- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Примечания
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
1 Этнокультурное взаимодействие в Евразии: в 2 кн. М., 2006.
2 Сорокин П. Общие принципы цивилизационной теории и ее критика // Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия. М., 1998. С. 48.
3 Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003. С. 74.
4 Давыдов А.А. Константы в социальных системах // Вестник Российской академии наук. 1993. Т. 63, № 8 . 5 Лурье С.В. На подступах к методологии исследования этнических констант // Метаморфозы традиционного сознания (Опыт разработки теоретических основ этнопсихологии и их применения к анализу исторического и этнографического материала). СПб., 1994. Глава 13 [Электронный ресурс]. URL:
6 Лурье С. В. Евразия: проблемы соседства культур и межкультурного взаимодействия [Электронный ресурс]. URL:
7 Там же.
8 Коттье Ж. Эти ценности создали Европу // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М., 1991.
9 Вернадский Г.В. Начертание русской истории. СПб., 2000. С. 282.
10 Здесь достаточно указать на уже ставшие классическими имена В.В. Кожинова и А.С. Панарина, А.А. Зиновьева и бывшего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева).
11 Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.
12 Лосский И.О. Характер русского народа. М., 1990.
13 См.: Франк С.Л. Русское мировоззрение // Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
14 Солженицын А.И. Красное колесо. Узел Второй. Октябрь Шестнадцатого // Наш современник. 1990. № 1. С. 107.
15 Вспомним хотя бы примеры тонкого диалектического синтеза противоположностей в работах Н.Н. Алексеева, где особую ценность представляют его статьи «Духовные предпосылки Евразийской культуры» и «На путях к будущей России». (См.: Алексеев И.И. Русский народ и государство. М., 1998.)
16 Здесь, конечно, всегда есть соблазн вывести эту черту национального характера из пограничной природы самого евразийского пространства, находящегося между Востоком и Западом.
17 Вспомним знаменитые стихи Ф.И. Тютчева: «Как перед ней ни гнитесь, господа, Вам не снискать признанья от Европы. В ее глазах Вы будете всегда Не слуги просвещенья, а холопы».
18 См. знаменитую статью П.Н. Савицкого «Континент-океан» (Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997). Об этом же книга: Паршев А.П. Почему Россия не Америка? М, 2000.
19 Это, быть может, одна из самых устойчивых ценностно-психологических констант всех евразийских народов, отличающих их и от европейцев, и от азиатов: готовность к движению, к перемене мест, а в лучшем своем культурном проявлении — ненависть к бытовому и духовному застою. Так, заветная мечта русских, уходящих на Восток, — найти легендарное Беловодье. Чингисхана, как известно, влечет на завоевание Запада сокровенная мечта дойти до «последнего моря». Это кардинально отличается от европейской и китайской жажды политического господства и культуртрегерства.
20 Хотя, конечно, социально активная общественность — важнейшее условие эффективно функционирующего государства. Здесь есть чему поучиться у Запада.
21 Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М., 1991. С. 580. См. более подробно о значении святынь в существовании человека и общества в монографии: Иванов А.В., Миронов В.В. Университетские лекции по метафизике. М., 2004.
22 Бердяев Н.А. Духи русской революции // Вехи. Из глубины. М., 1991. С. 271.
23 В этом плане весьма показательна сквозная критика утопизма (прежде всего марксистского) в книге папы римского Бенедикта XVI (См.: Ратцингер И. Ценности в эпоху перемен. О соответствии вызовам времени. М., 2007). При этом показательно, как видится нынешнему папе Сибирь и вообще все евразийское пространство. «Определение в качестве границ Урала, — пишет римский папа, — совершенно произвольно (тезис абсолютно евразийский — прим. авт.), во всяком случае, мир к востоку от Урала все больше становится своего рода пристройкой Европы; он был не Азией и не Европой, но Европа его формировала как субъект; сам же этот мир остался объектом, а не носителем европейской истории. Возможно, это может послужить общим определением колониального статуса» (Там, же, С. 77-78). Данные слова И. Ратцингера — прямое подтверждение ключевого тезиса евразийцев об агрессивном характере романо- германского духа.
24 Агиократия — «власть лучших».
25 Розанов В.В. О себе и о жизни своей. М., 1990. С. 643.
26 Там же. С. 647.
27 Кстати, единственный человек, которого Розанов, по-видимому, искренне считал гениальнее себя, был именно отец Павел.
28 Соловьев В.С. Соч. В 2-х томах. М., 1989. Т. 2. С. 604.
29 Савицкий П.Н. Географические и геополитические основы евразийства //Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 295.
30 Там же. С. 296.
31 Там же. С. 297.
32 Там же.
33 Там же.
34 Каганский В.Л. Россия и миф России // Каганский В.Л. Культурный ландшафт и советское обитаемое пространство. М., 2001. С. 406.
35 Савицкий П.И. Степь и оседлость // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 340.
36 Бицилли П.М. «Восток» и «Запад» в истории Старого Света // Россия между Европой и Азией. М., 1993. С. 36.
37 Там же. С. 28.
38 Рэклю Э. иО. Срединная империя: Китай. СПб., 1912; Алимов И.А., Ермаков М.Е., Мартынов А. С. Срединное государство. Введение в традиционную культуру Китая. М., 1998; Бокщанин А.А., Иепомнин О.Е. Лики Срединного царства: Занимательные и познавательные сюжеты средневековой истории Китая. М., 2002.
39 Ретунских И.А. К вопросу об истоках китаецентризма [Электронный ресурс]. URL: http:// new.hist.asu.ru/biblio/V2/21-28.pdf; Савин А.В. Отражение в китайской классике процесса формирования бинома отношений «Срединные государства — варвары » как воплощения оппозиции «мы — они» и его роль в становлении принципов внешней политики Китая. М., 2002.
40 Джунусов М.С. Китаецентризм// Джунусов М.С. Национализм: Словарь-справочник. М., 1998.
41 Девятов А. Китайская грамота (Страна иных измерений) // Завтра. 2001. № 18.
42 Там же.
43 Карапетьянц А.М. Китайская цивилизация как альтернатива средиземноморской // Общественные науки и современность. 2000. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://
44 Лукьянов А.Е. Китайская цивилизация как новый мировой порядок? // Психологическая газета: Мы и Мир. 2005. № 11.
45 Девятов А. Китайская грамота
46 Конфуцианский трактат «Чжун Юн»: Переводы и исследования / Сост. А.Е. Лукьянов; отв. ред. М.Л. Титаренко. М., 2003.
47 Тань Аошуан. Китайская картина мира: Язык, культура, ментальность. М., 2004. С. 108-117.
48 Там же. С. 117
49 И «ни вкуса». См.: Жюльен Ф. «Пресность» как добродетель: от эстетики к политике в китайской традиции // Бог — Человек — Общество в традиционных культурах Востока. М., 1993.
50 Чжуан-цзы // Чжуан цзы. Ле-цзы. М., 1995. С. 162.
51 См.: Андросов В.П. Учение Нагарджуны о срединности: исслед. и пер. с санскр. «Коренных строф о срединности» («Мула-мадхъямака-карика); пер. с тиб. «Толкования Коренных строф о срединности), [называемого] Бесстрашным [опровержением догматических воззрений]» (Мула-мадхъямака-вритти Акутобхайя»). М., 2006.
52 Донец А.М. Учение о верном познании в философии мадхъямики-прасангики. Улан-Удэ, 2006. С. 25.
53 Лысенко В. Трудное дело «середины»: «срединность» (mesotes) Аристотеля и «срединный путь» (majjhima patipad) Будды // Сравнительная философия. М., 2004. [Электронный ресурс]. URL:
54 Там же.
55 Ли Дао-Чунь. Свод сочинений о срединности и гармонии сущность таинственных врат// Антология даосской философии / Сост. В.В. Малявин и Б.Б. Виноградский. М., 1994 [Электронный ресурс]. URL:
56 Чжуан-цзы. С. 82.
57 Ерасов Б.С. Цивилизации: Универсалии и самобытность. М., 2002. С. 144-145.
58 Ле-цзы //Чжуан цзы. Ле-цзы. С. 312.
59 Дольник В.А. Послушное дитя биосферы: Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. СПб., 2003. С. 253.
60 Шубарт В. Европа и душа Востока. М., 1997. С. 77.
61 Там же. С. 240.
62 Там же. С. 261.
63 Субъект-субъектная модель является базисной также для финно-угорской картины мира. См.: Кадар Д. Уральская философия. М., 2006.
64 История этических учений: Учебник / Под ред. А.А. Гусейнова. М., 2003. С. 262.
65 Там же. С. 261-262.
66 С целью противодействия экстремизму Кувейт реализует международную программу «Аль-васатыйя». См.: В Кувейте знают, как поставить на место экстремистов [Электронный ресурс]. URL:
67 Халиль эль-Анани Политический рост «исламского центризма» [Электронный ресурс]. URL:
68 Резолюция международной конференции «Исламский принцип «Золотой середины » в жизнь» [Электронный ресурс]. URL:
69 Путь золотой середины //История китайской философии /Общ. ред. М.Л. Титаренко. М., 1989 [Электронный ресурс]. URL:
70 Шубарт В. Европа и душа Востока. С. 77.
71 Девятов А. Китайская грамота...
72 Крижанич Ю. Политика. М., 1997 [Электронный ресурс]. URL: http://
73 Аксючиц В. Русский характер. Статья 8: Русский антиномизм // Интернет-журнал Сретенского монастыря [Электронный ресурс]. URL:
74 Шубарт В. Европа и душа Востока. С. 77.
75 Там же. С. 84
76 См.: Югай Г.А. Средний путь России и евразийство (концепция конвергенции). М., 1998.
77 Mackinder H. J. Democratic ideals and reality. N.Y., 1919. P. 93.
78 ЦымбурскийВ. Зауральский Петербург: альтернатива для российской цивилизации // Бизнес и политика. 1995. № 1.
79 «Алтайская (и, шире, Алтае-Саяно-Байкальская) горная страна была колыбелью североазиатских культур, откуда происходило "веерное" расселение людей в сибирские глубины — подобно тому, как изначально вышедшие из Африки мигранты расходились через Ближний Восток по Евразии» (См.: Головнев А.В. Антропология движе ния (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009. С. 85). Более поздние переселения народов были направлены на Запад.
80 Полуян П. Этногностика: вблизи неосинтеза // Топос: литературно-философский журнал. 20.04.2009. [Электронный ресурс]. URL:
81 Седакова О. Посредственность как социальная опасность [Электронный ресурс]. URL:
82 Там же.
83 Давыдов А. Пушкин и становление «срединной культуры» в России. См. также: Давыдов А.П. «Духовной жаждою томим»: А.С. Пушкин и становление «срединной культуры» в России. М., 1999.
84 См., например: Шемякин Я.Г., Шемякина О.Д. Специфика формообразования в российско-евразийской цивилизации // Цивилизации. Вып. 6. Россия в цивилизационной структуре Евразийского континента. М., 2004.
85 Познер В. Ни то, ни се? // Дружба народов 2000. № 4 [Электронный ресурс]. URL:
86 Лотман Ю.М. Понятие границы // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 267.
87 Протеизм русского человека (в образе поэта) воспел Н.М Карамзин: «Таков питомец муз и был и будет ввек. Чувствительной душе не сродно, ль изменяться? Она мягка как воск, как зеркало ясна, И вся Природа в ней с оттенками видна. Нельзя ей для тебя единою казаться В разнообразии естественных чудес» (Карамзин И.М. Протей, или несогласия стихотворца // Карамзин Н.М. Полное собрание стихотворений. Л., 1966. С. 242-243).
88 Эпштейн М. Протеизм [Электронный ресурс]. URL:
89 Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры (гуманитарный комментарий к естествознанию). Ростов-на-Дону, 1993. С. 245.
90 Дугин А. Евразийский триумф // Савицкий П.Н. Континент-океан. М., 1997. С. 439-443.
91 Гачев Г.Д. Образы Индии (Опыт экзистенциальной культурологии). М., 1993. С. 113.
92 Там же. С. 174.
93 Там же. С. 175.
94 Там же. С. 178.
95 Там же. С. 180.
96 Кобзев А.И. Учение о символах и числах в китайской классической философии. М., 1993. С. 93.
97 Лисевич И. С. Моделирование мира в китайской мифологии и учение о пяти первоэлементах // Теоретические проблемы восточных литератур. М., 1969.
98 Ван Тинсян. Разговор о пяти элементах // Человек и духовная культура Востока. М., 2003. Вып. 2. С. 83-84.
99 Торчинов Е.А. Традиционная китайская историография: картина мира и исторический процесс [Электронный ресурс]. URL:
100 Цит. по: Баженова Е.С., Островский А.В. Население Китая: оценка источников данных // Народы Евразии: проблема межцивилизационных контактов. М., 2005. С. 36.
101 Жуковская Н.Л. Категории и символика традиционной культуры монголов. М., 1988. С. 138.
102 Мялль Л.Э. Число «пять» в буддизме // Сборник статей по вторичным моделирующим системам. Тарту, 1973. С. 53.
103 Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 135-136.
104 Коновалова Н. Символика чисел в западной и восточной традициях [Электронный ресурс]. URL:
105 Гачев Г.Д. Образы Индии... С. 180.
106 Соловьев В.С. Смысл любви// Соловьев В.С. Сочинения в 2 т. 2-е изд. М., 1990. Т. 2. С. 542.
107 Соловьев В.С. Из философии истории // Соловьев В.С. Сочинения в 2-т томах. М., 1989. Т. 2. Философская публицистика. С. 340.
108 Соловьев В.С. Три силы// Соловьев В.С. Сочинения в 2-ттомах. М., 1989. Т. 1. Философская публицистика. С. 28.
109 Соловьев В.С. Национальный вопрос в России // Соловьев В.С. Сочинения в 2-т томах. М., 1989. Т. 1. Философская публицистика. С. 419.
110 Михайловский Н.К. Борьба за индивидуальность // Михайловский Н.К. Герои и толпа. Избранные труды по социологии в 2-х томах. СПб., 1998. Т. 2. С. 265.
111 Там же. С. 267.
112Цит. по: ТерехинаВ. «Засахаре кры» или загадки эгофутуризма// Анналы. 1996. № 1 [Электронный ресурс]. URL:
113Лесков С. Русская дробь [Электронный ресурс]. URL:
114[Электронный ресурс]. URL:
115Михайлов Г. Среда заела: Большинство воронежцев считают, что они не самореализовались // Российская газета. 2006. 30 июня. 116ДобролюбовH.А. Благонамеренность и деятельность // Добролюбов Н.А. Собр. соч. М.;Л., 1963.T. 6. С. 204.
117«Ещ. одна поразительная черта: наш взгляд не терпит прямых линий, они должны быть мелко изломанны, фрактальны, математически говоря — не дифференцируемы » (См.: Полуян П. Этногностика: вблизи неосинтеза).
118Гачев Г.Д. Национальные образы мира. М., 1988. С. 228-289.
119 Специфика русской культурной нормы выражена в названии работы М.М. Щербатова «О повреждении нравов в России» (1787). В названии близкого по предмету трактата Ж.-Ж. Руссо «Способствовало ли возрождение наук и искусств очищению нравов?» (1750) зафиксирована ценностная ориентация не на цельность, а на чистоту.
120 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. С. 285.
121 Гачев Г.Д. Наука и национальные культуры... С. 42.
122 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия — космос кочевника, земледельца и горца. М., 1999. С. 344-345. 206
123 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. С. 284.
124 Гачев Г.Д. Дневник удивлений математике // Независимая газета. 2008. 22 мая.
125 Гачев Г Д. Образы Индии... С. 99.
126 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия... С. 344.
127 Трубецкой И. С. Вавилонская башня и смешение языков // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 332-334.
128 Савицкий П. И. Географические и геополитические основы евразийства. С. 301.
129 Трубецкой И. С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Трубецкой И.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 213.
130 Савицкий П. И. Географические и геополитические основы евразийства. С. 204.
131 Салимов И. Политическая геоморфология России // Империя пространства: Хрестоматия по геополитике и геокультуре России. М., 2003. С. 14.
132 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. М., 1995. С. 52.
133 С античности сфера символизирует психокосмос Балкан. См.: Гачев Г.Д. Балканский космо-психо-логос // Гачев Г.Д. Ментальности народов мира. М., 2003. С. 240.
134 Грицанов А.А. Плоскость // История философии: Мн., 2002. С. 791.
135Трубецкой Е.И. Всеобщее, прямое, тайное и равное // Трубецкой Е.Н. Смысл жизни. М., 1994.
136 Там же. С. 299.
137 Там же. С. 300.
138 Там же. С. 301.
139 Там же. С. 302.
140 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия. С. 157.
141 Там же. С. 186.
142 Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Кавказ. Интеллектуальные путешествия из России в Грузию, Азербайджан и Армению. М., 2002. С. 124.
143 Там же. С. 189.
144Там же.
145 Там же. С. 180.
146 Там же.
147 Там же. С. 124.
148 Там же. С. 157.
149 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия. С. 167.
150 Трубецкой И.С. Европа и человечество // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995. С. 81.
151 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия. С. 186.
152 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и Славянством. М., 1997. С. 131.
153 Там же. С. 146.
154 Там же. С. 148.
155 Там же. С. 149.
156Там же.
157 Там же. С. 148.
158 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия. С. 30.
159 Там же.
160 См., например: Топоров В.Н. О романе Андрея Белого «Петербург» и его фоносфере в «евразийской» перспективе // Евразийское пространство: звук, слово, образ. М., 2003.
161 Белый А. Дополнения к «Петербургу» // Белый А. Петербург. Л., 1981 [Электронный ресурс]. URL:
162 Бжезинский 3. Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы). М., 1998.
163 Dellinger S. Psychogeometrics: How use geometric psychology to influence people. New Jersey, 1989. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. Л., 1991; Щербатых Ю.В., Мосина А.Н. К вопросу о валидности психогеометрического теста // Материалы международной конференции «Модернизация отечественного педагогического образования». Т. 2. Воронеж, 2006.
164 Полуян П. Этногностика: вблизи неосинтеза.
165Там же.
166 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия... С. 204.
167 Там же. С. 210.
168 Во всем, включая фотографию, непредсказуемость в России остается в моде [Электронный ресурс]. URL:
169 Гринкевич Ю.В. Восприятие пространства в русскоязычной и англоязычной культурах (на материале пространственно-геометрических концептов круг и квадрат). Автореф. дис. ... канд. культурологии. М., 2006. С. 9.
170 Там же. С. 20-21.
171 Савицкий П. Н. Евразийская концепция русской истории // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 102; Савицкий П.Н. Основы геополитики России // Русский узел евразийства. Восток в русской мысли. М., 1997.
172 Савицкий П. Н. О задачах кочевниковедения (Почему скифы и гунны должны быть интересны для русского?) // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 347.
173 Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада, ас Востока. С. 213.
174 Савицкий П.Н. Географический обзор России-Евразии // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 288.
175 Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. С. 148.
176 Савицкий П. Н. Географические и геополитические основы евразийства. С. 205.
177 Серио П. Лингвистика географов и география лингвистов: Р.О. Якобсон и П.Н.Савицкий // Роман Якобсон. Тексты, документы, исследования. М., 1999. С. 351.
178 Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. С. 147.
179 Цит. по: Серио П. Структура и целостность: Об интеллектуальных истоках структурализма в Центральной и Восточной Европе. 1920-30-е гг. М., 2001. С. 268.
180 Закон системопериодический // Реймерс Н.Ф. Природопользование: Словарьсправочник. М., 1990. С. 156. 208
181 Цит. По: Серио П. Структура и целостность... С. 282.
182 В публикации «Менделеев для этнологов» Н.В. Латова и Ю.В. Латов роль «этнологического Менделеева» отводят голландскому психологу Г. Хофстеду, опубликовавшему в 1980 г. книгу «Важность межкультурных сравнений». Очевидно, что Г. Хофстед применил факторный анализ, но системно-периодические закономерности даже феноменологически не фиксировал. См.: Латова И.В., Латов Ю.В. Менделеев для этнологов // Химия и жизнь. 2003. № 6.
183 См. об этом подробнее: Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Предмет этносоциологии: опыт концептуализации // Социологические исследования. 2009. № 3.
184 Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Вебер А. Избранное: Кризис европейской культуры. СПб., 1998. С. 170-171.
185 Там же. С. 171.
186 Там же. С. 172.
187 Уайтхед А.И. Приключения идей // Уайтхед А.Н. Избранные работы по философии. М., 1990. С. 690.
188 ЧубарьянА.О. Европейская идея в истории: Проблемы войны и мира. М., 1987.
189 См., например: Рейнольдс Д. «Общий европейский дом» и традиции европейского концерта// Европейский альманах. История. Традиции. Культура. М., 1991.
190 Иикольсон Г. Дипломатия. М., 1941. С. 50.
191 Якубовская И.В. Баланс сил в международных отношениях 1895 — 1898 гг.: «европейский концерт» и двусторонние соглашения // Вестник Новгородского государственного университета. 2003. № 25.
192 Гегель Г.В.Ф. Лекции по эстетике. В 2-х тт. СПб., 1999. Т. I. С. 204.
193 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 2. Философия природы. М., 1975. С. 196.
194 Гегель Г. В.Ф. Лекции по истории философии. Кн. первая. СПб., 1997. С. 244.
195 Гегель Г. В.Ф. Лекции по эстетике... Т. 2. С. 256-257.
196 Кошовец О.Б. Гармония // Словарь философских терминов. М., 2004. С. 98.
197 ГачевГ.Д. Образы Индии... С. 123-126; ГачевГ.Д. Наука и национальные культуры... С. 97-100.
198 Гачев Г. Миры Европы. Взгляд из России. Италия. М., 2007. С. 65. Отметим, что в литературном творчестве ряда авторов усматривают использование сонатной и симфонической форм структурной организации произведений. См.: Деревянко (Ободяк) И. Повесть А.П. Чехова «Черный монах» и сонатная форма [Электронный ресурс]. URL:
199 Евразийское пространство: звук, слово, образ. М., 2003.
200 ИиваЖ. Возвращение в Европу. Статьи о русской литературе. М., 1999. С. 75.
201 Гумилев Л. И. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии: (Опыт историко- географического синтеза) // Народы Азии и Африки. 1966. № 4; Он же. Гетерохронность увлажнения Евразии в древности // Вестн. Ленингр. ун-та. 1966. № 6; Он же. Гетерохронность увлажнения Евразии в Средние века // Вестн. Ленингр. ун-та. 1966. №8; Он же. Роль климатических колебаний в истории народов степной зоны Евразии // История СССР. 1967. № 1; Он же. Ритмы Евразии // Наш современник. 1992. № 10.
202 Гумилев Л. Н. Истоки ритма кочевой культуры Срединной Азии. С. 86.
203 Гумилев Л. Н. Изменения климата и миграции кочевников // Природа. 1972. № 4.
204 Вернадский Г.В. Начертание русской истории. М., 2008. С. 18.
205 Савицкий П.Н. Геополитические заметки по русской истории // Савицкий П.Н. Континент Евразия. М., 1997. С. 318.
206 Карсавин Л. П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. М., 1993. С. 177-178.
207 Цыпин В. Взаимоотношения Церкви и государства. Канонические принципы и историческая действительность // Исторический вестник. 2000. № 9-10 [Электронный ресурс]. URL:
208 «К миру и стабильности». Декларация участников Международной конференции мира и согласия (Алматы, 13.02.2003) [Электронный ресурс]. URL: http:// centrasia.org/ newsA.php4?st=1045137420.
209 Вишневецкий И.Г. «Евразийское уклонение» в музыке 1920-1930-х годов: История вопроса. М., 2005.
210 Евразийский взгляд. Основные принципы доктринальной евразийской платформы. М., 2001. С. 57-61.
211 Выступление Президента РК Н.А. Назарбаева на 18-м пленарном заседании Совета иностранных инвесторов при Президенте РК [Электронный ресурс]. URL:
212 Ключевский В. О. Письма. Дневники. Афоризмы и мысли об истории. М., 1968. С. 305.
213 Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Евразийский процесс: этносоциальный ракурс // Мир Евразии: история, современность, перспектива: Труды пятого Международного Евразийского научного форума. Астана, 2006.
214 Тюгашев Е.А. Ямальский процесс: этносоциальная рефлексия в развитии северных сообществ // Этноистория и археология Северной Евразии: теория, методология и практика исследования. Иркутск, 2007.
215 Попков Ю.В., Тюгашев Е.А. Предмет этносоциологии: опыт концептуализации // Социологические исследования. 2009. № 3.
216 Трубецкой Н.С. Вавилонская башня и смешение языков. С. 332.
217 Трубецкой Н.С. Европа и человечество. С. 97.
218 Розов Н.С. Цикличность российской политической истории как болезнь: возможно ли выздоровление? // Политические исследования. 2006. № 2. 219 Родоман Б. Россия — административно-территориальный монстр [Электронный ресурс]. URL:
220Россия и русские [Электронный ресурс]. URL:
221 Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций в трех книгах. Кн. 1. М., 1995. С. 280.
222 Гачев Г.Д. Национальные образы мира. С. 251.
223 Шнайдер В.Г. Россия и Северный Кавказ в дореволюционный период: особенности интеграционных процессов. М., 2005 [Электронный ресурс]. URL: http://
224 Там же.
225 Мельников Ю.И. Цикличность в истории России // Общественные науки и современность. 1997. № 5. С. 103.
226 Г.Д. Гачев видит в симфонии порождение не кочевой, а лесной стихии: «И весь космос земледельца непрерывно и многообразнейшее звучит, а он работает в тиши, пашет, сеет где-нибудь на опушке леса или косит — среди жужжанья — всю жизнь вслушивается. Ясно, что и слуховой аппарат развивается до тонкости, и так музыкально и многоголосо хоровое пение у северных народов. И отсюда такой вывод: закономерно, что именно у среднеевропейских народов, среди лесов и трав, родиться могла симфония — этот космос, музыкальная вселенная. В степи кочевника для нее нет природной подосновы, прообраза звучаний» (Гачев Г.Д. Национальные образы мира. Евразия... 22С7. 74.)
227 Грызлов Б. Вектор России: размышления о пути развития России. СПб., 2007.
228 Авдеев А. Европейский вектор внешней политики России // Современная Европа. 2000. № 4; Голубчиков С. Арктический вектор России // Независимая газета — Регионы. 2001. 3 июля; Становая Т. Россия развивает восточный вектор [Электронный ресурс]. URL:
229 Салимов И. Расширение // Империя пространства: Хрестоматия по геополитике и геокультуре России. М., 2003. С. 141.
230 См., например: Мкртчян И.В. «Западный дрейф» внутрироссийской миграции // Отечественные записки. 2004. № 4.
231 Градировский С. Западный дрейф [Электронный ресурс]. URL:
232 Головнев А.В. Антропология движения (древности Северной Евразии). Екатеринбург, 2009. С. 145.
233 Там же. С. 84.
234 Гачев Г.Д. Образы Индии... С. 21.
235 Гудзь-Марков А.В. Индоевропейцы Евразии и славяне. М., 2004. С. 15.
236 Там же. С. 13.
237 Делез Ж., Гваттари Ф. Трактат о номадологии // Новый круг. 1992. № 2.
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | |
3 года 26 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 50 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,160 | |