9. ПАЛЕОДЕМОГРАФИЯ: СОДЕРЖАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Историческая демография намного древнее палеодемографии. Значение письменных свидетельств для восстановления демографической ситуации прошлых эпох было осознано чрезвычайно рано, и на основании этих письменных свидетельств сразу же стали делаться прикидки о численности населения отдельных областей, числе участников сражений и т.д. На протяжении почти двух тысячелетий сообщения античных авторов о численности народов и участников известных битв воспринимались некритически, и из работы в работу переходили фантастические цифры, во много раз превышающие реальную численность древних народов. Лишь начиная с классических исследований последней четверти прошлого века, из которых первое место по тщательности анализа источников и взвешенности выводов, бесспорно, занимает книга К. Белоха', начался подлинно научный период в развитии исторической демографии, период получения достоверных данных и перекрестной их проверки, разработки методики использования письменных источников как источников демографической информации, вдумчивой критики античных и средневековых авторов на предмет сообщаемых ими демографических сведений. За столетний период своего развития историческая демография накопила огромный информационный багаж, о котором нужно сказать, что он включает данные не только о численности населения тех или иных государств или крупных географических областей в разные исторические эпохи, но и о динамике этой численности на протяжении иногда довольно длительных промежутков времени^.

Палеодемография, по моему мнению, представляет собой частную область исторической демографии, какой-то достаточно обширный фрагмент в общей панораме историко-демографического знания. Эта область опирается на палеоантропологический материал и использует результаты его изучения для демографических реконструкций, относящихся к представленным в этом материале выборкам. Такие реконструкции возможны лишь потому, что в палеоантропологии разработаны разнообразные способы характеристики морфофизиологических особенностей индивидуума, включая его половую принадлежность и биологический возраст. Обе эти особенности, фиксируемые в зависимости от применяемой методики с большей или меньшей точностью в каждом индивидуальном случае, являются первичными для получения групповых характеристик, с которыми работает палеодемография, подобно всем другим разделам исторической демографии. В чем специфика палеодемографии в рамках исторической демографии?

Прежде всего в хронологической приуроченности информации, извлекаемой из палеодемографического исследования. Палеодемографические наблюдения имеют наибольшее значение для того периода человеческой истории, который не освещен никакими письменными источниками, т.е. для огромного отрезка времени, начиная с появления первых гоминид и кончая рубежом IV-III тысячелетий до н.э. Но это общие хронологические рамки для очень многих территорий, на которых были расселены народы, не имевшие письменности. Палеодемография является единственным поставщиком демографической информации вплоть до эпохи средневековья. К сожалению, осознание этого обстоятельства, а именно большого и во многом уникального значения палеодемографических данных, наступило поздно, поэтому очень ценные в других отношениях палеоантропологические работы конца прошлого века и нашего столетия до 40-х годов фактически не содержат никаких демографических характеристик, даже первичных, и непригодны для палеодемографических реконструкций. Именно с того времени можно вести начало палеодемографических наблюдений, и палеодемография как область знания, как особая научная дисциплина, если можно так выразиться, скрещенного происхождения, опирающаяся целиком на палеоантропологический материал, но служащая исторической демографии, еще продолжает свой рост, что выражается в поисках наиболее эффективных методов групповых характеристик, обсуждении контуров науки и ее информативных возможностей. Отсюда и известная разностильность палеодемографических работ: многие палеодемографические данные фигурируют в специально посвященных им разделах палеоантропологических сочинений более общего характера, многие сообщаются попутно с палеоантропологическим анализом^, часто изучается палеодемография одного какого-нибудь могильника, но есть, естественно, и исследования сопоставительного плана'.

Однако специфика палеодемографии не только в ее определенной хронологической приуроченности. В конце концов можно получить при наличии палеоантропологического материала палеодемографические характеристики какой-нибудь популяции XVIII-XIX вв. и даже еще более близкой к современности, и при отсутствии сведений о ее численности и возрастной структуре в переписях или письменных источниках, при невозможности получить эти данные косвенным путем подобные палеодемографические характеристики будут иметь самостоятельное значение. Специфика заключается в самом характере палеодемографических данных, извлекаемых из палеоантропологического материала. Дальше эти специфика будет разобрана подробно, здесь же скажу лишь, что она выражается и в специфике тех групп, для которых мы получаем палеодемографическую информацию, и в специфике параметров самой этой информации. Те группы, которые фигурируют в палеодемографической литературе, далеко не всегда соответствуют реальным общественным ячейкам древних обществ - этническим, племенным или родовым группам и даже людям, относящимся к одному строго фиксированному отрезку времени, более или менее соответствующему жизни двух-трех поколений; такова специфика палеоантропологических выборок. И демографические параметры, которые мы определяем в такой выборке, процент умерших детей по отношению к числу умерших взрослых, средний возраст смерти мужчин и женщин, процент людей, умерших в разном возрасте, по отношению к общему числу умерших не совпадают со стандартными демографическими параметрами.

Разумеется, все это следует иметь в виду при использовании палеодемографических данных, и все это затрудняет их прямое сопоставление с историко-демографическими, тем более что и в последних немало пробелов. В принципе уже назрела задача получения для каких-то выборок двух рядов характеристик: опирающихся на результаты палеоантропологического исследования палеодемографических и опирающихся на истолкование тех или иных исторических источников - историко-демографических. Их прямое сравнение в одних и тех же выборках позволит получить поправочные коэффициенты для перевода одного ряда наблюдений в другой и их вероятностные оценки. Но процедура эта, теоретически более или менее ясная, пока может быть реализована лишь частично из-за отсутствия подходящих данных.

Палеодемография, как уже говорилось, не только черпает свою информацию из палеоантропологического исследования палеодемографические данные целиком зависят от характера палеоантропологического материала и способов его изучения. Поэтому характеристика палеоантропологического материала как источника для первичных палеодемографических наблюдений является совершенно необходимой предпосылкой для всего дальнейшего изложения.

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Отголоски Солнца - Фото Игоря Хайтмана

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Активность на сайте

сортировать по иконкам
3 года 6 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,991 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,991 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,991 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 37 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 304,991 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 9 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,379 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!