Гринпис на Дальнем Востоке

Продолжаем публикацию глав из новой книги Анатолия Лебедева "Бикин: 30 лет защиты «Русской Амазонки» (от эксплуатационного лесфонда до Всемирного Наследия ЮНЕСКО). 

Это время было наполнено столь стремительными и радикальными переменами, что отслеживать их надо бы едва ли не по дням, или по крайней мере по месяцам.

Решения – законодательные, управленческие и коммерческие - принимались лихорадочно, безграмотно, азартно – никто и думать не хотел об опасных последствиях, да если бы и хотел – не знал, как их предотвратить. Две встречные волны мирового капиталистического опыта, промышленно-ресурсная и природоохранная, ворвались на Дальний Восток как цунами, порождая фейерверк инициатив с обеих сторон и неведомых рисков для граждан, быстро теряющих привычные жизненные ориентиры, материальные и духовные опоры.

Еще в закрытом Приморье, в единственно открытой миру Находке в конце 1980-х состоялся очередной Тихоокеанский конгресс демократических сил – был такой интересный формат в советские времена для поддержки антикапиталистических движений в регионе за счет ресурсов СССР. Тогда уже от страны откалывались солидные куски в виде Прибалтики, но о крахе страны никто не думал – немыслимо ! И вот, пользуясь начавшейся горбачевской перестройкой, в Находку устремились люди, жаждущие больше узнать о наглухо закрытом советском регионе – Дальнем Востоке, о его гражданских и экологических проблемах. Под эту марку Гринпис, самая популярная в мире экологическая организация, решила пригнать в город свое судно – яхту «Вега» с международным экипажем. Яхту поставили к причалу, но допуска на берег экипажу не было дано – на страже стоял пограничник.

Однако в Конгрессе официально участвовали два представителя всемирно известной и уважаемой организации Гринпис – Джош Хэндлер из Вашингтона и Фэйт Дохерти из Великобритании. Джош координировал международную кампанию за безъядерные моря и, естественно, жаждал получить какую-то информацию о последствиях приморского «мини-Чернобыля» - взрыва на атомной подлодке на заводе в Чажме в 1995, за год до катастрофы в Чернобыле. А Фэйт вела кампанию в защиту лесов и уже имела достаточное представление о нарушениях прав коренных народов компанией «Хёндэ» при лесозаготовках в тропических странах.

 

- Мы встретились в Крайсовете во Владивостоке, куда Фэйт и Джошу удалось приехать накоротке. Обменялись контактами, и сразу родилась идея масштабной акции на Светлой в защиту Бикина с участием славного парусника Гринпис «Воин Радуги» (“Rainbow Warrior”). Это была достаточно безумная идея в до-интернетовские времена, чтобы стать реальностью спустя три года. Особенно с учетом того, что активисты Гринпис в рамках акции решили попытаться войти парусником в наглухо закрытые бухты ТОФ, прежде всего – в саму Чажму. Детали и способы связи обсудили в Находке на яхте «Вега», куда мне удалось пробраться сквозь пограничный пост, используя удостоверение депутата Крайсовета. Впрочем, и сами пограничники, стоявшие у причала на страже «опасных иностранцев», были вполне снисходительны и вовсе не враждебны. Они дозволяли многим добровольцам Находки передавать продукты на яхту и общаться через условную границу – с причала на борт, на простом английском, который в Находке всегда знали многие.    

 

Все инициаторы будущей акции взялись за дело с энтузиазмом ничуть не меньшим, чем новообразованное СП «Светлая». От зарубежных коллег была получена возможность связи по электронной почте – организация Билла Пфайффера из Нью Йорка просто подарила мне портативный компьютер с модемом. Тяжелый и громоздкий, но это был бесценный выход в мир, тоже через крайне несовершенный российско-американский ресурс по имени sovam-teleport. Освоение этой связи и самого компьютера было поистине каторжным трудом, но нас вдохновляла великая задача – акция великого Гринпис! Павел Суляндзига тем временем принял предложение Уссурийского казачьего атамана, в прошлом военного журналиста Виталия Полуянова о помощи в защите тайги от «корейского вторжения» - именно так некоторые патриотически настроенные граждане относились к планам СП «Светлая» на верхнем Бикине. Казачество не могло оставаться в стороне, прослышав о готовящейся гражданской акции удэгейских активистов.

Блокада порта Светлая командой Гринпис, 1992 г.

Пользуясь своим авторитетом в Пожарском районе, Павел заранее договорился в райцентре Лучегорске о финансовой поддержке акции на бикинско-светлинском перевале. Поддержку оказал, при согласии руководства, тогда еще влиятельный профсоюз главного предприятия района – ЛуТЭК, основного производителя электроэнергии в крае. Энергетики оплатили заброску пикетчиков в верховья Бикина самолетом на оставшуюся еще со времен войны посадочную полосу для малой авиации. О том, как добирались до перевала и границы Тернейского и Пожарского районов, как держали на лесовозной дороге этот уникальный пост, ветераны акции – удэгейцы до сих пор с удовольствием и волнением рассказывают своим детям и внукам. Но эта акция в те времена, при полном отсутствии спутниковой и мобильной связи, вряд ли стала бы эффективна, если бы одновременно Павел Суляндзига не организовал на площади перед Белым Домом во Владивостоке другой пикет. Это был такой же палаточный лагерь со старейшинами Красного Яра Сусаном Геонка, Надеждой Адян, Евдокией Канчуга, Александром Пеонка. Они приехали с детьми, и с ними на площади, так же, как на далеком перевале, неотступно дежурили казаки при всей своей торжественной форме и амуниции.   

Наша депутатская комиссия Крайсовета продолжала готовить пакет нормативных документов, нацеленных на полный запрет любых рубок в лесах верхнего и среднего Бикина и на защиту прав аборигенов с опорой на уже действующие федеральные законы и апрельский Указ Президента 1992 года. Несомненно, такие решения в их пользу стали в немалой степени отражением огромного внимания мировой общественности к итогам пикетов, акции Гринпис и визиту парусника «Воин Радуги» в Светлую, которая была реализована летом 1992 года. Она сопровождалась блокадой лесного порта на сутки: весь экипаж парусника стоял шеренгой у закрытых на замок портовых ворот, выдерживая возмущение и угрозы корейских менеджеров и местных чиновников. Славной компенсацией этим угрозам было подлинное братание местных жителей с защитниками природы из разных стран – нам приносили горячий чай с домашними пирожками, то и дело возникали жаркие дискуссии на смеси языков и жестов.

Парусник Гринпис «Воин Радуги» на пути в Светлую

 

Кстати, спустя время стало известно, что компания «Хёндэ» подала на Гринпис иск в международный суд в Гааге о компенсации крупного ущерба от простоя порта, и – проиграла. Это, похоже, стало началом скорого краха всего авантюрного предприятия. Всю энергетику этого общенародного протеста против неразумного и опасного вхождения в край корейского индустриального гиганта «Хёндэ» переоценить невозможно, как нельзя приписать заслугу в организации акции кому-то одному или даже группе людей. Это был без преувеличений первый в истории нового Дальнего Востока опыт международного гражданского протеста, направленного на защиту природного комплекса. И роль удэгейского сообщества вместе с лидером Павлом Суляндзигой в нем была неоценима.

Во время перехода парусника из бухты Чажма в Светлую мы с его борта вместе с Фэйт Дохерти по спутниковому телефону, невиданному тогда в России, вели неустанные переговоры с нашими пограничниками, которые пытались просто вытолкать судно за пределы территориальных вод, чтобы не впустить в Светлую. Сторожевик совершал вокруг парусника опасные маневры в ночном неспокойном море, пока я как депутат Краевого Совета убеждал начальника Погрануправления, что наша цель – всего лишь защита интересов государства и его граждан от незаконных притязаний капиталистических корпораций на наши ресурсы. Одновременно Фэйт сумела выйти на прямую связь с президентом компании Хёндэ Чан Чжу Йонгом, который тогда баллотировался на пост президента Южной Кореи. Ему по телефону в богатых красках было рассказано о значимости природы и лесов Бикина для удэгейцев и сохранения краснокнижного тигра, о незаконных притязаниях СП «Светлая» на верховья Бикина, о негативной информационной кампании против «Хёндэ», которую Гринпис будет вынужден развернуть в мировых СМИ, если корейцы не остановят своих приморских партнеров в их попытках войти на Бикин. Эти разговоры шли на переходе вдоль Приморских берегов, пока перед нашим форштевнем крутился пограничный сторожевик. Признаюсь – вряд ли еще когда в жизни я ощущал себя на таком острие политической борьбы за судьбы людей и территорий, как в те минуты, хотя и позже, в лесах Орегона с протестующими активистами, и на трибуне ООН подобное случалось.     

Другие материалы

В группе: 1 участников
Материалов: 49

Страница журнала "Экология и бизнес", издаваемого общественной организацией Бюро региональных общественно-экологических кампаний - БРОК.

С 2001 года общественная организация Бюро региональных общественно-экологических кампаний - БРОК выпускает ежеквартальный журнал «Экология и бизнес» - рупор дальневосточных и сибирских проблем ресурсопользования. Сегодня журнал распространяется госструктурам по природопользованию и охране природы ДВ региона, Сибири и России, некоторым муниципальным администрациям юга...

Фотогалерея

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 14 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,866 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 17 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,866 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 17 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,866 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 45 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,866 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 17 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 8,212 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!