- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Бикин: открываясь миру и рынку
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Анатолий Лебедев - 08.11.18
Продолжаем публикацию глав из новой книги Анатолия Лебедева "Бикин: 30 лет защиты «Русской Амазонки» (от эксплуатационного лесфонда до Всемирного Наследия ЮНЕСКО).
НОВЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛИ И НАДЕЖДЫ
Одновременно депутаты-выдвиженцы из края решали те же задачи и на федеральном уровне. В Верховном Совете СССР в конце 1980-х годов интересы всех дальневосточных аборигенов представляла сотрудник Института Истории и этнографии ДВО РАН Евдокия Гаер, сыгравшая немалую роль в вынесении проблем коренных народов на федеральный уровень еще в той, уходящей великой стране. И в большой степени благодаря ей, а также активистам первой на Дальнем Востоке экологической группы «Тайга» в соседнем с Бикином Красноармейском районе (река Иман), удалось добиться принятия в ноябре 1989 года исторического Постановления Верховного Совета СССР «О неотложных мерах экологического оздоровления страны». Именно эта группа направила в Москву перед решающим заседанием Верховного Совета своего гонца с огромной кедровой шишкой, и этот веский довод сыграл решающую роль в том, чтобы запрет на промышленную заготовку кедра по всему СССР был включен в Постановление.
О его последствиях для всего Дальнего Востока и Сибири, как и для судьбы лидера группы «Тайга», будущего директора нацпарка Федора Крониковского, можно написать отдельную книгу. Мне довелось видеть слезы директора одного крупного леспромхоза в бассейне Имана, полностью зависимого от кедра, когда его на уровне района, исполняя государственную волю, лишили главного лесного ресурса, обрекая предприятие и затерянное в тайге село на умирание. Выжить компании и селу в этих условиях помогли, как ни странно, приватизация и китайцы, но это – еще одна отдельная история, не менее драматичная. В целом для кедрачей бассейна Бикина и соседнего Имана – будущего национального парка «Удэгейская Легенда» - это был первый правовой щит в новых условиях, которым защитники «русской Амазонки» потом пользовались много лет, несмотря на постоянно меняющиеся законы и правила.
Сегодня мало кто помнит, что это, еще советское Постановление рекомендовало "в 1990 г. закрепить территории традиционного природопользования (ТТП), не подлежащие отчуждению под промышленное освоение, за коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока". И это был не единственный нормативный акт высшего уровня, принятый в те эпохальные три года в интересах аборигенов и в защиту их ресурсных прав. В "Земельном кодексе РСФСР", утвержденном в апреле 1991 г., земля объявлена «достоянием проживающих на данной территории народов». определен приоритет малочисленных народов и этнических групп при использовании земель лесного фонда, природоохранного и заповедного назначения. На международной конференции "Права человека и народы Севера", организованной в октябре 1991 г. Ассоциацией малочисленных народов Севера, подтверждена необходимость установления правового статуса национальных районов и определения приоритетов их хозяйственной деятельности.
Постановлением Совмина РСФСР в декабре 1990 г. был образован Госкомитет по социально-экономическому развитию Севера (Госкомcевер). Его решения в пределах полномочий были обязательны для всех государственных органов, учреждений и предприятий. Эта структура сразу показала свою эффективность. Уже через полтора месяца было принято очередное Постановление Совмина "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера", а еще через месяц - совместное постановление правительств СССР и России "О дополнительных мерах по улучшению социально-экономических условий жизни малочисленных народов Севера на 1991-1995 г.г." В течение 1992-1993 годов Госкомсевер настойчиво формировал правовые подходы к созданию специального статуса аборигенных территорий, что было прямо закреплено Указом президента Ельцина в апреле 1993-го: «территории традиционного природопользования малочисленных народов являются их неотъемлемым достоянием, и без их согласия не подлежат отчуждению под промышленное или иное освоение». Все эти документы принимались в полном согласии с рядом действовавших международных Конвенций о правах коренных народов.
ОТКРЫВАЯСЬ МИРУ И РЫНКУ
Таким образом, почти 30 лет назад в только что народившейся новой, демократической России были созданы все исторические, этнические и правовые основания для признания верхней и средней частей бассейна Бикина и других аборигенных земель страны территориями традиционного природопользования. Но основания – еще далеко не готовые решения, особенно в смутное время глубоких социально-политических перемен, какие переживала страна в начале
90-х. Стоит напомнить, что помимо приведенных документов от Президента и правительства до и после распада СССР принималось много и других исторических решений, выстраданных народом за десятилетия несвободы и обещавших невиданные ранее возможности достойной жизни на основе рачительного пользования тайгой.
С первых дней работы депутатской комиссии Крайсовета по экологии и природопользованию одной из главных ее задач стало придание законного статуса только что разработанной учеными краевой Экологической программе до 2005 года и прежде всего ее главной составляющей – Системе охраняемых природных территорий. Уже тогда были подготовлены краткие обоснования для создания новых заповедников, природных и национальных парков, а для зон компактного проживания удэгейцев на Бикине и Самарге предусмотрен специальный, хотя юридически еще туманный статус «этнических территорий».
С этим предстояло работать, создавая прежде невиданные модели управления, пользования и контроля. К работе над краевыми законопроектами и дискуссиям по этой теме комиссия привлекла не только заинтересованных депутатов, но и всех, кто имел свои интересы на этих территория, включая аборигенов. Это были представители муниципальных властей районов и поселков, ученые, лесопромышленники, охотоведы, геологи, педагоги, транспортники, работники потребительской кооперации, игравшие тогда ведущую роль в снабжении таежных сел и сбыте продукции промыслов.
- Это было упоительное время освобождения всего Приморья, никогда не ведавшего подлинной открытости миру и свободы общения с ним. Мировой опыт обустройства жизни в только что открытый край и город несли наши многочисленные коллеги-экологи. Никто не боялся тогда шпионов и агентов иностранных спецслужб – мы были просто безумно интересны зарубежным гостям своей природой и культурой. Ничуть не меньше и нам были интересны они. Одной из первых таких групп, сильно заинтересованных в защите Бикина, были три уже знаменитых в мире эколога – защитник тропических лесов и их аборигенов Джон Сид из Австралии, Патрик Андерсон из Гринпис и американец Билл Пфайффер, взявшийся обеспечивать нарождающееся экологическое движение России первой компьютерной связью. Как они проведали о Бикине и удэгейцах, теперь уж и не вспомнить. Но мы с Фондом коренных народов благодаря этой троице получили один из первых на Дальнем Востоке портативный компьютер в 4 кило весом с модемом, и наказ – регулярно информировать зарубежных коллег обо всех рисках, грозящих бассейну Бикина.
Зарубежные экологи, уже прослышав о намерениях американского лесопромышленного гиганта «Вайерхаузер» ворваться в девственные леса по соседству в Бикином в Хабаровском крае, спешили предостеречь местных собратьев и коренных жителей от поспешных шагов навстречу мировому капиталу: они знали, какими катастрофами это грозит территориям девственной тайги. Но не менее важным для новых приморских законодателей был и основной принцип, которым руководствовалось международное экологическое движение с учетом многолетнего опыта: нельзя навязать никакую природоохранную модель конкретной территории, если не учесть и не уважать интересы и нужды ее коренного населения. То есть, бурно кипящему в крае «первичному бульону» гражданского природоохранного движения был сразу задан важнейший ориентир: если ты озабочен сохранением тайги и ее редкостей, действуй только вместе с коренными таежниками. Тогда и не ошибешься.
Читать далее:
Другие материалы
26.11.
|
Гость
|
Новость
В группе: 1 участников
Материалов: 50
Страница журнала "Экология и бизнес", издаваемого общественной организацией Бюро региональных общественно-экологических кампаний - БРОК.
С 2001 года общественная организация Бюро региональных общественно-экологических кампаний - БРОК выпускает ежеквартальный журнал «Экология и бизнес» - рупор дальневосточных и сибирских проблем ресурсопользования. Сегодня журнал распространяется госструктурам по природопользованию и охране природы ДВ региона, Сибири и России, некоторым муниципальным администрациям юга...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 49 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,823 | |
2 года 52 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,823 | |
3 года 19 часов назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,823 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,823 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 19 часов назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,197 | |