- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
§2. Смягчение экологических последствий введения монокультуры
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Проявления экологических закономерностей можно нейтрализовать или ослабить направленным воздействием.
Рассмотрим это на примере популяций человека. Поселение человека, особенно город, — это практически монокультура с большой плотностью населения. Число жителей в городах тем не менее продолжает расти. Возникает вопрос, как удается избежать действия экологического правила, по которому существование сообщества, включающего монокультуру с высокой плотностью, неустойчиво и непродолжительно во времени?
Чтобы на него ответить, нужно вспомнить, что основными причинами неустойчивости монокультуры являются ограничение в обеспеченности ресурсами, угроза со стороны потребителей данного вида (его хищников, паразитов, болезнетворных организмов), действие естественного отбора. Как уже говорилось, человек меньше зависит от ресурсов в данной местности, чем любой другой вид, так как он может перераспределять и даже воспроизводить их. Второй особенностью человека является способность защищаться от потребителей своих ресурсов (вредителей), паразитов и болезней. Система давно отработанных санитарно-эпидемиологических мероприятий и медицинского обслуживания делает человечество относительно защищенным от эпидемий. Это же, а также способность создавать комфортные условия жизни, помогает человеку выйти в большой мере из-под действия естественного отбора. Есть и другие важные экологические закономерности, о которых человек должен иметь представление. Дело в том, что популяции людей на Земле, особенно в развитых странах, практически потеряли цикличность своей численности. Население растет там, где жизнь нища и трудна. Высокий жизненный уровень, как правило, стабилизирует плотность населения и останавливает его рост на определенной высоте: численность людей во Франции остается почти неизменной со времен наполеоновских войн.
В природе колебания численности популяций выполняют очень важную функцию. Благодаря им наследственная структура в популяции обновляется и улучшается. Человечество, достигнув определенного уровня организации (грамотности, культуры, технической оснащенности), могло бы с успехом ввести в своем обществе мероприятия, заменяющие в природе колебания численности. Тем самым было бы преодолено еще одно несоответствие в области экологии, которое отличает популяцию человека от популяций диких животных.
Однако проявление этих экологических закономерностей у человека имеет свои опасные стороны. Ни для кого не секрет, что в природе происходит отбор особей, обладающих определенными, полезными для вида, признаками. Такие животные оставляют больше потомства, приспособленность которого непрерывно улучшается. Если кардинально переменить условия среды, в которых жила популяция, то, естественно, изменится и направление отбора. Теперь он продолжится уже по другим признакам, в соответствии с новыми особенностями окружающей среды. Такой микроэволюционный процесс происходит во всех популяциях и дает им возможность вырабатывать «тактику» жизни. Человек сохраняет нежизнеспособных особей, он искусственно поддерживает высокую плотность популяции даже там, где она излишняя. Человек продляет свою жизнь и создает популяционные «прослойки» старых особей, уже не участвующих в воспроизводстве популяции и создании ресурсов для нее. Наконец, в любой зоне планеты человек создает себе искусственную комфортную среду. Все это «антиэкологические» свойства популяции человека. Беда, однако, в том, что отказ от этих антиэкологических свойств равнозначен отказу от человеческого и перемещению к животному статусу. Но ведь, наверное, можно, не нарушая этических принципов, промоделировать экологические процессы и найти приемлемый путь развития общества. Не обязательно обижать стариков и детей, отказывать в исцелении своим больным, не предлагать помощи убогим и страждущим для того, чтобы заботиться о будущем человеческой популяции и человека, как биологического вида.
Наконец, нужно обратить внимание еще на одно свойство, связанное с монокультурой. Когда на небольшой территории скапливается множество особей одного вида, мы должны отдавать себе отчет в том, что потребности этих особей в ресурсах практически одинаковы. Это означает, что наибольшая нагрузка придется на тот жизненно важный ресурс, который находится в минимуме. Вот в местах особого скопления людей и начинает работать этот закон, причем сразу по большому числу ограничивающих факторов. Здесь лимитирует человека и жизненное пространство, и чистый воздух, и многие пищевые продукты. Попытки распределить это «по справедливости», то есть приблизительно поровну, приводят к тому, что обделяется большинство людей. Они существенно недополучают один или сразу несколько жизненно важных ресурсов. При повышении плотности населения в городах усиливается и экологическая неполноценность его существования. Случается и другой вариант, когда человек не обделен полностью нужными веществами, а только получает их ниже необходимой нормы (чтобы опять же хватило на всех!). Тогда развитие людей происходит с многочисленными отклонениями от нормы и физическая полноценность таких людей вряд ли возможна. Происходит ослабление организма по многим характеристикам, возникают неправильности развития. Обделенные индивидуумы, заключая супружеские союзы, рождают еще более обделенных детей. Ведь дети имеют не только дефицит ресурсов для своего развития, но и произошли от уже ослабленных родителей.
Разумный человек, осознав причины ослабления детей горожан, поймет, что здесь не помогут никакие разработанные медицинские процедуры, диеты и тренировки. Все это борьба со следствиями, а не с причинами. Таких разумных людей становится все больше. Несмотря на недостатки в экологической грамотности, они интуитивно делают правильные шаги — везут выращивать своих детей туда, где ниже плотность населения — в деревню. Далее они станут выбирать деревни подальше от города, от междугородных авто- и железнодорожных магистралей. Еще более дальновидные родители станут предпочитать маленькие деревни большим.
Даже в рационе современного человека проявляется тенденция в сторону упрощения, унификации. Способы приготовления блюд, впрочем, могут и разнообразиться, но сами продукты питания в своем разнообразии сокращаются. Например, относительно недавно в России производили более десятка видов растительных масел (конопляное, рыжиковое, горчичное, подсолнечное и пр.). В настоящее время в меню горожанина доминирует подсолнечное масло. Разнообразие растительных и животных продуктов на столе человека стремительно сокращается (это касается как горожан, так и крестьян), теряется культура различных видов зелени, приправ. Остаются в сельскохозяйственном производстве лишь немногие, удобные в монокультуре (так называемые технологичные) или просто привычные растения и животные. Бедность рациона усугубляет действие правила Либиха в человеческих популяциях.
За свою историю человечество использовало более 500 видов растений для своего питания. Если же считать и растения, утерянные из культуры питания или почти забытые, то их количество возрастет до тысячи. В настоящее же время объектами международной торговли являются лишь 150–200 видов возделываемых растений. Так что многовековая тенденция выражается в постепенном уменьшении используемых видов. На заре истории человек не возделывал растения, но поедал огромное количество их видов. В дальнейшем человечество сосредоточивает свое внимание на все меньшем количестве видов, отбирая все более эффективные или все более простые в культуре. В настоящее время население Земли питается в основном всего 13 видами растений:
Зерновые — рис, пшеница, кукуруза.
Сахаросодержащие — сахарный тростник и сахарная свекла.
Клубни — картофель, батат, маниока.
Семена — фасоль, соя, орехи.
Плоды — бананы, кокосовые орехи.
Большая часть этих растений уже не существует в диком состоянии. Почти половина человечества более 60% своей энергии получает, потребляя рис, почти то же можно сказать и о пшенице. Вот приблизительные объемы ежегодно производимых продуктов в млн тонн:
Пшеница — 262 Кукуруза — 217 Рыба — 42,4
Картофель — 262 Мясо — 76,9 Бобовые — 32,6
Рис — 247 Фрукты — 63,3
Подведем некоторые итоги наших рассуждений о монокультуре, плотности населения и технократическом пути человечества. Технология производства обычно требует чистых веществ в значительных количествах. Для построения машин и механизмов нужны чистые металлы (или почти чистые) и только потом приготавливают их смеси в нужном долевом составе. Для построек нужно чистое дерево, и его необходимо много. Когда-то человек рубил дерево, чтобы очистить и тут же положить бревно в сруб или превратить его в поленницу дров. Сейчас древесина в массе заготавливается и складируется, а это, кроме всего прочего (потерь, например), еще и запасы однородной органики. Стало быть,
у них имеется и природный специалист-потребитель, от которого необходимо дерево охранять. В пищевой промышленности тоже требуются большие объемы и массы однородного органического вещества. Они рассчитаны для прокорма большого числа одинаковых потребителей — людей. Нет ничего удивительного в том, что эти запасы собирают на себя множество организмов потребителей. Экологически все это правильно. Большое количество ресурса привлекает и многочисленные организмы, потребляющие этот ресурс, ведь он не должен накапливаться, его нужно включать в природный кругооборот веществ и энергии.
Итак, необходимость изготовления массы однородных веществ (их накопления и хранения) оправдано числом потребителей и, поскольку они однородны, то близостью требований особей. Но сама эта необходимость рождает, по крайней мере, два процесса: 1) введение монокультуры в сельском хозяйстве; 2) появление поточного производства в промышленности. Эти процессы с успехом завершают круг создания общей культуры единообразия.
Это главное нарушение человечеством экологических правил. Экосистемы не терпят монокультуры, а разнообразие — это гарантия стабильности биоценоза. Отсюда можно сделать предположения о направленности будущих изменений: в ведении сельского хозяйства; в эксплуатации природных экосистем; в обеспечении людей пищей, кровом, одеждой. Кроме того, необходимы изменения во всем, что ведет к монокультуре (топливо, транспорт, города и пр.).
?
1. Чем популяция человека похожа на монокультуру?
2. Экологические особенности человека в области создания комфортности и кормности?
3. Действует ли в человеческом обществе закон Либиха?
4. В чем появляется унификация жизненных условий людей?
5. Как влияет сельскохозяйственная монокультура на пищевой рацион человека?
6. Можно ли составить рацион для горожанина, содержащий 100–200 растений своей зоны? Попробуйте.
7. Почему экосистема не терпит монокультуры? Почему необходимо разнообразие?
Материал в разделах:
Календарь
Материалы данного раздела
- Вводная глава "Что такое экология?"
- Глава I "Факторы и ресурсы среды"
- Глава II "Экология особи (аутэкология)"
- Глава III "Основы учения о популяции"
- Глава IV "Биоценозы, экосистемы, биосфера"
- Глава V "Экосистемы урбанизированных ландшафтов"
- Глава VI "Биоценотические закономерности эволюции городов"
- Глава VII "Законы экологии и деятельности человека"
- Глава VIII "Природоохранное законодательство России"
- Хартия экологических прав и обязанностей отдельных лиц, групп и организаций
- Краткий словарь терминов
- Рекомендуемая литература
- Экологические аксиомы: простые правила в разных разделах экологии
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,613 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,613 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,613 | |
3 года 27 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,613 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 50 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,172 | |