- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
3.4. Плоскость равнины
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Пространство Внутренней Евразии характеризуется равнинным, волнообразным ландшафтом. Хрестоматийным является образ России как бескрайней плоской равнины. Мало отлична от российского и значительная часть рельефа Центральной Азии. Для оценки Внутренней Евразии порой используется метафора «океана равнин»131.
При описании рельефа России обычно совмещаются ее геоморфологическая характеристика как равнины и математическая квалификация этой равнины в качестве плоскости. В.О. Ключевский, например, описывает евразийское пространство как «равнину, волнообразную плоскость»132.
Это совмещение разных характеристик не противоречит языковому мышлению. Латинское planumзначит «равнина, плоскость». Плоскость — это поверхность, имеющая два измерения. В понятии волнообразной плоскости, часто употребляемом в русском языке, отражается волнообразность поверхности относительно данной плоскости. Степень деформации плоской поверхности представляется незначительной, а ее характеристика, по-видимому, может быть дана на основе аппарата начертательной геометрии, использующей двумерный геометрический аппарат.
В данном разделе мы отвлечемся от волнообразности евразийских равнин. Эта волнообразность представляется существенной в перспективе изучения закона колебаний русской души. Но поскольку и волнообразность, и колебания отмечаются относительно некоторой плоскости, то в первую очередь необходимо оценить роль плоскости в организации евразийского аксиологического пространства.
Двумерное (одноплоскостное) пространство изучает планиметрия. Представляя поверхность Евразии как равнину (плоскость), фактически дают ей планиметрическую характеристику133. Может ли планиметрическая характеристика иметь ценностное измерение? Предваряя ответ на этот вопрос, следует исходить, на наш взгляд, из того, что концепт плоскости широко используется в философских исследованиях. «Являя собой результат всевозрастающего усиления интереса философии к топологическим структурам бытия, а также выступая отражением процесса значимого увеличения числа понятий, характеризующих последние, — пишет А. А. Гри-цанов, — понятие "плоскость" легитимирует поворот в понимании иерархии существенных принципов видения мира, построения его моделей,а также принципов организации знания и познания» . Понятие плоскости несет определенную функциональную нагрузку в описании социума, и, следовательно, ценностно значимо.
Так, в отношении России Е.Н. Трубецкой полагал, что равнинность, плоскостность ее ландшафта влечет за собой уравнивание до этой плоскости форм ее социального бытия135. Размышляя над четырехчленной формулой «всеобщее, прямое, тайное и равное» (избирательное право), он приходит к выводу, что как в положительном, так и в отрицательном своем значении эта формула выражает «закон нашего равнинного существования»136. Это, прежде всего, однообразный пейзаж в виде ровной, прямой поверхности с редкими еле заметными буграми. «Равнинный, степной характер нашей страны, — пишет Е.Н. Трубецкой, — наложил свою печать на нашу историю. В природе нашей равнины есть какая-то ненависть ко всему, что прорастает плоскость, ко всему, что слишком возвышается над окружающим. Эта ненависть составляет злой рок нашей жизни. Она периодически сравнивала с землею все то, что над нею вырастало»137.
В затаенной глубине русского духа, согласно Е.Н. Трубецкому, всегда боролись два противоположных понимания всеобщего равенства: 1) признание нравственного достоинства, образа Божия во всяком человеке; 2) уравнивание всех в общем ничтожестве, смерти. Кочевники уравнивали, когда жгли, истребляли, резали. Деспотизм уравнивал в общем ничтожестве рабства. По-своему всех уравнивали вожди крестьянских бунтов. Он допускает, что «отрицательная всеобщность и равенство осуществятся у нас в виде совершенно прямой и ровной поверхности: то будет равенство всеобщей нищеты, невежества и дикости в связи с свободой умирать с голода»138.
В равнинном ландшафте России Е.Н. Трубецкой видит основание абсолютизации ценности равенства. Это равенство мыслится в форме всеобщности и проявляется в требовании всечеловечности, универсализма. «Этот универсализм, — пишет философ, — тесно связан с особенностями русской физической природы; здесь нет тех естественных преград, которые бы обособляли человека от человека: где нет гор, там нет и замков...»139.
Следует заметить, что равнинность не всегда влечет стремление к уравниванию. Кочевники евразийских степей ценили иерархию, имели культ гор, а в родном ландшафте создавали искусственные возвышения — насыпные курганы или из камней, — которые служили ориентирами в кочевьях. И, вообще, старались «"быть на коне"= Господином, верховым»140.
Ряд аспектов культурообразующей роли равнинности отметил Г.Д. Га-чев, сравнивавший космосы земледельца и кочевника, гор и равнин. «Да, промыслить надо равнину и пустыню, — ставил он перед собой задачу. — Обе ровно-гладки. Но пустыня есть смерть, кладбище полноты... Равнина же, степь не есть безжизненность, но жизнь, однако не вызывающая своей цветущестью и роскошью, но умеренная, слабосильная, серенькая... Равнина — рельеф бытия-небытия, как и серый цвет = цвет того же. Ни жизнь, ни смерть»141.
Как равнинный, плоскостный и линейный он характеризует русский логос и этос142. В космосе равнинной России естественным и само собой разумеющимся кажется закон подчинения меньшинства большинству, то, что «все — равно и все — равны, по природе... » 143.
Г.Д. Гачев, как и Е.Н. Трубецкой, отмечает связь между «равным» и «всеобщим». «Русский же, — пишет он, — несчастный, по логике равнинного Логоса априорно полагает, что все — равны и одинаковы, как я; так что обязан я всех и своему уму-разуму-понятию научить; и как жить, выправить всех по своему образу и подобию (= божественному!). Русский именно жертвенен и несчастен в этом своем, навязанном ему волей и логикой равнинного Космо-Психо-Логоса априоризме долга в отношении всех других народов и стран»144.
Типичной русской иллюзией о себе Г.Д. Гачев считает представление об обладании русскими способности к «всепониманию» других народов, душ и образов их мыслей. «Русский Логос — пишет он, — естественно единодушия и единомыслия взыскует: чтобы все одним умом и душой и сердцем жили-любили, одни цели преследовали; а если этого согласья нет — то и пропадай все пропадом и ничего не надо, и катись все в тартарары и к гребене матери!»145.
Широта страны, по мнению Г.Д. Гачева, может оборачиваться «узостью понятия», т. е. непредставимостью и недопустимостью другого ума и рассуждения и обычая; «они считаются абсурдными, нелепыми, смешными — и должны измениться на наш, наилучший вообще, а не для нас только...»146. Действительно, континентальный размах государства в определенной мере унифицирует образ жизни, ограничивает возможности коммуникации с качественно другими культурами. Для жизненного мира такого государства естественной является установка, которую Г.Д. Гачев формулирует следующим образом: «Равнинный же житель полагает, что "все — равно", "все — едино", везде мы жить сможем по-своему и свой закон и образ жизни распространить»147.
Наряду с тенденцией равнинного космоса к нетерпимости, ригористическому «поравнению, нивелировке, к смесительному упрощению» Г.Д. Гачев отмечает действие контртенденции к ужесточению межсословных границ-барьеров, воздвижению искусственных застав, барьеров, каскадов, гор. Вопрос о том, в какой мере эти процессы действительно наблюдаются, нуждается в специальном исследовании. Но нельзя не отметить сходство этой возможной тенденции со стремлением кочевников сооружать искусственные возвышения.
«Вертикаль власти» время от времени сносится, разрушается кочевниками, бунтами и революциями. «Накапливалось это, нарастала многоэтаж-ность державы, гнет структуры, — пишет Г.Д. Гачев, — и вот высвобождающий разлив половодья революции разровнял почву, на которой новый мир новым зданием и структурой стал воздвигаться, одолевая тягу местного космоса к аморфности»148.
Из стихий, сносящих возвышения на культурном ландшафте равнины, пожары были, пожалуй, более важны, чем половодья. В метафоре пожара представляет интерес «растительная» интерпретация равенства, предлагаемая Г.Д. Гачевым: «А психика равнины земледельческой — равенство вертикально на ней расположившихся и трудящихся: никто никому не господин и не раб. Так это в лесу и на поле: хоть ты сосна, а я травка, но мы все одну матку сосем: мать сыру-землю, прямое отношение к ее любви и подаянию имеем; и чувство собственного достоинства оттого у каждого здесь есть: оно снизу питается»149.
В космосе земледельца равенство есть равенство неравных: дерево и травинка равны по отношению к своему месторазвитию. Возможно, это равенство в труде или в потреблении. Но в большей степени это равенство народов. С этой точки зрения, не случайно, что Н.С. Трубецкой предлагал «обрушить» лестницу исторического прогресса: «Вместо лестницы, мы получаем горизонтальную плоскость. Вместо принципа градации народов и культур по степеням совершенства — новый принцип равноценности и качественной несоизмеримости всех культур и народов земного шара»150.
Формулируемый им принцип равноценности заметно отличается от европейского принципа юридического равенства. В евразийском мире не может быть и речи об абсолютном равенстве прав по отношению друг другу, требуемого во французском космосе «социального рондо». В евразийском мире не может быть и войны всех против всех. Действует противоположный принцип: живи сам и дай жить другим (от тебя не убудет). В просторах Евразии всем народам находится место.
Более частыми, чем «революции снизу», в России были «революции сверху». В советский период рецидивирующее реформаторство трансформировалось в перманентную кампанейщину, а в постсоветский период — управленческие инновации превратились в подлинное стихийное бедствие. Фразеологизм «По стране как Мамай прошел...» вполне применим к итогам бурной административной деятельности очередного «выдвиженца». Вихри перемен, ротации кадров перемешивают социум, едва он успеет оформиться и приобрести ранжированную структуру.
Нигилистическая нетерпимость, бескомпромиссность русского характера («все или ничего!») сопутствует его терпеливости. Г.Д. Гачев способность к длительному терпению также объясняет равнинным ландшафтом: «Потом за работу браться надо терпению: это есть способность выносить долгую тяготу, не мучась и не страдая и не рыпаясь особенно. Терпение = выравнивание: гор мук — равнину будней-трудней. Потому эта добродетель присуща обитателям равнин: ровность и характера, и реакций, тогда как горец или южанин — вспыльчив и нетерпелив-тороплив-поспешен, языком пламени воспламеняется — подобно как и горы вокруг: такими же всполохами природы стоят, страстно-нетерпеливыми, торопливыми»151.
На повседневно-бытовом уровне, по Г.Д. Гачеву, уравнительность выражается в том, что «гасят инициативу и творчество» и «давят рыпающихся: "Ах, ты больно сильно умный! Считаешь себя лучше других? Так мы тебе покажем кузькину мать!" — и на такого всем миром, всем скопом наваливаются и удушают»152.
Можно согласиться, что есть такое извечное, выстраданное боевым опытом равнинного жителя правило «не высовываться». Вместе с тем ряду инициатив, безусловно, «дают ход», т. е. поддерживают официально или неофициально.
Размышляя над «небоскребным» ландшафтом равнинной Америки, Г.Д. Гачев характеризует его как психокосмос прибыли=прибытия. Психокосмос России он оценивает так: «Всякое же изменение statuquoбытия в сторону прибытия тут подозрительно и зло. В сторону у-бытия — естественно клонится человек и космос вместе со смертью: воровство тут почтенно (и блатной мир внизу, и по блату живущее между собой начальство, пристроившееся у государственного пирога)»153.
В российском космосе события аксиомой он полагает «зарывание таланта, неподвижность всего и непредприимчивость индивида, лишение его права начинать что-либо»154. Убытие Г.Д. Гачев усматривает и «в рассеяния, истаивании меня — в другом, в периферии (бок, даль, сторона), в ничто...»155.
Творение «вертикали» в космосе «горизонтали» возможно не только в высоту, но в глубину. Образ «котлована» фиксирует не только затраты и истраченность как самоцель, но и непосредственную убыль бытия. В идеале желательно «Делать Ничего!»156. Поскольку изничтожение бытия все же есть что-то, то делание отсутствия дела выражалось в умении «приписать» или «приврать» (принципиальный разрыв слова и дела), в умении не выполнять работу, а организовывать и организовывать ее выполнение. Так обеспечивается идеальное совпадение с плоскостью равнинного бытия.
«Русское чудо», на взгляд Г.Д. Гачева, состоит в том, что в минусовом существовании, в ситуации, когда «потребление-расхищение больше произведения», бытие не изничтожается, «бытие откуда-то берет и нам благода-ет»157. Возможно, это базовое («Откуда что берется?») удивление психокосмоса России. И это длящееся, неизбывное удивление неустанно и с радостью поддерживается в опытах уничтожения и самоуничтожения (умаления и самоумаления). А упорно возобновляемое бытие вновь и вновь убеждает, что мы, сироты, не покинуты, так как даются нам сочувствие и благодать.
В космосе равнины в чести и в цене быть поверхностным, плоским. Взор кочевника, по Г.Д. Гачеву, в низ земли лишь как на поверхность смотри, но «глубже не заглядывает: в под-корм, в подоснову, фундамент и причины вещей»158.
Действительно, например, у кочевников Крайнего Севера существует традиционный запрет «ранить землю», из-за чего болезненно они воспринимают ведущиеся там газопромышленные разработки. Разумеется, запрет этот относителен, а его нарушение требует искупительных жертв. Взор кочевника, скорее, устремлен к небу, звездам как единственно надежному средству ориентации в пространстве.
В причины, корни вещей непрерывно уставлен взор и ум упорного земледельца, да строителя и рудознатца. «Русский же, у которого простор земель, — по мнению Г.Д. Гачева, — не очень радивый земледелец и, при неприхотливости, тоже, как и кочевник, не склонен докапываться до причин, не въедлив, а любит чудесное, вязь, сплетение, досужное, как люди Востока.»159.
В центре внимания планиметрии находятся конкретные фигуры — точка, прямая, паралеллограмм (в том числе квадрат, ромб, прямоугольник), окружность, трапеция, треугольник, многоугольник. Следовательно, ценностные предпочтения могут быть выражены по отношению к разным планиметрическим фигурам.
Пример описания таких предпочтений мы находим в романе одного из предтеч евразийства160 Андрея Белого. В его «Петербурге» содержится описание «государственной планиметрии» Российской империи в восприятии одного из ее столпов: «Планомерность и симметрия успокаивали нервы Аполлона Аполлоновича, в одинаковой степени расстроенные как неровностями домашней жизни, так и беспомощным бегом нашего государственного колеса. Гармонической простотой отличались вкусы сенатора: более всего он любил прямолинейный проспект. не было у него ни конца, ни начала; а бесконечная, вечная середина была ему свойственна ... чтобы вся Невским проспектом опоясанная земля протянулась по линии славных российских законов; чтобы сеть параллельных проспектов, пересеченных сетью себе подобных, объявилась бы во вселенной, как единая шахматная, мир объемлющая доска, на которой планомерно расставленные фигуры передвигались бы правильно: сообразно с законом. После линии более всего успокаивала Аполлона Аполлоновича геометрическая фигура: квадрат. Он, бывало, подолгу предавался бездумному созерцанию пирамид, треугольников, параллелепипедов, кубов, трапеций, зигзагообразной же линии он не мог выносить: уже его раздражал многогранник; легкое беспокойство овладевало им при виде усеченного конуса, и с великою неохотой надевал он звезду, отправляясь на торжественные молебны»161.
Перед нами встает образ «великой шахматной доски», знакомый по геополитическому трактату 3. Бзежинского162. Для известного политолога «шахматной доской» была Евразия. Шахматной доской Евразия была и для Аполлона Аполлоновича, видевшего «сеть параллельных проспектов, пересеченных сетью себе подобных». Соответственно, персонаж романа предпочитал линию, квадрат, не любил звезду и не мог выносить зигзагообразной линии.
Если бы Аполлон Аполлонович диагностировался в наше время по психогеометрическому тесту163, то из пяти идентифицирующих его фигур — квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг, — он бы, безусловно, выбрал квадрат.
Человеку-«квадрату» присущи следующие черты: организованность, пунктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к деталям, ориентация на факты, пристрастие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рациональность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых. Приведенный набор черт вполне идеален для чиновника, но едва ли репрезентирует «евразийский» характер.
Поскольку об «евразийском» характере говорить пока трудно, предположим, что его репрезентантом может выступить русский характер. Нам не известно, проводилось ли массовое тестирование русских по психогеометрическому тесту. Из-за отсутствия таких сведений попробуем соотнести известные черты русского характера с предложенными психогеометрией характеристиками различных психологических типов.
Рассмотрим кратко характеристики остальных типов. Согласно психогеометрии, человек-«треугольник» стремится к власти, прагматичен, уверен в себе, обладает высокой работоспособностью. Человек-«прямоугольник» непоследователен, с низкой самооценкой, не уверен в себе, доверчив, с быстрыми, резкими колебаниями настроения, склонен к имитации поведения других людей. Человек-«круг» общителен и заботлив, эмоционально чувствителен и сентиментален, склонен к общественной работе. Человек-«зиг-заг» креативен, одержим своими идеями, позитивен ко всему новому.
Очевидно, что русский характер соответствует той характеристике, которая дается «прямоугольнику». Обращает внимание отсутствующая в характеристиках других типов склонность к имитации («примеривание ролей»), которая корреспондирует отмечавшейся многими наблюдателями, в том числе евразийцами, склонности к подражательности в русской культуре.
Основным психическим состоянием «Прямоугольника» является более или менее осознаваемое состояние замешательства, запутанности в себе. Отсюда непрерывный поиск самого себя, непоследовательность, непостоянность настроения и интересов («вчера — одно, сегодня — другое, завтра?..»), непредсказуемость. Во внешнем поведении отмечаются неритмичные колебания речевой активности: от периодов полного молчания (знаменитое «народ молчит») до периодов повышенной говорливости («эпохи гласности»). Ставит большое количество вопросов, основной из которых — «почему?». В окружающей его обстановке характерен хаос, беспорядок и запущенность, атмосфера временности и «дух вокзала».
Соборности и артельности русского человека соответствует характерное для «прямоугольника» предпочтение больших групп. В больших группах он реализуют свою потребность быть на людях, с людьми и, одновременно, не быть в центре внимания, а затеряться, спрятаться, раствориться среди других.
В отношениях с «прямоугольником» рекомендуется быть «круглее», т. е. вести себя как «круг», проявляя понимание и уважение. Любопытно, что характеристике «круга» во многом соответствуют характеры народов Востока. Высокая значимость для них непрямолинейного, «круглого» отношения к действительности отмечается рядом исследователей.
П. Полуян начинает свою статью «Этногностика» следующим рассуждением: «Взгляните на восточный ковер с витиеватым узором, сравните его с шотландским пледом, состоящим из черных и красных квадратов. Разве не очевидно: в западной культуре доминантой являются прямоугольные формы, а в исламской — кривизна и изгибы? На Востоке везде кривые: вязь письма, орнаменты затейливые, сабли и ятаганы, округлые мавзолеи и мечети, чалма, шаровары. У европейцев — иное: прямоугольный латинский алфавит, квадратные замки, треугольные костелы, прямые мечи и шпаги»164. Рассуждая о роли алгебры и геометрии на Западе и Востоке, П. Полуян нигде не ссылается на психогеометрию, но, как мы видим, констатирует значимость квадратов и треугольников в цивилизации 3апада. Далее П. Полуян указывает на необходимость объяснения различий в предпочтениях геометрических форм: «Эти видимые различия обычно не замечаются, а если замечаются — их объясняют понятной разницей между культурами и никакой особой проблемности тут не усматривают. Однако противостояние форм поистине фундаментально — оно столь же существенно, как различие между прямой и кривой, которое фиксируется математически»165.
Об округлости форм космоса кочевничества, ислама, казахского мира пишет Г.Д. Гачев: «Простодушие и искренность=прямолинейности, что могут быть в почете у растительных народов, но тут они = не-ум, не со-образование, а образ надо принимать разный. В этом — обтекаемость хитрости, гибкость и упругость кривой линии»166. На Востоке ценятся обиняк, намек, иносказание, притчеообразный логос и витиеватая логика в противоположность прямолинейной дедукции западной логики: «...тут с разных сторон заход и взвиденье — будто юрту, вещь обходят кругалями, орнаментами вия мысль»167.
Поскольку «круг» наиболее комфортен для «прямоугольника», то, возможно, именно поэтому русские тяготеют к народам Азии, а в общении с европейцами испытывают больший дискомфорт. 3апад плохо понимает Россию умом, устает от ее непредсказуемости168 и вынужденно занимает твердую дистанцированную позицию, обижающую загадочную мятущуюся славянскую душу. С другой стороны, хитрость и коварство, традиционные для политики стран Востока, не могли не вызвать опасения.
Любопытно, что в русской идиоматике заметно большее, чем в английской, пространство занимает соотнесение понятия круг с безысходностью и безвыходностью169 (например: «заколдованный круг», «порочный круг», «замкнутый круг», «круговая порука», «круглый дурак»). Вместе с тем, как показывают результаты исследования Ю.В. Гринкевича, квадрат в русской языковой картине мира играет заметно менее существенную роль, по сравнению с кругом. «Вклад концепта круг более существенен для русской национальной картины мира, в то время как для английской национальной картины мира концепты квадрата и круга одинаково значимы, т. е. по сравнению с англоязычной, русскоязычная культура более "круглая", а англоязычная, по сравнению с русскоязычной, более "квадратная"»170. Предпочтение «квадрата» в английской картине мира Ю.В. Гринкевич объясняет кельтским наследием и романским влиянием. Причины же большей «круглости» русской культуры он видит в восточном влиянии и цикличности земледельческого образа жизни.
Диагностируя психогеометрически русский национальный характер как «прямоугольный», следует признать, как и требует психогеометрия, ценность второй и третьей по значимости для индивида геометрических фигур. В русском характере круг, по-видимому, дополняет прямоугольник и является второй по значимости фигурой.
Таким образом, в плоскости равнин основной планиметрической фигурой является прямоугольник. Евразийство указывает на прямоугольную организацию евразийского мира в виде феномена флагоподобия, т. е. расположения в нем основных почвенно-ботанических и климатологических зон — степно-пустынной, лесной и тундровой на манер полос в горизонтально подразделенном флаге171. Каждая зона подразделяется на меньшие полосы (например, степная зона подразделяется на полосы широколиственных, узколиственных и полынных трав).
Сплошную полосу степей и травянистых пустынь П.Н. Савицкий называл хинганско-карпатским «прямоугольником степей»172. Этот прямоугольник обрамлен островными степями и «островами» абсолютной пустыни. Понятно, что в степи есть и лесные острова. Но островная модель организации географического пространства является явно второстепенной по сравнению с прямоугольниками ландшафтно-климатических зон.
В связи с флагоподобием евразийского мира исследователями указывалось на ряд сопутствующих геометрических эффектов.
Во-первых, это эффект параллелизма меридиональных (в основном, речных) и широтных (от Северного морского пути до цепи горных хребтов, разделяющих североевразийский и южноевразийский миры) трансъевразийских зон, магистралей (и магистральных культур). Так, Н.С. Трубецкой писал: «Существует длинная, более или менее непрерывная полоса безлесных равнин и плоскогорий, тянущаяся почти от Тихого океана до устьев Дуная. Эту полосу можно назвать системой степи. С севера она окаймлена широкой полосой лесов, за которой идет полоса тундр. С юга система степи окаймлена горными хребтами. Таким образом, имеются четыре тянущиеся с запада на восток параллельные полосы: тундровая, лесная, степная, горная. В меридиональном направлении, т. е. с севера на юг или с юга на север, вся эта система четырех полос пересекается системами больших рек»173.
Сетевой порядок месторазвития евразийской культуры необходимо определяет и ее сетевую организацию. На это указывал П.Н. Савицкий, который писал: «Черты духовно-психического уклада, отличия государственного строя, особенности хозяйственного быта не образуют ли "параллелизмов" сетке географических различений? Установление и анализ таких "параллелизмов" и является главным предметом геософии в ее применении к России-Евразии»174.
«Параллелизм» — излюбленный математический образ у Н.С. Трубецкого. «Тюркская поэзия имеет решительную наклонность к параллелизму, — пишет он. — Поэтические произведения некоторых тюркских племен всецело построены на принципе параллелизма»175. Он также неоднократно указывал на параллелизм в развитии языков.
Во-вторых, это эффект симметрии. В зональном строении Евразии П.Н. Савицкий фиксировал эффекты Восточно-3ападной и Юго-Северной симметрии176. Евразия в целом представлялась ему периодической и симметричной системой зон.
На увлеченность евразийцев поисками симметрии указывает П. Серио. В отношении одного из сподвижников Н.С. Трубецкого он пишет: «Как и Трубецкого (и в противоположность С. Карцевскому), Якобсона притягивала симметрия. Она его завораживала, и где бы он ни обнаруживал симметрию, он всегда был убежден, что нашел доказательство онтологического статуса своего объекта. Евразийский языковой (точнее, фонологический) союз в мировоззрении Якобсона существует именно потому, что он находится в центре и обрамляется двумя перифериями, которые симметрично отражают друг друга как в зеркале»177. П. Серио считает возможным говорить о геометрическом эмпиризме евразийцев, усматривающих в симметрии принцип порядка не только в евразийской культуре, но и во вселенной.
Важно подчеркнуть, что симметрия и параллелизм в евразийском мышлении были связаны в рамках периодической системы. Так, Н.С. Трубецкой в отношении мелодий тюркских песен писал: «Но в общем оба типа подчинены одним и тем же законам: гармоническому закону пятитонного звукоряда и ритмическому закону симметрического равенства частей и парной периодичности»178. Евразийский мир в целом, согласно П.Н. Савицкому, есть мир симметрично-периодической системы природно-гео-графических зон, расположенных через равные интервалы. «В ней [в России-Евразии], — писал он, — почвенно-растительные явления увязываются с климатическими — с такой определенностью и точностью, которая пока что неизвестна в других географических мирах. Эта связь, в условиях Евразии, не только отвлеченно предполагается, но численно выражается, и притом в периодической ритмике. Явления исторические, экономические, археологические, лингвистические необходимо приобщить к названной системе и ритмике. Это — шаг к установлению периодической системы сущего»179.
По-видимому, евразийцы выявили действие в Евразии системоперио-дического закона, согласно которому «принципы структурного построения и управления однородных природных систем в иерархическом соподчинении, и особенно сложения таких же природных систем одного уровня организации (иерархии) повторяются с некоторой правильностью в зависимости от действия единого (комплекса) системообразующего фактора (факторов)»180. Частными проявлениями это общего закона служит периодический закон химических элементов (Д.И. Менделеева), закон гомологических рядов (Н.И. Вавилова), закон периодической географической зональности (А.А. Григорьева — М.И. Будыко). Этот закон имеет значение для прогнозного поиска аналогичных систем и составления их периодических таблиц.
П.Н. Савицкий прекрасно осознавал научный размах евразийства. «Периодическая система сущего восходит к системе организационных идей, — пояснял он. — И ее периодичность определяется ритмикой в сочетании организуемых элементов. Это одинаково относится к "периодической системе химических элементов", в том виде как ее раскрывает современная физическая химия, к "периодической системе зон", в ее климатической стороне, к той "периодической системе", к которой тяготеет современная биология. Рассматривая на тех же основаниях ряд социально-экономических формаций, можно построить, путем сочетания важнейших производственных элементов, своеобразную "периодическую систему" общественных укладов»181.
Открывая системно-периодическую организацию евразийского мира, евразийцы, таким образом, создавали предпосылки для экстраполяции системно-периодического мышления из естествознания в разные области гуманитарных наук.
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | |
3 года 2 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | |
3 года 3 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 3 дня назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,202 | |