- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
4.5. Жизненный мир Монголии
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Для исследователя евразийства Монголия представляет интерес как типично североевразийская страна. Своими очертаниями она напоминает и Россию и Северную Евразию в целом. Столица Монголии Улан-Батор является самой холодной столицей мира (в среднегодовом измерении). Разнообразие ландшафтного мира в миниатюре воспроизводит ландшафтные зоны Евразии. Этносфера современной Монголии, с учетом туристов из Европы и мигрантов из соседних государств воспроизводит этносферу Евразии. Поэтому жизненный мир Монголии, пусть грубо и схематично, может оцениваться как фрактально репрезентирующий жизненный мир Северной Евразии в целом.
Многие исследователи Монголии характеризуют ее как страну контрастов: климатических, географических, исторических. Действительно, при численности населения в 2,6 млн человек она занимает огромную территорию, на которой встречаются и вечная мерзлота, и пустыня. Горно-промышленный комплекс не вытеснил кочевое пастбищное животноводство, а последнее оснащено в настоящее время автомобильным транспортом, спутниковыми антеннами, солнечными батареями.
Будучи страной контрастов, Монголия является и страной геоклиматических, геоэкономических, геополитических и социокультурных противоречий. Это противоречия между Севером и Югом (в рамках Большой Монголии), между Западом и Востоком (в пределах современного монгольского государства). Находясь исторически в сфере культурного влияния Китая, Монголия, тем не менее, сформировалась в противостоянии с ним. И до сих пор она остается в зоне конфликта цивилизаций, пытаясь удержать собственную идентичность.
Вопрос о цивилизационной принадлежности Монголии является дискуссионным11. В рамках представления об ее евразийской идентичности логичным является анализ жизненного мира Монголии в контексте дихотомии «Восток — Запад». Для аргументации такой постановки проблемы воспользуемся результатами конкретно-социологического исследования (массового и экспертного опроса), проведенного нами летом 2009 г. в Центральной и Западной Монголии (в Улан-Баторе, центрах аймаков, других населенных пунктах, а также среди кочевников-животноводов). Выборка массового опроса составила 300 чел., из них 182 — это халхи, 76 — представители разных этнических групп западных монголов (ойраты), 42 — казахи. Выборка экспертного опроса составила 60 чел., из них 40 халхов, 16 ойратов и 4 казаха. В контексте поставленной задачи при анализе результатов массового опроса респонденты были объединены в три группы: 1) халхи, 2) представители ойратов (западные монголы), 3) казахи. Респонденты-халхи, как правило, живут в Восточной и Центральной Монголии, а представители ойратов и казахов, как правило, являются жителями Западной Монголии. При анализе результатов экспертного опроса выделены две группы: халхи и все прочие (другие). С учетом проведенной демаркации респондентов далее интерпретируются результаты опроса.
Великим человеком и национальной гордостью Монголии является Чингисхан. В определенном смысле он выступает для многих идеальной личностью. Данные массового опроса подтверждают такую оценку. На открытый вопрос анкеты о том, какие знаменитые личности монгольской истории могут быть образцом для подражания в жизни многие респонденты указали прежде всего Чингисхана (табл. 4.5.1).
Знаменитые личности | Халхи | Ойраты | Казахи |
Чингисхан | 54,1 | 38,2 | 34,1 |
Ближайшее окружение и соратники Чингисхана | 48,6 | 36,8 | 14,6 |
Герои борьбы с китайцами, японцами, маньчжурами | 18,0 | 39,5 | 9,8 |
Политические деятели досоциалистического периода | 7,1 | 3,9 | 0,0 |
Политические деятели социалистического периода | 30,6 | 28,9 | 19,5 |
Современные политические деятели | 4,4 | 2,6 | 2,4 |
Религиозные деятели и просветители | 2,2 | 3,9 | 0,0 |
Писатели, поэты, ученые, деятели культуры | 1,1 | 0,0 | 2,4 |
Спортсмены | 1,1 | 2,6 | 0,0 |
Другие | 7,1 | 5,3 | 9,8 |
Нет таких людей, никто не нравится | 0,5 | 0,0 | 2,4 |
Затруднились ответить | 9,8 | 7,9 | 4,9 |
Как видно из таблицы, Чингисхан рассматривается как возможный пример для подражания более чем половиной из опрошенных халха-мон-голов. В то же время среди представителей западных монголов такая оценка выражена в меньшей степени. Более того, его личность оказалась для ойратов чуть менее значимой, чем вместе взятые герои борьбы с китайцами, японцами, маньчжурами. Заметим, что достаточно высокий рейтинг имеют у тех и других многочисленные представителя ближайшего окружения и соратники Чингисхана, а также политические и революционные деятели социалистического периода.
В оценках экспертов по данному вопросу Чингисхан и его окружение сохраняют лидирующие позиции в качестве исторических личностей, достойных для подражания в жизни (табл. 4.5.2). В то же время значительной частью экспертов в качестве таковых рассматриваются, как и в рамках массового опроса, герои освободительной борьбы и политические и революционные деятели социалистического периода. Этот факт нельзя недооценивать в информационной политике.
Исторические личности | Халхи | Другие |
Чингисхан | 35,9 | 45,0 |
Ближайшее окружение и соратники Чингисхана | 35,9 | 6 0,0 |
Герои борьбы с китайцами, японцами, маньчжурами | 23,1 | 35,0 |
Политические деятели досоциалистического периода | 5,1 | 5,0 |
Политические деятели социалистического периода | 17,9 | 25,0 |
Современные политические деятели | 2,6 | 5,0 |
Религиозные деятели и просветители | 12,8 | 0,0 |
Писатели, поэты, ученые, деятели культуры | 5,1 | 5,0 |
Другие | 5,1 | 20,0 |
Для того чтобы более точно оценить роль Чингисхана в жизни людей, экспертам был задан более конкретный вопрос: «Является ли Чингисхан образцом для принятия Вами решений в жизни?». Как оказалось, он является таковым лишь для 20,5 % халхов и 25,0 % представителей других этнических групп. В два с лишним раза больше экспертов ответили на него отрицательно: 46,2 % — среди халхов и 60,0 % — среди других (остальные затруднились ответить). Таким образом, респонденты, возможно, мечтали бы быть похожими на Чингисхана, но немногие способны действовать по данному историческому образцу. Образ Чингисхана, по-видимому, важен не столько как образец для повседневного поведения, а в некоторых других отношениях.
Экспертам был задан еще один уточняющий вопрос: «Кто, на Ваш взгляд, является духовным авторитетом для Вашего народа?» В роли такого авторитета, по мнению экспертов (особенно, не относящихся к халха), Чингисхан находится на втором плане. Большая часть экспертов «учителями» своего народа считает писателей, поэтов, ученых, деятелей культуры
(табл. 4.5.3).
Авторитеты | Халхи | Другие |
Чингисхан | 43,6 | 20,0 |
Ближайшее окружение и соратники Чингисхана | 5,1 | 5,0 |
Герои борьбы с китайцами, японцами, маньчжурами | 2,6 | 1,0 |
Политические деятели досоциалистического периода | 12,8 | 0,0 |
Политические деятели социалистического периода | 10,3 | 15,0 |
Современные политические деятели | 10,3 | 0,0 |
Религиозные деятели и просветители | 38,5 | 35,0 |
Писатели, поэты, ученые, деятели культуры | 51,3 | 75,0 |
Другие | 2,6 | 10,0 |
Вместе с тем, роль Чингисхана для современной Монголии оценивается экспертами очень высоко. Большинство из них (70 %) склонны полагать, что он является одновременно и политическим, и духовным идеалом современных монголов. А в массовом опросе на прямой вопрос «Является ли Чингисхан идеалом для Вас?» положительно ответили 70,5 % халхов, 67,1 % других монголов и 39,0 % казахов.
Исследователями в личности Чингисхана подчеркиваются такие качества как прозорливость, отеческая забота о подданных, жестокость к провинившимся, выдвижение по личным заслугам, веротерпимость, умение прислушиваться к мнению других, готовность перенять у других народов лучшее, уважение к жене, почтительное отношение к родителям и старшим, почитание священных природных мест12. Было бы неправомерно напрямую сравнивать характерные личностные черты людей современной Монголии с особенностями личности Чингисхана. В то же время некоторые аналогии проводить можно. Для этого представляется интересным узнать, какие черты люди выделяют у себя как наиболее характерные.
В ходе массового опроса респондентам предлагалось сделать самооценку — из предложенного набора возможных качеств выбрать те, которыми обладают они сами (табл. 4.5.4).
Личные качества | Халхи | Ойраты | Казахи |
Сила, воля | 45,4 | 26,3 | 29,3 |
Трудолюбие, деловитость | 45,4 | 56,6 | 43,9 |
Ум | 30,1 | 30,3 | 31,7 |
Душевность, деликатность, тактичность | 30,6 | 25,0 | 26,8 |
Открытость, общительность | 29,0 | 27,6 | 31,7 |
Тщательность, стремление во всем разобраться | 28,4 | 28,9 | 24,4 |
Систематичность, стремление к порядку, организованности | 27,9 | 32,9 | 24,4 |
Хорошее чувство времени | 23,5 | 26,3 | 26,8 |
Компетентность в своем деле | 23,5 | 30,3 | 24,4 |
Веселость, жизнерадостность | 21,9 | 23,7 | 12,2 |
Находчивость, ловкость | 21,3 | 17,1 | 14,6 |
Умение понравиться, наладить отношения, | 18,0 | 15,8 | 12,2 |
Элегантность, изящество, эффектность | 7,1 | 1,3 | 9,8 |
Как следует из этих данных, согласно собственной самооценке, у халха в наибольшей мере представлены такие качества личности как «сила, воля», а также «трудолюбие, деловитость» (у экспертов добавляется еще компетентность в своем деле и открытость, общительность). Примечательно, что в приведенной характеристике Чингисхана эти качества не упоминаются, хотя ему нельзя отказать ни в силе воли, ни в деловитости13. По-видимому, эти качества можно рассматривать как принадлежащие идеальной личности монгола-халха.
Принадлежность «силы», «воли» к идеальной личности халха в определенной мере подтверждается тем, что лишь около четверти представителей других этнических групп отметили наличие у себя таковых. Среди них больше обладающих, с учетом их самооценки, такими качествами, как «трудолюбие, деловитость». У ойратов этот показатель оказался самым высоким в ряду других черт, а также в сравнении с халхами и казахами. Вторым по распространенности у них является качество «систематичность, стремление к порядку, организованности», а среди казахов — «ум» и «открытость, общительность» (табл. 4.5.4).
Результаты опроса показали, что некоторые другие качества личности Чингисхана широко представлены и среди респондентов. Это, прежде всего, относится к тем из них, которые связаны с традиционными ценностными ориентациями.
Так, в семьях респондентов преобладает почтительное отношение к родителям и старшим: в большинстве из них родители пользовались безусловным авторитетом, дети всегда подчинялись родителям (табл. 4.5.5).
Состояние отношений | Халхи | Ойраты | Казахи |
Родители пользовались безусловным авторитетом, дети всегда и беспрекословно подчинялись родителям | 54,6 | 59,2 | 61,0 |
В центре внимания находились дети, ради них шли на любые жертвы | 21,9 | 23,7 | 24,4 |
Отношения между детьми и родителями были равные | 20,8 | 13,2 | 12,2 |
В отношении почитания священных природных мест подавляющее большинство респондентов отметили, что признают их в качестве большой ценности (халхи — 85,8 %; ойраты — 80,3 %; казахи — 63,4 %). Специально посещают природные святые места (часто или иногда) 84,7 % хал-хов, 84,2 % других монголов, 63,4 % казахов. Более низкие показатели по данным признакам у казахов можно объяснить тем, что казахи отличаются от монголов своим отношением к разным природным явлениям. У них нет особых обрядов, связанных со священными местами, в то время как у монголов существует, например, развитый культ гор, обо, поклонение Вечно Синему Небу. Такое отношение казахов к явлениям природы определяется, прежде всего, особенностью религиозных воззрений — исламом.
Вопрос об уважении мужей к жене перед респондентами не ставился. Но для оценки гендерного баланса им были заданы вопросы об отношениях с родственниками разных линий (отца и матери). При этом мы исходили из следующей оценки А.В. Головнева: «Трудно судить о политической интуиции степных женщин, но во многих случаях именно они играли решающую роль в мужской мотивации. Эта роль выражалась в советах, как слово Борте при размолвке Темучжина с Чжамухой, в принятии политических решений, как при правлении ханских вдов, в качестве вожделенной добычи, причины вражды, мести или мира»14. По мнению исследователя, у монголов женщины обладали сравнительно высоким статусом.
Результаты массового опроса показывают, что у монголов — при общей сбалансированности отношений к родственникам обеих линий — особо близкие отношения с родственниками матери встречаются чаще, чем такие же отношения с родственниками отца (табл. 4.5.6). Заметно, что халхи отличаются более высокими значениями данного показателя в сравнении с жителями Западной Монголии — ойратами и казахами.
Предположительно можно сделать вывод об остаточной матрилате-ральности отношений монгольского родства. Его следует рассматривать как косвенное подтверждение сравнительно высокого статуса жены в семьях монголов15. У казахов, как видно из таблицы, сохраняется другая традиция.
В семьях экспертов актуальные отношения с родственниками имеют патрилатеральный акцент: среди халхов 10,3 % имеют более близкие
и теплые отношения с родственниками по женской линии, а 15,4 % — с родственниками отца (43,6 % — в равной степени с теми и другими). По-видимому, в последнее время в родственных отношениях происходит патрилатеральный сдвиг.
Отношения | Халхи | Ойраты | Казахи |
С родственниками матери | 29,5 | 21,1 | 19,5 |
С родственниками отца | 12,6 | 18,4 | 29,3 |
В равной мере с теми и другими | 54,1 | 53,9 | 43,9 |
С другими родственниками | 0,0 | 2,6 | 2,4 |
Ни с кем из родственников отношений практически не поддерживали | 1,1 | 1,3 | 0,0 |
В целом можно заключить, что наиболее часто встречающаяся личность халха-монгола в определенной мере близка личности Чингисхана. Жители Западной Монголии обладают несколько иными личными качествами, что, по-видимому, среди прочего обусловливает тот факт, что они в меньшей степени рассматривают Чингисхана как образец для подражания.
№ п/п | Стороны жизни | Халхи | Ойраты | Казахи |
1 | Заботиться о своем здоровье | 1,9 | 1,9 | 1,9 |
2 | Иметь хорошие отношения с соседями, друзьями, коллегами по работе | 1,9 | 1 ,8 | 1,7 |
3 | Соблюдать традиции, обычаи, | 1,8 | 1,8 | 1,6 |
4 | Иметь доступ к телевидению, радио, газетам, смотреть фильмы и слушать музыку | 1,8 | 1,6 | 1,5 |
5 | Иметь мужа (жену) | 1,8 | 1,8 | 1,5 |
6 | Жить скромно, но ни от кого не зависеть, никому не подчиняться | 1,8 | 1,7 | 1,7 |
7 | Заниматься физкультурой, спортом | 1,8 | 1,6 | 1,4 |
8 | Иметь компьютер, доступ в Интернет, к современным средствам связи | 1,7 | 1,7 | 1,5 |
9 | Потреблять привычные продукты национальной кухни, напитки | 1,7 | 1,7 | 1,4 |
10 | Жить среди людей своего народа, рода | 1,7 | 1,6 | 1,4 |
11 | Иметь благоустроенное жилье (с центральным отоплением, водоснабжением, электричеством, канализацией) | 1,6 | 1,7 | 1,6 |
12 | Быть хорошим, рядовым специалистом, профессионалом | 1,6 | 1,6 | 1,5 |
13 | Иметь и носить традиционную национальную одежду, обувь | 1,5 | 1,5 | 1,3 |
14 | Иметь автомобиль | 1,5 | 1,4 | 1,5 |
15 | Быть богатым, иметь большой доход | 1,5 | 1,4 | 1,4 |
16 | Иметь свой скот, свое подсобное хозяйство | 1,4 | 1,2 | 1,4 |
17 | Иметь много детей (3 и более) | 1,4 | 1,4 | 1,2 |
18 | Быть хозяином, работодателем, иметь собственное дело (предприятие, фирму) | 1,3 | 1,3 | 1,2 |
19 | Выполнять религиозные обряды | 1,3 | 1,1 | 1,3 |
20 | Жить в городских условиях | 1,2 | 1,3 | 1,4 |
21 | Жить в сельской местности | 1,1 | 1,0 | 0,8 |
22 | Быть руководителем, начальником, занимать видный пост | 1,0 | 1,0 | 1,2 |
23 | Путешествовать, отдыхать за рубежом | 1,0 | 1,0 | 1,2 |
24 | Участвовать в политической жизни | 1,0 | 0,8 | 1,0 |
25 | Жить временно и работать в другой стране | 0,9 | 1,0 | 1,3 |
26 | Профессионально не работать, заниматься домом, хозяйством, воспитанием своих детей, увлечениями | 0,8 | 0,7 | 0,9 |
По своим ценностным ориентациям представители различных этнических групп, как показывает сравнительный анализ оценок ими разных сторон жизни, мало отличаются друг от друга. Это четко фиксируют данные табл. 4.5.7 (при подсчете средних значений ответам приписаны следующие баллы: «Очень важно» — 2 балла, «Не очень важно» — 1 балл, «Совсем не важно» — 0 баллов).
Можно отметить несколько меньшую степень ценностных пристрастий по большинству выделенных позиций у казахов по сравнению с халха-ми и ойратами.
Стороны жизни | Казахи Восточно-Казахстанской области | Казахи Западной Монголии |
Хорошие отношения с друзьями, соседями | 89,5 | 80,5 |
Иметь мужа (жену) | 84,0 | 58,5 |
Много зарабатывать | 68,5 | 48,8 |
Жить среди людей своей национальности | 63,0 | 53,7 |
Иметь персональный компьютер и доступ в Интернет | 53,3 | 63,4 |
Иметь собственное дело | 49,2 | 31,7 |
Жить в городских условиях | 42,0 | 51,2 |
Возможность пожить в другой стране | 11,1 | 34,1 |
Отношения между людьми | Халхи | Ойраты | Казахи | |
Сотрудничество, кооперация, совместная работа | Преобладают среди знакомых | 74,9 | 72,4 | 53,7 |
Удается самому придерживаться чаще всего | 89,6 | 85,5 | 63,4 | |
Более нужны для людей | 89,1 | 81,6 | 61,0 | |
Борьба, соперничество, превосходство над другими | Преобладают среди знакомых | 23,0 | 26,3 | 36,6 |
Удается самому придерживаться чаще всего | 7,7 | 11,8 | 26,8 | |
Более нужны для людей | 9,3 | 15,8 | 29,3 |
По некоторым ценностным ориентациям казахи Западной Монголии заметно отличаются от казахов Восточно-Казахстанской области (см. табл. 4.5.8, где учтен ответ «Очень важно»).
Приведенные данные дают основание предположить, что казахи Монголии, не будучи здесь титульной нацией, испытывают определенную фрустрацию16. Косвенным подтверждением такой фрустрации является их оценка складывающихся отношений между людьми (табл. табл. 4.5.9).
Страны | Халхи | Ойраты | Казахи |
Япония | 19,7 | 9,9 | 12,1 |
США | 22,7 | 13,7 | 15,1 |
Россия | 25,6 | 27,5 | 18,2 |
Китай | 25,8 | 27,6 | 21,2 |
Корея | 6,1 | 3,9 | 3,0 |
Монголия | 9,1 | 23,5 | 3,0 |
Казахстан | 0,0 | 7,8 | 21,2 |
Другие страны, народы | 9,1 | 7,8 | 6,1 |
Монголы по преимуществу сориентированы на отношения сотрудничества, тогда как казахи несколько чаще демонстрируют конкурентный стиль отношений.
В связи с предположением об этносоциальном стрессе представляют интерес ответы респондентов на открытый вопрос о том, какая страна может быть примером для подражания (табл. 4.5.10). Для халхов — это, прежде всего, Китай и Россия, затем США, у ойратов также лидируют Китай и Россия, но на третье место выходит сама Монголия. Казахи же, наравне с Китаем, обращают внимание на Казахстан. Наряду с признанием успехов в развитии современного Казахстана определенную роль здесь играет, по-видимому, элемент ностальгии по исторической родине.
В табл. 4.5.11 приведены данные оценок респондентов о том, насколько им близки и понятны по культуре, образу жизни, нравам представители разных народов. Эти данные показывают определенную этноцентрирован-ность казахов. Субъективно они более дистанцированы от русских, нежели монголы.
К сожалению, казахам не задавался специальный вопрос об их отношении к монголам. Но в оценке отношения разных групп монголов к казахам очевидно (и это отражено в табл. 4.5.11), что с казахами лучше знакомы ойраты, чем халхи. Именно с этой группой западных монголов казахи чаще всего взаимодействуют и в наибольшей степени возможно их взаимопонимание.
В целом следует сказать, что у представителей разных этносов Монголии круг субъективно близких народов различается. Для халхов в этот круг входят русские, буряты, казахи, у ойратов в этот круг входят еще алтайцы. У казахов к ним относятся русские, монголы, китайцы. Таким образом, в жизненный мир этносов входит ограниченный круг народов, более и или менее понятных и близких. Эти три-четыре народа можно назвать «братскими» или «соседскими». Остальные народы оказываются в той или иной степени «знакомы».
Народы | Халхи | Ойраты | Казахи |
Русские | 63,9 | 72,3 | 48,8 |
Буряты | 47,0 | 48,7 | 26,8 |
Казахи | 39,3 | 60,6 | 78,0 |
Алтайцы | 34,4 | 50,0 | 26,9 |
Корейцы | 32,8 | 30,2 | 31,7 |
Китайцы | 32,2 | 34,2 | 43,9 |
Японцы | 30,6 | 28,9 | 17,1 |
Американцы | 30,6 | 32,9 | 26,8 |
Тувинцы | 15,8 | 31,4 | 26,8 |
Немцы | 21,9 | 18,5 | 14,6 |
Уйгуры | 6,6 | 15,8 | 22,0 |
Близость и понятность русских отчасти объясняется тем фактом, что в XX веке Монголия вошла в орбиту сильного влияния России. Оценивая эффект воздействия на Монголию русской (советской) культуры по сравнению с традиционным влиянием китайской цивилизации, 50,8 % экспертов согласились с тем, что по своей культуре, превалирующим ценностям и ориентациям Монголия больше напоминает Россию, чем Китай. Но значительная часть экспертов (37,3 %) полагают, что Монголия мало походит и на Китай, и на Россию.
Отвечая на вопрос о цивилизационной принадлежности Монголии, большинство экспертов ассоциируют ее с «азиатской» цивилизацией (53,0 %). В то же время почти треть из них (31,8 % в целом и 40 % из группы ойратов и казахов) считают, что Монголия входит в состав «евразийской» цивилизации (не отождествляемой с российской цивилизацией). Последнее можно оценивать как высокий показатель, если учесть, что евразийская идея не является популярной в Монголии (проблема евразийства и евразийской цивилизации практически не обсуждается в средствах массовой информации и научной литературе)
По результатам экспертного опроса, заметна дистанцированность Монголии от Китая. Большинство экспертов (76,3 %) считают маловероятным, что Монголия была бы сегодня благополучнее, богаче, если бы она находилась в составе Китая. Почти единодушно поддерживается путь демократических перемен в современной Монголии (88,1 %). И только некоторые эксперты считают предпочтительными и успешными социалистический строй (5,1 %) или китайский путь развития (1,7 %).
В ближайшие 20-30 лет наиболее вероятными представляются следующие варианты будущего экономики Монголии с учетом нынешних тенденций ее развития: инновационное животноводство и туризм — 39,0 % экспертов; индустриально-аграрная экономика— 18,6 %; высокотехнологичная, постиндустриальная экономика — 15,3 %. В то же время часть экспертов отмечают негативные варианты будущего: «отсталая, стагнирую-щая экономика» (18,6 %); «аграрно-сырьевой придаток высокоразвитых государств» (10,2 %).
Таким образом, большинство экспертов будущее Монголии видят оптимистически. Но конкретный формат ее экономики, возможно, будет близок новозеландской модели.
Эксперты в целом положительно оценивают и практику принятия управленческих решений в стране. На то, что монгольское руководство и простые монголы, как правило, принимают взвешенные, сбалансированные решения, избегая крайностей и ориентируясь на принцип «золотой середины», указали 40,7 % экспертов. Впрочем, 23,7 % экспертов сочли, что для Монголии более характерны переходы из крайности в крайность, крутые повороты и резкие противостояния (остальные затруднились определенно ответить на этот вопрос).
Поскольку значительная часть экспертов констатирует наличие крайностей в практике принятия решений в Монголии, вновь возникает вопрос об ее сходстве с Россией, в том числе что касается ее евразийской идентичности.
Следующая группа вопросов касается отношения опрошенных к различным природным явлениям.
Так на вопрос о том, какие виды ландшафта являются для них предпочтительными (наиболее комфортными), абсолютное большинство респондентов из всех этнических групп, с некоторым превышением данного показателя у халхов, указало на реку, озеро (табл. 4.5.12). Эти данные не подтверждают существующее в литературе мнение, что для кочевников наиболее привлекательными ландшафтами являются степи или возвышенности17.
Виды ландшафта | Халхи | Ойраты | Казахи |
Река, озеро | 68,3 | 61,8 | 56,1 |
Лес | 15,3 | 18,4 | 24,4 |
Горы | 11,5 | 15,8 | 9,8 |
Степь | 7,1 | 6,6 | 4,9 |
Пустыня | 1,6 | 1,3 | 0,0 |
Так, М. Аджи, считая Алтай колыбелью тюрков, а горы — привычным для них ландшафтом местообитания, указывает на суровые условия жизни в степи: «Отсутствие леса, например, вынуждало искать новые строительные материалы. Климат заставлял придумывать другие типы жилища, создавать иные формы быта. О воде, топливе, пастбищах, сохранении запасов — о многом теперь приходилось задумываться. Только сильный, смекалистый и трудолюбивый народ могла принять степь. Прежде люди редко селились здесь, потому что слишком трудна жизнь в степи, слишком неприветлива и своеобразна ее природа... Это одна из самых трудных для человека природных зон Земли. Даже в пустыне проще, там по крайней мере не бывает морозов и снега. А в степь наши историки "отселяли" целые народы (с обозами, со скотом). Им, кабинетным обитателям, неведомо, что суровая зима с невыносимыми буранами — это степь; жаркое лето с испепеляющими суховеями — это тоже степь; полное безлюдье, отсутствие ориентиров — и это наша степь. Такой — пугающей — предстала она перед тюрками. Прошли десятилетия, прежде чем кипчаки стали для нее своими, они сказали: "Наша степь". И пошли по степи на запад»18.
Как можно объяснить расхождение данных представлений с результатами нашего опроса? Дело в том, что в целом для жизни кочевников-животноводов степь является, безусловно, самым важным и значимым местом: нет степи — нет скота. Она лежит в основе соответствующего хозяйственно-культурного типа. В то же время надо иметь в виду, что скотоводство невозможно также и там, где нет воды — рек, озер. К тому же именно берега рек и озер являются любимым местом отдыха и монголов, и казахов.
Стихии природы | Халхи | Другие |
Вода | 64,1 | 20,0 |
Земля | 56,4 | 60,0 |
Воздух | 41,0 | 45,0 |
Огонь | 15,4 | 25,0 |
Дерево | 5,1 | 0,0 |
Металл | 7,7 | 20,0 |
Напомним, что и согласно В.О. Ключевскому «лес всегда был тяжел для русского человека»19. Органичной для него стихией русский историк считал реку.
Учитывая выявленное в опросе теплое отношение монголов к водному пространству, а также то, что этногенез монголов и ряда других кочевых народов происходил в междуречьях, можно предположить, что ландшафт междуречий является колыбелью, «месторождением» евразийских культур.
По мнению большинства экспертов-халхов, природу Монголии символизирует стихия воды (табл. 4.5.13). Больше половины экспертов указывают и на символическую ценность земли. Возможно, здесь мы сталкиваемся с восприятием мира Монголии как космоса «водо-земли»20. Напомним, что, по мнению Г.Д. Гачева, на натурфилософском языке стихий Россия — «водо-земля». Таким образом, сродство Монголии и России может быть зафиксировано еще по одному параметру.
Речные системы Монголии сориентированы в североевразийском направлении. Северная ориентация водотока объективно предопределяет северную ориентацию монгольской культуры.
Эксперты-халхи, оценивая значимость сторон света для своего народа, более высокое место отдают северу и западу (табл. 4.5.14). Таким образом, наряду с северной ориентацией монгольской культуры, можно говорить и об ее «западничестве».
Понятно, что и северная ориентация, и «западничество» являются мировоззренческими доминантами и не связаны с оценкой конкретных территорий Монголии. Так, большинство экспертов (55,9 %) предпочли бы жить в Улан-Баторе.
Более половины экспертов-халхов (53,8 %) наиболее значимым для души своего народа, его национального характера считают «ширь земли».
Место | Восток | Юг | Запад | Север |
1 | 10,3 | 24,1 | 27,6 | 40,0 |
2 | 27,6 | 17,2 | 37,9 | 16,7 |
3 | 41,4 | 13,8 | 27,6 | 16,7 |
4 | 20,7 | 44,8 | 10,3 | 26,6 |
Среднее место | 2,7 | 2,7 | 2,3 | 2,3 |
На значимость «высоты неба» указали 12,8 % экспертов-халхов, хотя «ширь земли» и «высоту неба» в одинаковой степени важными сочли 43,6 % из них. Но в целом, оказывается, что «ширь земли» воспринимается как доминанта пространственного восприятия халха-монголов. Это роднит монголов с русскими, ценящими бескрайний простор.
Различные компоненты жизненного мира Монголии оцениваются экспертами по-разному. На вопрос «Чем, на Ваш взгляд может гордиться Монголии?» 42,4 % экспертов ответили «природа, ресурсы», 22,0 % — «культура, человек», 20,3 % — «природа, культура». Проявившийся в оценках экспертов «природоцентризм» населения Монголии корреспондирует мнению экспертов о перспективности развития экономики на основе сочетания инновационного животноводства и туризма.
Природный мир включает различные объекты, которые могут восприниматься в архаической картине мира как архетипы культуры. Так, сакра-лизованные животные у разных народов выступали в качестве тотемных животных-первопредков. Выделение ключевых зооморфных архетипов культуры имеет важное значение для анализа моделей повседневного поведения людей.
Известно, что в истории монголов тотемными животными-первопред-ками являются волк и самка оленя. Данные опроса показали устойчивость данного архетипа культуры. Именно олень и волк, с точки зрения большинства халхов и ойратов, символизируют Монголию (табл. 4.5.15). Казахи предпочли образ орла. И это не случайно: символ орла глубоко укоренен в национальной казахской традиции. Парящий орел изображен и на государственном флаге Казахстана.
Эксперты-монголы высказались по этому вопросу иначе, чем респонденты-монголы в рамках массового опроса. В их ответах абсолютно
На значимость «высоты неба» указали 12,8 % экспертов-халхов, хотя «ширь земли» и «высоту неба» в одинаковой степени важными сочли 43,6 % из них. Но в целом, оказывается, что «ширь земли» воспринимается как доминанта пространственного восприятия халха-монголов. Это роднит монголов с русскими, ценящими бескрайний простор.
Различные компоненты жизненного мира Монголии оцениваются экспертами по-разному. На вопрос «Чем, на Ваш взгляд может гордиться Монголии?» 42,4 % экспертов ответили «природа, ресурсы», 22,0 % — «культура, человек», 20,3 % — «природа, культура». Проявившийся в оценках экспертов «природоцентризм» населения Монголии корреспондирует мнению экспертов о перспективности развития экономики на основе сочетания инновационного животноводства и туризма.
Природный мир включает различные объекты, которые могут восприниматься в архаической картине мира как архетипы культуры. Так, сакра-лизованные животные у разных народов выступали в качестве тотемных животных-первопредков. Выделение ключевых зооморфных архетипов культуры имеет важное значение для анализа моделей повседневного поведения людей.
Известно, что в истории монголов тотемными животными-первопред-ками являются волк и самка оленя. Данные опроса показали устойчивость данного архетипа культуры. Именно олень и волк, с точки зрения большинства халхов и ойратов, символизируют Монголию (табл. 4.5.15). Казахи предпочли образ орла. И это не случайно: символ орла глубоко укоренен в национальной казахской традиции. Парящий орел изображен и на государственном флаге Казахстана.
Эксперты-монголы высказались по этому вопросу иначе, чем респонденты-монголы в рамках массового опроса. В их ответах абсолютно
Расхождение в оценках по результатам массового и экспертного опроса может объяснено статусом респондентов. Так, обратим внимание, что почти треть экспертов указали на сокола как на символ Монголии. Известно, что белый сокол — родовой знак Чингисхана. В сознании тюр-ко-монгольских народов сокол является птицей, связанной с идеей верховной власти21. Не исключено, что эксперты идентифицируют Монголию с животными, которые символизировали зооморфную идентичность правящего слоя.
Примечательно, что собственно монголы идентифицировали себя с самкой оленя, а брачные партнеры монголов принадлежали к фратрии волков22. «Верхи» монгольской культуры идентифицировали себя с волками, что проявлялось в их воинской тактике, применяемой по отношению к побежденным народам.
Архетип волка как тотемного первопредка широко распространен в Европе. С ним связан даже Аполлон, что позволяет считать аполлоничес-кую культуру «волчьей» культурой. Следовательно, монгольская элита, безусловно, была способна найти общий язык с европейцами, т. е. разговаривать с ними на языке волчьей стаи.
Архетип волка как тотемного первопредка широко распространен в Европе. С ним связан даже Аполлон, что позволяет считать аполлоничес-кую культуру «волчьей» культурой. Следовательно, монгольская элита, безусловно, была способна найти общий язык с европейцами, т. е. разговаривать с ними на языке волчьей стаи.
В отличие от «верхов» монгольской культуры, ее «низы», по-видимому, устойчиво продолжают идентифицировать себя с оленем. Дуализм тотемных архетипов составляет, возможно, подпочву своеобразного конфликта культуры монгольского мира.
Выделение ключевых зооморфных архетипов монгольской культуры имеет важное значение для анализа моделей повседневного поведения. Россия, например, устойчиво ассоциируется с образом медведя. Подобные ассоциации могут быть использованы не только в информационной политике, но и в этологическом (т. е. поведенческом) анализе этнической культуры и межэтнических отношений в поликультурных сообществах.
В символике этнокультуры важное место занимают цвета. Сами монголы называли себя «синими»23. Н.Л. Жуковская, указывая, что синий цвет — это цвет верности, вечности, постоянства, замечает также, что синий цвет — цвет востока, тогда как цвет центра — желтый24. На наш взгляд, данная геосимволика может быть объяснена и в свете евразийской концепции дихотомии «верхов» и «низов» монгольской культуры. В монгольской традиции желтый цвет — это цвет волка (собаки). С этой точки зрения, этноцентризм должен быть свойствен «верхам», тогда как у «низов» этноцентризм не выражен.
Н.М. Жуковская отмечает, что, помещая себя на востоке, монголы ассоциировали запад с белым цветом. Белый цвет — цвет молока — в монгольской культуре имеет позитивные коннотации и считается первым, основным цветом.
По мнению Бямбасурена Лхундева, обычно монголы очень любят синий, белый, красный и зеленый цвета25. Как следует из табл. 4.5.16, большинство опрошенных предпочитает именно белый цвет. Вторым по значимости для массива опрошенных является синий цвет. На третьем месте оказался зеленый цвет. Его символика, к сожалению, изучена недостаточно. В то же время, очевидно, что этот цвет нельзя рассматривать как второстепенный для культуры монголов. А набор наиболее значимых для них цветов составляет комбинация «белый — синий — зеленый».
Данные опроса не подтвердили предположение об элитарности желтого цвета. Кроме того, эксперты-халхи в равной мере указали на предпочтение белого и синего цветов (по 71,8 %), а другая часть экспертов предпочли синий цвет (75,0 %) белому цвету (50,0 %).
Лексема белого цвета «цагаан» употребляется также в значении «ровный, лишенный препятствий, гладкий», «просторный, обширный, открытый»26. Перечисленные значения ассоциируют белый свет с евразийским восприятием пространства как плоского, ровного.
Цвета | Халхи | Ойраты | Казахи |
Белый | 72,7 | 63,2 | 65,9 |
Красный | 21,3 | 17,1 | 17,1 |
Синий | 67,8 | 59,2 | 34,1 |
Черный | 27,3 | 25,0 | 31,7 |
Желтый | 15,8 | 15,8 | 14,6 |
Зеленый | 44,3 | 38,2 | 29,3 |
Коричневый | 16,4 | 6,6 | 17,1 |
Фиолетовый | 7,7 | 5,3 | 2,4 |
Серый | 3,8 | 1,3 | 0,0 |
Другое | 4,4 | 10,5 | 7,3 |
Предпочтение | Халхи | Ойраты | Казахи |
1 | Круг | Круг | Квадрат |
2 | Квадрат | Квадрат | Круг |
3 | Треугольник | Треугольник | Треугольник |
4 | Прямоугольник стоящий | Прямоугольник стоящий | Прямоугольник лежащий |
5 | Прямоугольник лежащий | Прямоугольник лежащий | Прямоугольник стоящий |
6 | Зигзаг | Зигзаг | Зигзаг |
В ходе опроса исследователями проведен психогеометрический тест. Респондентам было предложено ранжировать геометрические фигуры по степени предпочтения. Результаты анализа представлены в табл. 4.5.17.
Наиболее привлекательной для монголов геометрической фигурой оказался «круг», а наименее привлекательной — «зигзаг». Среди опрошенных казахов «зигзаг» также менее всего популярен (но гораздо в меньшей степени, чем среди монголов), но несколько симпатичнее «круга» им «квадрат».
Цифры | Халхи | Ойраты | Казахи |
1 | 31,1 | 28,9 | 29,3 |
2 | 8,7 | 13,2 | 31,7 |
3 | 43,2 | 42,1 | 29,3 |
4 | 18,0 | 17,1 | 36,6 |
5 | 50,3 | 46,1 | 41,5 |
6 | 21,3 | 14,5 | 24,4 |
7 | 16,4 | 15,8 | 31,7 |
8 | 40,4 | 44,7 | 31,7 |
9 | 60,1 | 67,1 | 17,1 |
По критериям психогеометрического теста «круги» наиболее комфортны «для прямоугольников». Можно предполагать, что монголы по чертам своего характера являются «прямоугольниками», т. е. похожи по своему характеру на русских. Казахи в данном отношении несколько отличаются от монголов. Возможно, они являются «треугольниками», т. е. более целеустремленны, энергичны и деловиты27.
В этнокультурологии большое внимание уделяется числовым константам картин мира. Учитывая данное обстоятельство, респондентам было предложено из числового ряда от 1 до 9 выбрать три цифры, которые им нравятся больше всего (табл. 4.5.18).
В этнокультурологии большое внимание уделяется числовым константам картин мира. Учитывая данное обстоятельство, респондентам было предложено из числового ряда от 1 до 9 выбрать три цифры, которые им нравятся больше всего (табл. 4.5.18).
В целом числовое восприятие монголов характеризуется предпочтением ряда нечетных чисел, тогда как у казахов числовое восприятие по этому параметру сбалансировано. Так, халхам больше нравятся цифры: 9 — 5 — 3 — 8. Ойраты предпочитают цифры: 9 — 5 — 8 — 3. Малопопулярны у монголов числа 2, 4, 6, 7. У казахов наиболее популярны 5 — 4. Возможно, популярность числа 4 у казахов коррелирует с предпочтением квадрата.
Символика чисел в традиционной монгольской культуре многозначна. Здесь мы только обратим внимание, что числовое мышление казахов отлично от числового мышления монголов.
Результаты опроса подтвердили особое отношение монголов к числу 9 (самый высокий показатель). Оно имеет для них глубокое символическое значение. Так, например, хорошо известно девятое белое знамя Чингисхана. Оно хранится во дворце правительства и один раз в год используется на празднике Наадам. У Чингисхана было девять полководцев. Наиболее ценными у монголов считаются девять драгоценностей. Число 9 нередко использовалось также в юридических памятниках .
В противоположность монголам у казахов число 9 является наименее предпочтительным. Известно, что в традиционной культуре казахов это число считается невезучим29.
Популярность числа 8 у монголов Н.Л. Жуковская объясняет буддийским влиянием. Но заметим, что столь же популярное в буддизме число 4 нравится немногим монголам.
Одной из ключевых евразийских ценностей является братство. Наличие данной ценности выявилось и в ходе нашего исследования. Так, проведенный анализ структур родства в монгольском обществе дает основание для утверждения, что отношения между родителями и детьми имеют достаточно жесткий характер, но при этом, как отмечалось, отношения детей с матерью и родственниками по материнской линии являются более теплыми.
По оценке Долгорсурэнгийн Баярмаа, для современной монгольской семьи характерны доминирование тревожности в детстко-родительских отношениях, гиперпротекция матерей и гипопротекция отцов30. В этой ситуации в структурной логике отношений родства отношения между детьми в семье должны быть дружескими, «братскими».
Как показали результаты нашего опроса, 85,2 % халхов, 81,6 % ойратов и 63,4 % казахов имели в детстве в целом теплые, близкие, дружественные отношения между братьями и сестрами. В настоящее время часто встречаются и помогают друг другу 86,9 % халхов, 86,8 % ойратов монголов и 65,9 % казахов. Позитивность братско-сестринских отношений корреспондирует традиционному среди кочевников минорату, где домохозяйство наследовал младший сын после выделения старших братьев и сестер.
В ходе нашего опроса выяснялся вопрос о степени осведомленности экспертов об институте побратимства. Оказалось, что халхам он известен меньше, чем экспертам из других этнических групп (табл. 4.5.19).
Интересен факт, что четверть экспертов не-халхов являются побратимами. Это свидетельствует о распространенности данного обычая в определенных социальных нишах.
Подводя итоги анализа результатов опроса населения Монголии, можно констатировать, что существуют определенные различия в жизненном мире жителей Западной и Восточной Монголии, как и в самом евразийском мире — между Востоком и Западом. Эти различия во многом связаны с разной этнической принадлежностью населения Монголии. По некоторым ценностным ориентациям казахи заметно дистанцированы от монголов. Вместе с тем, ойраты (западные монголы) по ряду ценностных ориентаций ближе к казахам, чем к халха-монголам. В контексте дихотомии «Восток — Запад» халха представляют восточный полюс монгольского мира, а ойраты — его западный полюс.
В целом рассмотрение ценностей, конституирующих жизненный мир современных монголов, приводит к выводу, что они имеют много общего с ценностями других народов Евразии, в том числе России. Общность ценностей является объективной основой для многовекового конструктивного взаимодействия монголов с народами Евразии.
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,870 | |
3 года 2 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,870 | |
3 года 3 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,870 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,870 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 3 дня назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,202 | |