- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
4.3.2. Сходство и различие ценностных ориентации
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Дальнейший анализ позволяет уточнить сделанные выводы и установить, по ориентациям на какие ценности западномонгольские и русские студенты практически не различаются, различаются значительно и различаются существенно. Для решения поставленной задачи проведена сравнительная характеристика ответов монгольских и русских респондентов, касающихся значимости соответствующих ценностей. В табл. 4.3.23—4.3.25 разность значений приведена к модулю и расположена в порядке возрастания.
В построенной последовательности представлено разбиение, которое интерпретировано следующим образом:
— ценностные ориентации рассматриваются как сходные, если разность оценок монгольских и русских студентов не превышает 15 %;
— ценностные ориентации различны, если разность ответов составляет от 15 до 25 %;
— ценностные ориентации существенно различны, если разность оценок превышает 25 %.
Предложенный подход позволяет перенести локус исследовательского внимания с ценностных приоритетов студентов изучаемых этнических групп на количественную выраженность различий между ними в том, что касается ценностных ориентаций.
Ценности | Монголы | Русские | Разность |
Для страны важнее всего обеспечение общего порядка | 75,0 | 75,0 | 0,0 |
В жизни важнее всего единство, сотрудничество | 78,0 | 78,0 | 0,0 |
Иметь хорошее здоровье | 96,2 | 96,4 | 0,2 |
Переехать жить в другую страну | 5,4 | 5,0 | 0,4 |
Работать в дружном коллективе | 86,9 | 86,4 | 0,5 |
Не работать, заниматься воспитанием своих детей, увлечениями | 9,0 | 8,2 | 0,8 |
Каждый человек должен осознавать свою национальную принадлежность | 95,0 | 94,0 | 1,0 |
Пожить в другой стране какое-то время | 25,6 | 23,7 | 1,9 |
Иметь хорошее образование | 94,6 | 90,7 | 3,9 |
Ничего нового нельзя построить без сохранения традиций | 71,0 | 75,0 | 4,0 |
Люди должны больше заботиться о сохранении земли, природы, о защите ее ресурсов, о единении человека и природы | 86,0 | 90,0 | 4,0 |
В жизни важнее всего стабильность, устойчивость | 48,0 | 52,0 | 4,0 |
Заниматься политикой, влиять на власть | 17,7 | 13,3 | 4,4 |
Иметь хорошие отношения с соседями, друзьями | 82,0 | 87,8 | 5,8 |
Надо, чтобы в органах власти было больше людей моей национальности, так как они могут лучше заботиться о своем народе | 66,0 | 59,0 | 7,0 |
Каждый человек должен исполнять все законы своей страны | 58,0 | 66,0 | 8,0 |
Справедливую власть в стране могут лучше обеспечить многопартийность и демократические свободные выборы | 52,0 | 60,0 | 8,0 |
Работать по любимой профессии, не обязательно имея высокий доход | 54,9 | 46,2 | 8,7 |
Развитие страны лучше обеспечит объединяющая национальная идея | 52,0 | 42,0 | 10,0 |
Иметь собственное дело (предприятие, фирму) | 33,7 | 44,4 | 10,7 |
Главное в жизни — хороший достаток, а работа может быть разная и не всегда интересная | 60,0 | 49,0 | 11,0 |
Для развития страны нужно активнее развивать государственную и коллективную собственность, усиливать роль государства в экономике и плановость | 68,0 | 56,0 | 12,0 |
Цель сотрудничества жителей Большого Алтая должно быть развитие экономики и повышение благосостояния | 72,0 | 58,0 | 14,0 |
В результате сравнительного анализа оказалось, что из 44 изучаемых ценностей монгольские и русские студенты Алтайского края в своих ориентациях: сходны — по 25 позициям, различны — по 13, существенно различны — по 6.
Резюмируя содержание таблицы 4.3.23, можно сделать вывод, что монгольские и русские студенты сходны в своих ориентациях по трем категориям ценностей: 1) ценностям, превалирующим в их среде; 2) ценностям, по которым наблюдается раскол внутри отдельно взятых групп монголов и русских, 3) ценностям, которые не вызывают симпатий ни утех,ниудругих.
Монгольские и российские студенты сходны в приверженности ценностям единства и порядка, здоровья и образования, любви к природе, родной земле, предпочтении проживать в своей стране, признании ценностей коллективизма, дружбы и добрососедства. Для студентов характерны стремления следовать традициям и укреплять национальное самосознание. Эти ценности являются общими для рассматриваемых этнических групп.
По второй категории ценностей и среди монгольских, и среди русских студентов наблюдается внутренний раскол (отсутствие единства) в соответствующих оценках. Речь идет об отношении к стабильности (или переменам) как основе существования, законопослушанию, многопартийной демократии, представительству в органах власти людей своей национальности, к гипотетической объединяющей национальной идее, участию государства в экономической жизни, к возможности личной предпринимательской активности, предпочтении работы по любимой профессии или материального благополучия. Иначе говоря, это не бесспорные ценности, по отношению к которым нет даже относительного единодушия как среди монгольских, так и среди русских студентов.
В рамках третьей категории ценностей симпатий не вызвали следующие ориентации: причастность к власти и участие в политике, переезд в другую страну, профессиональная незанятость и ориентация исключительно на семью и досуг.
Сравнивая выделенные категории ценностей по содержанию, можно заметить, что первая из них может быть описана формулой «этнос и ландшафт». Это этноконсолидирующие ценности, объединяющие людей, проживающих в общем для них ландшафте. Вторая категория ценностей имеет доктринальный характер и выполняет этнодифференцирующую функцию. Отношение к этим ценностям утилитарное и определяется жизненной прагматикой этносоциальных групп. Третья категория ценностей напоминает ценностный комплекс социального маргинала.
Обратимся теперь к анализу тех ценностных ориентаций, по которым монгольские и русские студенты заметно различаются (см. табл. 4.3.23).
Ценности | Монголы | Русские | Разность |
Много зарабатывать (не важно, где именно) | 76,4 | 60,6 | 15,8 |
Человек — хозяин своей судьбы | 87,0 | 71,0 | 16,0 |
Разговаривать на языке своей национальности | 74,5 | 58,4 | 16,1 |
Иметь постоянную работу по своей профессии | 78,6 | 62,4 | 16,2 |
Человек должен сам обеспечить себе работу и условия жизни, а государство — его защиту законами и справедливыми налогами | 65,0 | 48,0 | 17,0 |
Интересы народа (этноса) должны быть важнее личных интересов человека | 80,0 | 61,0 | 19,0 |
Приоритет развития коллективной собственности | 59,0 | 40,0 | 19,0 |
Состоять в зарегистрированном браке | 69,6 | 49,5 | 20,1 |
Постоянно получать из СМИ информацию о политических событиях | 72,2 | 51,6 | 20,6 |
Иметь детей | 68,2 | 88,9 | 20,7 |
Иметь богатую обстановку в доме | 52,7 | 31,5 | 21,2 |
Бизнес формирует людей, заботящихся только о своих интересах и разъединяющих народ | 43,0 | 65,0 | 22,0 |
Иметь мужа (жену) | 54,6 | 77,4 | 22,8 |
Обобщая ее содержание, можно утверждать, что монгольские студенты по сравнению с русскими несколько более активны, пассионарны, меркантильны и склонны к организованным действиям. У русских студентов эти ориентации менее выражены, и можно даже предполагать ин-тровертную склонность к уходу в семью.
Монгольские и русские студенты существенно различаются, во-первых, по этномобилизующим ценностям, во-вторых, по ценностям, обусловленным господствующим хозяйственно-культурным типом (см.табл. 4.3.25).
Выше уже говорилось, что установка на развитие промышленности определяется ее общей неразвитостью в регионе Западной Монголии, а приоритет сельского хозяйства у российских студентов детерминирован аграрным своеобразием Алтайского края.
Нельзя не отметить, что русским студентам (в отличие от монгольских) присущ определенный сентиментализм. Так, в иерархии их ценностей большее, чем у монгольских, значение имеют выраженные желания иметь детей, мужа (жену) и часто бывать на природе. Впрочем, относительно низкие показатели значимости данных ценностей у монголов могут быть объяснены эффектом их реального наличия в жизни. Быть женатым (замужем), иметь детей и часто бывать на природе — это повседневная и широко распространенная практика среди монголов.
Ценности | Монголы | Русские | Разность |
Нашему народу сейчас нужно больше всего чувство взаимопомощи, коллективизма | 95,0 | 67,0 | 28,0 |
Иметь автомобиль | 27,5 | 56,6 | 29,1 |
Для развития моего народа надо больше внимания уделять развитию промышленности | 61,0 | 31,0 | 30,0 |
Иметь свой скот | 41,5 | 8,2 | 33,3 |
Жить среди людей своей национальности | 62,5 | 25,1 | 37,4 |
Возможность часто бывать на природе | 36,2 | 78,1 | 41,9 |
Таким образом, несмотря на общность ценностных ориентаций по обширному массиву ценностей, западномонгольские и российские студенты заметно различаются по своим жизненным устремлениям. Это определяет необходимость разработки и реализации различных стратегий молодежной политики в отношении этих групп студенчества.
Проведенный анализ позволяет выделить ряд интересных фактов, интерпретация и объяснение которых могут стать задачами дальнейших исследований. К числу актуальных тем возможных исследований можно отнести: особенности семейных ценностей в монгольском обществе, этнический ренессанс в монгольском межэтническом сообществе, экономическое сознание монгольского студенчества, социальный раскол студенческого сообщества, сентиментализм как стиль жизни в российской культуре.
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
3 года 5 дней назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,328 | |
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,328 | |
3 года 3 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,328 | |
3 года 31 неделя назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 302,328 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 3 недели назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,249 | |