- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
3.1. Понятие константы
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Рассматривая Евразию как переходную зону между Европой и Азией, евразийцы оказались в сложной аксиологической ситуации, ибо описывали Евразию как маргинальную зону контакта разных культурных миров. Периферийность таким образом трактуемой Евразии относительно центров локальных цивилизаций Запада и Востока стала основанием для ее восприятия как эфемерного в масштабе всемирной истории явления. Соответственно, в среде историков сформировался определенный скепсис в отношении учения евразийства, подкрепляемый проблематичностью выделения собственно евразийских ценностей, константных и устойчивых признаков евразийской цивилизации.
Вместе с тем показательно, что современные академические исследования цивилизационных процессов в Евразии характеризуются эмпирическим сдвигом в регионы Центральной Азии, Сибири и Северной Евразии в целом. Результатами социогуманитарных исследований, проводившихся под руководством сначала академика А.П. Окладникова, потом академика А.П. Деревянко, стало признание, во-первых, единства и непрерывности этнокультурного массива Евразии и, во-вторых, относительной устойчивости культур Евразии на протяжении тысячелетий. Тем самым в качестве основного объекта, репрезентирующего ойкумену Евразии, стали рассматриваться ландшафты, составляющие регион Внутренней Евразии. Эта тенденция была закреплена результатами фронтальных академических исследований в рамках Программы фундаментальных исследований Президиума Российской академии наук «Этнокультурное взаимодействие в Евразии» (2003-2005 гг.)1. С учетом достигнутых результатов представляются необходимыми децентрация и пересмотр всей евразийской проблематики.
Огромный массив конкретного эмпирического материала об этнокультурных взаимодействиях в Евразии, накопленный к настоящему времени социогуманитарными науками, позволяет утверждать о существовании евразийской цивилизационной общности народов. Эта континентальная общность выступает как мегацивилизация, дифференцированная на Внутреннюю Евразию и Внешнюю Евразию.
Локусом Внутренней Евразии является Саяно-Алтайский горный регион с прилегающими к нему равнинами. Действующие здесь «очаги» этногенеза стимулируют этносоциальные процессы Внутренней Евразии, которые находят внешнее выражение в миграциях на периферию Евразии, т. е. во Внешнюю Евразию, где народы, вышедшие из евразийского «этнодемо-графического реактора», вступают в контакты с окраинными цивилизациями материка.
Европейская, китайская, индийская, мусульманская и другие цивилизации составляют внешний, периферийный пояс евразийской мегацивилизации, черпающей жизненные ресурсы из Внутренней Евразии. Внутренняя Евразия есть ядро евразийской ойкумены, определяющее стабильность параметров и динамику евразийской мегацивилизации как целого.
Исследовательская традиция изначально выделяла цивилизации по некоторым устойчивым, константным характеристикам, неизменным на всем протяжении локального цивилизационного процесса.
Так, еще П.А. Сорокин писал: «Каждая из больших культурных систем и суперсистем зиждется на какой-то основной предпосылке, получившей выражение в философском принципе, прасимволе или конечной ценности, который цивилизация порождает, развивает и реализует на протяжении своего жизненного пути во всех своих основных компонентах или подсистемах»2.
Не возражая против аксиологического подхода к идентификации цивилизаций, С. Хантингтон также уточнял: «Если люди в течение истории разделяли некоторые фундаментальные ценности и институты, это можно определить определенные константы в человеческом поведении...»3.
Как можно заметить, С. Хантингтон определяет в качестве констант фундаментальные ценности и институты. Но не вполне ясно, что же следует понимать под константами цивилизации. Если их трактовать широко, то любой необходимый и существенный момент развития цивилизационной системы можно признать константой. Соответственно, исторические случайные и вариабельные моменты следует интерпретировать как переменные. Но насколько эвристично столь широкое понимание константы цивилизации?
Желательно, чтобы социальные константы, как и константы математические, физические, астрономические и другие, имели числовое выражение4. Но возможно ли применение числового представления константы к описанию цивилизации?
На наш взгляд, каждая цивилизация обладает не только качественной, но и количественной определенностью. Для множества локальных цивилизаций постоянство ойкумены (при ее естественной лабильности) выступает основной объективной предпосылкой их существования. При качественной определенности цивилизационного типа мера его существования в стихийно протекающем естественно-историческом процессе изменяется. Естественной поэтому представляется необходимость различения ценностей цивилизации и ее констант.
Но, во-первых, следует принять в качестве непосредственной теоретической предпосылки необходимость определения констант цивилизации во взаимосвязи с ее ценностями. Именно таким представляется результат наличной исследовательской традиции.
В частности, применительно к этническим константам С.В. Лурье замечает: «Общим принципом исследования этнических констант может являться изучение того, как та или иная ценностная система представлена в сознании народа, адаптирована народом, какой подвергнута коррекции, чтобы стать совместимой с этническими константами данного народа»5. Согласно С.В. Лурье, константы при конкретизации получают ценностную интерпретацию. Например, этнические константы, по ее мнению, включают в себя парадигмы локализации источника зла, локализации источника добра, представление о способе действия, при котором добро побеждает зло6.
Но С.В. Лурье не склонна отождествлять ценности и константы. На ее взгляд, «этнические константы нейтральны по отношению к той или иной ценностной направленности. Этнический образ мира — это производная от этнических констант, с одной стороны, и ценностной ориентации с другой. Этнические константы являются парадигматическими формами, которые получают конкретное наполнение посредством процесса трансфера, направленность которого определяется ценностной ориентацией. Этнические константы и ценностная ориентация соотносятся как условия действия и цель действия»7.
Таким образом, С.В. Лурье рассматривает константы как организующие парадигматические формы, а ценности — как материал для их содержательного наполнения. Заметим, что если константа — форма, а ценность — это содержание, то необходимой является и зависимость формы от содержания, и ее относительная независимость. Абстрактное противопоставление некоторой формы некоторому содержанию не исключает генезиса конкретной формы (например, этнической константы) как формы определенного содержания (например, ценности). Принцип генетического единства формы и содержания важен для понимания возникновения конкретных констант в обусловленности определенными ценностями.
Во-вторых, эмпирически является существенным, что цивилизация репрезентируется множеством ценностей, предполагающим корреспондирующее множество констант. Так, например, Ж. Коттье перечисляет два десятка ценностей, входящих в общий фонд европейской культуры и маркирующих европейскую цивилизацию8. Множественность констант цивилизации, детерминированных множеством ценностей, с одной стороны, позволяет описывать цивилизацию как многомерное явление, но с другой — ставит проблему выявления единства указанных множеств, выраженного в единстве отдельной цивилизации.
Как следствие, в-третьих, с методологической точки зрения речь должна идти о системах ценностей и констант, т. е. об определенном их порядке и субординации. Система есть единство многого, тождественного в функционально важных, стабилизирующих измерениях и различного в ретроспективе и перспективе генезиса системы, ее устойчивого адаптивного развития в изменяющейся среде. В системе, следовательно, имеется соразмерность составляющих ее элементов, конкретное их соотношение, обеспечивающее гомеостаз в количественно определенных границах системной нормы, сохраняющей ее форму и образ.
Применительно к системе ценностей цивилизации (а ценности есть функционально необходимые ее элементы) можно утверждать, что они не рядоположены, а находятся в определенных соотношениях, соразмерны и пропорциональны. Они составляют гармонию в пифагорейско-математическом смысле, т. е. некоторое число или гармонический ряд. Как именно измеряется конкретная цивилизация, определяется выбором ее меры, т. е. базовой ценности. Она выступает эталоном, а константа — внутренним соотношением системы в заданном измерении.
Таким образом, различие между ценностью и константой основывается на различии между качеством и количеством.
Напомним, что в общенаучном смысле константа — это конкретная величина. А ценность как элемент системы, положительно или отрицательно влияющий на ее развитие, необходимо имеет количественное измерение, в связи с чем говорят о ценностях положительных и отрицательных, о большей или меньшей ценности отдельного элемента. Константы цивилизации следует поэтому фиксировать количественно, в математическом образе как своего рода «пифагорейское число» цивилизации.
Учение Пифагора замечательно тем, что его числа непосредственно тождественны конкретным ценностям или соотношению. Так, четные числа в силу их делимости определяются как женские, а нечетные — как мужские. Соответственно, четно-нечетные (10) или нечетно-четные (12) числа фиксируют промежуточные состояния на шкале женственности/мужественности. Принимая во внимание интересные попытки характеристики гендерной идентичности локальных цивилизаций, представляется правомерным ставить вопрос и об их математической идентичности.
Каким же образом представляется возможным выявлять константы в их обусловленности базисными ценностями цивилизаций? На наш взгляд, определяющим здесь является обобщенное понимание константы не столько как конкретного числа (рационального или иррационального), а как некоторой математической формы системы цивилизации.
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 44 недели назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,330 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,330 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,330 | |
3 года 22 недели назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,330 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 46 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,102 | |