4.1. Создание человеческой культуры, параллельной культуре природы

Первобытная культура, заключалась в повседневной хозяйственной деятельности людей, выработке трудовых навыков, создании простейших орудий труда, а также в первых образцах художественного творчества и обрядовых действиях. Вот это последнее, собственно культура, не несущая экономической компоненты, не дающее очевидных материальных благ и не свойственное ни одному животному планеты нас интересует более всего. Можно представить следующую картину зарождения этой части культуры.

По словам Никольского Н.В. в первобытной культуре деятельность человека носила синкретический, нерасчлененный характер. Это обусловило формирование своеобразного образа природы. Характерным было, во-первых, единство человека и осваиваемой им природной среды, во-вторых, неосознанность различий между реальностью и вымыслом, в-третьих, отсутствие развитых форм социального самосознания. Последнее было порождено аморфностью социальной организации. Кроме того, у древнего человека доминировало чувственное восприятие и базирующееся на нем воображение. (Никольский Н.В. Загадка первобытной культуры).

Мы можем предположить, что крупный мозг вынудил наших предков не только лучше приспосабливаться к своим местообитаниям, не только усложнить поведение, но и фантазировать. Люди видели мир, жили в нем и строили идеальные картины этого же мира. Мир созданный в собственном представлении было легче переустроить в соответствии со своими желаниями, чем реальный

Наряду с реальными шагами по изменению численности добычи, увеличению интенсивности и добычливости охоты, все более предпринимались и идеальные приемы. Появились культы животных, на которых человек охотился. Для них создавались, специальные уголки в пещерах, где происходило поклонение черепам оленей, или медведей, или других животных. Если не удавалось в реальной жизни заставить добычу быть более послушной, то зарождался и развивался некий ритуал (обряд), направленный к этой цели. Он помогал реализовать желаемое хотя бы теоретически (идеально). Удачную охоту ведь можно не только провести, но и заранее изобразить в соответствующем обряде. Далее функции обрядов расширялись. Вполне вероятно, что эти древние люди использовали раскраску тела и ритуальные танцы в своих пещерах и для того, чтобы запугать предполагаемого врага (конкурента-хищника, конкурента-иноплеменника), а не только создать предпосылки к удачной охоте.

Идеальная картина мира была настолько похожа на реальную, что человек попробовал сделать ее инструментом своего воздействия на окружающую природу. Он освоил живопись. Это был новый язык для сохранения и передачи информации, а также для культовых целей. Первоначальные формы искусства рисования обнаруживаются у охотничьих племен кроманьонцев. Изображение животных в сознании древних, видимо, гарантировало обилие дичи. Сцены удачной охоты создавали будущую удачу в реальной охоте. Теперь мастер живописец помогал охотникам, рисуя сцены охоты, богатую добычу, то есть по-своему создавал предпосылки удачи. Если охотники приносили много дичи, то, племя считало это большой заслугой и живописца тоже. Отсюда в сознании людей кроме настоящей охоты стала постоянно формироваться ее идеальная модель, и эта модель получала свое как бы натуральное воплощение на стене пещеры.

Так зарождалась человеческая культура, и начинались потери экологических составляющих в стратегии и тактике жизни племен. Ведь в идеальной картине мира легко пренебречь экологическими правилами, сократить и упростить путь к успеху. Здесь не требуется скрупулезного следования законам природы. В вымышленном мире можно летать, превращаться в любых существ и добывать любые блага безо всякого напряжения ума или мышц. Здесь взаимоотношения между соплеменниками были более действенны, чем силы природы. Попроси колдуна и он отменит голод. Прикажи членам племени, и они станут носить тебе еду. Так безо всякой охоты можно жить сытно, пусть и на фоне голодного племени. Социальные правила начинают все сильнее корректировать экологические взаимодействия, а в дальнейшем и подменять их в сознании людей.

Культура, как совокупность созданных обществом духовных и материальных ценностей, имела свои этапы развития. Сформулированы специфические правила и закономерности ее зарождения и развития. Естественно, что преобладание духовных ценностей уже исключает в такой конструкции проявление экологических закономерностей. Это был первый явный знак того, что развитие культуры будет восприниматься как антипод природному, экологическому ходу событий. В такой связи все чаще человек будет пытаться подменить экологические закономерности культурными правилами. Это стремление, наделять человеческими чертами различных животных, а затем и силы природы. Только в этом случае человек может обращаться к ним напрямую, надеясь на взаимопонимание. Мы с вами и сейчас живем в странном мире, где законы природы в сознании граждан тесно переплетаются с фантазиями, чудесами и бытовыми правилами разных времен. Кроме того, люди очень часто подменяют их то законами общества, а то и придуманными антропоморфными конструкциями. В них природные силы, растения и животные вступают в совершенно невероятные взаимодействия, регламентируемые правилами человеческого общежития. Культура не соответствует экологическим правилам, потому что она создана человекам для облегчения его внутрипопуляционных отношений. В области культуры действуют социальные правила. (Ердаков,2002)

Когда, используя только социальные правила, люди начинают перестройку биоценозов, в которых они живут, результаты оказываются чаще всего не прогнозируемые. Вспомним, среди социальных понятий существуют такие как «друг» и «враг». Они очень важны в построении любого социума. В племени просто необходимо ослабить вражду и усилить дружеские взаимодействия. Для выживания племени или еще более крупной группы часто оказывается полезным обострение чувства вражды и, тем самым, сплачивания племени против общего врага. Даже в социологии имеется разграничения связанные с различиями в уровне организации. На уровне особи действуют моральные правила, а на уровне групп особей (популяционном) – нравственные. Даже здесь у людей еще заметна путаница в оценках вражды и дружбы, ибо понятия «пользы» и «вреда», понятия «хорошо» и «плохо» оказываются неодинаковыми при оценке одного и того же действия по отношению к одному человеку, или к группе людей или к целому государству.

И вот, при такой спорности этих понятий, в их родной социальной сфере, – ими начинают свободно манипулировать в экологической. Простой перенос их на природные взаимодействия, например между особями это уже попытка наделить все живые организмы моральными качествами, которые человек придумал для членов своего общества. Но конструктор жаждет сделать следующий шаг и награждает популяции организмов нравственными качествами. Далее человек переносит открытые им социальные конструкции на систему межвидовых отношений. Увы, в ней эти законы не проявляются, там реализуются экологические законы. Экологические правила обычно не специалисту неведомы, с миром же природы сталкиваются далеко не одни специалисты. Человек судит окружающих животных по библейским заповедям – если волк убил барана, стало быть, он нарушил заповедь «Не убий». Естественно, что волк плохой. Однако так примитивно поделить мир все-таки нельзя, к тому же мы тоже едим баранов. И человек, вместо того чтобы разрабатывать к обязательному исполнению экологические нормы для себя, начинает просто усложнять имеющиеся социальные правила. Теперь уже кошка, убивающая мышонка в наших глазах хорошая и полезная, потому что мыши вовсе не жертвы и страдальцы, а злодеи, ворующие нашу крупу. Усложнив окружающий мир, определив свои дистанции до различных организмов, мы строим сложную систему этических отношений с ними. У нас появляется уверенность, что эта новая сложная картина мира более соответствует реальной, и мы начинаем действовать в соответствии с ней. Именно тогда и происходит то, что нам так привычно. Мы начинаем руководить природой, выявляя и уничтожая «плохие» организмы, определяя для себя «вредителей» и объявляя им беспощадную борьбу. Мы абсолютно нелепо перестраиваем какое-либо естественное сообщество, дабы обеспечить все потребности для одного из его видов, и очень удивляемся, что в результате оно оказывается весьма неустойчивым.

Тогда мы создаем совершенно новое для природы сообщество, которое как мы надеемся, будет функционировать по нашим правилам и только для нашей пользы. Такого сообщества нет в природе, это наше изобретение! Мы засеваем поле пшеницы. Это конструкция в окрестный биоценоз не включена, и чтобы ее сохранить человеку приходится совершать огромную работу. Он удобряет свое поле, вспахивает почву, борется с сорняками, противостоит болезням своей пшеницы, ухаживает за ней, обеспечивая ее всем необходимым. Пшеница выросла и человеку предстоит долго защищать свой урожай от многочисленных и энергичных потребителей этого ресурса. Сначала на самом поле разворачивается эта циклопическая борьба, затем урожай придется собрать и перевезти в другое место – в хранилище. Там продолжается битва за ресурс, ибо он всегда привлекает потребителей. В конце концов, приходится сделать этот ресурс малосъедобным, и зерна травят каким-либо ядом. Мелкие потребители гибнут, крупные не могут пробраться в хранилище. Теперь человек наконец-то может без особых помех потреблять это ядовитое зерно.

Оглавление
1.1. Необходимые комфортные условия
2.1. Климатические условия и их пригонка к требованиям человека
3.1. Человек не может быть продуцентом
4.1. Создание человеческой культуры, параллельной культуре природы
5.1. Создание пищевых ресурсов
6.1. Попытки человечества, не меняя своей стратегии, сохранить Природу и необходимость эту стратегию изменить
7.1. Опыт древних по включению человека в систему природы – система «табу»
8. Кое-что об экологической аксиоматике
9.1. Общие приспособления к изменению климатических факторов
10. Экологические правила во взаимодействиях популяций
11. Возможные аксиомы в биоценологии
12. Обучение в дошкольном образовательном учреждении (Экологические сведения для воспитателя детского сада)

13. 1. Цель и тема занятия
14. Планирование урока экологии для первого класса
15. Планирование* урока экологии для второго класса
16. Планирование урока экологии для третьего класса
Глава 17. Планирование урока экологии для четвертого класса
18. Возможности интеграции с другими предметами.
Заключение
Литература

Комментарии материала:

Разместить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Интервью с экологами и писателями, рассказы об активистах, истории  гражданских побед и поражений, проблемы настоящего и горизонты будущего.  Подборка лучших статей, опубликованных на сайте ecodelo.org в 2020 году.   Анатолий Лебедев: Сегодня на защите ресурсного криминала уже стоят не банды, как в 1990-е, а вся мощь окрепшего режима О своем литературном и экологическом пути, сибирском и дальневосточном экологическом движение, взаимоотношени...
В солнечный выходной ребята из экологического клуба «ЭкоВолна» Новоозёрской школы побывали в Кислухинском заказнике. Это уже не первая экскурсия юннатов на охраняемую территорию. «И с каждым разом всё интереснее!» – говорят они. Выбираться сюда всей группой возможности нет (почти 30 человек в экоклубе), и потому ходят по очереди. На этот раз прогулялись по ельнику и к озеру. Далее – рассказ педагога Новоозёрской школы Юлии Александровны Божко: – Тишина,...
26 декабря 1995 года создан Корякский заповедник. Второй пик чернобыльского радиационного ада наступает неуклонно и имя ему — америций-241. Ресурс грунтовых вод быстро истощается на Земле и может полностью перестать возобновляться. Эти и другие темы в новом выпуске Дайджеста Международного Социально - экологического союза от Света Забелина. Охрана природы, проблемы окружающей среды и развития человечества. Всё важное и интересное, что произошло в России и мире на текущий день. Дайджес...
От пандемии COVID-19 до глобальных протестов из-за расовой несправедливости, продолжающихся стихийных бедствий и массовой политической активности во всем мире - нет никаких сомнений в том, что это был тяжелый год для мира. Тем не менее, несмотря на все это, постоянные усилия рядовых активистов на переднем крае экологической и социальной справедливости продолжают приносить свои плоды. Читайте дальше, чтобы узнать о пяти победах экологических активистов в 2020 году. Важно...
Отвлечься от действительности, перенестись в места, где не каждому суждено побывать, помогает фотография. Мир природы полон ярких красок и эмоций, которые передаются от автора к зрителю. Разные взгляды, подходы и территории позволят насладиться всем великолепием Большого Алтая. 11 декабря состоится церемония открытия фотовыставки X международного проекта «Живая природа Алтая-2020», поддержанного грантом Губернатора Алтайского края в сфере экологического воспитания, образования и прос...

Материалы данного раздела

Фотогалерея

Активность на сайте

сортировать по иконкам
3 дня 5 часов назад
jeanipelscorp@gmail.com jea...
jeanipelscorp@gmail.com jeanipelscorp@gmail.com аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 206,751 |

i am so satisfacted.my english is poor, sorry :). thx for approving my user greetings wally

5 дней 8 часов назад
idellokastello@gmail.com id...
idellokastello@gmail.com idellokastello@gmail.com аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 206,751 |

Ich bin gegen covid 19. Was ist deine Meinung? mituns

6 недель 3 дня назад
regrestoja@gazeta.pl regres...
regrestoja@gazeta.pl regrestoja@gazeta.pl аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 206,751 |

Hello i am new user and i would to ask you, How to disable a pm?

1 год 24 недели назад
Марина Иванова
Марина Иванова аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 206,751 |

Спасибо за ссылку. Очень пригодилась! ...

4 года 37 недель назад
martaka maminov
martaka maminov аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 206,751 |

Обращайтесь, отличная компания http://www.ecocentrp.ru/about/actions/...

размешен 24.01.21 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...
размешен 24.01.21 | Тип: Статью

24 января 1993 года создан заповедник «Убсунурская котловина». Лесные массивы планеты смягчают последствия изменения климата, ...

размешен 23.01.21 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...
размешен 23.01.21 | Тип: Статью

23 января 1935 года организован Тебердинский заповедник. Китай планирует построить десятки новых электростанций, работающих на угле, и заводы по переработке угля в химикаты, разр...

Подпишись на рассылку

Будьте в курсе последних новостей!

RSS-материал