- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
2.3.2. Пограничное состояние
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Геополитические и геоэкономические сдвиги последней трети XXв. привлекли внимание к пограничному фактору в генезисе и взаимодействии локальных цивилизаций. Присущая традиционной историософии антиномия «варварство — цивилизация» фокусировала внимание на дистанцированной инаковости, постепенно преодолеваемой распространяющимися из Центра волнами цивилизаторства. Так формировался универсалистский идеал общемировой цивилизации (PaxRomana, PaxAmericana...), рассеивающей тьму варварства и безграничной в своей трансгрессии. Пограничный фактор в рамках универсалистского идеала цивилизации был несущественным.
Замеченное С. Хантингтоном «столкновение цивилизаций» обозначило линии межцивилизационных разломов. Реальность разломов сфокусировала внимание на территориальности локальных цивилизаций, взаимоограни-чивающих экспансию друг друга. Смежные цивилизации стали восприниматься как цивилизационное пограничье, захватываемое в процессе экспансии. Интеграция цивилизацией «варварской» периферии и обрастание ядра цивилизации «защитными слоями» ведут к переосмыслению универсалистского идела. Прирастая периферией, цивилизация идентифицирует себя как пограничную цивилизацию. Ее пограничность выражается в обращенности вовне, в фиксации пограничья как зоны ближайшего развития.
Перманентная интеграция цивилизацией своей периферии интериори-зирует пограничные территории, превращая внешние границы во внутренние. Результат этого процесса иллюстрирует титулование глав государств из грамоты царя Алексея Михайловича королю Филиппу IV от 31 мая (11 июня) 1667 года: «Мы, великий государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всея Великий и Малыя и Белыя Росии самодержец Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский, царь Казанский, царь Астраханский, царь Сибирский, государь Псковский и великий князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятцкий, Болгарский и иных, государь и великий князь Нова Города, Низовские земли, Черниговский, Резанский, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдор-ский, Кондинский, и всея Северныя страны повелитель и государь, Ивер-ские земли карталинских и грузинских царей и Кабардинские земли и Черкесских и Горских князей и иных многих государств и земель восточных и западных и северных отчичь и дедичь, и наследник, и государь и обладатель. Пресветлейшему и велеможнейшему великому государю, брату нашему дону Филиппу, Божиею милостию королю Кастильлинскому, Леон-скому, Арагонскому, обеих Сыцылий, Еросолимскому, Португальскому, Наварскому, Гранатцкому, Телецкому, Валенскому, Галицынскому, Мал-лорцкому, Севиллинскому, Серденскому, Кордовскому, Корсетацкому, Мурцыйскому, Хаэнскому, Алгарвскому, Алгецирскому, Гибралтарскому и островов Канарских, и Индей Восточной и Западной, и острова тара Фирьма, и окияна моря, арцы арцуху Австрийскому, арцуху Бурганскому,
Брабанскому и Милянскому, графу Апспурскому, Фландерскому, Тирол-скому и Барселонскому, государю Бицкайскому и Малинскому.. .»99.
Прежде независимые государственные образования, входя в состав сложного государства, трансформируются в административные единицы, сохраняющие свои границы. В данном отношении Испания обладает давно отмечавшимся известным сходством с Россией. Л. Сеа в связи с этим определил иберийцев и русских как пограничные народы: «Иберийские народы по ту сторону Пиренеев, как и русские за далекими степями, будучи отделены этими естественными барьерами от центра Европы, в то же время находились в постоянном непосредственном контакте с неевропейскими народами, живущими к востоку и к югу от Европы. Так, Россия была самым тесным образом связана с такими народами, как монголы и тюрки; Иберия — с арабами Северной Африки. В зонах контакта имела место расовая и культурная метисация. Испанцы и португальцы, так же как и русские, являлись пограничными народами как по отношению к их азиатским и африканским соседям, так и по отношению к Европе»100.
Согласно Л. Сеа, контактность и метисация сформировали историко-культурную амальгаму и стали предпосылками успешной территориальной экспансии. Действительно, в Московии (при ее напряженном отношении к католическим государствам) и в Испании (заметно дистанцировавшейся от Европы) отсутствовала ксенофобия в отношении афроазиатского мира. Интенсивное противоборство с последним сближало культуры и содействовало близкому знакомству и интеграции.
Вместе с тем, для Испании и Московии Запад оказался значимым другим. Центральной проблемой Испании, Ибероамерики и России, по мнению Л. Сеа, стала идентичность: «Проблема идентичности не стоит перед людьми Запада... Она стоит перед испанцем, который мечтает быть принятым Европой в качестве европейца; точно таким же образом она стоит перед русским, который настойчиво стремился прорубить окно в Европу в прошлом и стремится пробиться на Запад сегодня»101.
Л. Сеа фиксирует любопытный парадокс формирования цивилизаци-онной идентичности, нуждающийся в более основательном психоаналитическом комментарии. Стремясь к самоопределению и отделению, Испания и Московия дистанцируются от Европы. Успешно решая свои проблемы в Америке и Азии соответственно, они, тем не менее, рвутся в Европу, где их не ждут. Застряв в Европе, Испания теряет американские колонии. Россия терпит такое же фиаско в конце XXв.
Но вернемся к интерпретациям культур пограничных народов. Обсуждая ибероамериканскую и евразийскую проблематику, С.И. Семенов предложил подобные социокультурные общности определять как пограничные культуры. Он характеризует их как общности целостные, полиэтничные, сформировавшиеся в результате симбиоза-синтеза на рубежах религиозных миров (и потому поликонфессиональные), а также как гетерогенные, полиморфные, толерантные, лабильные, предрасположенные к восприятию «чужих» культурных ценностей и к готовности поделиться «своими». Это — открытые культуры, играющие роль своеобразных мостов между Западом и Востоком, Севером и Югом102. Классической моделью пограничной культуры, согласно С.И. Семенову, была Византия, затем — Австро-Венгрия. Соответствующие государственные образования обладали многоуровневой асимметричностью. Причины последующего распада пограничных цивилизаций он усматривает в возобладании политики унификации и гомогенизации.
Концепция пограничных культур (цивилизаций) включила фактор по-граничности в число наиболее значимых при описании локальных цивилизаций. Метафора пограничности оказалась в определенной мере эвристич-ной в описании социокультурной динамики и взаимодействия цивилизаций. Поэтому она стала предметом обсуждения в отечественной историософской литературе и получила дальнейшее развитие.
Сравнивая Россию и Латинскую Америку, Я.Г. Шемякин выделил такие особенности пограничных цивилизаций: существенная значимость природного фактора в цивилизационной системе, слабая способность к формообразованию, противостояние стихии алогона (иррационального), примат пространства над временем, постоянный переход через грань меры, преобладание начала многообразия над началом единства103.
Анализируя специфику формообразования в российской цивилизации, он обращает внимание на преобладание интерпретационного типа формообразования над новаторским, периодическую инверсию формообразования, постоянную смену стилевой доминанты при переходе от одного этапа цивилизационного развития к другому104. В целом пограничную цивилизацию Я.Г. Шемякин оценивает как относительно устойчивое состояние, способное трансформироваться либо в классическую цивилизацию, либо в субойкумену одной из них. Классические цивилизации, по его мнению, органичны и синтетичны, а пограничные цивилизации — симбиотичны и расколоты.
Оценивая выдвигавшиеся разными авторами концепции пограничных цивилизаций, В.Б. Земсков обращает внимание на ряд неудовлетворительных моментов105. В частности, он отмечает историческую относительность противопоставления цивилизаций классических и цивилизаций пограничных.
Практически все классические цивилизации, как показывает он, на этапе становления были периферийны, лиминальны и пограничны, а также характеризовались расколотой идентичностью, фрагментарностью системы культурных ценностей, инверсионной цикличностью развития, напряжением бинарных оппозиций, внутренними конфликтами, неоднородностью ци-вилизационной основы, повышенной ролью симбиоза как культурообразу-ющего механизма. Историческая относительность рассматриваемого противопоставления проявляется и в том, что пограничные цивилизации в своей экспансии обращаются от периферии по направлению к цивилизационному центру, трансформируя классические цивилизации в пограничные. Таким образом, пограничность оказывается временным, транзитивным состоянием любой цивилизации, а не ее имманентным свойством.
Поскольку для любой цивилизации пограничность есть всего лишь момент, эпизод в развитии, то эта пограничность не воспринимается как необходимый и существенный признак. Соответственно, в гносеологическом отношении маркер «пограничности» оказывается не понятием, а, как считает И.Н. Ионов, оригинальной «живой» метафорой, преодолеваемой в ближайшей перспективе106.
Поскольку для любой цивилизации пограничность есть всего лишь момент, эпизод в развитии, то эта пограничность не воспринимается как необходимый и существенный признак. Соответственно, в гносеологическом отношении маркер «пограничности» оказывается не понятием, а, как считает И.Н. Ионов, оригинальной «живой» метафорой, преодолеваемой в ближайшей перспективе106.
На наш взгляд, применительно к ряду цивилизаций характеристика их как пограничных действительно выглядит метафоричной. Как указывалось, образ пограничности может быть порожден не объективными свойствами конкретных цивилизаций, а спецификой когнитивной карты, геш-тальта, т. е. избранной структуры восприятия-интерпретации107. По крайней мере, очевидно, что в получивших распространение описаниях пограничных цивилизаций устойчиво повторяются темы промежуточности, бытия-между, межэтничности и межконфессиональности, смешения культур и т. п. В дискурсе пограничности понятие границы в политико-юридическом значении практически не употребляется. Даже о присутствии общенаучного или философского понимания границы можно говорить только предположительно.
Наряду с перспективой исчезающей метафоризации тема погранич-ности разрабатывается в рамках уточнения и конкретизации специфики ее проявления в отдельных цивилизациях.
Характеризуя пограничные культуры, М.Ю. Опенков указывает на следующие особенности проявлений пограничности:
1) иберо-американский мир: микст как связь разнородных элементов, вступивших между собой в необратимое взаимодействие; эклектизм как философски отрефлектированный принцип; заполнение «пустоты» за счет присвоения чужого; продуктивное смешение «своего» и «чужого»;
2) северо-американский мир: фронтир как граница, отодвигаемая в бесконечность; завоевание новых земель в поисках «страны обетованной»; ни к чему не привязанные личности; провинциализм как способ самореализации; «линия ускользания» как творение жизни; нахождение адекватного оружия; чужое как территория хаоса и полного беззакония, которая должна быть поглощена; овнутрение чужого, поглощение его, превращение «чужого» в собственный «жизненный мир»;
3) северо-русский мир: экстремальные климатические условия; синергия как «умное общение»; радикальная асимметрия как направленность на иное; личностная природа общения; толерантность и способность к диалогу; диалог, который суть мы сами; диалог разворачивается из дали чужого, чей призыв дать ответ, самоопределиться, предшествует всякому партнерству; присутствие в диалоге взаимной направленности внутреннего действия; в диалоге ответ — не обязанность, а возможность; соединение воедино смыслов субстанциально разделенных субъектов; взаимное и сознательное, намеренное сочувствие; многополярная симфоническая личность108.
Как можно заметить, в данных характеристиках цивилизационных миров граница представлена только в одном случае — как фронтир. Но как зона освоения новых земель в Северной Америке — это не граница в собственном смысле слова.
Наблюдаемое отсутствие конкретно-пограничной тематики в рефлексии цивилизационной пограничности объясняется, на наш взгляд, одним простым обстоятельством — полигосударственностью классических цивилизаций. Для них, как правило, внутрицивилизационные (т. е. межгосударственные границы) значили гораздо больше, чем границы цивилизации как таковой. Соответственно, пограничность скорее атрибутировалось отдельным нациям-государствам, нежели цивилизации в целом.
Так, говоря о Европе, X. Ортега-и-Гассет писал: «Стремление разрешить насущные вопросы сильно как никогда, но оно сразу упирается в тесные перегородки, в те мелкие национальные устройства, на которые до сих пор раздроблена Европа. Угнетенный и подавленный, западный дух сегодня похож на ту ширококрылую птицу, что, силясь расправить маховые перья, обламывает их о прутья клетки»109. Констатируя, что Европа утвердилась в форме маленьких наций, он сетовал: «При большей, чем когда-либо, жизненной свободе особенно ощутимо, как удушлив воздух внутри каждой нации, ибо это воздух тюрьмы»110.
В стремящейся к объединению Европе наличие границ воспринималось как отрицательная ценность, подлежащая упразднению в цивилиза
3) северо-русский мир: экстремальные климатические условия; синергия как «умное общение»; радикальная асимметрия как направленность на иное; личностная природа общения; толерантность и способность к диалогу; диалог, который суть мы сами; диалог разворачивается из дали чужого, чей призыв дать ответ, самоопределиться, предшествует всякому партнерству; присутствие в диалоге взаимной направленности внутреннего действия; в диалоге ответ — не обязанность, а возможность; соединение воедино смыслов субстанциально разделенных субъектов; взаимное и сознательное, намеренное сочувствие; многополярная симфоническая личность108.
Как можно заметить, в данных характеристиках цивилизационных миров граница представлена только в одном случае — как фронтир. Но как зона освоения новых земель в Северной Америке — это не граница в собственном смысле слова.
Наблюдаемое отсутствие конкретно-пограничной тематики в рефлексии цивилизационной пограничности объясняется, на наш взгляд, одним простым обстоятельством — полигосударственностью классических цивилизаций. Для них, как правило, внутрицивилизационные (т. е. межгосударственные границы) значили гораздо больше, чем границы цивилизации как таковой. Соответственно, пограничность скорее атрибутировалось отдельным нациям-государствам, нежели цивилизации в целом.
Так, говоря о Европе, X. Ортега-и-Гассет писал: «Стремление разрешить насущные вопросы сильно как никогда, но оно сразу упирается в тесные перегородки, в те мелкие национальные устройства, на которые до сих пор раздроблена Европа. Угнетенный и подавленный, западный дух сегодня похож на ту ширококрылую птицу, что, силясь расправить маховые перья, обламывает их о прутья клетки»109. Констатируя, что Европа утвердилась в форме маленьких наций, он сетовал: «При большей, чем когда-либо, жизненной свободе особенно ощутимо, как удушлив воздух внутри каждой нации, ибо это воздух тюрьмы»110.
В стремящейся к объединению Европе наличие границ воспринималось как отрицательная ценность, подлежащая упразднению в цивилиза
ционном процессе. Выявляемая аксиологическая интерпретация границы позволяет предположить и возможность ее позитивной оценки.
В ценностном ракурсе А. Левинтов рассмотрел соотношение пограничности и городов111. В качестве городов с негативной пограничностью он выделил города «контрастные», «фронтовые (конфликтные)», «тупиковые»; в качестве городов с позитивной пограничностью — города «контактные (коммуникационные)», «вестибюльные», «форпостные».
Практически все российские города (кроме ряда городов-форпостов) А. Левинтов определил как города с негативной пограничностью. В его интерпретации позитивность границы выражается в ее медиативной функции, тогда как негативность — в разделении инаковости.
Если согласиться с А. Левинтовым, то, во-первых, придется признать фундаментальное значение пограничности для российской цивилизации, и, во-вторых, негативную пограничность российской цивилизации.
Вглядываясь в географию и историю городов России с точки зрения реализации миссии пограничности, с удивлением признаешь по существу пограничный характер российской цивилизации. В географическом аспекте большинство субъектов Российской Федерации являются пограничными регионами. На 2009 г. из 83 субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы государства. Они занимают около 80 % территории страны. В них проживает около трети населения России.
В историческом аспекте очень многие российские города возникали как пограничные поселения. Это, прежде всего, относится к городам-столицам. О «строгой пограничности» Киева писал П.Н. Савицкий112. Ссылаясь на топонимы, М. Аджи пишет о пограничном положении Москвы: «Граница Дешт-и-Кипчака на севере проходила по Москве-реке — северный берег принадлежал финнам и уграм, а южный — тюркам»113.
Как пограничный город-форпост был основан Санкт-Петербург. На одном из блогов Интернета пограничность Петербурга получила метафизическую характеристику: «Традиция Петербурга — это пограничность. Город на границе. (Исторически, впрочем, — вообще за таковой, Петр начал строить Питер еще на шведской территории.) Пограничность эта — во всем. Ландшафт и климат, о которых я говорила вначале, — ни то ни се, ни Русский Север с его честной суровостью, ни чухонская сонная Лапландия, ни морозная бодрая Скандинавия — а вот ни то ни се, вымороченное место между югом, севером и востоком — и морем, которое тоже ни то ни се, и морем-то назвать неудобно. И эта изначальная вымороченность, незаконченность, неопределенность климата, ландшафта и юрисдикции — она стала началом питер
В ценностном ракурсе А. Левинтов рассмотрел соотношение пограничности и городов111. В качестве городов с негативной пограничностью он выделил города «контрастные», «фронтовые (конфликтные)», «тупиковые»; в качестве городов с позитивной пограничностью — города «контактные (коммуникационные)», «вестибюльные», «форпостные».
Практически все российские города (кроме ряда городов-форпостов) А. Левинтов определил как города с негативной пограничностью. В его интерпретации позитивность границы выражается в ее медиативной функции, тогда как негативность — в разделении инаковости.
Если согласиться с А. Левинтовым, то, во-первых, придется признать фундаментальное значение пограничности для российской цивилизации, и, во-вторых, негативную пограничность российской цивилизации.
Вглядываясь в географию и историю городов России с точки зрения реализации миссии пограничности, с удивлением признаешь по существу пограничный характер российской цивилизации. В географическом аспекте большинство субъектов Российской Федерации являются пограничными регионами. На 2009 г. из 83 субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы государства. Они занимают около 80 % территории страны. В них проживает около трети населения России.
В историческом аспекте очень многие российские города возникали как пограничные поселения. Это, прежде всего, относится к городам-столицам. О «строгой пограничности» Киева писал П.Н. Савицкий112. Ссылаясь на топонимы, М. Аджи пишет о пограничном положении Москвы: «Граница Дешт-и-Кипчака на севере проходила по Москве-реке — северный берег принадлежал финнам и уграм, а южный — тюркам»113.
Как пограничный город-форпост был основан Санкт-Петербург. На одном из блогов Интернета пограничность Петербурга получила метафизическую характеристику: «Традиция Петербурга — это пограничность. Город на границе. (Исторически, впрочем, — вообще за таковой, Петр начал строить Питер еще на шведской территории.) Пограничность эта — во всем. Ландшафт и климат, о которых я говорила вначале, — ни то ни се, ни Русский Север с его честной суровостью, ни чухонская сонная Лапландия, ни морозная бодрая Скандинавия — а вот ни то ни се, вымороченное место между югом, севером и востоком — и морем, которое тоже ни то ни се, и морем-то назвать неудобно. И эта изначальная вымороченность, незаконченность, неопределенность климата, ландшафта и юрисдикции — она стала началом питер
ской Традиции. Или Питер, как Носитель Традиции Пограничности, просто не мог возникнуть ни в каком другом месте... но это уже опять другой вопрос. Все в Питере — это так или иначе состояние перехода, маргинальность, незаконченное превращение, пограничность. Сумерки»114.
Столь многообразное выражение пограничности органично не только для Петербурга, но и для России в целом. Пограничность конституирует не только питерскую традицию, но и российскую традицию в целом.
Отметим в этой связи, что на государственном уровне до завершения инициированных М.В. Ломоносовым картографических работ не по всем направлениям можно было определенно сказать, где заканчивается Россия, где ее четкие границы. Современный спор о границах в Арктике свидетельствует и о формальной незавершенности этого процесса.
В русской ментальности незнание границ себя стало своеобразной нормой. «Россия своих границ и пределов никогда не знает, и хоть увидишь их на карте, но в ощущении — нет, — констатирует Г.Д. Гачев. — Связано это с соседством с Арктикой, Севером, с просторами, лесами и тайгой Сибири... — и в общем: если, с одной стороны, русские ощущают плечо соседа и предел, то с другой — границ нет, и своя земля прямо переходит во Вселенную»115.
На размытость границ России-Евразии П.Н. Савицкий указывал при раскрытии закономерности периодической ритмики ее укрепленных восточных границ116. Эта закономерность выражается в существовании/несуществовании укрепленных внутриевразийских пограничных линий, сменяющих друг друга в перемежающейся ритмике. Во Внутренней Евразии пограничное разъединение сменялось объединительным процессом и сопутствующим исчезновением укрепленных линий.
Из-за большой протяженности восточных и южных границ и малонаселенности территории охрана этих рубежей страны носила очаговый характер. На Урале такими очагами были градообразующие крепости-заводы117. Но западная русская граница (в отличие от восточной границы) всегда оставалась укрепленной и детально маркированной118.
Историко-географические изыскания позволяют в России-Евразии дифференцировать несколько типов пограничности: 1) постоянство западной границы, 2) подвижность кусочно-линейных юго-восточных границ, 3) исчезающая неопределенность северо-восточных границ. Такая дифференциация в истории России-Евразии никогда не исчезала.
Например, с точки зрения Д.Н. Замятина, азиатская граница России в 1880-е гг. в Туркмении — это: «...сравнительно большая барьерная территория, полоса между различными государствами или полугосударственными образованиями, политический режим существования которой
Столь многообразное выражение пограничности органично не только для Петербурга, но и для России в целом. Пограничность конституирует не только питерскую традицию, но и российскую традицию в целом.
Отметим в этой связи, что на государственном уровне до завершения инициированных М.В. Ломоносовым картографических работ не по всем направлениям можно было определенно сказать, где заканчивается Россия, где ее четкие границы. Современный спор о границах в Арктике свидетельствует и о формальной незавершенности этого процесса.
В русской ментальности незнание границ себя стало своеобразной нормой. «Россия своих границ и пределов никогда не знает, и хоть увидишь их на карте, но в ощущении — нет, — констатирует Г.Д. Гачев. — Связано это с соседством с Арктикой, Севером, с просторами, лесами и тайгой Сибири... — и в общем: если, с одной стороны, русские ощущают плечо соседа и предел, то с другой — границ нет, и своя земля прямо переходит во Вселенную»115.
На размытость границ России-Евразии П.Н. Савицкий указывал при раскрытии закономерности периодической ритмики ее укрепленных восточных границ116. Эта закономерность выражается в существовании/несуществовании укрепленных внутриевразийских пограничных линий, сменяющих друг друга в перемежающейся ритмике. Во Внутренней Евразии пограничное разъединение сменялось объединительным процессом и сопутствующим исчезновением укрепленных линий.
Из-за большой протяженности восточных и южных границ и малонаселенности территории охрана этих рубежей страны носила очаговый характер. На Урале такими очагами были градообразующие крепости-заводы117. Но западная русская граница (в отличие от восточной границы) всегда оставалась укрепленной и детально маркированной118.
Историко-географические изыскания позволяют в России-Евразии дифференцировать несколько типов пограничности: 1) постоянство западной границы, 2) подвижность кусочно-линейных юго-восточных границ, 3) исчезающая неопределенность северо-восточных границ. Такая дифференциация в истории России-Евразии никогда не исчезала.
Например, с точки зрения Д.Н. Замятина, азиатская граница России в 1880-е гг. в Туркмении — это: «...сравнительно большая барьерная территория, полоса между различными государствами или полугосударственными образованиями, политический режим существования которой
хотя и может быть оформлен де-юре соответствующими политическими соглашениями, однако де-факто представляет собой переплетение разнородных, осколочных местных и региональных властных структур; буфер-ность такой территории несомненна...»119.
Отмечаемая далее Д.Н. Замятиным тенденция уплотнения рыхлых азиатских границ, очевидно, сменяется более влиятельной контртенденцией. Так, в 2002 г. С. Королев писал: «Отчасти это связано со своеобразным раздвоением российской границы в Центрально-Азиатском регионе. Наряду с укрепленной государственной границей, оставшейся на рубежах бывшего СССР (переставшей формально быть границей России, но, тем не менее, охраняемой российскими пограничниками), появились весьма условные и проницаемые границы России со странами СНГ. Граница в военно-техническом смысле выступает здесь не как ограничитель пространства власти, а как своеобразный анклав власти, поскольку севернее этих пограничных рубежей находится не российская территория, а иначе организованное и конкурирующее с российским властное пространство, контролируемое возникшими после распада СССР авторитарными режимами (Таджикистан, Казахстан, Киргизия и т. д.)»120.
Современная геополитическая обстановка такова, что российские пограничники обеспечивают охрану не только российских границ. Недавнее разрушение укрепрайонов на границе с КНР можно рассматривать как проявление исчезающего характера восточных границ. Таким образом, пограничный синдром России сохраняется.
«Акты самоповреждения» России наиболее очевидным образом проявляются в территориальных уступках при уточнении государственных границ. Погранолог А.Ю. Плотников с горечью констатирует как уникальное явление в международной практике удивительное «бескорыстие» России в отношениях с иностранными государствами121.
Это явление и уникально, и традиционно. М. Филин приводит слова фрейлины А.Ф. Тютчевой: «От царствования Александра I ведет начало эта странная и унизительная политика, приносящая в жертву интересы своей страны ради интересов Европы, отказывающаяся от всего нашего ради того, чтобы успокоить мнительность Европы по отношению к нам. Мы бы хотели совсем не иметь тела, чтобы не смущать Европу даже тенью, от него падающей»122. Справедливости ради (кроме знаменитой «Кемской волости»), можно припомнить немало более ранних эпизодов подобной политики, практиковавшейся до Александра I.
Особенности пограничного состояния проявляются и на уровне личности. Так, пограничной личности присуща изменчивость настроения.
Отмечаемая далее Д.Н. Замятиным тенденция уплотнения рыхлых азиатских границ, очевидно, сменяется более влиятельной контртенденцией. Так, в 2002 г. С. Королев писал: «Отчасти это связано со своеобразным раздвоением российской границы в Центрально-Азиатском регионе. Наряду с укрепленной государственной границей, оставшейся на рубежах бывшего СССР (переставшей формально быть границей России, но, тем не менее, охраняемой российскими пограничниками), появились весьма условные и проницаемые границы России со странами СНГ. Граница в военно-техническом смысле выступает здесь не как ограничитель пространства власти, а как своеобразный анклав власти, поскольку севернее этих пограничных рубежей находится не российская территория, а иначе организованное и конкурирующее с российским властное пространство, контролируемое возникшими после распада СССР авторитарными режимами (Таджикистан, Казахстан, Киргизия и т. д.)»120.
Современная геополитическая обстановка такова, что российские пограничники обеспечивают охрану не только российских границ. Недавнее разрушение укрепрайонов на границе с КНР можно рассматривать как проявление исчезающего характера восточных границ. Таким образом, пограничный синдром России сохраняется.
«Акты самоповреждения» России наиболее очевидным образом проявляются в территориальных уступках при уточнении государственных границ. Погранолог А.Ю. Плотников с горечью констатирует как уникальное явление в международной практике удивительное «бескорыстие» России в отношениях с иностранными государствами121.
Это явление и уникально, и традиционно. М. Филин приводит слова фрейлины А.Ф. Тютчевой: «От царствования Александра I ведет начало эта странная и унизительная политика, приносящая в жертву интересы своей страны ради интересов Европы, отказывающаяся от всего нашего ради того, чтобы успокоить мнительность Европы по отношению к нам. Мы бы хотели совсем не иметь тела, чтобы не смущать Европу даже тенью, от него падающей»122. Справедливости ради (кроме знаменитой «Кемской волости»), можно припомнить немало более ранних эпизодов подобной политики, практиковавшейся до Александра I.
Особенности пограничного состояния проявляются и на уровне личности. Так, пограничной личности присуща изменчивость настроения.
Периоды подавленности и разочарования сменяются либо эйфорией, либо раздражительностью и импульсивными вспышками гнева. Дурное настроение и неадекватное поведение периодически искупаются раскаянием и самоуничижением.
К сожалению, так и принято было вести себя в России. Увлеченно грешили, еще более увлеченно каялись. «Каялись в России много, очень много, слишком даже много и обильно, — писал Г.В. Флоровский. — И покаяние успело настолько стать привычным, чтобы сделаться позой, карикатурой, превратиться в горделивое самоуничижение, в эту самую изысканную и утонченную форму прелести духовной. Не тяжелым подвигом благодатного перерождения, а стилизованным настроением стало для нас подсчитывание и всенародное исповедывание своих, — а заодно и чужих, — грехов; а добрые дела, достойные покаяния, заменялись перенапряжением самобичующего и самообличающего голоса»123.
К сожалению, так и принято было вести себя в России. Увлеченно грешили, еще более увлеченно каялись. «Каялись в России много, очень много, слишком даже много и обильно, — писал Г.В. Флоровский. — И покаяние успело настолько стать привычным, чтобы сделаться позой, карикатурой, превратиться в горделивое самоуничижение, в эту самую изысканную и утонченную форму прелести духовной. Не тяжелым подвигом благодатного перерождения, а стилизованным настроением стало для нас подсчитывание и всенародное исповедывание своих, — а заодно и чужих, — грехов; а добрые дела, достойные покаяния, заменялись перенапряжением самобичующего и самообличающего голоса»123.
На наш взгляд, этот симптом пограничности В. Розанов зафиксировал как «колеблющуюся психологию» окраинного жителя (т. е. жителя Бессарабии, Прибалтийского края, Финляндии, Кавказа). Он пишет: «— Здесь все самочувствие другое, чем в России, — говорили мне тамошние старожилы. — Что такое Бессарабия? Ведь она всего десятки лет отошла от Румынии и перешла к России. Кто же мы? От Румынии отошли, а к России еще не приросли. Сейчас-то мы приросли: но я помню родительский дом и всю судьбу мою, выросшую из этого дома. То была дичь, какую невозможно себе представить. И не то чтобы было дико образование, — этого не было, потому что у нас семья была образованная. Но дичь именно положения. Тянет — к Румынии, тянет — к России: и мы остановились между этими двумя притяжениями, как лодка, застрявшая среди камышей на реке. Ни назад двинуться, ни вперед продвинуться, ничего не можем; и не по своему бессилию, а потому, что все вокруг бессильно, смутно, темно, не утверждено, не решено. В зависимости от случайного и нерешенного положения страны складывалась нелепо и случайно судьба семей»124.
В. Розанов не описывает амплитудно-частотные характеристики колебаний в психике. Но, очевидно, что промежуточность бытия такие колебания неизбежно порождала.
На ином, геоклиматическом, основании евразийцы формулировали «закон колебаний» как закон истории русского народа и каждой его личности. Согласно П.П. Сувчинскому, русская личность «колеблется, шатается между подвигом и падением, между взлетом и срывом»125. П.Н. Савицкий широкую амплитуду колебаний российско-евразийской души объяснял широкой амплитудой термических колебаний в климате России-Евразии: «Европе не известны ни столь высокие, ни столь низкие температуры, какие являются общим правилом в климате России-Евразии. Нельзя ли констатировать в духовной жизни последней известного параллелизма этой широте амплитуд термических колебаний? Не является ли характерным для российско-евразийской культуры, не служит ли отличием российско-евразийской души некоторое сочетание такой душевной темноты и низости с такой напряженностью просветления и порыва, которое недоступно европейской душе и неизвестно в европейской культуре, уравновешенной и законченной в своей, относительно узкой, духовной амплитуде?»126
Нельзя утверждать, что это свойство психики присуще всем народам Евразии. Описываемый Н.С. Трубецким туранский психологический тип с его уравновешенностью и спокойствием не ассоциируется с «пограничниками». Вместе с тем не исключено, что психика отдельных евразийских народов (народы финно-угорской группы, монголы) характеризуется пограничной симптоматикой.
Обратим внимание на отмеченную В. Розановым нелепость и случайность судьбы людей. Это один из признаков пограничных личностей, которые имеют изменчивую, пеструю биографию127.
В. Розанов далее пишет: «Мы живем внутри России "как у Христа за пазухой" ... и для нас "уже при Ярославе Мудром" было все "решено и ясно", — даже до отвращения»128. Заметим, что «до отвращения» — это оценка, которая могла быть дана только пограничной личностью.
Но различия в мировосприятии жителей глубинки и жителей периферии, возможно, все же имеются и, казалось бы, со временем должны преодолеваться. Однако в России, в условиях незавершенной внутренней колонизации и редицивирующей модернизации пограничное состояние не преодолевается, а, наоборот, универсализируется. Пограничное состояние русской культуры, генерируемое на периферии, вместе с тем имеет тенденцию к интериоризации.
Не обсуждаемым, но совсем не случайным является использование термина «пограничный» для обозначения выделенных состояний. Психология пограничника — военнослужащего пограничных войск — имеет характерные особенности, соотносимые с симптомами пограничных состояний . Специфика служебной деятельности в зоне высокого риска неизбежно ведет к определенным психологическим деформациям.
Прежде всего, следует отметить высокую тревожность (особенно за семью). Постоянно психологическое напряжение требует эпизодической
* Здесь мы используем ценные наблюдения над психологией пограничников, сформулированные в беседе с полковником в отставке Ю.В. Савровым.
разрядки, проявляющейся в актах самоповреждения. Импульсивность проявляется в различных «ЧП», частота которых высока в силу постоянного наличия боевого оружия. Взаимоотношения с местным населением объективно оказываются интенсивными, но напряженными и нестабильными, в силу чего характеризуются чередованием идеализации и обесценивания. Недокомплект кадрового состава, тяжелые условия быта реально обрекают многих офицеров пограничных войск на участь быть покинутыми. Пограничные войска не оснащены современной боевой техникой, что ведет к расстройству профессиональной идентичности. Чувство опустошенности испытывается из-за проблем, связанных с результативностью служебной деятельности и карьерой.
Любопытно, что черты пограничной личности усматриваются в поведении первого русского пограничника — былинного Ильи Муромца. Любимая приговорка его была: «Всяк человек заповедь кладывает, да не всяк ее исполняет». Эта приговорка старого казака стала жизненным правилом казачества.
В данном Н.В. Гоголем описании поведения казаков определенно просматриваются симптомы пограничности: «Все было у них общее — вино, цехины, жилища. Вечный страх, вечная опасность внушали им какое-то презрение к жизни. Козак больше заботился о доброй мере вина, нежели о своей участи. Но в нападениях видна была вся гибкость, вся сметливость ума, все уменье пользоваться обстоятельствами. Нужно было видеть этого обитателя порогов в полутатарском, полупольском костюме, на котором так резко отпечаталась пограничность земли, азиатски мчавшегося на коне, пропадавшего в густой траве, бросавшегося с быстротою тигра из неприметных тайников своих или вылезавшего внезапно из реки или болота, обвешанного тиною и грязью, казавшегося страшилищем бегущему татарину. Этот же самый козак, после набега, когда гулял и бражничал с своими товарищами, сорил и разбрасывал награбленные сокровища, был бессмысленно пьян и беспечен до нового набега, если только не предупреждали их татары, не разгоняли их пьяных и беспечных и не разрывали до основания городка их, который, как будто чудом, строился вновь, и опустошительный, ужасный набег был отмщением. После чего снова та же беспечность, та же разгульная жизнь»129.
Если дополнить описание Н.В. Гоголя известными фактами из истории и быта казачества, то интерпретация казака как «пограничника» станет практически несомненной.
Этиогенез пограничных состояний является многофакторным. В их генезисе большую роль играют социальные и экологические стрессы, катастрофы и стихийные бедствия. В психоаналитическом плане исток погранич-ности усматривают в нарушениях в рамках процесса сепарации ребенка от матери (с последующим возникновением патологии идентичности у ребенка). Незрелое «Я» мешает переносить и интегрировать амбивалентные чувства, что приводит к дихотомическому мышлению. Пограничные личности не в состоянии извлекать уроки из прошлого неудачного опыта и продолжают попадать в те же самые сложные ситуации и затруднительные положения. Немногим удается достижение взрослых целей130.
Оценивая релевантность концепта пограничной цивилизации, нельзя не отметить, что в отношении России-Евразии этот концепт может быть терминологизирован и конкретизирован в научном понятии, тогда в отношении других цивилизаций его употребление может так и остаться метафоричным. Иные цивилизации более точно следовало бы определять как гибридные цивилизации. Объективная оправданность характеристики России-Евразии как пограничной цивилизации определяется: во-первых, практически полным совпадением границ российской цивилизации и Российского государства, во-вторых, пограничным происхождением ее городов; в-третьих, пограничным положением многих субъектов Российской Федерации. Все это позволяет рассматривать пограничный фактор как один из системообразующих в конституции российской цивилизации.
В целом возникает вопрос о ценностной определенности пограничного фактора в судьбе российской цивилизации. Выше уже приводилось мнение о негативной пограничности российских городов и России в целом. Исследователи часто отмечают, что евразийские рубежи России выполняли охранительную миссию, вследствие чего ее продвижение в Азию было во многом вынужденным. Вместе с тем указывается, что пограничные укрепленные линии становились элементами градообразования и коммуникации пограничных этнокультур. В этой составляющей — например, в виде образования городов-форпостов, — пограничный фактор играл положительную роль. Но в силу подвижности границы эта положительная роль оказывалась неустойчивой. Можно предположить, что разные типы границ дифференцируют и разные типы пограничности в российской культуре и в русской душе.
Психологический дискурс пограничности в данном отношении можно связать с социологическим дискурсом маргинальности. Приграничные регионы стимулируют формирование маргинальной личности, склонной к полиморфности, толерантности, открытости и лабильности131. Д.С. Лихачев также подчеркивал, что на границах культур воспитывается их самосознание132. На границе как зоне общения совершается культурное творчество. Разделяющая граница консервирует культуру, придает ей жесткие и упрощенные формы, позволяющие ей легче обороняться.
Таким образом, и пограничность, и маргинальность в целом функциональны, так как сохраняют цивилизационную перспективу. Реализация этой перспективы во многом определяется готовностью столкнуться с пограничной ситуацией и принять ее.
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | |
3 года 26 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,536 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 50 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,160 | |