- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
2.4. Миксис
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Суть евразийской проблемы, как было показано в первом разделе, исходно состоит в отрицательной оценке представителями окраинно-при-морских миров Евразии практики заключения межэтнических браков и метисации. Евразийцы — потомки смешанных браков — вынуждены доказывать свою полноценность и успешность в современном мире. В то же время не менее значимым является социокультурное содержание евразийской проблемы.
Неприятие смешения восходит к мифологеме чистоты, к требованию предпочтения чистоты перед скверной, порядка — перед беспорядком, космоса — перед хаосом. Архаическое сознание воспринимает смешение как нечистоту и осквернение, подлежащие преодолению в ритуалах очищения133.
В античной философии совершается реабилитация смешения, разрабатываются разнообразные концепции миксиса. Уже Фалес утверждал, что между жизнью и смертью нет разницы, и потому он живет.
Если Платон только смирялся с реальностью нежелательного всесме-шения, то в «Политике» Аристотеля встречаем такое суждение: «.. .смешение прекрасно; а такое смешение заключается именно в середине, так как в ней находят место обе противоположности»134. И еще: «И чем государственное устройство будет лучше смешано, тем оно окажется устойчи-вее»135. Относительно демократии и олигархии он утверждает: «В прекрасно смешанном государственном устройстве были представлены как бы оба начала вместе, но ни одно из них в отдельности»136.
В метафизике Аристотеля любое отдельное сущее является сложным, многосоставным, комбинируемым из разных видов целым. Все — не просто, а сложно и смешано.
Удачное сочетание свойств души, присущих разным этносам, Аристотель видел в характере эллинов: «Племена, обитающие в странах с холодным климатом, притом в Европе, преисполнены мужества, но недостаточно наделены умом и способностями к ремеслам. Поэтому они дольше сохраняют свою свободу, но не способны к государственной жизни и не могут господствовать над своими соседями. Населяющие же Азию в духовном отношении обладают умом и отличаются способностью к ремеслам, но им не хватает мужества; поэтому они живут в подчинении и рабском состоянии. Эллинский же род, занимая как бы срединное место, объединяет в себе те и другие свойства: он обладает и мужественным характером, и умственными способностями; поэтому он сохраняет свою свободу, пользуется наилучшим государственным устройством и способен властвовать над всеми, если бы он только был объединен одним государственным строем»137.
В деятельности Александра Македонского, воспитанника Аристотеля, «смешивание» закрытых, этноконфессионально чистых сообществ приобрело масштабы социокультурной революции. «Видя в себе поставленного богами всеобщего устроителя и примирителя, — замечал Плутарх, — он применял силу оружия к тем, на кого не удавалось воздействовать словом, и сводил воедино различные племена, смешивая, как бы в некоем сосуде дружбы, жизненные уклады, обычаи, брачные отношения и, заставляя всех считать родиной вселенную, крепостью — лагерь, единоплеменными — добрых, иноплеменными — злых; различать между греком и варваром не по щиту, мечу и одежде, а видеть признак грека в доблести и признак варвара — в порочности; считать общими одежду, стол, брачные обычаи, все, получившее смешение в крови и потомстве»138.
Поворот в сторону Востока, признание разных народов как равноценных были явлениями новыми для того времени, ломавшими традиционные представления о культурной полноценности народов, и воспринимались неоднозначно. Когда Александр принял титул сына бога Амона, греки расценили это как кощунство. Заговорили о «варваризации» царя, о «порочном Востоке», испортившем царя и его соратников. И хотя держава Александра Македонского, по существу так и не начала функционировать как единый государственный организм, она распалась на мелкие, но жизнеспособные эллинистические царства, придавшие новый импульс всемирно-историческому процессу139.
Время от времени происходившая в истории Европы, как и в истории других окраинно-приморских миров Евразии, миксация не приобрела характера устойчивого процесса. Мозаично-дробное сложение окраин Евразии вкупе с профессионально-корпоративной дифференциацией обусловливали изолированность этнических групп.
Приведем любопытное наблюдение в отношении межэтнической интеграции в Европе. Комментируя события революции 1848 г. в Трансильвании, В.Н. Виноградов отмечает, что она (Трансильвания) не стала плавильным тиглем различных этносов, которые разделяли история, обычаи, религия, разное место в государственной, социальной и политической структуре. Отчужденность мадьяр, саксов (немцев из Саксонии), румын и секеев (этническая группа венгров) поразила офицеров армии И.Ф. Пас-кевича в 1849 г. Один из них писал: «Четыре описанные племени, столь разнородные, жили на таком тесном участке земли, чураясь друг друга. Несколько сот лет не могли их сблизить: сосед не узнал языка соседа, ни разу не породнился; один и тот же город называется каждым племенем по-своему. Такие отношения, естественно, породили недоверчивость, вражду, презрение или ненависть одного народа к другому»140.
Это наблюдение позволяет обратить внимание на дискуссию о состоятельности некогда популярной концепции «плавильного котла»141.Кна-стоящему времени признано, что в США и Европе этносоциальные процессы протекают преимущественно в мультикультуральном формате saladbowl(«миска с салатом»). Вот, что, в частности, пишет об этом В. Галец-кий: «В течение долгого времени западное интеллектуальное сообщество гипнотизировало себя теорией "плавильного котла". Согласно ей, в Соединенных Штатах действовал этнокультурный механизм, перерабатывавший разнообразные миграционные потоки в единое целое. Долгое время эта теория считалась безоговорочно адекватной. Но парадокс в том, что ее многочисленные разработчики и адепты — социологи, политологи, культурологи, историки — по всей видимости, не утруждали себя знанием демографии и не догадывались изучить статистику межэтнических браков. Достаточно было внимательно ее проанализировать, чтобы понять: "плавильный котел" — миф. Да, что касается браков между выходцами из разных германских народов, тут "плавильный котел" худо-бедно работал. Но остальные этнические группы сохранили свою обособленность вплоть до настоящего времени — особенно американцы итальянского, ирландского, греческого, восточноевропейского, латиноамериканского, еврейского, арабского, индийского и китайского происхождения. В так называемом "плавильном котле" не столько варилось нечто принципиально новое, сколько шла попытка всеобщей англосаксонизации. От теории "плавильного котла" ввиду ее чудовищной неадекватности отказались в начале 1960-х, заменив ее теорией "миски с салатом": представление о формировании некой единой этнокультурной общности было замещено идеей автономных этнических групп и мультикультурализма»142.
Тогда как в Северной Америке и Европе сегодня принято говорить о мозаичной культуре, в России все чаще высказывается мысль о действительности метафоры плавильного котла применительно к евразийской цивилизационной общности народов. Это положение четко формулирует, например, Г.Х. Попов: «Дело в том, что в России всегда был плавильный котел»144.
С ростом иммиграции из стран СНГ участились межнациональные браки. Вот что говорит об этом ведущий научный сотрудник Института общей генетики РАН О. Курбатова: «Обобщенный тезис "Русская женщина — оплот интернационализма" получает весьма определенное звучание в Москве, главном плавильном котле России. Русские москвички все чаще вступают в брак с приезжими, в том числе с мужчинами других национальностей. Проведенный генетиками анализ данных московских загсов показал, что в середине 1990-х годов доля межэтнических браков в столице составляла 22 процента. Сейчас же, если судить по динамике, можно предположить, что в Москве к межнациональным относится каждый четвертый брак. Мы вступаем в эру аутбридинга, если говорить языком генетики, или плавильного котла, если употреблять более популярный американский термин. Впрочем, в США никакого плавильного котла не получилось — как в СССР не получилось единого советского народа.
Однако у нас тенденция к аутбридингу все еще выражена более ярко, чем во многих странах, за исключением Центральной и Южной Америки, по аутбридингу, пожалуй, превзошедшей всех: население этих стран сочетает в себе гены и европеоидов, и монголоидов, и негроидов. Современная генетика доказала, что человечество генетически едино: об этом говорит и тот факт, что браки со смешением генов не сказываются на плодовитости»145.
Метафора плавильного котла в отношении описания этносоциальных процессов в России находит у исследователей отражение в выделении различных типов «котлов». «Петербург был плавильным котлом, в котором талантливейшие европейцы становились русскими, приобретая неповторимую самобытность и придавая русскость своим творениям (будь то "Медный всадник" Фальконе или "Спящая красавица" Петипа), — пишет Ю. Магаршак. — Москва — тоже плавильный котел, но выплавляет он совершенно других людей: удалых и сверхпроходимых, выходящих из любых рамок и соединяющих все со всем, которым по колено не только море, но и освоение космоса»146. Обратим также внимание, что применительно к территории России выделяется множество региональных плавильных котлов, продуктом работы которых стали казачество, сибиряки и другие субэтносы147.
Применимость к России метафоры плавильного котла признается многими, хотя и далеко не всеми современными исследователями. На наш взгляд, процесс этот сложнее. Несомненно, имеет место взаимообогащение, взаимопроникновение культур, но при этом сохраняются и этнические особенности. Достаточно устойчивой является также этническая идентичность людей. В целом культура народов России — это есть единство разнообразного при выраженной тенденции сближения культур.
В то же время в отношении Европы отмечается сохранение этнической дистанции, мозаичность, плюрализм вкупе с атомизированным отчужденным существованием. Интеграция была и остается для Европы серьезной проблемой и задачей148.
Резюмируя свой обзор трактовок понятия «Европа», X. Мюнклер приходит к выводу, что одной из определяющих ценностей Европы (на фоне ее неустанного стремления к объединению) являются устойчивые различия: «Характерным для Европа является то, что в своей истории она — чему определенно благоприятствовала ее специфическая география — отдала предпочтение не единству, а многообразию... Таким образом, развитие различных наций может рассматриваться именно как сущностная черта Европы и ее истории — как в хороших, так и в дурных ее проявлениях. Отличие Европы основано не на единстве и единообразии, а на многообразии и множественности. . Все попытки создания империй, построения гегемонии заканчивались в Европе провалом, и вновь и вновь заново складывался плюрализм политических устройств . Если свести обобщения к коротким тезисам, то существование глубокой укорененности представлений о плюралистичности европейского сознания доказывают следующие наблюдения: византийский цезарепапизм всегда считался чем-то неевропейским, вплоть до времен восстания неортодоксальных марксистов против монополии на истину коммунистических партий в странах реально существовавшего социализма, которая часто сравнивалась с цезарепапизмом Восточного Рима; возникновение капитализма в Европе может быть объяснено именно преобладавшим здесь политическим плюрализмом, который ставил границы насильственной экспроприации прибавочной стоимости господствующими силами; наконец, и "восточная деспотия", в понимании Виттфогеля, в социогеографическом отношении привязана к обществу гидравлического типа больших речных долин, почему ее создание было исключено уже благодаря геологической формации Европы»149. В заключение X. Мюнклер именно особенности геологической формации Европы рассматривает в качестве основания раздробленности этносоциального ландшафта.
В отличие от мозаично-дробной организации окраинно-приморских миров Внутренняя Евразия своей равнинностью и флагоподобным расположением ландшафтных зон делала неизбежной миксацию и интеграцию культур.
О Малой Евразии, т. е. о пространстве стыка Балкан, Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, побережья Черного и Средиземного морей Ю.М. Лотман писал: «котел постоянного смешения этносов, непрерывного перемещения, столкновения разных культурно-семиотических структур»150. По этим чертам Ю.М. Лотман противопоставлял Малую Евразию ландшафтам Перу, где в долинах и междугорьях Анд и на узкой полосе перуанского побережья царили вековая изоляция, предельная ограниченность торгово-военных контактов с внешними культурами.
Мозаичность социокультурной организации О.И. Пыльцын соотносит с эпохами «темных веков». «Мозаичный мир древнегреческой цивилизации обусловлен крайней изрезанностью южной морской части Балканского полуострова, где не было значительных монолитных сухопутных территорий. Здесь куски суши постоянно соседствуют с заливами, проливами. Суша не имеет равнинного характера, основу ее структуры составляют горы. В таком географическом рельефе возникает большое количество небольших сухопутных ячеек, отделенных друг от друга либо горами, либо морем. Это-то и создает почву для автономного развития этих ячеек, по крайней мере, в начальный период существования цивилизации ... "Темные века" и позволяют возникнуть мозаичному миру, в котором каждая из ячеек этого мира благодаря автономному развитию в этот период формирует свою собственную, отличную от соседей структуру политико-культурных институтов»151.
По оценке О.И. Пыльцына, в процессе эволюции европейской цивилизации ее мозаичность возрастала. Наряду с этой тенденцией эпизодически действовала и контртенденция. Одним из ее проявлений стала деятельность Александра Македонского. Вслед за ним миссию интеграции подхватил Рим. «Рим презрел племенную замкнутость, характерную для всех античных полисов, — пишет О.И. Пыльцын. — Он открыл свои ворота для представителей любых племен, лишь бы их деятельность была полезна Риму. И этим оказался обязан своему успеху. Точно так же двумя тысячелетиями спустя великорусские князья смогли преодолеть свою племенную замкнутость и начали приглашать на свою службу татар, белорусских князей, а потом и представителей западноевропейской цивилизации.»
Миксацию вынужденно и в то же время сознательно практиковал Чингисхан. Об этом пишет, например, Т. Холл: «Чингис поднялся из маргинального состояния и часто сталкивался с оппозицией в лице собственных сородичей. Поэтому он не полагался на родство для организации своих последователей, но опирался на преданность и автократический контроль. Он создал разноплеменную элиту из своих друзей и приближенных»153.
Екатерина II отмечала смешение как характерную черту российского государства. «Перемены, которые в России предпринял Петр Великий, — писала она, — тем удобнее успех получили, что нравы, бывшие в то время, совсем не сходствовали со климатом и принесены были к нам смешением разных народов и завоеваниями чуждых областей»154.
На уровне метафизики смешение как способ бытия было концептуализировано М.В. Ломоносовым. Ключевым представляется следующее его положение: «Все доступные наблюдению тела — смешанные»155.
Ломоносовская идея смешения обобщала его личный опыт профессионального химика. В трактате «Элементы математической химии» он дает следующее ее определение: «Химия — наука об изменениях, происходящих в смешанном теле, поскольку оно смешанное»156. М.В. Ломоносов отказывается обсуждать как не разрешимый в его время вопрос о простейших элементах, составляющих корпускулы. Обращаясь к смешанным телам как к первичной реальности, мыслитель тем самым выбирает не спекулятивно-умозрительный путь философствования о гипотетических первоначалах бытия, а занимает эмпирико-феноменологическую позицию, исходящую из некоторой очевидности. В этом пункте он радикально отличается от Фалеса (и восходящей к нему традиции западной метафизики).
Смешение оценивалось и отрицательно, хотя признавалось как объективно существующий факт. К.Н. Леонтьев с горечью писал: «...имеем только одно, почти механическое (македонское) призвание очень большой и неотразимой метлы всесмешения от Великого Океана до Атлантического.» .
В. Розанов рассматривал смешение как один из элементов целого комплекса негативных ценностей. «Русские в странном обольщении утверждали, что они "и восточный, и западный народ", — соединяют "и Европу, и Азию в себе", не замечая вовсе того, что скорее они и не западный, и не восточный народ.. — писал он. — Между Европой и Азией мы явились именно "межеумками", т. е. именно нигилистами, не понимая ни Европы, ни Азии. Только пьянство, муть и грязь внесли»158.
Следует также отметить, что с грязью ассоциируется образ жизни не только народов России, но и ряда других (особенно, кочевых) народов Северной Евразии. Но здесь важна интерпретация. Применительно к России Г.Д. Гачев объяснял этот феномен специфическим сочетанием стихий в Северной Евразии — космосом «водо-земли».
С его точки зрения, смешение на Севере — объективная реальность: «А на севере? На полюсе там вообще смешаны и отменены восход и заход: или свет есть все время = полярный день, или его нет все время — полярная ночь, и сутки не выражены, неотчетливы. А в России, стране полнощной, "одна заря сменить другую спешит, дав ночи полчаса". Так что космос белых ночей — космос невыраженного востока—запада, правого—левого (правого—виноватого), мужского—женского, света и тьмы — недаром здесь цвет рассеянного бытия — серый — основной: небо серенькое, земля — серозем, одежды серого цвета предпочитают, а лошади: Серый, Сивый мерин» .
Комментируя записки «Хождение за три моря Афанасия Никитина», Г.Д. Гачев еще раз подчеркивает предпочтение в России неразличенности: «. в России — какая разница, что право, что лево, "правая, левая где сторона — улица, улица, ты, брат, пьяна": дорога, братство-соборность и религия выпивки отменяют направления и страны света. Очень много в России левшей — работяг-мастеровых. ... Неразличение правого и левого — в смешении мужского и женского в России, в том, что они нечетко оформлены и разграничены: мужик здесь очень часто — баба, а женщина отличается мужеством, коня на скаку остановит и сейчас трудится наравне с мужчиной и больше...»160.
Поддерживая мысли Г.Д. Гачева, можно даже сказать, что подобная неразличенность является в России предметом своеобразной национальной гордости, поскольку в этой неразличенности (и безразличии — «а нам все равно.») обнаруживаются скрытые социокультурные ресурсы.
Интересно, что излюбленной тактикой ведения боя у казачества было «смешение» воинского строя противника. Характерно в этом отношении описание Н.В. Гоголем боя казаков с поляками в повести «Тарас Бульба»: «Ворота отворились, и выступило войско. Впереди выехали ровным конным строем шитые гусары. За ними кольчужники, потом латники с копьями, потом все в медных шапках, потом ехали особняком лучшие шляхтичи, каждый одетый по-своему. Не хотели гордые шляхтичи смешаться в ряды с другими, и у которого не было команды, тот ехал один с своими слугами. Потом опять ряды, и за ними выехал хорунжий; за ним опять ряды, и выехал дюжий полковник; а позади всего уже войска выехал последним низенький полковник.
— Не давать им, не давать им строиться и становиться в ряды! — кричал кошевой. — Разом напирайте на них все курени! Оставляйте прочие ворота! Тытаревский курень, нападай сбоку! Дядькивский курень, нападай с другого! Напирайте на тыл, Кукубенко и Палывода! Мешайте, мешайте и розните их!
И ударили со всех сторон козаки, сбили и смешали их, и сами смешались. Не дали даже и стрельбы произвести; пошло дело на мечи да на копья. Все сбились в кучу, и каждому привел случай показать себя»161.
Установка на миксис реализуется и в нравственной сфере. В европейской этике, отождествляющей бытие с благом, а небытие — со злом, последнее пребывает в небытии. Евразийский этос не исключает сочетания добра и зла.
Так, Н.М. Карамзин писал: «Мало ангелов на свете, не так много и злодеев, гораздо более смеси, т.е. добрых и худых вместе. Мудрое правление находит способ усиливать в чиновниках побуждение добра или обуздывает стремление ко злу. Для первого есть награды, отличия, для второго — боязнь наказаний»162.
Похожую мысль высказывал В.С. Соловьев: «Много странного и диковинного приходилось мне видать, но двух предметов не встречал я в природе: достоверно-законченного праведника, достоверно-законченного злодея»163.
Д.Н. Овсянникову-Куликовскому моральная неустойчивость русского человека дала основание определить его как рецидивиста: «Наша беда и отсталость — помимо всего прочего — выражается в том, что русский человек, даже при лучших задатках, слишком опошливается, примиряется с действительностью, становится с годами рецидивистом, теряя благоприобретенные в юности идеалы мысли, чести и совести. Тина вялой жизни засасывает нас, мы утрачиваем "добра и зла различье", братаемся с представителями мрака, обскурантизма и нравственного сна, забываем о призвании мыслящего человека — помнить, хранить и разрабатывать усвоенные понятия о человеческом достоинстве, о том, что поверх и вопреки мерзости запустения, нас окружающей и завещанной затхлым прошлым, есть светлый мир общечеловеческих идеалов, чистый и прекрасный, и вовсе не заоблачный, а земной, созидающийся повсюду в лучших умах и уже являющийся силою творческою в тех общественных движениях и организациях, которые образуют прямой переход к лучшему будущему. Одна из причин нашей неустойчивости, нашего рецидивизма — слабость, шаткость нашей психической организации. Мы душевно расплывчаты, слабы мыслью, нравственным сознанием, волею. У нас мало душевной уравновешенности и крепости»164.
Судя по размышлениям политического лидера ненцев, а также всех коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока С.Н. Харючи, терпимость ко злу является одной из евразийских мудростей. «А живешь-то ты на земле, среди людей, — говорит С.Н. Харючи. — Кто знает, как завтра все повернется?.. Что бы ни было, нам жить все равно вместе. Поэтому я стараюсь по работе особенно не отвечать злом на зло. Всякие люди встречаются — кто-то пакостит, подставляет, но я стараюсь терпеть, философски к таким моментам относиться. Люди идеальные, без страха и упрека, наверное, только в раю бывают. Порой сам себя спрашиваю: почему люди разные? Думаю, что и в этом есть прелесть и интерес Жизни. Люди не должны одинаково ни думать, ни делать, иначе все было бы слишком скучным. Кто-то с хитрецой, кто-то с гнильцой, кто-то слишком уж прост, как портянка рыбацкая... но люди всякие нужны»165.
Терпимость к злу в России настолько велика, что В.С. Соловьев счел необходимым написать трактат с немыслимым для европейской культуры названием «Оправдание добра». В какой же этической ситуации приходится оправдывать добро? Тогда, по-видимому, когда за доброту, возможно, чрезмерную, осуждают. Припоминается бытующее выражение «слишком добренькие», а также часто сопутствующие ему «зла не хватает», «зло берет».
Здесь опять-таки мы не утверждаем, что русские люди злы. Наоборот, они исключительно добры, но в то же время имеет место демонстрация злости, бравирование ею. Приведем еще одно наблюдение Г.Д. Гачева: «Доброе, человеческое отношение к животным здесь — событие, исключение и, как таковое, становится сюжетом художественной литературы, индивидуального творчества: Муму, Каштанка, Холстомер, Есенин, Маяковский о лошадях и суках, — тогда как в Индии братское отношение к животным само собой разумеется и относится не к сфере личной особенности, гуманного характера вот этого человека, но есть общезначимая народная субстанция»166.
Указывая на присутствие эффекта озлобленности полемики в России, Г.Д. Гачев замечает: «...Все средства хороши — в том числе и разогрев злости. Да и работяга русский когда хорошо работает? Когда разозлится, раззадорится...»167. Тема зла в русской культуре является предметом ряда специальных исследований168.
П.Н. Савицкий фиксировал проблему зла применительно к евразийству. «Евразийцы в предельной степени ощущают реальность зла в мире — в себе, в других, в частной и социальной жизни, — писал он. — И в сознании греховной поврежденности и проистекающего отсюда эмпирического несовершенства человеческой природы они ни в коем случае не согласны строить свои расчеты на посылке "доброты" человеческой природы»169. Поскольку «мир во зле лежит», действие «в миру» — задача, трагизм которой неизбывен. Природа русского национального характера, по убеждению П.Н. Савицкого, исключают возможность сентиментального отношения к миру. В ряде случаев он считал необходимым «брать на себя его бремя, ибо бездейственная "святость" была бы еще большим грехом...»170.
Ценность миксиса вписывается в стихийное миропонимание евразийцев. Стихия — категория евразийства, возрождающая, согласно Г.В. Фло-ровскому, «запоздалый романтический пафос стихии, ярой, властной, мно-гоцветной»171. Он справедливо констатирует, что «евразийцы всюду видят стихию, — любят ее, и веруют в нее»172. В пафосе стихии, как указывает Г.В. Флоровский, стирается как какая-то моралистическая условность грань между добром и злом. Соответственно, достоинство людей и событий определяется и оценивается по потенциалу заряжающей их и в них воплощающейся стихийной энергии и мощи.
Принимая во внимание данную Г.В. Флоровским оценку евразийства, нельзя согласиться, что пафос стихии является запоздалым романтизмом. Стихийное мышление органично для североевразийской ментальности, для которой движение — это жизнь.
Достаточно обратить внимание на частое употребление образа стихии в творчестве М.В. Ломоносова. М. Эпштейн так резюмирует мировосприятие М.В. Ломоносова: «Создатель величественного пейзажа, Ломоносов раскрывает природу в ее бесконечной мощи, неисчерпаемом разнообразии, в яростном круговращении всех стихий; вводит образы распахнутых пространств, волнующихся зыбей, создает грандиозную картину вечно подвижного космоса: "вод громады", "огненны валы", "горящий вечно Океан". Открывается мир световых, небесных явлений — пламенные вихри солнца, звездные бездны ночи»173.
Творчество М.В. Ломоносова стало, по-видимому, одним из источников стихийного миропонимания в отечественной художественной и философской литературе. Вслед за ним отечественная мысль структурировала систему мира не на элементы, а на стихии. Но наиболее активно категорией стихии оперировали евразийцы.
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 52 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,193 | |
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,193 | |
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,193 | |
3 года 30 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,193 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 2 недели назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,230 | |