. Совершенно все по-другому, когда он побегал сначала в виде Земли, потом в виде Марса, а потом как настоящее солнышко на табуретке постоял. Во всяком случае, когда говоришь, что Земля вращается вокруг Солнца, они сразу наперебой кричат: «Ага, это как Коля вокруг Кати бегал, помните!».
    Трехлеточкам сложно объяснить и смену времен года. Зиму с летом еще с горем пополам различаем, а весну и осень они путают до сих пор. Вот картинка: на картинке океан, корабль плывет. Какое же время года? Один говорит – лето! Почему лето? Рассуждает – снега нет... Вообще же есть такая черта и у более старших ребят – боятся рассуждать самостоятельно, безоговорочно верят сказанному. Я учу сомневаться: показываю верблюда и говорю: страус! Вижу, переглянулись с испугом, но согласились, страус. Я говорю, кто сомневается, помашите пальчиком. Правда, потом некоторые на все начинают пальчиком махать! Или подобная этому игра «летает – не летает». Теперь хочу смастерить куклы – самоделки из кукольного театра, чтобы рассказ вести диалогом. Пусть детки научатся сами оценивать несколько предложенных мнений.

    Е.Д.: У вас есть смешанные возрастные группы?

    Т.В.: Вы знаете, нет. Как оказалось, если в группе есть ребенок постарше хотя бы на год - это очень неудачный вариант, это плохо. Хотя была идея совместного обучения трех- и четырехлеток, когда бы младшие тянулись за более старшими. Однако, не учитывалась такая особенность, что более старший и соображает быстрее, и менее терпелив в ответах, постоянно перехватывает, перебивает инициативу у младших.

    Е.Д.: На какой срок рассчитана ваша программа? Как долго вы собираетесь вести своих малышей?

    Т.В.: Не знаю. Честно говоря, сначала я просто пошла на встречу желанию родителей трехлеток. А потом мне самой понравилось, стало интересно – будет ли какой результат. А появились результаты, стало еще интереснее, все глубже пошли и все дальше. Иногда бывало так, что я готовила урок для своих «основных» первоклассников, а потом тот же материал, но более легким доступным языком, давала маленьким. Например, трехлеткам было очень интересно узнать, какова «семейная» жизнь у страусов. Слушали, затаив дыхание.

    Е.Д.: Вы знакомите малышей с группами животных?

    Т.В.: Да, обязательно! Вот, например, насекомые. Все вместе лапы считаем. Если шесть – насекомое, если восемь – паук. Пыталась отдельно рассказывать о богомолах, кузнечиках, муравьях, обращая особое внимание на различия в их облике. Или про жизнь муравьев в муравейнике. Смотрю, один отвернулся, следом другой – все, неинтересно. Быстренько пришлось вспоминать какую-нибудь игру.
    Пытались мы своим малышам «легким» языком рассказать об экосистемах. Сели в «самолет», полетели... А вот не получилось! По картинке пустыню узнают, а по игровому рассказу - нет.

    Е.Д.: Замечаете ли вы, что нынешние дети почти не играют? Во всяком случае, в те игры, к которым мы привыкли с детства. Которые, собственно, детство и составляют.

    Т.В.: Сколько у нас телепрограмм без кабеля? – Шесть! Плюс компьютерные игры – пожалуйста. Много книг издается. Раньше за хорошей книгой надо было побегать... Поэтому, может быть, она и вызывала такой восторг. Сегодня издается много хороших, богато иллюстрированных книг. «О природе» издает, в основном РОСМЭН, а это переводы английских и американских книг, к сожалению, не всегда удачные.

    Е.Д.: К тому же и повествуют они об «их» природе. А ведь здесь есть столько педагогов, ученых, которые могли бы не менее талантливо рассказать о нашей. К сожалению, на издание их трудов денег, как правило, не находится. Сколько методик есть замечательных! Вот вы каким-либо образом свой опыт распространяете? Печатаете ли методические разработки?

    Т.В.: Фактически все мы работаем по авторским программам, но ни у кого они не защищены. Разработки формализуются сухим методическим языком. Это не все любят. Я, например, совсем не люблю... Мы несколько раз выходили на «Сибирскую Ярмарку». Нас просят дать методические разработки уроков. Но возникают проблемы с авторскими правами. К сожалению, часто бывает так, что по изданным методичкам кто-то посторонний защищает авторские права... Поэтому нам предлагают: дайте описание своих разработок в виде намеков и недомолвок. А мы на это не идем, мы выставляем наши результаты, работу наших детей. Но вообще, ребятам очень нравится участвовать в работе «Сибирской Ярмарки» – они сами оформляют экспозицию и сами выступают в роли гидов. Берут с собой какую-нибудь живность. Один раз был коршун, второй раз – морская свинка. Когда приходит момент награждения, тоже очень много переживаний: ну хоть диплом бы дали... Наши ребята занимают призовые места, получают дипломы. Значит, работа идет, и идет успешно. Получается, что реально она оценивается по результатам различных конкурсов: районных, городских, областных. И я не думаю, что это плохо...
    Вот собираемся развивать у себя краеведение. География Новосибирской области – это актуально. Дело в том, что мы давно уже традиционно участвуем в областных экологических слетах. А там очень много вопросов по краеведению.
    А еще нам очень хочется, чтобы кто-нибудь вел у нас курс по экологии человека – ведь это же так интересно, кто где и как живет...

    ...О многом еще говорили мы с Татьяной Витальевной и другими не менее замечательными педагогами СЮНа. К сожалению, невозможно уместить весь этот материал в рамки одной журнальной статьи. Хотя я искренне надеюсь на продолжение сотрудничества и серию публикаций об опыте работы Лаборатории экологического воспитания и образования.

Елена Дубынина,
Сибирский экологический вестник, Новосибирск

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Художник Филус Ирина

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,872 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 2 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,872 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,872 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 28 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,872 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,202 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!