- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
4.1. Ценностные ориентации народов Южной Сибири
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Прежде всего, остановимся на выявленных в процессе эмпирического исследования базисных ценностных цивилизационных дихотомиях предпочтений. Для этого использовалась разработанная сотрудникам сектора этносоциальных исследований Института философии и права СО РАН оригинальная методика выявления западно-восточных цивилизационных дихотомий, которые определены исходя из широко распространенных представлений о ценностях, доминирующих на Западе и на Востоке.
К числу восточных ценностей обычно относят традиционализм, приоритет духовного над материальным, приверженность к сельскому образу жизни, коллективизм, коллективную собственность, государственный патернализм и ценность общественного порядка, приоритет морали над правом, привычку к скромности и уважение к родовым этническим корням и природе. К западных ценностям относят ценности либерализма, рыночной экономики, где гарантами выживания являются индивидуализм, частная собственность, рациональность, личная инициатива, доминирование материальных ценностей и права, а прогресс ассоциируется с модернизацией и покорением природы.
В социологической анкете соответствующие вопросы были сформулированы в виде дихотомий, и респондентам предлагалось выбрать из полярно сформулированных положений те, которые отражают наиболее важные, на их взгляд, условия успешного развития своего этноса.
Сначала дадим общую характеристику ответов по каждой из выделенных дихотомий в республиках Южной Сибири, где опрашивались и взрослое население, и молодежь. При этом сделаем акцент не на различиях, а на сходстве оценок у разных этнических групп как проявлении некоторого цивилизационного единства.
В целом респонденты отдают приоритет коллективистским началам жизни над индивидуалистическими (табл. 4.1.1). Это проявляется в предпочтениях коллективной собственности над частной, коллективизма и взаимопомощи как факторов развития своего этноса над индивидуализмом, личной деловитостью (данные приведены в % к общему числу опрошенных, некоторые респонденты не смогли дать требуемого четкого ответа в рамках выделенных дихотомий, поэтому они не учтены в приводимых цифрах).
* Текст данного подраздела написан при участии В.А. Тюгашева.
К числу восточных ценностей обычно относят традиционализм, приоритет духовного над материальным, приверженность к сельскому образу жизни, коллективизм, коллективную собственность, государственный патернализм и ценность общественного порядка, приоритет морали над правом, привычку к скромности и уважение к родовым этническим корням и природе. К западных ценностям относят ценности либерализма, рыночной экономики, где гарантами выживания являются индивидуализм, частная собственность, рациональность, личная инициатива, доминирование материальных ценностей и права, а прогресс ассоциируется с модернизацией и покорением природы.
В социологической анкете соответствующие вопросы были сформулированы в виде дихотомий, и респондентам предлагалось выбрать из полярно сформулированных положений те, которые отражают наиболее важные, на их взгляд, условия успешного развития своего этноса.
Сначала дадим общую характеристику ответов по каждой из выделенных дихотомий в республиках Южной Сибири, где опрашивались и взрослое население, и молодежь. При этом сделаем акцент не на различиях, а на сходстве оценок у разных этнических групп как проявлении некоторого цивилизационного единства.
В целом респонденты отдают приоритет коллективистским началам жизни над индивидуалистическими (табл. 4.1.1). Это проявляется в предпочтениях коллективной собственности над частной, коллективизма и взаимопомощи как факторов развития своего этноса над индивидуализмом, личной деловитостью (данные приведены в % к общему числу опрошенных, некоторые респонденты не смогли дать требуемого четкого ответа в рамках выделенных дихотомий, поэтому они не учтены в приводимых цифрах).
* Текст данного подраздела написан при участии В.А. Тюгашева.
Предпочтения | Хакасы | Русские Хакасии | Тувинцы | Русские Тувы | Алтайцы | Казахи Алтая | Русские Алтая |
Для успешного развития моего народа следует прежде всего развивать | |||||||
1) коллективную собственность | 64 | 59 | 72 | 71 | 62 | 82 | 62 |
2) частную собственность | 30 | 37 | 27 | 30 | 37 | 18 | 36 |
Нашему народу сейчас больше всего нужно | |||||||
1) чувство взаимопомощи, коллективизма | 73 | 70 | 80 | 78 | 75 | 82 | 67 |
2) чувство свободы личности, личной деловитости, индивидуализма | 21 | 27 | 20 | 22 | 25 | 18 | 31 |
Следующий блок предпочтений характеризует заметное доминирование в общественном сознании представителей всех обследуемых этнических групп ориентации на обеспечение общего порядка по сравнению с ори-ентациями на расширение личных свобод граждан, приоритета в жизни людей элементов постоянства и устойчивости по сравнению с переменами и новизной, а также наличие государственного патернализма как важной ценностной ориентации большинства населения (табл. 4.1.2).
Можно сделать вывод, что после десятилетия официальной политики, направленной на внедрение в стране свободного рынка, население в большинстве своем не приемлет соответствующей модели развития, продолжая возлагать на государство надежды на обеспечение занятости и создание достойных условий существования, а не просто принятие тех или иных законов.
Кроме того, наблюдается в целом негативное отношение населения к предпринимателям и бизнесменам, которые, на взгляд большинства опрошенных, действуют в своих собственных корыстных интересах и реально выступают фактором разъединения этносов (табл. 4.1.3).
Не случайно свыше половины опрошенных во всех группах отдают приоритет государственному регулированию экономики над рыночной свободой, являются сторонниками более активного развития государственной и коллективной собственности при усилении роли государства в регулировании рынка в интересах всего общества. Гораздо меньше людей высказываются за «чисто рыночный» вариант развития страны, а от 14 до 24 % респондентов считают выходом из создавшегося кризисного положения возврат к плановой экономике (табл. 4.1.4).
Предпочтения | Хакасы | Русские Хакасии | Тувинцы | Русские Тувы | Алтайцы | Казахи Алтая | Русские Алтая |
Для страны важнее всего | |||||||
1) расширение личных свобод граждан | 19 | 25 | 17 | 16 | 27 | 30 | 22 |
2) обеспечение общего порядка | 75 | 71 | 81 | 84 | 71 | 68 | 76 |
В жизни важнее всего | |||||||
1) постоянство, устойчивость | 73 | 72 | 55 | 74 | 69 | 46 | 68 |
2) перемены, новизна | 23 | 26 | 43 | 25 | 30 | 54 | 30 |
Роль государства и человека в работе и в жизни людей | |||||||
1) рабочие места и условия жизни людей должно обеспечить государство, а человек должен хорошо трудиться | 63 | 59 | 54 | 63 | 53 | 75 | 56 |
2) работу и условия жизни человек должен обеспечить себе сам, а государство должно обеспечить его защиту законами и справедливыми налогами | 33 | 40 | 44 | 37 | 46 | 25 | 42 |
Очень высокой является ориентация респондентов на то, что можно назвать полнотой этничности. От 70 до 92 % представителей разных этнических групп считают, что в современных условиях каждый человек должен осознавать свою национальную принадлежность и одновременно знать язык и культуру своего народа. Эту группу можно условно назвать традиционалистами. Гораздо меньшая доля опрошенных (от 3 до 15 %) полагают, что важно осознавать свою национальную принадлежность, а знать язык, культуру народа не обязательно. Не больше этого и отстаивающих позицию, что сейчас не имеет особого значения осознание человеком своей национальной принадлежности, знание национального языка и культуры. Условно их можно определить космополитами.
Таблица 4.1.3
Предпочтения в оценке роли предпринимателей и бизнесменов в жизни своего народа, % |
Предпочтения | Хакасы | Русские Хакасии | Тувинцы | Русские Тувы | Алтайцы | Казахи Алтая | Русские Алтая |
Занятие предпринимательством, бизнесомформирует людей, заботящихся об интересах народа и сплачивающих его | 29 | 30 | 41 | 24 | 36 | 46 | 33 |
Занятие предпринимательством, бизнесом формирует людей заботящихся только о своих интересах и разъединяющих народ | 65 | 67 | 58 | 75 | 63 | 54 | 64 |
Таблица 4.1.4
Предпочтения в оценке значения разных моделей экономики для успешного развития страны, % |
Предпочтения | Хакасы | Русские Хакасии | Тувинцы | Русские Тувы | Алтайцы | Казахи Алтая | Русские Алтая |
Для успешного развития страны сейчас нужно рынок, активнее развивать частную собственность, свободную конкуренцию, ограничивать роль государства в развитии рынка и конкуренции | 19 | 31 | 22 | 19 | 30 | 25 | 27 |
Для успешного развития страны сейчас нужно активнее развивать государственную и коллективную формы собственности, усиливать роль государства в регулировании рынка и конкуренции | 55 | 52 | 56 | 57 | 53 | 58 | 56 |
Для успешного развития страны сейчас нужно вернуться к плановой экономике | 20 | 14 | 21 | 24 | 16 | 18 | 15 |
Следует обратить внимание на единодушие представителей разных этносов по всем сформулированным вопросам. Заметные расхождения касаются только мнений о представительстве этносов в органах власти. Русские во всех обследованных республиках высказываются более индифферентно: 70-76 % из них считают, что национальность людей в органах власти не имеет особого значения. Значительная часть хакасов, тувинцев и алтайцев (соответственно 60, 41 и 43 %) придерживаются иного мнения, полагая, что в органах власти должно быть представлено больше людей их национальности, так как именно они, на взгляд опрошенных, могут лучше позаботиться о своем народе. Впрочем, 24-29 % русских, предпочитающих видеть в органах власти представителей именно своей национальности, можно рассматривать как относительно высокий уровень, свидетельствующий об определенной неудовлетворенности их своим положением в национальных республиках Сибири.
Итак, западные либеральные ценности в настоящее время имеют определенное распространение среди народов Сибири. Среди русских они представлены в несколько большей степени, чем среди титульных этносов. Молодежь сориентирована на эти ценности в целом сильнее, чем старшее поколение. Они также более популярны в среде городского населения, чем сельского. Но самое важное состоит в том, что западные ценности ни для одного из обследуемых этносов не являются преобладающими. Как было показано, большинство населения отмечают преимущества коллективистских начал жизни над индивидуалистическими, высказывая предпочтения коллективной собственности перед частной, коллективизму и взаимопомощи как факторов развития своего этноса перед индивидуализмом, личной деловитостью, обеспечению общего порядка — перед расширением личных свобод граждан. Представители всех обследуемых народов социальную заботу государства предпочитают личной предприимчивости, постоянство и устойчивость — переменам и новизне, регулируемый рынок — свободной конкуренции и плановой экономике, а предпринимательство и бизнес в том виде, как они существуют в настоящее время, большинство из респондентов оценили как фактор разъединения своих этносов.
Результаты массовых опросов, проведенных другими профессиональными социологами и посвященных схожей тематике, созвучны нашим выводам.
Так, в выполненном под руководством директора Института социологии РАН М.К. Горшкова исследовании «Российская идентичность в социологическом измерении» констатируется: «Ценностно-смысловое ядро российского менталитета продолжает демонстрировать удивительную устой
чивость и непохожесть. Даже в условиях системной трансформации российского общества практически все аспекты и проблемы современного мира — демократия и рыночная экономика, свобода и социальная ответственность, отношения между личностью, обществом и государством, получают в России специфическое звучание и окраску. А это говорит о том, что и под воздействием глубоких экономических и социально-политических преобразований общенациональный менталитет россиян представляет собой если не константу, то, во всяком случае, величину достаточно независимую, которую нельзя изменить по заказу, но можно и нужно использовать через государственный политический курс и политическую волю»1. Согласно результатам этого исследования, в настоящее время доля последовательных сторонников традиционалистской ориентации в России более чем в два раза превышает долю последовательных носителей типа мен-тальности, основанной на идеях личной ответственности, инициативы, индивидуальной свободы (соответственно 47 и 20 %).
Как видим, эти данные несколько расходятся с нашими результатами (прежде всего по причине использования разных исследовательских методик), однако общие выводы очень близки.
Особый интерес представляет анализ оценок людей, характеризующих не отдельно взятые ценностные ориентации, а определенную их целостность, системность. Специально проведенный анализ результатов нашего исследования показал, что последовательных выразителей комплекса либерально-рыночных ценностей еще меньше, чем при ответе на отдельные конкретные вопросы. Лишь от 0,0 до 1,8 % всех опрошенных в разных этнических группах являются сторонниками сразу всех значимых западных ориентаций в рамках выделенных нами дихотомий, а именно, стоят одновременно за частную собственность, свободный рынок и конкуренцию, личную инициативу, свободу личности и индивидуализм, за ограничение функций государства принятием справедливых законов и являются космополитами. Гораздо больше среди респондентов (23-33 %) лиц, последовательно ориентирующихся одновременно на коллективизм и коллективную собственность, патернализм в отношениях с государством, традиционализм (в вопросах этнической идентичности, языка и культуры) и стабильность как основу жизни (рис. 4.1.1). Большинство остальных являются носителями своеобразного сочетания восточных и западных ценностей с преобладанием первых из них.
Итак, несмотря на определенное распространение ценностей западной цивилизации у представителей разных этносов Сибири, для абсолютного большинства населения они до сих пор не являются значимыми. Менталитет
сибирских народов в гораздо большей степени характеризуется чертами, доминирующими в восточных цивилизациях. Однако преобладает смешанный, восточно-западный (евразийский) тип ценностных ориентаций. Сосуществование в массовом сознании ориентаций на западные и восточные ценности при безусловном приоритете вторых выражает синтетический характер евразийского социокультурного типа, конкретные комбинации ценностных ориентаций которого нуждаются в специальном эмпирическом выделении и дальнейшем исследовании.
Специально следует обратить внимание на то, что наше исследование опровергло существующую в литературе точку зрения о широком распространении либерально-рыночных ценностей среди молодежи. Молодежь называют первым «рыночным» поколением россиян. Казалось бы, в процессе социализации она должна была усвоить базисные ценности рыночной экономики, выстраиваемой по западному образцу. Однако согласно результатам нашего исследования, последовательных либералов в возрастной группе 16-30 лет практически нет, зато последовательных коллективистов — от 12 до 20 % в разных этнических группах. Это, конечно, меньше, чем по всему массиву опрошенных, но разница не является существенно значимой. Высокий уровень сохранения традиционных ценностных ориентаций у молодежи подтверждают также наши исследования в других регионах, о чем будет сказано далее.
Аналогичные выводы относительно молодежи делают сотрудники Института социологии РАН. Так М.К. Горшков, обобщая данные многочисленных конкретно-социологических исследований, отмечает: «Патернализм по отношению к государству, характерный для нашего общества во все эпохи задолго до советских времен, никуда не делся. Экономические катаклизмы 1990-х, конечно, очень сильно ориентировали молодое поколение, выросшее в условиях рынка, на самообеспечение и самореализацию. Но даже в нем лишь треть является носителем индивидуалистического модернистского сознания, характерного для стран Запада. А две трети, судя по целому ряду показателей в ходе опросов, воспроизводят черты матерей и отцов, дедушек и бабушек... Насколько же сильны в нас традиционные основы, если даже в рыночных условиях, "приближенных к лабораторным", подавляющее большинство молодежи воспроизводит черты советского и досоветского общества!»2.
Таким образом, результаты конкретных социологических исследований дают основание для вывода о том, что «рецидивирующая» в России вестернизация не привела к утверждению в массовом сознании населения примата индивидуалистических (западных) ценностей. Как представляет коллективная собственность, коллективизм, традиционализм, патернализм, стабильность, частная собственность, индивидуализм, космополитизм, инициатива, перемены, последние получили большее распространение среди политической элиты и в «верхах» русской культуры, тогда как структуры массовой практики столь же устойчиво воспроизводят традиционные ориентации.
Рис. 4.1.1. Цивилизационные дихотомии предпочтений у народов Южной Сибири (интегральная характеристика базисных ценностей). | |
В этой связи еще раз сошлемся на директора Института социологии РАН М.К. Горшкова, который на Третьем всероссийском социологическом конгрессе говорил: «Несмотря на радикальный характер происходивших в стране социально-экономических перемен, социокультурные стереотипы, определяющие общий склад сознания российских граждан, изменяются достаточно плавно, эволюционно, а структура российского социума продолжает обеспечивать надежную трансляцию базовых жизненных ценностей, мотиваций и способов восприятия действительности»3.
Как представляется, главным противоречием современного развития России является противоречие между осуществляемой на протяжении почти двух десятилетий институциональной вестернизацией страны и евразийской природой культуры ее народов, у которых никогда не преобладали индивидуалистические ценности, а изначально доминировала иная система ценностей, иной, чем у народов западной цивилизации, менталитет.
Более полную и точную оценку меры «европейскости» населения Южной Сибири можно дать, учитывая долю «европейских» («западных») ценностей в общем «восточно-западном» комплексе ориентаций опрошенных. Это наглядно демонстрирует рис. 4.1.2, где на оси абцисс зафиксирована в процентах доля «европейских» («западных») ценностей в комплексе ценностных ориентаций респондента, а по оси ординат - количество респондентов с данной долей.
Общий характер распределения имеет явную асимметрию, напоминающую форму бархана. По гребню бархана можно сделать вывод, что пока «классический» южный сибиряк — примерно на 80 % азиат и лишь на 20 % европеец4.
Еще один вариант наглядного представления количественного соотношения ориентаций на азиатские и европейские ценности можно дать, учитывая общее количество выбранных предпочтений (см. рис. 4.1.3). На данном рисунке по оси абцисс указано количество предложенных для выбора пар ценностных оппозиций (например: «сельское хозяйство — промышленность). На оси ординат указано абсолютное количество сделанных ценностных предпочтений по всему массиву опрошенных.
Общий характер распределения имеет форму двугорбого верблюда. Соотношение «горбов» у «евроазиатского верблюда» представлено
4000 —
3500 -
3000 -
2500 -
2000 -
1500 -
1000 -
500 "
о -,------------ .------------ .----------- .----------- .----------- .----------- .----------- .----------- .------------ .----------- .----------- .
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
□ Европа □ Азия
3500 -
3000 -
2500 -
2000 -
1500 -
1000 -
500 "
о -,------------ .------------ .----------- .----------- .----------- .----------- .----------- .----------- .------------ .----------- .----------- .
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
□ Европа □ Азия
Рис. 4.1.3. Интегральная характеристика предпочтений респондентов в рамках ценностных дихотомий «Азия» — «Европа».
следующим образом: доля «азиатских» ценностных ориентации во всем массиве выборов составляет 71 %, доля «европейских» ответов — 29 %. Респонденты с азиатскими ценностями дружны в своей оценке: в среднем выбирается 8 ценностей из 11, позиционированных как «азиатские».
Любопытно, что описанные группировки ценностных ориентации народов Южной Сибири аппроксимируются распределением Максвелла, описывающим вероятность обнаружения в некотором элементарном объеме газа молекул, движущихся с определенной скоростью. Если каждого индивида представить как «социальную молекулу», то в общем объеме сложной смеси «социального газа» можно выделить составляющие основную его массу тяжелые и медленные молекулы «азиагаза» и меньшую часть его массы — быстрые и легкие молекулы «еврогаза».
Для оценки различий между этническими группами по предпочтению азиатских и европейских ценностей был также сделан факторный анализ. В результате выделено два варианта разбиения всех респондентов на парные категории с конкретными комплексами ценностных ориентаций (см. табл. 4.1.5).
В первом варианте разбиения ядро категории «традиционалистов» составляют люди, выступающие за приоритетное развитие сельского хозяйства по сравнению с промышленностью, предпочитают общий порядок, плановую экономику, коллективную собственность. Для представителей данной категории важно, чтобы работа была по душе. Они считают необходимым каждому осознавать свою национальную принадлежность и отдают предпочтение людям своей национальности в органах власти. Большинство категории «модернистов», наоборот, отдает предпочтение развитию промышленности, выступают за развитие частной собственности и считают, что в обществе сейчас нужно больше индивидуализма и свободы личности. Люди, выбравшие эти ответы, чаще считают, что главное в жизни достаток, а работа может быть разная.
Группы | Русские Алтая | Русские Хакасии | Русские Тувы | Алтайцы | Хакасы | Тувинцы |
1 вариант разбиения | ||||||
«Традиционалисты» | 65 | 63 | 77 | 74 | 76 | 78 |
«Модернисты» | 35 | 37 | 23 | 26 | 24 | 22 |
2 вариант разбиения | ||||||
«Коллективисты» | 64 | 68 | 72 | 62 | 70 | 57 |
«Индивидуалисты» | 36 | 32 | 28 | 38 | 30 | 43 |
Во втором разбиении категорию «коллективистов» образуют люди, которые считают, что в жизни важнее постоянство, работу должно обеспечивать государство, а предприниматели думают только о себе и своих доходах. В категории «индивидуалистов» исходят из того, что человек сам должен обеспечивать себя работой, а не рассчитывать на государство. Они не боятся перемен и считают, что предприниматели играют позитивную роль в обществе. Как видно из таблицы, и в данной классификации в целом по всем этническим группам большинство населения предпочитает азиатские ценности.
На факторной диаграмме (рис. 4.1.4) представлена диспозиция этнических групп в их отношении к рыночным ценностям. Все этнические группы как бы окаймляют рыночно-предпринимательский тип, символизируемый сектором диаграммы «индивидуализм — предпринимательство "хорошо"». Но траектории движения к этому сектору для этни-
ческих групп различны. По-видимому, русские продвигаются к нему через индивидуализм, а алтайцы и тувинцы — через коллективизм. Этой траектории движения корреспондируют симпатии более половины представителей тюркского населения
к японцам, реализующим в экономическом развитии модель корпоративного капитализма.
Ориентации населения Южной Сибири также изучались в отношении комплекса других жизненно важных ценностей, зафиксированных в табл. 4.1.6 (каждая и них оценивалась по трем возможным вариантам ответа: «очень важно» — персонально для респондента, «не очень важно», «не важно»; в таблице представлен ответ «очень важно»). Как видно из приведенных данных, наибольшее значение для всех обследованных этнических групп имеют ценности здоровья, коллективизма, профессиональной занятости, образования, основополагающие семейные ценности. Наименьшую популярность имеют желания жить в другой стране и сельской местности, а также заниматься политикой.
В то же время можно обратить внимание на некоторые (не очень существенные) различия между русскими и представителями титульных этносов Южной Сибири. Для последних характерна более высокая, чем у русских, степень ориентаций на те или иные составляющие благосостояния (высокий заработок любыми способами, желание иметь собственное дело, богатую обстановку в доме) и традиционных для них ориентаций на близость к природе, владение скотом и возможность жить среди людей своей национальности.
По часто встречающимся сочетаниям комплекса выделенных жизненных ценностей можно выделить следующие социальные типы среди респондентов:
Ценности жизни | Русские | Тувинцы | Хакасы | Алтайцы |
Иметь хорошее здоровье | 96 | 96 | 97 | 97 |
Иметь хорошие отношения с соседями, друзьями | 88 | 93 | 93 | 89 |
Работать в дружном коллективе | 86 | 91 | 90 | 84 |
Иметь детей | 84 | 86 | 87 | 87 |
Иметь хорошее образование | 75 | 85 | 75 | 79 |
Иметь постоянную работу по своей профессии | 73 | 80 | 75 | 69 |
Иметь мужа (жену) | 71 | 64 | 68 | 64 |
Много зарабатывать (не важно, где именно) | 68 | 75 | 75 | 74 |
Возможность часто бывать на природе | 66 | 78 | 72 | 68 |
Разговаривать на языке своей национальности | 57 | 56 | 67 | 62 |
Иметь автомобиль | 56 | 57 | 54 | 55 |
Постоянно получать информацию о политических событиях в стране и за рубежом |
54 | 73 | 58 | 54 |
Состоять в зарегистрированном браке | 53 | 60 | 56 | 52 |
Работать по любимой профессии, не обязательно имея высокий доход | 43 | 59 | 39 | 36 |
Иметь свой скот | 33 | 66 | 59 | 66 |
Жить в городских условиях | 33 | 40 | 26 | 21 |
Иметь собственное дело (предприятие, фирму) | 31 | 47 | 29 | 40 |
Жить среди людей своей национальности | 28 | 45 | 53 | 41 |
Иметь богатую обстановку в доме | 26 | 45 | 30 | 31 |
Профессионально не работать, заниматься воспитанием своих детей, любимыми делами | 23 | 30 | 26 | 24 |
Жить в сельской местности | 21 | 30 | 35 | 32 |
Пожить в другой стране какое-то время | 13 | 15 | 13 | 8 |
Заниматься политикой, влиять на власть | 11 | 19 | 8 | 13 |
Переехать жить в другую страну | 4 | 7 | 3 | 2 |
— «крестьяне»: ориентированы на возможность чаще бывать на природе и держать скот, не хотят уезжать за рубеж;
— «кулаки»: для них важно иметь собственное дело, заниматься политикой, жить в сельской местности, состоять в браке;
— «инженеры»: ориентированы на жизнь в городских условиях, постоянную работу по своей профессии, прочную семью и бытовой комфорт, включая автомобиль;
— «мечтатели»: живут под девизом «Надо, но не очень»; им неплохо было бы иметь высокооплачиваемую работу, но не грязную (не держать скот);
— «мещане»: их не заботит политика и национальный вопрос, они просто хотят жить, как обычные люди; для них важно иметь хорошее образование, детей, любимую работу и ладить с соседями;
— «сибариты»: работа в жизни для них не важна, предпочтителен городской образ жизни со всеми его бытовыми удобствами.
Распределение выделенных типов среди опрошенных представлено на круговой диаграмме (рис. 4.1.5). Наибольшие группы образуют «инженеры» и «мечтатели», вместе составляя почти половину опрошенных. Меньше всего «сибаритов».
По всем этническим и половым группам соотношение данных типов практически совпадает.
— «кулаки»: для них важно иметь собственное дело, заниматься политикой, жить в сельской местности, состоять в браке;
— «инженеры»: ориентированы на жизнь в городских условиях, постоянную работу по своей профессии, прочную семью и бытовой комфорт, включая автомобиль;
— «мечтатели»: живут под девизом «Надо, но не очень»; им неплохо было бы иметь высокооплачиваемую работу, но не грязную (не держать скот);
— «мещане»: их не заботит политика и национальный вопрос, они просто хотят жить, как обычные люди; для них важно иметь хорошее образование, детей, любимую работу и ладить с соседями;
— «сибариты»: работа в жизни для них не важна, предпочтителен городской образ жизни со всеми его бытовыми удобствами.
Распределение выделенных типов среди опрошенных представлено на круговой диаграмме (рис. 4.1.5). Наибольшие группы образуют «инженеры» и «мечтатели», вместе составляя почти половину опрошенных. Меньше всего «сибаритов».
По всем этническим и половым группам соотношение данных типов практически совпадает.
Рис. 4.1.5. Соотношение разных социальных типов респондентов в общей следнее массе опрошенных.
Сходство оценок респондентов из разных этнических групп обнаруживается при оценке комплекса новых социальных явлений, порожденных либерально-рыночными реформами. Болыиинство опрошенных крайне негативно относятся к наиболее ярким проявлениям рыночной экономики. Об этом красноречиво свидетельствует табл. 4.1.7 (положительных мнений по данному вопросу очень мало).
Сейчас практически всем очевидно, что рыночные реформы, по крайней мере, в том варианте, в каком они проводились до сих пор, в целом оказались неэффективными (о чем в время все чаще говорят не только эксперты, но и первые лица государства). Среди причин не последнее место занимает забвение этнокультурных особенностей России.
Перейдем теперь к анализу структуры межэтнической рефлексии народов Сибири в аспекте цивилизационной близости (общности), которая изучалась через такие компоненты как степень взаимной симпатии (антипатии), приверженность этническим традициям, социальные дистанции, автостереотипы и гетеростереотипы5.
Таблица 4.1.7 Уровень отрицательных оценок проявлений рыночной экономики среди народов республик Южной Сибири, % к числу опрошенны
Явления | Русские | Тувинцы | Хакасы | Алтайцы |
Появление безработицы | 93 | 93 | 95 | 91 |
Платные медицинские услуги | 86 | 83 | 91 | 90 |
Платное образование | 82 | 75 | 87 | 89 |
Купля-продажа сельскохозяйственных, | 74 | 72 | 83 | 81 |
лесных угодий | ||||
Продажа акций российских | 72 | 67 | 78 | 74 |
предприятий иностранным компаниям | ||||
Рост различий между людьми по уровню доходов | 65 | 65 | 66 | 61 |
Появление в органах власти богатых людей | 64 | 67 | 69 | 60 |
Приватизация фабрик, заводов | 62 | 55 | 66 | 53 |
Свободные цены | 59 | 62 | 64 | 55 |
Перепродажа товаров | 57 | 48 | 61 | 50 |
Формирование партий, движений по | 52 | 42 | 38 | 46 |
национальному признаку | ||||
Преобразование колхозов, совхозов | 50 | 47 | 63 | 49 |
в частные и акционерные хозяйства | ||||
Появление слоя богатых людей | 49 | 47 | 56 | 46 |
Создание частных газет, радио-и телевизионных каналов | 20 | 18 | 26 | 21 |
Усиление значимости этнической идентичности | 17 | 16 | 4 | 9 |
Рост числа верующих людей | 14 | 18 | 13 | 17 |
Черты характера | Алтайцы | Тувинцы | Хакасы | Русские в: | ||
Респ. Алтай |
Респ. Тыве | Респ. Хакасии | ||||
Ум | 60 | 75 | 71 | 72 | 68 | 69 |
Лень | 34 | 36 | 42 | 42 | 47 | 46 |
Трудолюбие | 55 | 66 | 65 | 54 | 66 | 58 |
Неумение трудиться | 37 | 34 | 30 | 21 | 22 | 22 |
Коллективизм | 49 | 48 | 44 | 38 | 32 | 42 |
Расчетливость | 22 | 19 | 12 | 37 | 44 | 43 |
Жадность | 16 | 12 | 10 | 26 | 33 | 22 |
Дружелюбие | 68 | 76 | 79 | 71 | 55 | 61 |
Настойчивость | 30 | 29 | 20 | 44 | 46 | 42 |
Бескорыстие | 44 | 33 | 64 | 42 | 32 | 32 |
Тяга к спиртному | 69 | 61 | 81 | 78 | 83 | 73 |
Дисциплинированность | 25 | 30 | 25 | 19 | 19 | 16 |
Простодушие | 68 | 63 | 79 | 51 | 47 | 53 |
Честность | 57 | 59 | 72 | 33 | 21 | 32 |
Предприимчивость | 19 | 18 | 9 | 38 | 39 | 51 |
Хозяйственность | 53 | 57 | 42 | 47 | 55 | 47 |
Для исследования авто- и гетеростереотипов в ходе опросов респондентам, представляющим русское и титульное население конкретных республик Южной Сибири (хакасов, тувинцев и алтайцев), предлагалось в списке из возможных 16 черт характера отметить те, которые являются, по их мнению, наиболее распространенными в массе их собственной этнической группы (автостереотипы), и дать оценку подобных черт в массе представителей ближайших этнических групп (гетеростереотипы): представители титульной национальности данной республики оценивали русских и наоборот. Результаты ответов на этот вопрос представлены в табл. 4.1.8 и 4.1.9 (предлагаемые черты характера русского и титульного этноса были одинаковы и располагались в том же порядке, как отражено в таблицах), а обобщенные данные по выделенным республикам приведены в табл. 4.1.10 и 4.1.11.
Черты характера | Русские об: | О русских: | ||||
алтайцах | тувинцах | хакасах | алтайцы | тувинцы | хакасы | |
Ум | 42 | 34 | 52 | 66 | 69 | 73 |
Лень | 44 | 75 | 40 | 35 | 18 | 36 |
Трудолюбие | 39 | 22 | 50 | 55 | 74 | 57 |
Неумение трудиться | 39 | 68 | 35 | 20 | 10 | 16 |
Коллективизм | 60 | 64 | 55 | 35 | 44 | 35 |
Расчетливость | 46 | 37 | 27 | 52 | 61 | 80 |
Жадность | 36 | 30 | 23 | 40 | 44 | 46 |
Дружелюбие | 51 | 39 | 62 | 48 | 45 | 39 |
Настойчивость | 53 | 42 | 40 | 43 | 44 | 64 |
Бескорыстие | 31 | 18 | 38 | 23 | 16 | 15 |
Тяга к спиртному | 45 | 87 | 74 | 57 | 40 | 62 |
Дисциплинированность | 17 | 10 | 26 | 25 | 40 | 23 |
Простодушие | 50 | 38 | 56 | 33 | 28 | 24 |
Честность | 26 | 7 | 41 | 21 | 32 | 16 |
Предприимчивость | 24 | 29 | 22 | 50 | 52 | 71 |
Хозяйственность | 44 | 25 | 39 | 50 | 68 | 59 |
При оценке выделенного респондентами набора специфических черт характера представителей того или иного народа выявлялись условно рыночные и нерыночные установки опрошенных. Индикаторами рыночных установок принимались «ум», «расчетливость», «настойчивость», «дисциплинированность», «предприимчивость», «жадность» (рационально-волевые черты предпринимателя в представлениях массового сознания) в сочетании с «трудолюбием». Слабая степень внимания к этим характеристикам интерпретировалась в целом как иная, нерыночная установка.
Анализ автостереотипов представителей тюркских этносов в целом (алтайцев, тувинцев и хакасов) показывает, если ранжировать черты характера по важности, большую степень сходства стереотипов и, следовательно, общности между данными этносами. Чаще всего тюрки указывают на такие черты своего характера как «дружелюбие» «тяга к спиртному», «ум», «простодушие», «честность», «трудолюбие» (см. табл. 4.1.8, 4.1.10). Менее характерными для себя тюрки Южной Сибири считают «дисциплинированность», «настойчивость», «расчетливость», «предприимчивость» и «жадность» (последнее место в иерархии).
Представители тюркских этносов республик Южной Сибири о себе и русских, %
Тюрки республик Южной Сибири о себе | |
Дружелюбие | 75 |
Тяга к спиртному | 71 |
Простодушие | 70 |
Ум | 70 |
Честность | 64 |
Трудолюбие | 63 |
Хозяйственность | 50 |
Бескорыстие | 48 |
Коллективизм | 47 |
Лень | 38 |
Неумение трудиться | 33 |
Дисциплинированность | 27 |
Настойчивость | 26 |
Расчетливость | 17 |
Предприимчивость | 15 |
Жадность | 13 |
Тюрки республик Южной Сибири о русских | |
Ум | 70 |
Расчетливость | 65 |
Трудолюбие | 63 |
Хозяйственность | 60 |
Предприимчивость | 59 |
Тяга к спиртному | 53 |
Настойчивость | 51 |
Жадность | 44 |
Дружелюбие | 43 |
Коллективизм | 38 |
Дисциплинированность | 30 |
Лень | 29 |
Простодушие | 28 |
Честность | 23 |
Бескорыстие | 17 |
Неумение трудиться | 15 |
Автостереотипы русских в республиках Алтай, Тыва и Хакасия, во-первых весьма схожи между собой и близки автостереотипам тюрок. В отношении своего этноса большинство русских респондентов указали на тягу к спиртному, ум, дружелюбие, трудолюбие (см. табл. 4.1.8, 4.1.10). Рыночные черты характера в автостереотипах русских не являются ведущими, но выражены немного сильнее, чем в автостереотипах тюрок.
Судя по гетеростереотипам, тюрки считают русских людьми рыночного, предпринимательского типа (см. табл. 4.1.9, 4.1.11). Такой черте характера как «расчетливость» они отводят первое (хакасы) или четвертое место (алтайцы и тувинцы), «предприимчивость» — третье (хакасы) или пятое (алтайцы и тувинцы). В первую восьмерку наиболее характерных для русских черт они включили «хозяйственность», «настойчивость» и «жадность». Такие же черты как «бескорыстие», «честность», «простодушие» занимают последние места.
Русские о тюрках республик Южной Сибири | Русские республик Южной Сибири о себе | ||
Тяга к спиртному | 68 | Тяга к спиртному | 77 |
Коллективизм | 59 | Ум | 70 |
Лень | 52 | Дружелюбие | 62 |
Дружелюбие | 52 | Трудолюбие | 59 |
Простодушие | 49 | Простодушие | 51 |
Неумение трудиться | 46 | Хозяйственность | 49 |
Настойчивость | 45 | Лень | 45 |
Ум | 43 | Настойчивость | 44 |
Трудолюбие | 38 | Предприимчивость | 43 |
Расчетливость | 36 | Расчетливость | 41 |
Хозяйственность | 36 | Коллективизм | 38 |
Бескорыстие | 30 | Бескорыстие | 35 |
Жадность | 29 | Честность | 29 |
Честность | 26 | Жадность | 26 |
Предприимчивость | 25 | Неумение трудиться | 22 |
Дисциплинированность | 18 | Дисциплинированность | 18 |
Русские же, отмечая в первую очередь тягу к спиртному, коллективизм, лень и дружелюбие, простодушие тюрок, невысоко оценивают в их характере черты предприимчивости, дисциплинированности, расчетливости, хозяйственности. Честность не выглядит в глазах русских значимой чертой характера тюрок.
Таким образом, этнические портреты и автопортреты в чем-то сходны, а в чем-то и радикально разнятся. По-видимому, русские и тюрки по-разному понимают дружелюбие, если подчеркивают его в себе, но в меньшей степени усматривают друг в друге. Меньше трети русских отмечают честность в себе и в тюрках, тогда как в себе их усматривают гораздо большее число тюрок. Русские более критичны к себе, чем тюрки, оценивая свою тягу к спиртному, простодушие, лень.
Заметна также определенная асимметрия в гетеростереотипах тувинцев и русских в Туве, значительная степень негативных черт в образе типичного тувинца в сознании русских. Это может быть свидетельством латентной напряженности в межэтнических отношениях в республике.
При оценке черт, усматриваемых опрошенными в характере русского человека, можно сделать парадоксальный вывод об их несовпадении с образом классического русского характера — интуитивно-этического интроверта, — который не славится умом, расчетливостью, хозяйственностью, трудолюбием и предприимчивостью. В глазах тюрок, русские Южной Сибири выглядят как «рационалы» и «логики». А русские позиционируют себя как «иррационалы» и «этики».
Таким образом, русские со стороны выглядят иначе, чем себя осознают. Возможно, выявленное противоречие образов характера русского человека связано с зафиксированными в предыдущем разделе полярностями и инверсиями русской души.
Восприятие тюрок со стороны и их самовосприятие совпадают. Указываются качества, присущие сенсорно-этическому интроверту. Единство образов отражает, по-видимому, специфику туранского психологического типа в той его характеристике, которая была дана Н.С. Трубецким.
Для выявления степени симпатий и антипатий в отношениях межэтнической рефлексии респондентам предлагалось ответить на вопрос о том, какие чувства они испытывают чаще всего к представителям разных народов с вариантами ответов: «симпатия (нравятся)», «никаких чувств», «антипатия (не нравятся»). В список включены народы славянской (русские, украинцы, белорусы), тюрко-монгольской (алтайцы, буряты, казахи, монголы, тувинцы, турки, хакасы) субцивилизаций , чукчи — как представители арктической субцивилизации российской цивилизации, китайцы и японцы — соседние для народов Сибири цивилизации, представители западной цивилизации — англичане, немцы, французы и американцы, а также евреи, чеченцы и цыгане. Основной задачей было выявление степени взаимной комплементарнос-ти русских и тюрок как показателя евразийской цивилизационной общности в сравнении с субцивилизационной и межцивилизационной близостью (с западной, китайской, японской цивилизациями) и отчасти — межэтнической комплементарности в регионах Сибири.
Сводные данные ответов по позициям «симпатии» и «антипатии» приведены в таблице 4.1.12 (позиция «никаких чувств» опущена).
Симпатии к: | Алтайцы | Тувинцы | Хакасы | Русские в: | ||
Республике Алтай | Республике Тыве | Республике Хакасии | ||||
алтайцам | 88 | 44 | 53 | 43 | 33 | 27 |
американцам | 27 | 35 | 25 | 17 | 24 | 19 |
англичанам | 30 | 36 | 28 | 29 | 26 | 27 |
белорусам | 24 | 19 | 30 | 38 | 44 | 41 |
бурятам | 40 | 42 | 37 | 18 | 33 | 21 |
евреям | 24 | 19 | 29 | 15 | 20 | 19 |
казахам | 44 | 36 | 44 | 26 | 25 | 20 |
китайцам | 25 | 44 | 26 | 14 | 30 | 16 |
монголам | 31 | 38 | 28 | 11 | 25 | 14 |
немцам | 27 | 27 | 35 | 36 | 26 | 38 |
русским | 72 | 67 | 54 | 86 | 83 | 80 |
тувинцам | 36 | 87 | 34 | 12 | 38 | 15 |
туркам | 32 | 38 | 33 | 15 | 16 | 12 |
украинцам | 21 | 26 | 20 | 46 | 39 | 40 |
французам | 33 | 37 | 30 | 40 | 33 | 31 |
хакасам | 34 | 37 | 87 | 15 | 47 | 50 |
чеченцам | 18 | 17 | 21 | 6 | 10 | 8 |
чукчам | 24 | 28 | 29 | 14 | 26 | 19 |
цыганам | 14 | 15 | 14 | 10 | 15 | 8 |
японцам | 52 | 60 | 56 | 39 | 40 | 37 |
Тюркские народы — алтайцы, тувинцы и хакасы — с симпатией относятся к русским (русские вторые по рангу после этнической самооценки, и лишь в Хакасии вторые-третьи вместе с японцами). Несколько ниже уровень комплементарности русских к титульным тюркским народам — алтайцам, тувинцам, хакасам, но тоже достаточно высокий: в Хакасии к хакасам — 50 % (второй ранг), в Республике Алтай — 43 % (третий ранг), в Республике Тыва — 38 % (шестой ранг). Именно среди русской молодежи в Туве отмечается относительно невысокая доля симпатизирующих
тувинцам (30 %), в то время как среди лиц старшего поколения (50 лет и более) таковых больше половины (51 %).
В целом же русские Сибири высоко комплементарны к «ближним» тюркским этносам, с которыми имеют непосредственные контакты: хакасам, алтайцам, бурятам, казахам, несколько ниже — к тувинцам. Заметно слабее выражены симпатии русских к туркам и монголам. При этом во всех обследованных республиках — Хакасии, Туве и Алтае — доля симпатий русских к тюрко-монгольским народам растет в более старших возрастных группах. Аналогичная картина в отношениях тюрок к русским. То есть русско-тюркская комплементарность наиболее полно проявляется в старших возрастных группах.
В целом же русские Сибири высоко комплементарны к «ближним» тюркским этносам, с которыми имеют непосредственные контакты: хакасам, алтайцам, бурятам, казахам, несколько ниже — к тувинцам. Заметно слабее выражены симпатии русских к туркам и монголам. При этом во всех обследованных республиках — Хакасии, Туве и Алтае — доля симпатий русских к тюрко-монгольским народам растет в более старших возрастных группах. Аналогичная картина в отношениях тюрок к русским. То есть русско-тюркская комплементарность наиболее полно проявляется в старших возрастных группах.
Как и следовало ожидать, субцивилизационные симпатии проявляются сильнее, чем цивилизационные, евразийские. Так, белорусы и украинцы по степени симпатий занимают у русских выше места, чем другие тюркские этносы (кроме титульных в республиках). Соответственно, симпатии хакасов, тувинцев, алтайцев сильнее к другим тюркским народам, чем к белорусам и украинцам.
Что касается отношения к представителям других цивилизаций, то и среди русских, и среди тюрок очень высок уровень симпатий к японцам (второй-третий ранги), а из народов западной цивилизации — к французам (седьмой-восьмой ранги). Менее комплементарно отношение русских и тюрок к англичанам и немцам и совсем незначительны симпатии к американцам и китайцам (за исключением тувинцев и русских в Туве).
Во всех республиках и во всех обследованных этнических группах выше доля симпатий к представителям западной цивилизации (англичанам, французам, немцам, американцам) в молодежных возрастных группах по сравнению с более старшими поколениями. Например, среди русских в Хакасии выразили симпатии к англичанам 39 % молодых и 17 % пожилых людей, к французам — соответственно 43 и 18 %, к немцам — 43 и 29 %, к американцам — 24 и 14 %. Среди хакасов соответствующие доли таковы: к англичанам — 36 и 21 %, к французам — 32 и 27 %, к немцам — 31 и 43 % (исключение из общего правила), к американцам — 27 и 20 %.
Для характеристики степени комплементарности важен уровень не только симпатий, но и антипатий. Учитывая тот факт, что в нашем опросе степень антипатий фиксировалась долей ответов на прямой вопрос, можно полагать, что был зафиксирован нижний порог уровня антипатий. Как видно из таблицы 4.1.13, антипатии тюркских народов к русским и белорусам незначительны, немного выше они в отношении к украинцам. В свою очередь, русские везде не испытывают антипатий к хакасам и бурятам, нет особых антипатий и к алтайцам (лишь в самой Республике Алтай они заметны), но имеет место определенный уровень антипатий к тувинцам, туркам (особенно в Туве и Хакасии).
Антипатии к: | Алтайцы | Тувинцы | Хакасы | Русские в: | ||
Республике Алтай | Республике Тыве | Республике Хакасии | ||||
алтайцам | 0 | 1 | 0,5 | 10 | 1,5 | 0 |
американцам | 19 | 12 | 18 | 32 | 18 | 22 |
англичанам | 6 | 5 | 5 | 6 | 7 | 3 |
белорусам | 4 | 4 | 4 | 4 | 4 | 3 |
бурятам | 3 | 3 | 4 | 5 | 3 | 4 |
евреям | 17 | 11 | 13 | 24 | 22 | 18 |
казахам | 12 | 3 | 1 | 8 | 4,5 | 7 |
китайцам | 16 | 6 | 18 | 22 | 13 | 20 |
монголам | 10 | 11 | 7 | 6 | 8 | 9 |
немцам | 14 | 9 | 7 | 11 | 15 | 7 |
русским | 3 | 3 | 4 | 0 | 0 | 0 |
тувинцам | 8 | 0 | 11 | 8 | 20 | 21 |
туркам | 4 | 3 | 6 | 6 | 14 | 13 |
украинцам | 7 | 5 | 10 | 2 | 8,5 | 6 |
французам | 2 | 4 | 2 | 1 | 2 | 1 |
хакасам | 2 | 6 | 1 | 4 | 2 | 4 |
чеченцам | 29 | 25 | 27 | 53 | 47 | 39 |
чукчам | 5 | 6 | 7 | 9 | 9 | 8 |
цыганам | 28 | 22 | 33 | 34 | 34 | 42 |
японцам | 5 | 3 | 4 | 6 | 5 | 5 |
Таким образом, проанализированные показатели уровня взаимных симпатий и антипатий русского и тюркского населения Сибири можно рассматривать как индикаторы сохраняющейся евразийской цивилизаци-онной общности.
Для выявления этнических предпочтений в исследовании использовались два индикатора: выбор народа в качестве образца для подражания в жизни (открытый вопрос в анкете) и укороченная шкала Богардуса по предпочтениям в выборе друга (подруги), партнера по работе, начальника по работе и руководителя республики.
Как показал анализ, тюркские народы (алтайцы, хакасы, тувинцы) образцом для подражания в жизни считают в первую очередь японцев (треть опрошенных). Примерно столько же русских выбирают в таком качестве свой собственный этнос (лишь русские в Хакасии уступили эту позицию выбора японцам и немцам — 22 и 29 %), затем следуют японцы — 15-22 %. В отношении других народов единства взглядов под данному вопросу у респондентов из разных этнических групп нет. Хакасы относительно высоко ценят немцев (13 %), тувинцы — русских и китайцев (10-11 %), алтайцы — алтайцев и немцев (7-8 %). Русские же в данное время не являются для тюрок ведущим образцом для подражания в жизни.
Что касается шкалы социальной дистанции (Богардуса), то по всем четырем позициям (выбор друга, партнера, начальника и руководителя власти) русские предпочитают обычно русского (45-55 % опрошенных), а тюрки — людей своей национальности (30-45 %), затем обычно следует у тех и других ответ «любой национальности». Лишь в Туве при выборе руководителя республики русские отдают предпочтение тувинцу (54 %).
Следует отметить, что этноцентризм (предпочтение своего) несколько выше при выборе друга (подруги) и руководителя республик, чем по другим позициям. То есть наиболее значимыми для тюрок и русских в предпочтениях являются мотивы эмоционального и политического плана.
Показатели этнических предпочтений свидетельствуют о наличии в настоящее время определенного этноцентризма в сознании русских и тюркских этносов Сибири. Он может быть интерпретирован как проявление относительной этнической самодостаточности, ощущения способности к самостоятельному решению проблем развития своей этнической общности, опираясь на собственный человеческий потенциал.
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | |
3 года 26 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 50 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,160 | |