- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
6.2. Глобальный контекст регионального Алтайского сотрудничества
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
При анализе проблем и перспектив развития регионального Алтайского сотрудничества необходимо принимать во внимание факт нарастающего общесистемного кризиса современной цивилизации, где финансово-экономический кризис, о котором так много сегодня говорят, — лишь одна из его граней. Сущность же глобального кризиса современной цивилизации заключается в том, что приоритет в ней отдан не всестороннему развитию человека, сбережению населения и охране окружающей среды, а экономическому и техническому росту как самоценности, культу материального потребления, личному и групповому эгоизму. Эти ложные стратегические цели цивилизационного существования проявляются в целом ряде негативных тенденций. Отметим наиболее значимые из них.
1. Растет разрыв в уровне жизни богатых и бедных стран. Так, по некоторым подсчетам известно, что:
— 20 % населения Земли (США, Европа, Япония) владеют 82,7 % мирового экономического дохода;
— 60 % населения Земли, включая Китай, Казахстан и Россию, — 15,9 %;
— 20 % населения (прежде всего страны Азии и Африки) — 1,4 %;
— свыше миллиарда людей в мире регулярно голодают;
— свыше 100 млн не имеют крыши над головой10.
— 60 % населения Земли, включая Китай, Казахстан и Россию, — 15,9 %;
— 20 % населения (прежде всего страны Азии и Африки) — 1,4 %;
— свыше миллиарда людей в мире регулярно голодают;
— свыше 100 млн не имеют крыши над головой10.
2. Все более очевидными становятся черты глобального экологическо-
го кризиса:
— за два последних десятилетия площадь лесов в мире сократилась на 2 млн кв. км;
— за то же время количество рыбы в пресных водоемах уменьшилось
на 50 %;
— 70-80 % злокачественных опухолей связано с плохой экологической ситуацией.
3. Изменяется климат и нарастает общая нестабильность в биосфере.
Это видно, в частности, из динамики природных катастроф: с 1973 г. по
1982 г. произошло 1,5 тыс. таких катастроф, с 1983 г. по 1992 г. — 3,5 тыс.,
с 1992 г. по 2002 г. — 6 тыс. При этом растет число жертв природных катас-
троф: 2002 г. — 11 тыс. погибших; 2003 г. — 50 тыс.; 2004 г. — 200 тыс.,
2005 г. — свыше 300 тыс., 2008 г. — 220 тыс.
Одной из наиболее обсуждаемых тем является в настоящее время проблема глобального потепления. Так, считается, что на начальной его стадии в Канаде, России и Скандинавии изменения климата могут приводить к некоторому положительному эффекту. Улучшатся условия сельскохозяйственного производства, туризма, меньше будет случаев болезни и гибели людей от переохлаждения, меньше топлива будет расходоваться на обогрев. Однако положительный эффект возможен только до уровня глобального потепления в 2-3 °С. Превышение этого уровня оборачивается глобальной дестабилизацией всех процессов. Вредители, наводнения и засухи приведут к снижению урожайности сельскохозяйственных культур, увеличится число ураганов, ливневых осадков. Одновременно вырастет потребление энергии, значительная часть которой теперь пойдет уже на охлаждение (кондиционирование). Появятся «южные» болезни, скачки температур вызовут обострение заболеваний. Так, в 2003 г. от экстремальной жары в Европе умерло 35-52 тыс. людей. В Москве экстремальная жара в 20-х числах июля 2001 г. вызвала волну смертности, которая не затухала в течение полутора месяцев. По оценке МЧС России, нынешние потери от погодно-климатических явлений составляют 30-60 миллиардов рублей (0,07-0,15 % ВВП), а главный ущерб несут наводнения и дождевые паводки. По прогнозу Росгидромета, за 2005-2015 гг. число опасных гидрометеорологических явлений возрастет вдвое.
Изменение климата касается и территории Алтая. Так в период с 1838 г. по 2004 г. годовая температура выросла здесь на 3,0 °С, а в период 1901-2000 гг. — на 1,8 °С. Резко сокращаются и площади ледников на Алтае, в частности, изменение площади оледенения отмечается в Монголии и Казахстане, что становится одной из причин опустынивания.
4. Кризис проявляется и в том, что растет число вооруженных локальных конфликтов, инициаторами которых часто являются развитые страны Запада, борющиеся за природные ресурсы и политическое доминирование в мире (из крупномасштабных военных операций последнего времени достаточно указать на оккупацию американцами Ирака и Афганистана). Увеличивается также этническая и межконфессиональная напряженность в мире, включая экономически благополучные США и Западную Европу.
В сложившейся системе мироустройства в наилучшем социально-экономическом и политическом положении оказываются крупные финансово-экономические центры Запада, которые в большинстве случаев являются как раз ответственными за возникновение многих кризисных явлений. Больше всего страдают от такой системы аграрные и горные регионы Земли, которые образуют наиболее бедные в экономическом отношении районы при том, что именно они в значительной степени обеспечивают выживание человечества, будучи поставщиками чистой воды, воздуха, продуктов питания и обеспечивая стабильность биосферы, природное и культурное разнообразие человечества.
Все это позволяет сделать ряд выводов, имеющих важное значение для евразийского мира. Во-первых, необходима не искусственная вестерниза-ция сверху, а органическая евразийская интеграция снизу, через опору на исторически сложившиеся традиции взаимопонимания и межнационального общения. Алтай в полной мере обладает таким потенциалом. Во-вторых, на фоне глобальных кризисных явлений, особенно экологических и этнокультурных, Алтай зримо проявляет сегодня свою стабилизирующую общепланетарную роль, выступая одним из значимых центров по смягчению глобальных климатических изменений. Он — «живая фабрика» по регенерации воды, чистого воздуха, девственной биоты. От экологического состояния Алтая зависит судьба миллионов людей, живущих в Западной Сибири, Восточном Казахстане, Западной Монголии, в северо-западной части Синьцзян-Уйгурского автономного рейона (СУАР). В-третьих, Алтай, объединив представителей трех мировых религий и множества национальных религиозных культов, до сих пор, как отмечалось, не знает крупных религиозных конфликтов. Лишь на территории СУАР — месте компактного проживания мусульманских и, в первую очередь, уйгурских общин — отмечаются очаги постоянной напряженности. Но и здесь возникающая напряженность имеет не столько религиозный, сколько этнобытовой и экономический характер. Так было, например, во время конфликта лета 2009 г. В-четвертых, для предотвращения планетарной катастрофы настоятельно необходим эволюционный переход к цивилизаци-онным отношениям нового типа, который мы предложили назвать духовно-экологической цивилизацией11. Здесь именно Алтай может выступить в качестве стартовой площадки для апробации высоких ноосферных технологий и отработки интернациональных механизмов перехода к новому типу цивилизационных отношений. Все это придает процессам алтайского трансграничного евразийского сотрудничества особую значимость.
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | |
3 года 2 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | |
3 года 3 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 3 дня назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,202 | |