- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Примечания
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
1К такому выводу приходит антрополог С. Хойт, анализируя данные генетического исследования калмыков (выборка — 500 чел.; 1995-1999 гг.). 15,8 % обследованных имели иноэтнические включения от второго поколения и далее (из них 5,8 % — метисы в первом поколении; 9,2 % имели включения в родословной от второго (дед, бабка) до седьмого поколения; 0,2 % являлись потомками группы, ассимилированной в ойратской среде (манЬд арвн); 0,6 % говорили о возможных включениях, ссылаясь на внешний вид (пигментация кожи и глаз) своих предков во втором и третьем поколениях).
2Санчиров В.П. О происхождении этнонима торгут и народа, носившего это имя // Монголо-бурятские этнонимы. Улан-Удэ, 1996. С. 36-37.
3Авляев Г.О., Санчиров В.П. К вопросу о происхождении торгоутов и хошоутов в этническом составе средневековых ойратов Джунгарии (к проблеме этногенеза калмыков) // Проблемы этногенеза калмыков. Элиста, 1984.
4Любопытно, что авторы, отстаивавшие эту версию, были представителями Русской православной церкви — речь идет об архимандрите Гурии и Иакинфе Бичурине. Оба были весьма компетентными в калмыцко-монгольских делах учеными-востоковедами. См.: Бичурин Н.Я. (Иакинф) Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста, 1991.
5Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. Элиста, 2007. С. 40-41.
6Актовые источники по истории России и Сибири XVI-XVIIIв. в фондах Г.Ф. Миллера. Описи копийных книг (в двух томах). Т. 1. Новосибирск, 1993.
7Там же.
8Я намеренно опускаю характеристику сложных отношений калмыков с другими народами и этносами, находившимися в этом геополитическом пространстве.
9Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступки их ханов и владельцев. Элиста, 1995.
10Тамже.
11Beissinger M.R. Rethinking Empire in the Wake of Soviet Collapse // Zoltan Barany
and Robert G. Moser (Eds.). Ethnic Politics and Post-Communism: Theories and Practice.
Ithaca, NY., 2005; ТомпсонЭ.С. Языкимпериализмаиразличныйсмыслпонятия
«Империя»: имперскийдискурсвполитическойжизниВеликобритании1895- 1914 гг.
//AbImperio. 2005. №2.
12Сергеев С. М. Русский национализм и империализм начала XXвека // Нация
и империя в русской мысли начала века. М., 2004. С. 5.
13О формировании доктрины см.: Стремоухов Д. Москва — Третий Рим: источ-
ник доктрины // Из истории русской культуры. М., 2002. Т. II. Кн.1. Киевская и Мос-
ковская Русь. С. 425-441.
14Pagden Ф. There is a real Problem with semantic Field of Empire // Ab Imperio. 2005.
N1. P. 122-123.
15Филофей. Послание великому князю Василию, в котором об исправлении крест-
ного знамения и о содомском блуде [Электронный ресурс]. URL: http://www.
pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5105.
16ХоскингД. Россия: народ и империя (1552-1917). Смоленск, 2001. С. 500.
17См.: Томпсон Э.С. Язык империализма и различный смысл понятия «Империя»...
18 Орлова К.В. Христианизация калмыков. Середина XVII-начало XX в. М., 2006. С. С. 34-36.
19 Кантор В.К. Санкт-Петербург. Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М., 2008.
20Сергеев С. М. Русский национализм и империализм начала XXвека // Нация и империя в русской мысли начала века. М., 2004. С. 16.
3Авляев Г.О., Санчиров В.П. К вопросу о происхождении торгоутов и хошоутов в этническом составе средневековых ойратов Джунгарии (к проблеме этногенеза калмыков) // Проблемы этногенеза калмыков. Элиста, 1984.
4Любопытно, что авторы, отстаивавшие эту версию, были представителями Русской православной церкви — речь идет об архимандрите Гурии и Иакинфе Бичурине. Оба были весьма компетентными в калмыцко-монгольских делах учеными-востоковедами. См.: Бичурин Н.Я. (Иакинф) Историческое обозрение ойратов или калмыков с XV столетия до настоящего времени. Элиста, 1991.
5Цюрюмов А.В. Калмыцкое ханство в составе России: проблемы политических взаимоотношений. Элиста, 2007. С. 40-41.
6Актовые источники по истории России и Сибири XVI-XVIIIв. в фондах Г.Ф. Миллера. Описи копийных книг (в двух томах). Т. 1. Новосибирск, 1993.
7Там же.
8Я намеренно опускаю характеристику сложных отношений калмыков с другими народами и этносами, находившимися в этом геополитическом пространстве.
9Бакунин В. М. Описание калмыцких народов, а особливо из них торгоутского, и поступки их ханов и владельцев. Элиста, 1995.
10Тамже.
11Beissinger M.R. Rethinking Empire in the Wake of Soviet Collapse // Zoltan Barany
and Robert G. Moser (Eds.). Ethnic Politics and Post-Communism: Theories and Practice.
Ithaca, NY., 2005; ТомпсонЭ.С. Языкимпериализмаиразличныйсмыслпонятия
«Империя»: имперскийдискурсвполитическойжизниВеликобритании1895- 1914 гг.
//AbImperio. 2005. №2.
12Сергеев С. М. Русский национализм и империализм начала XXвека // Нация
и империя в русской мысли начала века. М., 2004. С. 5.
13О формировании доктрины см.: Стремоухов Д. Москва — Третий Рим: источ-
ник доктрины // Из истории русской культуры. М., 2002. Т. II. Кн.1. Киевская и Мос-
ковская Русь. С. 425-441.
14Pagden Ф. There is a real Problem with semantic Field of Empire // Ab Imperio. 2005.
N1. P. 122-123.
15Филофей. Послание великому князю Василию, в котором об исправлении крест-
ного знамения и о содомском блуде [Электронный ресурс]. URL: http://www.
pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=5105.
16ХоскингД. Россия: народ и империя (1552-1917). Смоленск, 2001. С. 500.
17См.: Томпсон Э.С. Язык империализма и различный смысл понятия «Империя»...
18 Орлова К.В. Христианизация калмыков. Середина XVII-начало XX в. М., 2006. С. С. 34-36.
19 Кантор В.К. Санкт-Петербург. Российская империя против российского хаоса. К проблеме имперского сознания в России. М., 2008.
20Сергеев С. М. Русский национализм и империализм начала XXвека // Нация и империя в русской мысли начала века. М., 2004. С. 16.
21Струве П.Б. Два национализма // Нация и империя в русской мысли начала века.
М., 2004. С. 223-226.
22Цит по: Меньшиков М.О. Нецарственный империализм // Нация и империя
в русской мысли начала века. М., 2004. С. 61.
23Устрялов Н.В. К вопросу о русском империализме // Нация и империя в русской
мысли начала века. М., 2004. С. 253.
24Савицкий П.Н. Русские среди народов Евразии. 1938-1939 / [Электронный ре-
сурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn11.htm.
25Савицкий П. Н. Борьба за империю // Нация и империя в русской мысли начала
века. М., 2004. С. 261-263.
26Там же. С. 262.
27Савицкий П. Н. Русские среди народов Евразии.
28Струве П.Б. Великая Россия // Нация и империя в русской мысли начала века.
М., 2004.
29Меньшиков М.О. Тирания слабых // Нация и империя в русской мысли начала
века. М., 2004.
30Струве П.Б. Два национализма. С. 225.
31Шмитт К. Теория партизана. Промежуточное замечание к понятию политичес-
кого. М., 2007. С. 34-50.
32Оценка последствий монголо-татарского завоевания — ига зависит от того, ка-
кую позицию занимает оценивающий. В оптике евразийцев оценка будет позитивной,
в оптике официальной историографии — негативной. Поскольку в последнее время
история России становится все менее предсказуемой, постольку исследователь дол-
жен по возможности учитывать степень оптического обмана оценивающих.
33Первый секретарь Калмыцкого обкома КПСС Б.Б. Городовиков шутил в свое
время, что калмыки — самый молодой из европейских народов.
34СусееваДЛ. Письма хана Аюки и его современников (1714-1724): опыт социо-
лингвистического исследования. Элиста, 2003; Сусеева ДЛ. Письма калмыцких ханов
XVIII века и и их современников. 1713-1771 гг. Избранное. Элиста, 2009. С. 118-138.
35Георги И.Г. Описаше всъхъ, обитающихъ въ россшском государствъ, народовъ
и ихъ житейскихъ обрядовъ, обыкновенш, одеждъ, жилищъ, Въроисповеданш и про-
чихъ достопамятностей. Часть 4. Въ Санктъ-Петербургъ, при Императорской Ака-
демш Наукъ, 1799 года; Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской
империи. Ч. I. СПб., 1773.
36Анализ предыстории съезда и его значения для ойратов и монголов см.: Санчи-
ров В. П. Джунгарский съезд монгольских и ойратских князей 1640 г. // Вклад кочевни-
ков в развитие мировой цивилизации. Алматы, 2008. С. 185.
37См. Голстунский К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640 г. СПб., 1880. С. 36-39.
38Там же. С. 38.
39Там же.
Там же.
41Пальмов Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания
в пределах России. Элиста, 1992.
42Бакунин В.М. Описание калмыцких народов... С. 97.
43Там же. С. 103.
М., 2004. С. 223-226.
22Цит по: Меньшиков М.О. Нецарственный империализм // Нация и империя
в русской мысли начала века. М., 2004. С. 61.
23Устрялов Н.В. К вопросу о русском империализме // Нация и империя в русской
мысли начала века. М., 2004. С. 253.
24Савицкий П.Н. Русские среди народов Евразии. 1938-1939 / [Электронный ре-
сурс]. URL: http://gumilevica.kulichki.net/SPN/spn11.htm.
25Савицкий П. Н. Борьба за империю // Нация и империя в русской мысли начала
века. М., 2004. С. 261-263.
26Там же. С. 262.
27Савицкий П. Н. Русские среди народов Евразии.
28Струве П.Б. Великая Россия // Нация и империя в русской мысли начала века.
М., 2004.
29Меньшиков М.О. Тирания слабых // Нация и империя в русской мысли начала
века. М., 2004.
30Струве П.Б. Два национализма. С. 225.
31Шмитт К. Теория партизана. Промежуточное замечание к понятию политичес-
кого. М., 2007. С. 34-50.
32Оценка последствий монголо-татарского завоевания — ига зависит от того, ка-
кую позицию занимает оценивающий. В оптике евразийцев оценка будет позитивной,
в оптике официальной историографии — негативной. Поскольку в последнее время
история России становится все менее предсказуемой, постольку исследователь дол-
жен по возможности учитывать степень оптического обмана оценивающих.
33Первый секретарь Калмыцкого обкома КПСС Б.Б. Городовиков шутил в свое
время, что калмыки — самый молодой из европейских народов.
34СусееваДЛ. Письма хана Аюки и его современников (1714-1724): опыт социо-
лингвистического исследования. Элиста, 2003; Сусеева ДЛ. Письма калмыцких ханов
XVIII века и и их современников. 1713-1771 гг. Избранное. Элиста, 2009. С. 118-138.
35Георги И.Г. Описаше всъхъ, обитающихъ въ россшском государствъ, народовъ
и ихъ житейскихъ обрядовъ, обыкновенш, одеждъ, жилищъ, Въроисповеданш и про-
чихъ достопамятностей. Часть 4. Въ Санктъ-Петербургъ, при Императорской Ака-
демш Наукъ, 1799 года; Паллас П.С. Путешествие по разным провинциям Российской
империи. Ч. I. СПб., 1773.
36Анализ предыстории съезда и его значения для ойратов и монголов см.: Санчи-
ров В. П. Джунгарский съезд монгольских и ойратских князей 1640 г. // Вклад кочевни-
ков в развитие мировой цивилизации. Алматы, 2008. С. 185.
37См. Голстунский К.Ф. Монголо-ойратские законы 1640 г. СПб., 1880. С. 36-39.
38Там же. С. 38.
39Там же.
Там же.
41Пальмов Н.Н. Очерки истории калмыцкого народа за время его пребывания
в пределах России. Элиста, 1992.
42Бакунин В.М. Описание калмыцких народов... С. 97.
43Там же. С. 103.
44Там же.
45Там же. С. 101.
46Американские калмыки, так же как и российские, имеют смешанную идентич-
ность, в структуре которой улусная играет не последнюю роль.
47Bormandzinov A. The Kalmyks in the United States 35 Years After. Howell, NJ., 1987.
[Электронныйресурс]. URL: http://forum.freekalmykia.org/index.php?showtopic=178.
48Речь идет о тех американских калмыках, которые еще сохранили калмыцкую
идентичность в составе смешанной американской.
49Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дис-
циплины. М., 2000. С. 89-93.
50Тодаева БХ. Опыт лингвистического исследования эпоса «Джангар». Элиста,
1976. С. 530.
51Мамардашвили М.Л., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические
рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999. С. 184-185.
52Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. M., 2005. С. 26-27.
53Гадамер Г. Истина и метод. M., 1988. С. 512.
54Hirsh F. Empire of Nations. Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet
Union. Ithaca and London, 2005. P. 186-197.
55Cultures in contact: acculturation and change / by J.W. Berry. Allahabad, 1997.
P. 35-39.
56В 1943 году калмыки были депортированы в Сибирь, Казахстан, на Дальний
Восток, а Калмыцкая АССР ликвидирована. Правовой основой депортации стал Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. «О ликвидации Калмыц-
кой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР», где было сформу-
лировано обвинение, что «в период Великой Отечественной войны многие калмыки
изменили Родине». Уже на следующий день 28 декабря 1943 г. в ходе операции «Улу-
сы» мирное население, а это были в основном женщины, дети и старики, было высла-
но. Мужчин, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, отзывали
с фронтов и отправляли в Широклаг и другие лагеря в течение полугода. Холодной зи-
мой 1943-1944 года спецпереселенцев привезли в скотных вагонах в январскую Си-
бирь и поселили в бараках, школах. Для трети переселяемых калмыков путь в Сибирь
стал дорогой смерти.
57Слухи эти были совершенно безосновательны, во-первых, потому, что такого
голода, который случился в 1920-е годы в Поволжье во время коллективизации, в Кал-
мыкии не было. Кроме того, к 40-м годам калмыки все еще строили свое повседнев-
ное поведение, руководствуясь этическими нормами буддизма, согласно которому
не так страшна смерть, как плохое перерождение. Поэтому о каннибализме не могло
быть и речи.
58Респондент Л.М.Э.-А.
59Сибирячка вспоминает свои детские впечатления о гастрономическом поведе-
нии калмыков: «Ваши калмыки работали на поле, картошку собирали. Разведут костер
и в ведре мясо варят, потом едят, прямо руками». По тону можно было понять, что дети
пугались калмыков и воспринимали их как непонятных, а значит вызывающих опасе-
ние людей.
45Там же. С. 101.
46Американские калмыки, так же как и российские, имеют смешанную идентич-
ность, в структуре которой улусная играет не последнюю роль.
47Bormandzinov A. The Kalmyks in the United States 35 Years After. Howell, NJ., 1987.
[Электронныйресурс]. URL: http://forum.freekalmykia.org/index.php?showtopic=178.
48Речь идет о тех американских калмыках, которые еще сохранили калмыцкую
идентичность в составе смешанной американской.
49Леонтьева Г.А., Шорин П.А., Кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дис-
циплины. М., 2000. С. 89-93.
50Тодаева БХ. Опыт лингвистического исследования эпоса «Джангар». Элиста,
1976. С. 530.
51Мамардашвили М.Л., Пятигорский А.М. Символ и сознание. Метафизические
рассуждения о сознании, символике и языке. М., 1999. С. 184-185.
52Козлова Н.Н. Советские люди. Сцены из истории. M., 2005. С. 26-27.
53Гадамер Г. Истина и метод. M., 1988. С. 512.
54Hirsh F. Empire of Nations. Ethnographic Knowledge and the Making of the Soviet
Union. Ithaca and London, 2005. P. 186-197.
55Cultures in contact: acculturation and change / by J.W. Berry. Allahabad, 1997.
P. 35-39.
56В 1943 году калмыки были депортированы в Сибирь, Казахстан, на Дальний
Восток, а Калмыцкая АССР ликвидирована. Правовой основой депортации стал Указ
Президиума Верховного Совета СССР от 27 декабря 1943 г. «О ликвидации Калмыц-
кой АССР и образовании Астраханской области в составе РСФСР», где было сформу-
лировано обвинение, что «в период Великой Отечественной войны многие калмыки
изменили Родине». Уже на следующий день 28 декабря 1943 г. в ходе операции «Улу-
сы» мирное население, а это были в основном женщины, дети и старики, было высла-
но. Мужчин, сражавшихся на фронтах Великой Отечественной войны, отзывали
с фронтов и отправляли в Широклаг и другие лагеря в течение полугода. Холодной зи-
мой 1943-1944 года спецпереселенцев привезли в скотных вагонах в январскую Си-
бирь и поселили в бараках, школах. Для трети переселяемых калмыков путь в Сибирь
стал дорогой смерти.
57Слухи эти были совершенно безосновательны, во-первых, потому, что такого
голода, который случился в 1920-е годы в Поволжье во время коллективизации, в Кал-
мыкии не было. Кроме того, к 40-м годам калмыки все еще строили свое повседнев-
ное поведение, руководствуясь этическими нормами буддизма, согласно которому
не так страшна смерть, как плохое перерождение. Поэтому о каннибализме не могло
быть и речи.
58Респондент Л.М.Э.-А.
59Сибирячка вспоминает свои детские впечатления о гастрономическом поведе-
нии калмыков: «Ваши калмыки работали на поле, картошку собирали. Разведут костер
и в ведре мясо варят, потом едят, прямо руками». По тону можно было понять, что дети
пугались калмыков и воспринимали их как непонятных, а значит вызывающих опасе-
ние людей.
60Надо заметить, что период социалистического строительства был все же корот-
ким и калмыки не успели еще освободиться от феодальных пережитков. Калмыки пе-
реходили к социализму от кочевого феодализма, традиционные ценности калмыцкого
общества имели феодальное происхождение. Будучи прежде всего воинами, калмыки,
так же как средневековые рыцари, имели гипертрофированное представление о чести
и достоинстве. А.Я. Гуревич наглядно показывает причины такого гипертрофирова-
ния чести и достоинства. Естественно, калмыки стремились вернуть утраченное дос-
тоинство. Один из путей этого — успешная адаптация при помощи русского языка,
другой способ — успешная работа на благо Родины.
61В 2006-2009 гг. автором были записаны устные истории о депортации, расска-
занные пожилыми женщинами-калмычками, пережившими переселение. Они помнят
детали переселения, так как к моменту депортации им было 10-16 лет.
62Шамур — коптилка из пакли и керосина.
63Георги Б.Ф. Описание всех обитающих в Российском государстве народов.
Ч. 4. СПб., 1799.
64Remilev E. Why the Kalmyks Do Not Speak Their Own Language // Mongolian
Studies. Vol. 37. For2, 3. 2004; Дамбинова В .Д., Коростелев Л.Д. Этноязыковые процес-
сы у калмыков // Калмыки: Перепутье 1980-х. Проблемы этнокультурного развития.
М., 1993.
65Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского ли-
тературного языка. Лексика / Под ред. О.Б.Сиротининой. — Саратов: изд-во Саратов-
ского университета, 1983. С. 48.
66Гринбаум Н.С. Ранняя классика Древней Греции в экономических терминах
Пиндара // Античность как тип культуры. М., 1988. С. 168-178.
67Там же. С. 170.
68Сулейменов О. Аз и Я. Книга благонамеренного читателя. Алма-Ата, 1975.
69Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М, 1981. С. 293.
70Четырова Ё.Б., Топорков В.Л. Языковая лояльность как способ этнической са-
моидентификации // Русский язык в тюрко-славянских этнокультурных взаимодей-
ствиях. М., 2005.
71Как подсчитал научный сотрудник Роскомстата Д.Д. Богоявленский, в 1989 г.
в РСФСР было 165821 калмыков, с родным калмыцким языком 154344, с родным рус-
ским 11356, свободно владели калмыцким как вторым 1540, а русским 144072. Таким
образом, суммарно как родным и как вторым калмыцким владели 155884, или 94,01 %,
а русским 155428, или 93,73 %.
72В рамках социологического исследования ценностных ориентаций молодежи
Калмыкии был проведен экспертный опрос, в котором принимали участие учителя,
директора школ, работники органов управления образованием Калмыкии.
73В данном разделе использованы результаты массового социологического опро-
са, проведенного в 2006-2008 гг. по анкете «Современная молодежь: семья, образова-
ние, национальная культура» в Калмыкии, Якутии, Монголии. Руководитель проекта
Ю.В. Попков (Институт философии и права СО РАН). Организаторы опроса в Калмы-
кии — Л.Б. Четырова, Б.М. Мунянова, в Якутии — М.А. Абрамова, в Западной Монго-
лии — Цэдэв Х.
74 Диаграмма составлена Д.Д. Богоявленским (Институт демографии ГУ ВШЭ).
ким и калмыки не успели еще освободиться от феодальных пережитков. Калмыки пе-
реходили к социализму от кочевого феодализма, традиционные ценности калмыцкого
общества имели феодальное происхождение. Будучи прежде всего воинами, калмыки,
так же как средневековые рыцари, имели гипертрофированное представление о чести
и достоинстве. А.Я. Гуревич наглядно показывает причины такого гипертрофирова-
ния чести и достоинства. Естественно, калмыки стремились вернуть утраченное дос-
тоинство. Один из путей этого — успешная адаптация при помощи русского языка,
другой способ — успешная работа на благо Родины.
61В 2006-2009 гг. автором были записаны устные истории о депортации, расска-
занные пожилыми женщинами-калмычками, пережившими переселение. Они помнят
детали переселения, так как к моменту депортации им было 10-16 лет.
62Шамур — коптилка из пакли и керосина.
63Георги Б.Ф. Описание всех обитающих в Российском государстве народов.
Ч. 4. СПб., 1799.
64Remilev E. Why the Kalmyks Do Not Speak Their Own Language // Mongolian
Studies. Vol. 37. For2, 3. 2004; Дамбинова В .Д., Коростелев Л.Д. Этноязыковые процес-
сы у калмыков // Калмыки: Перепутье 1980-х. Проблемы этнокультурного развития.
М., 1993.
65Разговорная речь в системе функциональных стилей современного русского ли-
тературного языка. Лексика / Под ред. О.Б.Сиротининой. — Саратов: изд-во Саратов-
ского университета, 1983. С. 48.
66Гринбаум Н.С. Ранняя классика Древней Греции в экономических терминах
Пиндара // Античность как тип культуры. М., 1988. С. 168-178.
67Там же. С. 170.
68Сулейменов О. Аз и Я. Книга благонамеренного читателя. Алма-Ата, 1975.
69Филин Ф.П. Истоки и судьбы русского литературного языка. М, 1981. С. 293.
70Четырова Ё.Б., Топорков В.Л. Языковая лояльность как способ этнической са-
моидентификации // Русский язык в тюрко-славянских этнокультурных взаимодей-
ствиях. М., 2005.
71Как подсчитал научный сотрудник Роскомстата Д.Д. Богоявленский, в 1989 г.
в РСФСР было 165821 калмыков, с родным калмыцким языком 154344, с родным рус-
ским 11356, свободно владели калмыцким как вторым 1540, а русским 144072. Таким
образом, суммарно как родным и как вторым калмыцким владели 155884, или 94,01 %,
а русским 155428, или 93,73 %.
72В рамках социологического исследования ценностных ориентаций молодежи
Калмыкии был проведен экспертный опрос, в котором принимали участие учителя,
директора школ, работники органов управления образованием Калмыкии.
73В данном разделе использованы результаты массового социологического опро-
са, проведенного в 2006-2008 гг. по анкете «Современная молодежь: семья, образова-
ние, национальная культура» в Калмыкии, Якутии, Монголии. Руководитель проекта
Ю.В. Попков (Институт философии и права СО РАН). Организаторы опроса в Калмы-
кии — Л.Б. Четырова, Б.М. Мунянова, в Якутии — М.А. Абрамова, в Западной Монго-
лии — Цэдэв Х.
74 Диаграмма составлена Д.Д. Богоявленским (Институт демографии ГУ ВШЭ).
75Вульф К. К генезису социального. Мимезис, перформативность, ритуал. СПб.,
76Там же. С. 51.
77Вишневский Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.
С. 37-52.
78Шантаев Б.А. Деньги как отражение этнокультурных ценностей у калмыков //
VIIIКонгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Оренбург, 1-5
июля 2009. Оренбург, 2009. С. 572.
79Автор наблюдала в течение нескольких месяцев 2005—2006 гг. за жизнью кал-
мыцкой общины в США. Организационными центрами общины в разные годы явля-
лись четыре буддийских храма и несколько обществ. Речь идет об организации, дей-
ствующей при буддийском храме в Филадельфии — TheKalmyksBrotherhoodSociety
(официальный сайт: www.kalmykphilly.org), а также об организации «Единство», Ас-
социация калмыков в Америке, Ди-пи-дом (С. Бадушев) и др. Автором были собраны
интервью, а также эмпирический материал методом включенного наблюдения.
80См.: Безнощенко А. Калмыки в белом движении // Казачество России в Белом
движении / Альманах «Белая гвардия». 2005. № 8. С. 43-44.
81Гучинова Э.-Б. Улица «KalmukRoad». История, культура идентичности в кал-
мыцкой общине США. СПб., 2004. С. 158-159.
82Известный представитель калмыцкой интеллигенции в эмиграции, соратник ев-
разийцев классического периода. См.: Хара-Даван Э. Чингисхан. Великий завоева-
тель. М., 2008.
83Интервью с Е.Д.
84Тема коллаборационизма является травматичной для калмыков по сию пору.
Э.-Б. Гучинова правомерно ставит вопрос о необходимости осознания народом син-
дрома коллективной вины, которая была навязана ему в советское время. Данная тема
табуирована в массовом сознании. Например, ни в одной устной истории о депортации
тема коллаборационизма не поднимается самими рассказчиками. Но если вопрос фор-
мулируется прямо, то обычно дается негативная оценка людей, сотрудничавших с фа-
шистами, как «предателей».
85Об этом см.: Гучинова Э.-Б. Улица «KalmukRoad»... С. 31-60.
86Первыми стали Фред Эдельман, написавший докторскую диссертацию о калмы-
ках «KalmykCulturalRenewal» (1960), и Пола Рубел, написавшая монографию «The
Kalmyk Mongols. A Study in Continuity and Change» (1967).
87Rubel P. The Kalmyk Mongols. A Study in Continuity and Change. Indiana Univer-
sity Press, 1967. P. 83-84.
88Ibid. Р. 85-86.
89РеспондентS.B.
90Респондент L.B.
91Наминов-Бурхинов Д. Борьба за гражданские права калмыцкого народа. М.;
Элиста, 1997. С. 13-16.
92Вульф К. К генезису социального.. С. 53.
93Интервью с B.C.
94Интервью с L.B.
95Интервью с L.B.
77Вишневский Г. Серп и рубль. Консервативная модернизация в СССР. М., 1998.
С. 37-52.
78Шантаев Б.А. Деньги как отражение этнокультурных ценностей у калмыков //
VIIIКонгресс этнографов и антропологов России: тезисы докладов. Оренбург, 1-5
июля 2009. Оренбург, 2009. С. 572.
79Автор наблюдала в течение нескольких месяцев 2005—2006 гг. за жизнью кал-
мыцкой общины в США. Организационными центрами общины в разные годы явля-
лись четыре буддийских храма и несколько обществ. Речь идет об организации, дей-
ствующей при буддийском храме в Филадельфии — TheKalmyksBrotherhoodSociety
(официальный сайт: www.kalmykphilly.org), а также об организации «Единство», Ас-
социация калмыков в Америке, Ди-пи-дом (С. Бадушев) и др. Автором были собраны
интервью, а также эмпирический материал методом включенного наблюдения.
80См.: Безнощенко А. Калмыки в белом движении // Казачество России в Белом
движении / Альманах «Белая гвардия». 2005. № 8. С. 43-44.
81Гучинова Э.-Б. Улица «KalmukRoad». История, культура идентичности в кал-
мыцкой общине США. СПб., 2004. С. 158-159.
82Известный представитель калмыцкой интеллигенции в эмиграции, соратник ев-
разийцев классического периода. См.: Хара-Даван Э. Чингисхан. Великий завоева-
тель. М., 2008.
83Интервью с Е.Д.
84Тема коллаборационизма является травматичной для калмыков по сию пору.
Э.-Б. Гучинова правомерно ставит вопрос о необходимости осознания народом син-
дрома коллективной вины, которая была навязана ему в советское время. Данная тема
табуирована в массовом сознании. Например, ни в одной устной истории о депортации
тема коллаборационизма не поднимается самими рассказчиками. Но если вопрос фор-
мулируется прямо, то обычно дается негативная оценка людей, сотрудничавших с фа-
шистами, как «предателей».
85Об этом см.: Гучинова Э.-Б. Улица «KalmukRoad»... С. 31-60.
86Первыми стали Фред Эдельман, написавший докторскую диссертацию о калмы-
ках «KalmykCulturalRenewal» (1960), и Пола Рубел, написавшая монографию «The
Kalmyk Mongols. A Study in Continuity and Change» (1967).
87Rubel P. The Kalmyk Mongols. A Study in Continuity and Change. Indiana Univer-
sity Press, 1967. P. 83-84.
88Ibid. Р. 85-86.
89РеспондентS.B.
90Респондент L.B.
91Наминов-Бурхинов Д. Борьба за гражданские права калмыцкого народа. М.;
Элиста, 1997. С. 13-16.
92Вульф К. К генезису социального.. С. 53.
93Интервью с B.C.
94Интервью с L.B.
95Интервью с L.B.
96Следует сказать, что американские калмыки строят свои представления о рос-
сийских калмыках, основываясь на опыте общения с эмигрантами третьего поколения.
Речь идет, прежде всего, о локальной группе эмигрантов, проживающих в Нью-Джер-
си и работающих в Нью-Йорке. Понятно, что образ российского калмыка, сложивший-
ся в сознании американских калмыков на основании опыта общения с такой группой,
не является репрезентативным.
97Этнические группы и социальные границы / под ред. Ф. Барта. М., 2006. С. 35.
98Респондент S.B.
99Респондент Е.Д.
100Этнические группы и социальные границы. С. 31.
101Оценка соотечественниками степени свободы в Америке иная. Мальчик-под-
росток, переехавший с родителями в США несколько лет назад, говорит, что «в амери-
канских школах нет freedom». На вопрос почему? Он отвечает потому, что «нельзя бе-
гать, стрелять из рогатки, громко кричать». Таков смысл свободы для него.
102Респондент S.B.
103Респондент S.B.
104Респондент Е.Д.
105Респондент А.Н.
106WallMartи Target— сеть супермаркетов, где продаются недорогие одежда,
обувь, косметика, предметы гигиены, канцтовары, посуда, мебель и т. д.
107Респондент Е.Д.
108Американцы среднего класса предпочитают покупать одежду и обувь на рас-
продажах, цена покупаемых туфель, например, не превышает обычно 30-50 долларов.
109Респондент S.T.
110Респондент T.S.
111Респондент S.B.
112Респондент L.B.
113Респондент S.B.
114Респондент В.С.
115К числу таких калмыков относились Л. Уланов, Э. Николаев, С. Цагадинов, д-р
Чурюмов, А. Борманжинов.
116Оболенская-Флам Л. Мюнхен, 1945 — Нью-Йорк, 1995 // Русская мысль. 1995.
5-11 октября.
117Интервью с А. Иванчуковым. А. Иванчуков учился в русской гимназии при Доме
Милосердного Самаритянина в послевоенном Мюнхене. Ему приходилось ежедневно
преодолевать на велосипеде дорогу в 25 километров. Он выучил не только немецкий
язык, но и английский, что впоследствии помогло ему получить высшее образование.
Он закончил университет штата Вашингтон в Сиэтле, где преподавал известный калмы-
ковед Н. Поппе. Имеет также диплом Американского университета.
118Респондент L.B.
119Респондент Е.Д.
120Респондент А.Н.
Календарь
Материалы данного раздела
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. ЕВРАЗИЙСКИЙ МИР
- 2. ЦЕННОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ
- 3. КОНСТАНТЫ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- 4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ НАРОДОВ ВНУТРЕННЕЙ ЕВРАЗИИ
- 5. КАЛМЫКИ: МЕЖДУ ВОСТОКОМ И ЗАПАДОМ
- 6. БОЛЬШОЙ АЛТАЙ: ЛОКУС САМООРГАНИЗАЦИИ ЕВРАЗИЙСКОГО МИРА
- ПРИЛОЖЕНИЕ 1
- ПРИЛОЖЕНИЕ 2
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | |
3 года 2 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | |
3 года 3 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,871 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 3 дня назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,202 | |