- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
9.3. Определение возраста
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Эта процедура в связи с нашей темой, конечно, является основной. Она неплохо разработана в анатомии и палеоантропологии, хотя, разумеется, и здесь имеют место известные ограничения'^ Наиболее употребительные способы определения возраста взрослых субъектов опираются на степень зарастания черепных швов и степень стертости зубов. Зарастание черепных швов во внутренней полости черепной коробки точнее соответствует биологическому возрасту, но его оценка требует специальных осветительных приспособлений, т.е. значительных дополнительных затрат времени, и поэтому в массовой практической работе малоупотребительна. Стертость зубов провоцируется в ряде отсталых обществ дополнительной нагрузкой на них жеванием кожи, например, при ее обработке. Подобная нагрузка могла иметь место и в древних обществах. Но в совокупности использование обоих морфологически независимых признаков зарастания черепных швов и стертости зубов дает хорошие результаты и позволяет определить биологический возраст взрослых индивидуумов с точностью до 10, в ряде случаев даже до 5 лет.
Более тонкая фиксация биологического возраста возможна с помощью наблюдения над внутренней структурой костей тазового пояса и головки бедренной кости^. Однако применение этой методики, которая повышает точность определения возраста во взрослом состоянии до 1-3 лет, требует распила костей, что само по себе трудоемко и невозможно на уникальных объектах, скажем скелетах ископаемых людей большой древности. Поэтому в стандартных палеоантропологических исследованиях такая методика хотя и рекомендуется, но не применяется, и подавляющее большинство исследователей предпочитают прибегать к автоматическим процедурам, дающим возможность определять возраст в указанном диапазоне, т.е. с точностью до 5-10 лет.
Пока происходит прорезывание молочных, а затем постоянных зубов, т.е. приблизительно до 20 лет (хотя третьи моляры так называемые зубы мудрости могут задержаться и до 26-28 лет, а в редких случаях и совсем не появляются), биологический возраст может быть определен с гораздо большей точностью до 2 лет, иногда до года^. В то же время должен подчеркнуть, что огромные по масштабам наблюдения над сроками прорезывания молочных и постоянных зубов на популяционном уровне показали, что эти сроки варьируют, иными словами, зубы прорезываются в различных районах и у представителей разных рас и народов в близкие, но не тождественные сроки и, следовательно, биологическая зрелость, что подтверждается вариациями и других признаков, наступает неодновременно . Это важно упомянуть, ибо появляются исследования, в которых возраст отдельных индивидуумов (речь идет в первую очередь об очень древних уникальных находках) определяется с точностью до полугода^: подобная точность полностью игнорирует отмеченный факт вариабельности сроков прорезывания отдельных зубов, полученный при изучении современного населения и, очень вероятно, еще более демонстративно выраженный в древних популяциях.
Специфика характеристики детской смертности. Прежде всего можно вычислить процент умерших детей по отношению ко всем умершим взрослым или по отношению ко всем умершим, о котором выше уже упоминалось. Этот параметр не фигурирует в таком виде в современной демографии, нечасто используется он и в исторической демографии. Однако при вычислении его нужно иметь в виду два обстоятельства, несоблюдение даже одного из которых лишает всю процедуру какого-либо эвристического смысла.
Первое из указанных обстоятельств могильник должен быть раскопан полностью и также полностью должен быть собран происходящий из него палеоантропологический материал, включая детские скелеты. Между тем их собирание и сохранение в полевых условиях требует особого внимания, что далеко не всегда встречается на практике. Иногда отмечается только возраст умерших детей, что делается на глаз; часто собранный в поле материал не доходит до исследователя из-за своей фрагментарности или доходит в таком виде, что с ним палеоантропологу уже нечего делать. Наконец, не последнюю роль играет то, что детские скелеты действительно сохраняются в земле чаще всего в разрушенном виде и детские погребения оказываются пустыми или почти пустыми.
Второе обстоятельство невозможно учитывать в конкретной работе, хотя и это нужно иметь в виду. Этнографические примеры своеобразия детских погребений достаточно многочисленны, в любой из древних культур мог иметь место неизвестный нам обычай особенного или даже отдельного от взрослых захоронения детей'^ Если они захоранивались особо внутри того же могильника, что и взрослые, то в силу специфики погребальных сооружений, в которых они погребены, могут быть не обнаружены. Если детей хоронили отдельно, то вероятность их не обнаружить еще больше увеличивается. И та и другая ситуации таковы, что опасность получить при вычислении процента детской смертности ошибку остается совершенно реальной. Поэтому каждый случай отклоняющейся величины процента должен быть подвергнут специальному исследованию.
Выше уже говорилось в общем о хронологических рамках палеодемографии, рассмотрим теперь этот вопрос более подробно. Палеоантропологический материал охватывает практически всю историю человечества, для того чтобы осуществить полную коннексию антропологических наблюдений над древними и современными народами, раскапываются близкие к современности кладбища с целью сбора краниологических и остеологических коллекций . Выше приводился и пример значимости палеодемографической характеристики какой-нибудь поздней популяции, если по ней отсутствует статистическая информация. Однако подобный случай необходимости получения палеодемографической характеристики для отдельной поздней популяции, нетипичный и редкий, поэтому роль палеоантропологических материалов и опирающихся на них палеодемографических характеристик по мере приближения к современности заметно уменьшается.
Для эпохи бесписьменной истории палеодемографические сведения, очевидно, уникальны, и главная задача состоит в том, чтобы их по возможности регулярно и постоянно пополнять. Сейчас в связи с развитием интереса к демографической динамике человечества и полным осознанием исторической важности этого явления палеоантропологический материал все чаще служит для реконструкции палеодемографических характеристик, и можно думать, что пополнение палеодемографической информации пойдет достаточно быстро. Какова верхняя хронологическая граница уникальности палеодемографических данных и несводимости их ни к каким другим? Наиболее ранние письменные документы, поддающиеся прочтению, падают на рубеж IV-III тысячелетий до н.э., но в достаточном числе они появляются лишь в III-II тысячелетиях до н.э. Казалось бы, эти два тысячелетия, скорее даже II тысячелетие до н.э., должны ознаменовать рубеж, с которого палеодемографические сведения должны постепенно замещаться историко-этнографическими. Но ранние письменные источники почти не содержат демографических сведений, кроме достаточно фантастических сообщений о гомерической численности древних армий и колоссальном числе взятых в плен врагов^. Эти сведения появляются лишь в античное время. К этой эпохе, в частности, относятся массовые надгробные эпитафии, служащие хорошим историко-демографическим источником^. Поэтому с известной условностью, конечно, следует датировать окончание разрешающей способности палеодемографических данных серединой 1 тысячелетия до н.э., после которой они замещаются историко-демографическими.
Однако такой вывод верен лишь в первом приближении, так как и после середины 1 тысячелетия до н.э. подавляющая часть ойкумены освещена письменными источниками крайне плохо и выборочно, остаются громадные пространства, прямые сведения о населении которых доставляются нам лишь археологией и палеоантропологией. К сожалению, последние во многих районах также изучены плохо, палеоантропологический материал настолько фрагментарен, что он непригоден для сколько-нибудь обширных палеодемографических реконструкций. Все же для территории обеих Америк он остается единственным источником демографических сведений, так же как и для Австралии". Не описан палеоантропологический материал из древних погребений Океании. Африка южнее Сахары также не дала пока за редкими исключениями массовой палеоантропологии", но долина Нила изучена в этом отношении исключительно хорошо^, и палеодемографическая ситуация поэтому может быть там реконструирована до эпохи птолемеевского Египта". Европейские материалы огромны, происходят из разных областей, хронологически разновременны, иными словами, исключительно информативны в палеодемографическом отношении^. Они уже послужили базой для ряда палеодемографических работ , сохраняя самостоятельное значение до эпохи средневековья включительно. То же можно повторить и о Кавказе и Средней Азии^. В Северной Азии палеоантропология в качестве источника палеодемографической информации сохраняет свою роль до прихода русских поселенцев во всяком случае, и для отдельных районов такое заключение справедливо для XVIII и даже начала XIX в." Выборочные данные палеодемографического характера могут быть получены в отношении лишь древнейшего населения Передней Азии эпохи энеолита, бронзы и раннего железа^. Что касается остальных азиатских стран, то известный с их территории палеоантропологический материал либо фрагментарен, либо опубликован слишком обще, чтобы служить целям палеодемографии.
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- 1. ЧЕЛОВЕК: БИОЛОГИЯ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ
- 2. АНТРОПОГЕОЦЕНОЗЫ - СУЩНОСТЬ, ТИПОЛОГИЯ, ДИНАМИКА
- 3. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ - ПРОЦЕССА АНТРОПОГЕНЕЗА
- 4. РАССЕЛЕНИЕ И ЧИСЛЕННОСТЬ ДРЕВНЕЙШЕГО ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- 5. АДАПТАЦИЯ И НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ
- 6. ГЕНЕТИЧЕСКАЯ АДАПТИВНОСТЬ
- 7. ОБ ИСТОРИЧЕСКОЙ УРБОЭКОЛОГИИ
- 8. НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПАЛЕОЭКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
- 9. ПАЛЕОДЕМОГРАФИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ
- 10. ПРИРОДА И ОБЩЕСТВО: ЭТАПЫ ВЗАЙМОДЕЙСТВИЯ
- 11. ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДМЕТ, ГРАНИЦЫ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ
- 11.1. Общая экология и специальная экология
- 11.2. Общая экология и экология человека
- 11.3 Предметное содержание экологии человека и смежные науки
- 11.4. Экологизация общественного сознания и пропаганда экологического мышления
- 11.5. Экологическое законодательство
- 11.6. Экологическое образование
- 11.7. О первичном и вторичном знании
- 11.8. Литература
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 44 недели назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,204 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,204 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,204 | |
3 года 22 недели назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,204 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 46 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,096 | |