- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Активизм «сильных мира сего»: ольхонская коллизия
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Виталий Рябцев - 09.09.19
Остров Ольхон уже давно является не только крупнейшим центром туризма, но и «болевой точкой» Байкала. Местом, где сконцентрированы и резко выражены негативные последствия массового туризма. В последний год он стал еще и очагом протестной активности. Но это не экологический протест, подобный, например, Шиесу (против строительства гигантской свалки в Архангельской области). Местную протестную активность правильнее называть антиэкологической, т.к. она направлена на резкое ослабление действующего природоохранного режима. Важнейшие требования – отмена запретов на продажу земельных участков и их застройку.
Остров находится в Центральной Экологической Зоне Байкальской природной территории (ЦЭЗ БПТ), где хозяйственная деятельность ограничена, а также входит в состав Прибайкальского национального парка (ПНП). Тем не менее, благодаря огромному турпотоку, поселок Хужир (островная «столица», в ней проживает большинство ольхонцев), вероятно, является самим процветающим сельским поселением Иркутской области. По крайней мере, это справедливо в отношении его жителей. В других поселениях нет такого обилия новых построек, причем крупных, такого количества автомобилей (в основном недешевых), в пересчете на один двор. Финансово успешные ольхонцы (часть из них – «понаехавшие» с материка) имеют недвижимость не только в Иркутске и Улан-Удэ, но и за границей. Там и в основном и проживают, а на острове лишь ведут бизнес Эту красивую жизнь оплачивает Байкал. Деньги приносит эксплуатация (отнюдь не безвредная) его природы.
Северная окраина Хужира. Почти все объекты, запечатленные на этом фото, были построены после 2015 г.
Около двух лет назад природоохранная прокуратура всерьез взялась за проверки байкальских турбаз, большинство которых находится в Ольхонском районе, выявила множество нарушений. Среди предписаний по их устранению были (примерно 2-3 десятка) и требования по сносу незаконных объектов, освобождению участков, незаконно перешедших в частную собственность или в аренду. На сегодняшний день во всем районе вряд ли снесено более двух-трех таких объектов.
Реакция со стороны владельцев турбаз, а также чиновников (причастных к земельным и «застроечным» нарушениям), была очень бурной и разнообразной. Более всего недовольных в Ольхонском районе (через него идет крупнейший на иркутском берегу Байкала турпоток), а наиболее активный и многочисленный «отряд» составили «островитяне».
Залив Мухор – один из наиболее плотно застроенных районов Байкала.
Отправлены иски в Верховный суд, коллективные письма во все инстанции, развязана самая настоящая информационная война в СМИ и в соц. сетях. Пришел черед и протестных акций. Первой стал митинг 24 декабря 2018 года в селе Еланцы (административный центр Ольхонского района):
Байкал существует 30 миллионов лет, но терять чистоту стал при вашей жизни.
Это постановление содержит перечень запретов для ЦЭЗ БПТ. Особую ненависть «сильных мира сего» вызывает запрет на застройку нетронутых природных территорий.
3 июня 2019 в Хужире состоялся митинг примерно с такими же лозунгами, как и Еланцах.
Я его комментировал.
Летом 2019 году добавилась новая тема протеста - против включения поселений Ольхонского района в границы нац. парка. Байкальский природоохранный прокурор пытался развеять страхи, связанные с этим включением. Закон разрешает многое, из того, что по словам митингующих запрещено. Однако ситуация действительно неоднозначна и несет экологические риски. Но они не имеют ничего общего со страшилками, звучащими на митингах.
5 июля в селе Еланцы и 10 июля в Иркутске прошли митинги в защиту бывшего мэра района Сергея Копылова.
На митинге в Еланцах шумели по всем вышеупомянутым поводам. Источник фото.
По версии следствия, он разрешил строительной компании, занимающейся реконструкцией трассы Баяндай—Еланцы—Хужир, добывать гравий на особо охраняемой природной территории Прибайкальского нацпарка. СК заявило, что действия мэра повлекли причинение ущерба почве, местам произрастания объектов растительного мира, среде обитания беспозвоночных животных. Ущерб оценили в 29 миллиона рублей.
13 июня 2019 года был вынесен приговор: три года исправительной колонии. Я, как и большинство иркутян, считаю, что наказание несоразмерно проступку. Но этот случай нельзя считать показательным примером «издержек байкальского законодательства». Однако, именно так он подается активистами «ольхонского» протеста. Они утверждают, что по закону здесь всё запрещено, нельзя даже реконструировать и строить дороги. Это не так. Яркий пример – начавшаяся летом 2019 года реконструкция участка дороги по материковому берегу Малого Моря. Она ведется в ЦЭЗ БПТ и в ПНП, осуществляется варварски, причиняя ущерб, несопоставимый с тем, что был вменен Сергею Копылову.
Убийственная для уникального природного ландшафта и всего живого «реконструкция» дороги идет там, где из-за якобы чрезмерно строгих законов невозможно любое строительство.
И никакой адекватной реакции со стороны тех, кто обязан контролировать выполнение «чрезмерно строгого байкальского законодательства»! Приговор бывшему мэру скорее уж связан с политическим заказом, но не с «байкальской правовой коллизией».
Самая свежая акция, направленная против этой «коллизии» и использующая ситуацию с Сергеем Копыловым – установка 31 августа бюста Владимира Путина (опознается с большим трудом) в Хужире, близ сакрального мыса Бурхан:
Сейчас в стране много очагов протеста, но «ольхонский» резко отличается от всех прочих. Он не направлен на решение острых экологических проблем, не связан с реальными социальными конфликтами. Его цель – реализация коммерческих интересов сравнительно немногочисленной группы, состоящей из чиновников, владельцев крупных турбаз и гостиниц, обслуживающих их интересы земельных спекулянтов, юристов. Проведенная ими компания по дезинформации и запугиванию местного населения была очень успешна. Сейчас очень многие жители Ольхонского района настроены против ПНП и природоохранных ограничений в целом, считают, что они несут угрозу их дальнейшему проживанию на земле предков. На самом же деле это не так.
Реальную угрозу местным жителям несут действия властей и бизнеса по увеличению турпотока (особенно его китайской составляющей), связанному с ним росту цен на землю и недвижимость.
Китайская гостиница в Хужире.
Если нынешняя ситуация продолжит свое развитие, коренных ольхонцев (тех, кто не сумел «хапнуть» от Байкала достаточно много) выдавят с острова рыночными методами. Прежде всего - запредельными ценами на земельные участки (и стоимостью аренды). Лишь природоохранные ограничения могут служить противовесом этим «рыночным тенденциям». Который позволит местным жителям не покидать своих «родовых гнезд».
Среди многословных объяснений причин протеста, транслируемых «ольхонскими активистами», непросто разглядеть меркантильные мотивы. Но все становиться намного понятнее при взгляде на организаторов протестных акций. Таковые явно режиссированы, но вовсе не «госдепом» или «пятой колонной».
Кто первым выступил на «протестном митинге» в Еланцах (24 декабря)? Мэр Ольхонского района:
В первых рядах – районные чиновники, бизнесмены. Все эти митинги были не только согласованы, но в немалой степени и организованы местными властями (и в Еланцах, и в Хужире). Даже внешний вид транспарантов выдавал их «централизованное» происхождение.
Участвовали чиновники и в вышеупомянутой акции с бюстом. Немаловажна роль бизнесменов. Они активны не только на самих акциях. Вероятно, в основном ими и оплачивается «информационная война». На такие мысли наталкивает, например, вот этот ролик студии общественно-политических программ «ПодтекстЪ».
Повествующий о ситуации с одной из самых крупных ольхонских турбаз – Байкалов острог. Главным рассказчиком выступает её директор (вероятно и владелец) - Олег Кузнецов. В поселке Хужир только одна эта турбаза стоит на береговой линии. Угроза закрытия витает над ней с 2016 года. На основании прокурорских проверок (сопровождавшихся анализом проб на загрязнение) суд вынес решение о сносе Байкалов острога в течение 2019 года. О. Кузнецов использует все средства, чтобы сохранить турбазу, включая публикации в СМИ. Вероятно, он и оплатил этот видеоролик.
Судя по кадрам другого ролика, он участвовал в установке бюста Президента. Надо полагать, финансово помог изготовлению этой штуки, её транспортировке на остров.
На ютубе создан канал «Байкальская Правовая Аномалия». За неделю в нем появилось уже 4 видеролика, включая выше упомянутый (про бюст). Все выполнены на профессиональном уровне.
Недешево должна обходиться ольхонская протестная деятельность.
Прокомментировать все публикации СМИ в поддержку «ольхонского протеста» мне не по силам. Не удивительно, что почти все иркутские СМИ размещают лишь материалы, «льющие воду на мельницу» протестующих. Однако почему точно также ведут себя и независимые СМИ? Радио Свобода (Сибирь.Реалии) в позитивном ключе освещало митинги в Еланцах и Хужире, подобная статья опубликована и Медузой. В развернувшейся информационной войне они фактически встали на сторону «пожирателей Байкала»!
В статье Медузы много места уделено интервью с выше упомянутым О. Кузнецовым. «Противной стороне» высказаться не дали. Нет ни одного комментария защитников Байкала, не связанных с турбизнесом.
Столь же «однобока» и статья «Нас выживают с острова. Будем воевать.» (Сибирь.Реалии). Интересный казус: она содержит интервью местного жителя, в негативном ключе описывающего турбазу Байкалов острог и её владельца. Которого Медуза описала как представителя турбизнеса, защищающего Байкал. «Как-то проезжаю мимо – меня аж заколотило: по озеру от "Байкалова острога" идёт белёсая полоса – сброс канализации».Этим летом я видел такую же картину близ мыса Бурхан.
Но и ольхонец, чьи слова приведены выше, также воюет с ПНП. По поводу установленных им на берегу бань. И здесь ситуация показана глазами лишь одной конфликтующей стороны.
Где же ваша журналистская объективность? Или для вас главный приоритет - интересы предпринимателей, зарабатывающих на эксплуатации Байкала?
Обе эти статьи содержат одинаковые главные «посылы». Приведу формулировку из второй: «На наш остров нашлись покупатели. Нацпарк – только повод. Под видом борьбы за экологию людей выживут с острова, а сам Ольхон продадут и настроят здесь фешенебельных отелей, где смогут отдыхать только богачи и иностранцы». Извините, а что эти элитные гости будут здесь делать? Гулять по Сарайскому пляжу в модельных телогрейках? Без них тут даже в высокий турсезон замерзнешь. Это не упомянутый вами Вьетнам. Все местные природные достопримечательности можно объехать за 2-3 дня – и пора уезжать. По своим климатическим условиям Ольхон «не тянет» на курорт, у него иная специфика. Поэтому нет никакой экономической выгоды заменять массовой поток на струйку «випов». При столь малом сроке пребывания их не хватит чтобы заполнить даже один небольшой отель. Для того, чтобы оградить остров и его випов от потока «нежелательных нищебродов», потребуются немалые расходы. Гипотетическое выселение местного населения и выжимание мелкого турбизнеса – все это выльется в несоизмеримо большие суммы. Которые «отбить» никак не удастся!
«Люди уверены: "приход" нацпарка в ольхонские поселки скажется не только на бизнесе, но и на их жизни в целом. Строить – даже на собственных участках – уже нельзя; рыбачить, держать огороды, пасти скот – тоже. Летом на Ольхоне всегда жили тем, что принимали туристов, но и это под запретом.»
Люди, которых интервьюировали, лгут. О продолжении в 2019 году строительного бума я пишу постоянно. Запрещен вылов омуля (которого и так почти не осталось) и это никак не связано с режимом ПНП. Ловля, например, хариуса, щуки, окуня по-прежнему разрешена. Пасти скот в нац. парке – можно. Все степные земли острова входят в состав функциональной зоны сельхозназначения. Тем более нац. парк не запрещал местным жителям принимать туристов. Претензии идут скорее всего со стороны налоговой или Росрприродназора с прокуратурой (по поводу конкретных природоохранных нарушений, связанных с режимом ЦЭЗ БПТ, а не с ПНП). Жительница деревни Хадай (возрождающейся на земле, которая за несколько десятилетий успела вернуться к своему первоначальному – степному –состоянию) заявила: «теперь нам приходится платить нацпарку арендную плату за землю прабабушки». Это неправда. ПНП не имеет права брать деньги за аренду земель сельхозназначения. Таковую берут районные власти.
Может быть независимые СМИ ухватились за ольхонские дела из желания максимально расширить географию общественных протестов в РФ? Тогда они ошиблись. Здесь нет никакой «борьбы с системой». Организаторы местных акций – «плоть от плоти» этой самой системы. Чиновники и бизнесмены. Впрочем, все районные чиновники (и очень многие областные) сами участвуют в туристическом бизнесе, владеют огромным количеством земельных участков на Малом Море, а также объектов недвижимости.
Заработать на эксплуатации Байкала желают многие. Кроме вышеупомянутых «земельно-застроечных», есть еще и интересы тех, кто желает осуществлять выгодные «инфраструктурные проекты» (один из них – вышеупомянутая дорога на Малом Море), «санитарными» рубками леса, разработкой полезных ископаемых.
После 10-кратного сокращения водоохранной зоны последней линией защиты Священного Моря от его ненасытных пожирателей является природоохранный режим ЦЭЗ. На неё и ведется мощное наступление, как со стороны регионов, так и федерального центра. "По инициативе депутата Государственной Думы Николая Николаева стартовал проект по реформированию нормативно-правовой базы в сфере охраны Байкала. Работа по разработке научно обоснованной концепции модернизации законодательства об охране озера Байкал поручена Научно-исследовательскому институту правовой охраны Байкала ИГУ".
«Ольхонский протест» активно способствуют формированию общественного мнения, благосклонно относящегося к планируемому ослаблению природоохранных запретов на Байкале. Якобы для того, чтобы «позволить жить здесь местному населению» (быстро растущему, в отличие от всех «небайкальских» сельских поселений). В реальности – чтобы развязать руки чиновничеству и бизнесу в их желании заработать на эксплуатации Священного Моря.
P.S. Надеюсь, что вышеупомянутые независимые СМИ еще разместят у себя интервью реальных борцов за сохранение Байкала.
Другие материалы
21.08.
|
Гость
|
Новость
В группе: 1,811 участников
Материалов: 1,514
Здесь общаются и обмениваются мнениями те, кому не безразлична судьба редких и исчезающих видов, на территории России
Сохранение биологического разнообразия включает в себя целый комплекс мероприятий. В качестве краткосрочного инструмента в борьбе за сохранение исчезающих видов мы продолжаем контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Мы также понимаем, что именно перевоспитание местного сообщества может гарантировать выживание и существование редких видов в будущем. Большинство разрушительных...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,535 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,535 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,535 | |
3 года 26 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,535 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 50 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,160 | |