Примечания

1Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 90.
2Там же.
3Рабинович Е.Г. От Атлантики до Урала (к предыстории вопроса) // Новое литера­турное обозрение. 2001. № 52 (d).
4Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света // Россия между Евро­пой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993. С. 24.
5Там же.
6Данилевский Н.Я. Россия и Европа. С. 71.
7БердяевН.А. Евразийцы//Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993. С. 294.
8Любопытны заметки С.С. Аверинцева о том, где в Европе усматривают начало Азии: «Старые города Европы прямо-таки переполнены шуточками насчет того, где именно начинается не-Европа. В Вене я слыхал, что, то ли Азия, то ли Балканы начина­ются сразу, как пройти Шварценбергплатц (площадь, вплотную прилегающая к старо­му городу с юга и чуть-чуть с востока). В Кельне меня научили тезису куда более ради­кальному — что "Сибирь" начинается сразу за Рейном» (см.: Аверинцев С.С. Несколь­ко мыслей о «евразийстве» Н.С. Трубецкого: Опыт беспристрастного взгляда// Новый
мир. 2003. № 2).
9Коттъе Ж. Эти ценности создали Европу // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М., 1991.
10     Там же. С. 42.
11     Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада,
а с Востока // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
12     Там же. С. 217.
13     Там же. С. 218.
14     Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. С. 128-132.
15     ДугинА. Чингис-хан и монголосфера (по мотивам книги калмыцкого евразийца
Хара-Давана) [Электронный ресурс]. URL: http://arctogaia.org.ru.

 

16Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Вебер А. Избранное: Кри-
зис европейской культуры. СПб., 1998. С. 170-171.
17Там же. С. 180.
18Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Философия духа. М.,
1956. С. 72.
19Нагуслаева Т. Монголия от нас может «убежать» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.infpol.ru/15062005.
20Трубецкой Н.С. Европа и человечество // Трубецкой Н.С. История. Культура.
Язык. М., 1995. С. 83.
21Карсавин Л.П. Основы политики // Мир России — Евразия. М., 1995. С. 111.
22Савицкий П.Н. Утверждение евразийцев. С. 102.
23Там же. С. 102.
24Бицилли П.М. Два лика евразийства // Россия между Европой и Азией... С. 290.
25См., например: Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между ат-
лантизмом и евразийством). М., 1994.
26ДугинА. Великая война континентов. М., 1996.
27Там же.
28Федотов Г.П. Судьба империй // Россия между Европой и Азией: Евразийский
соблазн. М., 1993. С. 335
29См.: Иванова ИМ. Концепция «Атлантического сообщества» во внешней поли-
тике США. М., 1973; Уткин А.И. Доктрины атлантизма и европейская интеграция. М.,
19793.0
30Atlanticism[Электронный ресурс]. URL: http://www.ecsocmanedu.ru/db/diet/
4693/dict.html?wd=12219.
31Atlanticism // From Wikipedia, the free encyclopedia [Электронныйресурс]. URL:
http://en.wikipedia.org/wiki/Atlantieism.
32Зобнин А.В. Истоки концепций «атлантизма» и «европеизма» в США и странах
Западной Европы [Электронный ресурс]. URL: http://historieal1.narod.ru.
33Drath V.H. Toward a New Atlanticism // American Foreign Policy Interests. 2006.
V. 28. Iss. 6.
34Scheffer J.H. The Relevance of Atlanticism [Электронныйресурс]. URL: http://
www.nato.int/docu/speecIV2004/s040627a.htm.
35Давыдов Ю.П. Новый «атлантизм» против старого «европеизма» // Европейская
безопасность: события, оценки, прогнозы. 2004. № 8; Давыдов Ю.П. «Старый» европе-
изм против «нового» атлантизма? // США и Канада: экономика, политика, культура.
2004. № 9; Игумнова Л.О. Внешняя политика Европейского Союза между европеиз-
мом и атлантизмом [Электронный ресурс]. URL: http://www.tempus.isu.ru/publ_01.doc;
Vershbow A. Russia: Between Europeanism and Atlanticism? [Электронный ресурс]. URL:
http://www.moscow.usembassy.gov/links/stetement.php? record_id=79.
36Лукша Н. Фактор атлантизма в международных отношениях: связующее или
разделяющее звено; DaalderI.H. TheEndofAtlanticism[Электронный ресурс]. URL:
http://www.brookings.edu/dybdocroot/views/articles/daalder/20030601.pdf.
37  Miskimmon A.J. Recasting the security bargains: Germany, European secu-
rity policy and the transatlantic relationship [Электронныйресурс]. URL: http://
www.rhul.ac.uk/Politics-and-IR/About  Us/Miskimmon/pdf/Miskimmon_  Recasting_

 

the_Security_Bargains.pdf; Vaisse J. From Transatlanticism to Post-Atlanticism [Элек­тронныйресурс]. URL: http://www.inthenationalinterest. com/Articles/Vol2Issue26/ Vol2Issue27 Vaisse.html).
38Евразийство («eurasianism») сопоставляют с атлантизмом пока только россий-
ские исследователи. См., например: Torbakov I. Russia's eastern offensive: eurasianism
versus atlanticism // Jamestown Foundation Eurasia Daily Monitor. 2004. 24 June.
39Показателен в этом отношении образ Евразии, представленный в работе: Бже-
зинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические
императивы). М., 1998.
40Anacondaprinciple— принцип геополитической тактики атлантизма, направ-
ленный на отторжение от Евразии максимально большого объема береговых террито-
рий для сдерживания ее геополитической экспансии.
41Bullitt W. The Great Globe Itself. A Preface to World Affairs. N.Y., 1946. P. 136. Цит.
по: США: политическая мысль и история. М., 1976. С. 201.
42Авдеев В.Б. Детская болезнь евразийства в русском национализме // Авде-
ев В.Б. Метафизическая антропология. М., 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://
www.xpomo.com/rusograd/avd_metaph/avd_bolezn_evras.html.
43В контексте мифа об Атлантиде расово-этническая политика выглядит амбива-
лентной. Согласно Платону, именно миксация сформировала ту модель поведения, ко-
торая ассоциируется теперь с атлантизмом: «Но когда унаследованная от бога доля
ослабела, многократно растворяясь в смертной примеси, и возобладал человеческий
нрав, тогда они оказались не в состоянии долее выносить свое богатство и утратили
благопристойность. Для того, кто умеет видеть, они являли собой постыдное зрелище,
ибо промотали самую прекрасную из своих ценностей; но неспособным усмотреть,
в чем состоит истинно счастливая жизнь, они казались прекраснее и счастливее всего
как раз тогда, когда в них кипела безудержная жадность и сила» (См.: Платон. Критий
// Платон. Филеб, Государство, Тимей, Критий. М., 1999. 121b.)
44Мережковский Д.С. Атлантида-Европа. Тайна Запада. М., 1992. С. 39.
45Покачалов М.В. Пророчество и предостережение позднего Мережковского
(«Атлантида-Европа: Тайна Запада») // Вопросы культурологии: Сборник аспирант-
ских работ. М., 1999.
46Джемалъ Г. Неоленинизм в XXI веке [Электронный ресурс]. URL: http://
www.varvar.ru/arhiv/texts/jemal2.html.
47Платон в «Критии» рассказывает об Атлантиде: «Обиталище царей внутри ак-
рополя было устроено следующим образом. В самом средоточии стоял недоступный
святой храм Клейто и Посейдона, обнесенный золотой стеной, и это было то самое
место, где они некогда зачали и породили поколение десяти царевичей; в честь этого
ежегодно каждому из них изо всех десяти уделов доставляли сюда жертвенные начат-
ки. Был и храм, посвященный одному Посейдону, который имел стадий в длину, три
плетра в ширину и соответственную этому высоту; в облике же постройки было нечто
варварское. Всю внешнюю поверхность храма, кроме акротериев, они выложили се-
ребром, акротерии же — золотом; внутри взгляду являлся потолок из слоновой кости,
весь изукрашенный золотом, серебром и орихалком, а стены, столпы и полы сплошь
были выложены орихалком. Поставили там и золотые изваяния: сам бог на колесни-
це, правящий шестью крылатыми конями и головой достающий до потолка, вокруг

 

него — сто Нереид на дельфинах (ибо люди в те времена представляли себе их число таким), а также и много статуй, пожертвованных частными лицами. Снаружи вокруг храма стояли золотые изображения жен и всех тех, кто произошел от десяти царей, а также множество прочих дорогих приношений от царей и от частных лиц этого горо­да и тех городов, которые были ему подвластны» (См.: Платон. Указ. соч. 116с-117а).
48Персонаж «Новой Атлантиды» Ф. Бэкона утверждал, что в платоновском мифе
об Атлантиде речь идет об Америке.
49Джемаль Г. Неоленинизм в XXI веке.
50Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. С. 179-180.
51Трубецкой Н.С. Европа и человечество. С. 98.
52Там же. С. 100.
53Московичи С. Машина, творящая богов. М., 1998. С. 413-414.
54См.: Дятлов В.И. Предпринимательские меньшинства: торгаши, чужаки или по-
сланные богом? (Симбиоз, конфликт, интеграция в странах Арабского Востока и Тро-
пической Африки). М., 1996; Дятлов В.И. Современные торговые меньшинства: фак-
тор стабильности или конфликта? (Китайцы и кавказцы в Иркутске). М., 2000.
55См.: Петров М.К. Искусство и наука. Пираты Эгейского моря и личность.
М., 1995.
56Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегичес-
кой нестабильности. М. 1999. Гл. 6. [Электронный ресурс]. URL: http://www.patriotica.ru/
authors/panarin.html.
57Панарин А.С. Глобальное политическое прогнозирование... Гл. 4.
58Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II:
В 3 ч. Ч. 1: Роль среды. М., 2002.
59Каганский В.Л. Теоретико-географические этюды. Россия-Франция [Электрон-
ный ресурс]. URL: http://www.archipelag.ru/ru_mir/ostrov-rus/kaganskiy/study.
60Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евра-
зийством). М., 1994. С. 92-114.
61«Итак, государство по отношению к культуре вторично и является только фор-
мой ее личного бытия. Оно не должно стеснять свободного саморазвития культур-
но-народной или культурно-многонародной, как Россия-Евразия, личности, в себе
и через себя открывая ей путь для свободного выражения и осуществления ее воли»
(См.: Карсавин Л.П. Основы политики. С. 128.)
62Петров М.К. Античная культура. М., 1997. С. 351.
63Цицерон Марк Туллий. Диалоги: О государстве; О законах. М., 1994. С. 35.
64Там же. С. 35-36.
65Панарин А.С. Россия в цивилизационном процессе... С. 152-153.
66Обархетипеказакасм.: Kornblatt J.D. The Cossack hero in Russian literature:
a study in cultural mythology. Madison, 1992.
67Гоголь Н.В. Взгляд на составление Малороссии // Гоголь Н.В. Собр. соч. Т. 4:
Избр. статьи. М., 1952. С. 22-23.
68Гоголь Н.В. Тарас Бульба. М., 1980. С. 9—10.
69Там же. С. 10.

 

70


Алексеев Н.Н. Русский народ и государство. М., 1998. С. 102.

 

71Россию создали казаки и опричники // Евразия: Информационно-аналитичес­кий портал [Электронный ресурс]. URL:http://www.evrazia.org/modules.php?name =News&file=print&sid=2513.
72МаккиндерХ.Дж. Географическая ось истории //Полис. 1995. № 4. Цит. по: По­литология: Хрестоматия. М., 2000. С. 734.
73Тойнби АДж. Постижение истории. М., 1991. С. 140.
74Там же. С. 141.
75Там же.
76См.: Петров М.К. Античная культура. С. 47-189.
77Копелев Д. Золотая эпоха морского разбоя. М., 1997. С. 315.
78Пылъцын О.И. Россия и Евразия (Эволюция цивилизаций). Новосибирск, 2003.
С. 421.
79Там же. С. 684.
Н.Ф. Федоров полагал, что пассионарный потенциал казачества может быть реа­лизован в форме «крейсерства»: «Волга и вся удивительная сеть наших рек, воспитав­шая удаль ушкуйников, разинцев, всех этих богатырей, дух которых не умер еще, ко­нечно, в миллионе людей, работающих на 150 тысячах судов и плотов по всем нашим рекам и озерам, но способен преобразиться и, оставаясь бесстрашным, удалым, не быть жестоким, каким он был тогда; — вся эта речная сеть, можно сказать, создает на континенте силы, которые найдут свой исход и приложение только на океане, с кото­рого в настоящее время мы совершенно вытеснены» (См.: Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1984. С. 46.)
80Пылъцын О.И. Россия и Евразия. С. 221.
81Лапкин В.В., Пантин В.И. Феномен «противоцентра» глобальной политической
истории нового времени // Цивилизации. Вып. 5: Проблемы глобалистики и глобаль-
ной истории. М., 2002.
82Петровых Н.М. Концепты воля и свобода в русском языковом сознании //
Известия Уральского государственного университета. 2002. № 24.
83Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания // Трубецкой Н.С. История.
Культура. Язык. М., 1995. С. 107.
84ИлъинИЛ. О России. М., 1991. С. 14.
85См. об этом духе странничества у Н.А. Бердяева: Бердяев Н.А. Судьба России.
М., 1990. С. 20-21.
86Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. М., 1999. С. 287.
87СоловъевВ.С. Соч. В 2-х т. М., 1989, Т. 2. С. 604.
88Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 503.
89КантИ. Основы метафизики нравственности//Кант И. Соч. В 6т. М., 1965. Т. 4.
Ч. 1. С. 278.
90Бердяев Н. А. Судьба России. С. 68.
91См.: Фромм Э. Иметь или быть. М., 1990.
92Удачное, на мой взгляд, выражение Д.Н. Андреева из его «Розы мира». Что каса-
ется взглядов автора на роковой для России 16-й век, то с ними можно познакомиться в
книге: Иванов А.В., Фотиева И.В., Шишин М.Ю. Скрижали метаистории: творцы
и ступени духовно-экологической цивилизации. Барнаул, 2006.
93Кожинов В.В. О русском национальном сознании. М., 2002. С. 174-175.

 

94Это, к сожалению, очень часто ведет к жизненной и политической безмерности,
к хаосу и произволу, к тому самому беспределу, с которым мы очень часто сталкиваем-
ся в русской истории.
95Кстати, представляющих все основные сословия русского общества — крестьян
(Илья Муромец), бояр (Добрыня) и духовное сословие (Алеша Попович). Показатель-
но, что Илья — крестьянский сын из села Карачарово — является главным действую-
щим лицом русских былин за исключением, быть может, Микулы Селяниновича.
Но так тот в суме носит «тягу земную», являющуюся источником жизненных сил для
силушки богатырской. Любопытно и очень показательно, что само название села «Ка-
рачарово» — совершенно тюркское, да и в образе «калик перехожих» вычитываются
переклички с образом библейских волхвов с Востока, некогда удостоверивших факт
прихода в мир Божественного Мессии. Как и премудрые волхвы, калики, странствую-
щие по лику Земли, свидетельствуют о приходе славного защитника русской земли
и лишь пробуждают в нем исконно таящиеся богатырские силы.
96Федотов Г.П. Святые древней Руси. М., 1990.
97Эта воля как раз постоянно рискует обернуться разгульным своеволием, кура-
жом и разбоем, а изредка — и откровенным предательством, вроде тех распоясавших-
ся казаков, что вместе с католиками-поляками осаждают Троице-Сергиеву Лавру
в годы Великой смуты.
98Блестящий и очень точный ответ подобным доброхотам русского православия
в лице дьякона Андрея Кураева можно найти в книге глубокого православного мысли-
теля Ксении Мяло. См.: Ксения Мяло. Звезда волхвов, или Христос в Гималаях.
М., 1999.
99Россия и Испания. Документы и материалы. 1667-1917. М., 1991. Т. 1.С. 11-12.
100Сеа Л. Дискурс с позиции маргинальности и варварства // Ерасов Б.С. Сравни-
тельное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М. 1999. С. 449-450.
101Там же. С. 451.
102Семенов С. Ибероамериканская и восточноевразийская общности как погра-
ничные культуры // Общественные науки и современность. 1994. № 2. С. 159, 160.
См. также: Семенов С.И. Традиции и новации в развитии современных пограничных
цивилизаций. М., 2005.
103Шемякин Я.Г. Отличительные особенности «пограничных» цивилизаций (Ла-
тинская Америка и Россия в сравнительно-историческом освещении) //Общественные
науки и современность. 2000. № 3.
104Шемякин Я.Г, Шемякина О.Д. Россия-Евразия: специфика формообразования
в условиях цивилизационного пограничья. Статья 2 // Общественные науки и совре-
менность. 2004. № 5.
105ЗемсковВ.Б. Латинская Америка и Россия (Проблема культурного синтеза в по-
граничных цивилизациях) // Общественные науки и современность. 2000. № 5.
106Ионов И.Н. Цивилизационное сознание и историческое знание. М., 2007. С. 496.
107Там же. С. 459-460.
108Опенков М. Ю. Библиотека как модель культуры // Библиотечный мир. 2005. № 1.
109Ортега-и-Гассет X. Восстание масс // Ортега-и-Гассет Х. Избранные труды.
М., 1997. С. 131.
110Там же. С. 158.

 

111Левинтов А. Пограничные города. Город в пограничной ситуации. Погранич-
ность города// Кентавр. 2004. № 33. http://v2.circleplus.ru/kentavr/n/33/9/text.
112Савицкий П. Н. Основы геополитики России // Русский узел евразийства. Вос-
ток в русской мысли. М., 1997. С. 410.
113Аджи М. Азиатская Европа. М., 2006. С. 41.
114Выбранные места из переписки с друзьями. Города. 11 июня 2007 г. [Электрон-
ный ресурс]. URL: http://www.liveinternet.ru/users/52603/post41786622.
115Гачев Г.Д. Русский Эрос («роман» Мысли с Жизнью). М., 2004. С. 34.
116Савицкий П.Н. Геополитические заметки по русской истории // Савицкий П.Н.
Континент Евразия. М., 1997. С. 312—322.
117Новенъкова Т.В. Граница как объект архитектуры и градостроительного искус-
ства // Архитектон: Известия вузов. 2006. № 16.
118О разных принципах оформления западных и восточных границ России см.:
Система охраны границ. [Электронный ресурс]. URL: http://pvrf.narod.ru/1613-1725/
sist.htm.
1193амятин Д.Н. Метагеография: Пространство образов и образы пространства.
М., 2004. С. 177.
120Королев С. Края пространства // Отечественные записки. 2002. № 6 [Электрон-
ный ресурс]. URL: http://www.strana-oz.ru/?numid=7&article=306.
121Плотников А.Ю. Формирование дальневосточной границы России в XVIII—
первой половине XXвв. Автореф. ... д. и. н. М., 2009. С. 32.
122Филин М. 1831 год // Наш современник. 2005. № 1. [Электронный ресурс]. URL:
http://nashsovr.aihs.net/p.php?y=2005&n=1&id=11. Сожаления об этом также см. в: Ав-
ксентъев Н. Patriotica// Comment;Русская идея: В кругу писателей и мыслителей Рус-
ского Зарубежья: В 2-х томах. Т. 1. М., 1994.
123Флоровский Г. В. Разрывы и связи // Исход к Востоку. София. 1921. С. 13.
124Розанов В. Уголок Бессарабии // Империя пространства: Хрестоматия по геопо-
литике и геокультуре России. М., 2003. С. 417.
125Сувчинский П. П. Сила слабых [Электронный ресурс]. URL: http://nevmenandr.net/
eurasia/1921-isxod-PPS-sila.php.
126Савицкий П.Н. Европа и Евразия // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М.,
1997. С. 156.
127Топос пестроты часто встречается в описаниях российского миксиса. Напри-
мер, В.Г. Белинский о Москве: «Вследствие неизбежного вторжения в нее европеиз-
ма, — с одной стороны, и в целости сохранившегося элемента старинной неподвиж-
ности, с другой стороны, она вышла каким-то причудливым городом, в котором пес-
треют и мечутся в глаза перемешанные черты европеизма и азиатизма. Раскинулась
и растянулась она на огромное пространство: кажется, куда огромный город!» (Белин-
ский В.Г. Петербург и Москва // Физиология Петербурга. М., 1984. С. 46.
128Розанов В. Уголок Бессарабии. С. 417.
129Гоголъ Н.В. Взгляд на составление Малороссии // Гоголь Н.В. Собр. соч. М.,
1950. Т. 6. С. 23.
130Василъева А.В., Колотилъщикова Е.А. К вопросу о психодинамической диагнос-
тике пограничного личностного расстройства // Психологический журнал. 2006. № 1.

 

131Емченко Д.Г. Маргинальный тип личности как феномен культуры трансгранич-
ного региона // Мир науки, культуры, образования. 2008. № 4. С. 83.
132Лихачев Д. С. Два типа границ между культурами // Лихачев Д.С. Очерки фило-
софии художественного творчества. СПб., 1996. С. 104.
133Дуглас М. Чистота и опасность. М., 1980.
ХЪ4Аристотель. Политика// Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1976. Т. 4. С. 504-505.
135Там же. С. 511-512.
136Там же. С. 505.
137Там же. С. 601.
138Там же. С. 601.
139Гафуров Б.Г., Цибукидис Д.И. Александр Македонский и Восток. М., 1980.
С. 335.
140   Дараган. Записки о войне в Трансильвании в 1849 г. СПб., 1859. С. 5. Цит. по:
Виноградов В.Н. Дунайские княжества и Трансильвания: национальный вопрос и зада-
чи освобождения и объединения (1848—1849 гг.) // Европейские революции 1848
года: «Принцип национальности» в идеологии и политике. М., 2001. С. 395-396.
141Чертина З.С. Плавильный котел?: Парадигмы этнического развития США.
М., 2000.
142Галецкий В. Критическая апология мультикультурализма // Дружба наро-
дов. 2006. № 2. [Электронныйресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/druzhba/2006/2/
ga14.html.
Еще несколько оценок:
«Это иллюзия. Американцы думали, что их "плавильный котел" все переплавит. Но оказалось, что они варили суп, а получился салат. Не работает "котел" и в Западной Европе. Арабы остаются арабами, турки — турками». (См.: Паин Э.И. Ресурс ненавис­ти // Аргументы и факты. 2004. 12 мая.)
«Я был в Америке. Я готовился к тому, что ехал в "плавильный котел". И я был в полном восторге в Беркли, когда я увидел это "плавильный котел". Но за пределами Беркли мы никакого плавильного котла не видим. Мы видим стратификацию Америки по расовому, по национальному признаку, рост самоидентичности по корням: поляки больше вспоминают о том, что они поляки, китайцы, что они китайцы, японцы — что японцы». (См.: Игрунов В. Современный российский национализм и к чему он мо­жет привести [Электронный ресурс]. URL:www.igrunov.ru/vin/vchk-vin-civil/nacio/ 1144519167.html).
«В Германии турок даже в пятом поколении не становится немцем». (См.: Аба-ринов В. Пороховая бочка и плавильный котел [Электронный ресурс]. URL: http:// www.grani.ru/opinion/abarinov/m.97853.html).
143Вивер Г. Мозаика американской культуры [Электронный ресурс]. URL: http://
usinfo.state.gov/journals/itsv/0606/ijsr/weaver.htm.
144Национальный вопрос в России // Программа «Времена». 2004. 29 февр. [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://www.kirimtatar.com/Press/sudak2004/20040307.html.
145Курбатова О. Шесть поколений до других русских [Электронный ресурс].
URL: http://http://www.ogoniok.com/4974/2.
146Магаршак Ю. Москва — Петербург: два сердца России. Соперничество столиц
должно смениться их сотрудничеством // Время новостей. 2007. 8 июня.

 

См., например: Сибирский плавильный котел: социально-демографические процессы в Северной Азии XVI— начала XXвека. Новосибирск, 2004.
148Еще одна цитата: «При этом европейский плавильный тигель перестал рабо-
тать вопреки пышной фразеологии слепых поклонников западноевропейской интег-
рации. Даже суверенные государства с тысячелетней историей подверглись сокру-
шительному удару. Не плюрализм, пишет знаток западной культуры Ж. Борзун, а се-
паратизм стал сильнейшей тенденцией рубежа тысячелетий. Идеал плюрализма
дезинтегрирован и сепаратизм занял его место; возобладала идея, что "салат лучше,
чем плавильный тигель"». (Уткин А. Падение Европы [Электронный ресурс]. URL:
http://journal.prognosis.ru/a/2006/08/10/93.html).
149Мюнклер X. Европа как политическая идея // Неприкосновенный запас. 2003.
№ 4 [Электронный ресурс]. URL: http://magazines.russ.ru/nz/2003/4/munk.html.
150Лотман Ю.М. Несколько мыслей о типологии культур Избранные статьи
в трех томах. Т. 1. Статьи по семиотике и топологии культуры. Таллин, 1992. С. 109.
151Пылъцын О.И. Россия и Евразия (эволюция цивилизаций). С. 225.
152Там же. С. 364.
153Холл Т. Монголы в мир-системной истории // Монгольская империя и кочевой
мир. Улан-Удэ, 2004. С. 152.
154Наказ Екатерины II Комиссии о составлении проекта нового Уложения. 1767 //
Екатерина II, имп. О величии России. М., 2003. С. 72-73.
155Ломоносов М.В. Избранные философские произведения. М., 1950. С. 70.
156Там же. С. 84.
157Леонтъев К. Записки отшельника. Владимир Соловьев против Данилевского //
Леонтьев К. Восток, Россия и Славянство. М., 1996. С. 483.

С. 326.
159
 

158Розанов В. Апокалипсис нашего времени // Империя пространства. М., 2003.
Гачев Г.Д. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М., 1993.

 

Подпись: С. 99.<br /><br />
16 161<br /><br />
Подпись: 160<br /><br />
Там же.<br /><br />
Гоголъ Н.В. Тарас Бульба. М., 1980. С. 82.
162Карамзин Н. М. Записка о древней и новой России в ее политическом и граж-
данском отношениях. М., 1991. С. 101.
163Соловъев В.С. Оправдание добра // Соловьев В.С. Собрание сочинения. СПб.,
Т. 7. С. 2.
164Овсянников-Куликовский Д.Н. Из истории русской интеллигенции // Овсянни-
ков-Куликовский Д.Н. Литературно-критические работы. В 2-х т. Т. 2. М.: Художес-
твенная литература. 1989. С. 145.
165Харючи С.Н. За фасадом должности: «Стараюсь объединять людей» // Харю-
чи С.Н. Во имя Севера (Статьи, доклады, выступления, интервью). Салехард, 2005. С. 25.
166Гачев Г.Д. Образы Индии ... С. 99.
167Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1989. С. 243.
168См.: Слободнюк С.Л. Идущие путями зла...: Древний гностицизм и русская ли-
тература 1880-1930-х гг. СПб., 1998; Матвеев П.Е. Проблема зла в русской культуре //
Матвеев П.Е. Моральные ценности. Владимир, 2004. Гл. II. § 3. С. 79-84.

 

Савицкий П.Н. Утверждение евразийцев // Савицкий П.Н. Континент-океан.
М., 1 7. С. 4 - 5.
170Там же. С. 5.
171Флоровский Г.Ф. Евразийский соблазн // Россия между Европой и Азией: Евра-
зийский соблазн. М., 1   3. С. 241.
172Там же.
173Эпштейн М. Природа, мир, тайник вселенной... М., 1990 [Электронный ре-
сурс]. URL: http://www.litera.ru/stixiya/articles/91.html.
174Велик соблазн процитировать В.Г. Белинского: «Характер семейственности ле-
жит на всем и во всем московском! Родство даже до сих пор играет великую роль
в Москве. Там никто не живет без родни. Если вы родились бобылем и приехали жить
в Москву, — вас сейчас женят, и у вас будет огромное родство до семьдесят седьмого
колена. Не любить и не уважать родни в Москве считается хуже, чем вольнодумством.
Вы обязаны будете знать день рождения и именин по крайней мере полутораста чело-
век, и горе вам, если вы забудете поздравить хоть одного из них. Это немножко хло-
потно и скучно, но ведь зато родство — священная вещь. Где развита в такой степени
семейственность, там родство не может не быть в великом почете» (См.: Белин-
ский В. Г. Петербург и Москва. С. 49-50).
175Плутарх. О судьбе и доблести Александра. Речь первая // Плутарх. Моралии:
Сочинения. М. — Харьков, 1999. С. 587.
176Марков В. И. Евразийство как система ценностей // Гуманитарные науки в Си-
бири. 2003. № 3. С. 27.
177Вестергорд Э. Родство против договора. Германский героический эпос глазами
исторического антрополога // Другие средние века. К 75-летию А.Я. Гуревича. М. —
СПб1.,781999.
178Иордан. О происхождении и деяниях гетов. СПб., 1997. С. 117-118.
179Танкиева Л.Х. Генезис, специфика и типология ингушских сказок: Автореф.
дис. д-ра филол. наук. Махачкала, 2009. С. 30.
180Кроль Ю.Л. Отношение империи и сюнну глазами Бань Гу // Страны и народы
Востока. М., 2005. Вып. XXXII: Дальний Восток. Кн. 4. Проблемы географии и внеш-
ней политики в «Истории Хань» Бань Гу: Исследования и переводы. С. 141-167.
181Там же. С. 166
182Рыкин П. О. Монгольская концепция родства как фактор отношений с русскими
князьями: социальные практики и культурный контекст / Mongolica-VI. СПб., 2003.
[Электронный ресурс]. URL: http://hamagmongol.narod.ru/library/rykin_r.htm.
183Козин С.А. Сокровенное сказание. М.; Л., 1941. Т. 1. С. 105.
184Там же. С. 63.
185Митиров А.Г. Договоры, присяги и баранта // Обычаи и обряды монгольских
народов. Элиста, 1989. С. 63.
186Мурзабулатов А. Тюрко-русское братство Казахстан Интернет-газета. 2003.
29 сент. [Электронный ресурс]. URL: http://zonakz.net/articles/?artid=4530.
187Головнев А.В. Антропология движения. С. 386.
188Вестергорд Э. Родство против договора...
189Леви-Строс К. Структурная антропология. М., 2001. С. 49-53.
190Вновь собранные записи о любви к младшим и почтении к старшим. М., 1990.

 

191Там же. С. 29-30.
192Гоголъ Н.В. Взгляд на составление Малороссии // Гоголь Н.В. Собр. соч. Т. 4:
Избр. статьи. М., 1952. С. 17.
193Муромцев И. Решение этнических проблем в средневековой Руси [Электрон-
ный ресурс]. URL: http://www.zlev.ru/17_5.
194Савицкий П. Н. Географические и геополитические основы евразийства // Са-
вицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 302.
195Митиров А.Г. Договоры, присяги и баранта. С. 63-66.

197
 

196Трубецкой Н.С. Общеевразийский национализм // Трубецкой Н.С. История.
Культура. Язык. М., 1995. С. 425.
Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. С. 248.
198Там же. С. 262
199Петрова А.С. Интернационализм — это братство народов. [Электронный ре-
сурс]. URL: http://bd.fom.ru/report/cat/nation/of010907.
200См.: Ткачук А.Г. Братание на фронтах в 1917 г. (по материалам Юго-Западного
и Румынского фронтов) // Участие трудящихся зарубежных стран в Октябрьской рево-
люции. М., 1967; Кутузов В.В. Документы о братании // Советские архивы. 1968. № 4.
Базанов С.Н., Пронин А.В. Бумеранг братания // Военно-исторический журнал. 1997.
№1,3; Базанов С.Н. «Немецкие солдаты стали... переползать к русским "товарищам"
и брататься с ними» // Военно-исторический журнал. 2002. № 6.
201Китов М. Братания 1914: шнапс и штык // Чайка. 2002. 1 февр. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.seagullmag.com/oarticle.php?id=398.
202Цит. по: Нестеров Ф.Ф. Связь времен. М., 1987. С. 108.
203Дарнтон Р. Братство: взгляд еретика // Одиссей. Человек в истории. 1994. М.,
1994. С. 233, 236.
204Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве... // Федоров Н.Ф. Сочинения.
М., 1994. С. 34, 102.
205Там же. С. 34.
206Соловъев В.С. Русская идея // Соловьев В.С. Соч. в 2-х т. Т. 2. Чтения о богоче-
ловечестве. Философская публицистика. М., 1989. С. 242.
207Федоров Н.Ф. Вопрос о братстве, или родстве... С. 111.
2083имина ТА. Кумление. [Электронный ресурс]. URL: http://www.ethnomuseum.ru/
section62/2092/4147.htm.
209Липовская О.Г. Сестринство // Словарь гендерных терминов. М., 2002. [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://www.owl.ru/gender/154.htm.
210Лобанова Л.П. Феминизм: от дела к слову! // Виноград: православный педаго-
гический журнал. 2007. № 3. [Электронный ресурс]. URL: http://genhis.philol.msu.ru/
printer_265.html.
211Киреевский И.В. Обозрение русской словесности 1829 года //Киреевский И.В. Критика и эстетика. М., 1979. С. 78.
212Герштейн Э.Г. Судьба Лермонтова. М., 1986 [Электронный ресурс]. URL:
http://lermontov.niv.ru/lermontov/kritika/gershtejn/sudba-lermontova-5-2.htm.
213Танкиева Л.Х. Генезис, специфика и типология ингушских сказок. С. 31.
214Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Сла-
вянством. М., 1997. С. 123.




216Там же. С. 123-124.
217Одна из жизнемыслей Г.Д. Гачева: «Если в Европе — Эдипов комплекс (Сын
убивает Отца и женится на матери), в Азии и России — Рустамов (Отец убивает
Сына...), то в Америке — Орестов: матереубийство» (Гачев Г.Ментальности народов
мира. М., 2003. С. 287). Более подробно: «В Европе — Эдипов комплекс типичен: Сын
убивает Отца и женится на Матери. Отсюда динамизм молодости в почете, культ
НОВОГО, "новостей", роман-novel, ПРО-гресс в истории. Для Азии и России типично
обратное: Отец убивает Сына — старое сильнее, традиция, былина. Это я называю
РУСТАМОВ КОМПЛЕКС по имени героя поэмы Фирдоуси "Шах-Наме" Рустама, кто
в поединке убивает своего сына — Сохраба. То же Илья Муромец — Сокольника.
Иван Грозный и Петр Великий убивают своих сынов, Тарас Бульба...». (См.: Га-
чев Г.Д. Ментальности народов мира. М., 2003. С. 179-180.)
Впрочем, более древним архетипом является Уранов комплекс.
Упоминая далее снохачество, Г.Д. Гачев приходит к неожиданному, архетипичес-кому заключению: «Тогда рядом с кощеевым царством развилось бабье царство: соци­ально активная женщина везде...» (Там же. С. 180).

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Художник Павлушин Виктор

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 48 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,536 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,536 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,536 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 26 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,536 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,160 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!