- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Вода и мы. Что имеем, не храним...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Владимир Изергин - 21.03.12
Для меня, как для гидробиолога и профессора университета, было бы проще написать статью о проблемах науки и образования, результатах исследований водных животных, о биоразнообразии наших морей, поделиться воспоминаниями о замечательных коллегах и учителях, рассказать об интересных экспедициях, полевых студенческих практиках...
Однако пресса и так уделяет этому большое внимание, а настоящая статья посвящена нерешенным проблемам окружающей среды, с которыми все чаще приходится сталкиваться, и которые на виду у многих. Писать о наболевшем – неприятно и не принято, но и делать вид, что такой проблемы не существует, было бы неправильно. Речь пойдет о воде и нашем отношении к ней и к ее обитателям.
Известно, что на Земле самые древние цивилизации и города с многомиллионным населением процветали только на берегах крупных рек. На морском побережье больших городов относительно немного, и те обычно находятся в устьях рек. Есть немало свидетельств того, что если по каким-либо причинам река изменяла русло, мелела и высыхала, то расположенные на его берегах города деградировали и также исчезали. Причины понятны – без воды нет жизни. Для человека пресная вода необходима не только для удовлетворения жажды, но и как среда для существования и производства продуктов питания, развития многих видов промышленности, нужна для создания зон отдыха, произрастания растений, дающих кислород для дыхания и т.д.
Если исходить из этого, то городу Владивостоку, как говорят – «не повезло». Он не расположен на берегу крупной реки, с момента своего образования довольно часто испытывал «жажду», несмотря на регулярное (через каждые 25-30 лет) строительство новых водохранилищ, водозаборов и подпитку из подземных источников, заправку морских судов из разных речек. Поэтому город обречен и если, не дай бог, оказался бы как на войне, в ситуации водной и энергетической блокады на полуострове, то мощнейшая крепость на Тихом океане быстро сдалась бы на милость победителя.
В последние годы разрабатываются и реализуются проекты строительства больших жилых кварталов, федерального университета с кампусом для студентов, океанариума, а также зданий для краевых органов власти на острове Русском. В радужных мечтах, видимо, сравнивают его с процветающими островами – нью-йоркским Манхеттеном, лондонским Сити, гонконгским Сянганом. При этом забывают, что эти мегаполисы находятся все же в устьях рек и не окружены солеными морскими водами как Владивосток. Город все больше удаляется от источников водоснабжения. Возникает проблема – откуда и как доставить на остров большие объемы пресной воды, и что потом делать с почти таким же большим объемом сточных вод? На острове лишь небольшие, обычно загрязненные, ручьи, а воды из колодцев и нескольких скважин хватит будущим островитянам разве, что по глотку в день.
Всю свою относительно небольшую историю город жил по принципам «что имеем – не храним» и «после нас – хоть потоп». На его территории все немногочисленные естественные водоемы – реки, речки и ручьи, озера и озерки, постепенно засыпались камнями и мусором, одевались в бетонные лотки и трубы, исчезали или превращались в канализационные канавы. Мусорные свалки можно видеть на всем протяжении рек – от истоков до устья. Только из литературных источников, да воспоминаний старожилов, можно судить об их былом величии и значении для города.
До настоящего времени на городской территории сохранилось лишь одно небольшое реликтовое озеро природного происхождения в районе бухты Патрокл. Кроме мелких видов рыб, в нем существует популяция речного рака, анемины Жадина, шаровок неопределенного вида и других редких животных. Однако и этому озеру, которое достойно того, чтобы отнести его к памятникам природы, грозит уничтожение в связи с прокладкой новой дороги и намечаемым строительством жилого микрорайона. Остальные озера и пруды имеют искусственное происхождение, сильно загрязнены и эвтрофированы, а существующая в них фауна не столь уникальна.
Сегодня трудно поверить в то, что еще сто лет назад почти в центре города - в ручье, протекающем под площадью Луговой, в речках Объяснения, Первой и Второй летом и осенью можно было поймать кету. В 50-е годы минувшего века в речке Ишимке, протекающей вдоль улицы Фирсова, а также во Второй Речке, под мостом возле Дома Молодежи, автор этих строк руками вылавливал колюшек и пеструшек (молодь кеты) для домашнего аквариума. Район улицы Постышева тогда еще назывался поселком Рыбак потому, что здесь существовала артель рыбаков, ставившая невода на рыбу в устье Второй Речки. Теперь, увы, за сотню метров от этих речек несет канализацией.
Что касается пригородных речек – Седанка, Черная, Богатая и других, то известные ихтиологи Г.У. Линдберг и А.Я. Таранец насчитывали в них до 37 видов рыб, из которых до наших дней дожили лишь единицы и те находятся на грани исчезновения. Среди вымерших были такие ценные и ныне экзотические виды как ручьевая минога, таймень, кунжа, голец, лефуа и др. Кроме них – карась, пескарь, бычок Черского, колюшка, несколько видов гольянов и другие, более обычные, рыбы. Большая коллекция рыб, собранных и реках Владивостока, послужила для составления определителей и атласов, и до сих пор хранится в Зоологическом музее РАН, а ранее они пополняли фонды краеведческого музея им. В.К. Арсеньева, научных музеев ТИНРО и ДВГУ. Некоторые виды рыб из реки Седанка перевозили и пытались акклиматизировать в реках Камчатки.
И не только рыбы. Во многих реках города обитали раки, мохнаторукий краб, песчаный шримс, пресноводные креветки, ряд двустворчатых и брюхоногих моллюсков. Среди них, например, редкий вид рака, названный в честь города – рак Владивостокский. В озерах Мингородка находили редких пресноводных медуз, которые украсили бы любой аквариум. В небольших озерках в районе станции Спутник еще недавно можно было поймать мохнаторуких крабов и встретить кожистую черепаху. И это не считая многочисленных водных насекомых, земноводных, водоплавающих птиц.
К примеру, еще два года назад, проезжая в электричке между станциями Первая Речка и Моргородок, в небольшом заболоченном озерке можно было ежегодно весной и летом наблюдать пару диких уток с выводком утят. В прошлом году этот водоем был засыпан землей и мусором – кому-то помешал. И так в городе почти везде. В последнее время особенно «постарались» строители дорог, мостов и других сооружений «к саммиту». В минувшем году возле всех возводимых мостов через реки Седанка, Черная, Богатая, Вторая можно было видеть грязную жижу, протянувшуюся почти до устья. Одновременно возле этих мостов появились концы гофрированных труб, извергающие теперь сильно загрязненную воду, смываемую с автотрассы в канализационные коллекторы.
Возможно, кого-то и радует строительство концертно-спортивного комплекса у станции «Спутник», вот только река Богатая от этого становится еще беднее. Засыпана часть небольших озер на чьих берегах ранее можно было видеть цапель охотящихся на мелкую рыбу и лягушек. Очевидно, вскоре здесь появится большая асфальтированная площадка под автостоянку, теннисные корты, учреждения общепита, проложены системы канализаций и прочих строений на месте бывших кормовых угодий мохнаторуких крабов, зимовальных ям серебряного карася, прибрежных скоплений редких видов моллюсков-беззубок, которые профильтровывали воду и делали ее чистой. Все они оказались ненужными, отверженными.
Вспоминаю свои давние командировки в Японию, где совершенно иное отношение людей к природным источникам воды, оказавшимся в черте больших городов. Например, в Киото уже за несколько сот метров до речки исчезают сначала какие-либо предприятия и высокие дома, а затем любые здания или строения, кроме культовых. Здесь же кончается асфальт, и далее растут вековые деревья, к воде можно пройти только пешком по дорожкам, отсыпанным щебенкой, а сам берег рек имеет только естественные отмели из чистой гальки и песка. Вода отличается прозрачностью и чистотой, сквозь которую видно также чистое дно. Стаи пестрых карпов и рыбешек помельче, завидев издалека мое приближение, тут же устремляются к берегу, так как привыкли к тому, что их здесь кормят прямо из рук. Поскольку никакого корма я не захватил, то они остались довольны и тем, что их можно было погладить по спинке и почесать «за ушком». Нет никаких набережных, спортивных площадок и мест для пикников, шумных компаний в водоохранной зоне речки. Под любым мостом и мостиком можно полюбоваться стаями рыб, которых никто не пугает.
Сделать что-то подобное во Владивостоке практически невозможно – слишком глубоко зашел процесс уничтожения природы в городе, да и люди воспитаны с детства как дикари – увидев рыб, тут же их руки тянутся к палке или камню. Засыпанные мусором и грунтом озера и реки уже не вернуть, а сделать чистыми оставшиеся водотоки в застроенной части города будет также невозможно. Для этого придется сносить многочисленные гаражи, склады и здания, удобно расположившиеся по берегам рек, очищать их русло от мусора, ликвидировать свалки и выпуски канализационных вод, осуществлять лесопосадки на побережье, проводить новое зарыбление водоемов. Еще нужно будет воспитать с раннего детства бережное отношение к природе. На это потребуются большие затраты и много времени, но это был бы самый замечательный вариант.
Скорее всего, городские власти и проектировщики пойдут по иному, более простому пути и, если не закроют глаза на сложившуюся ситуацию, то возьмут на вооружение древнеримский вариант по сооружению так называемых клоак. По сути, это превращение русел рек и ручьев в магистрали подземной канализации. Спрятав их под землю, придется смириться с тем, что все, что попадет в эти клоаки, напрямик будет сбрасываться в бухты и заливы, окружающие город. Поэтому купаться или ловить рыбу станет небезопасно, да и находиться на пляже или прогуливаться по набережной станет неприятно.
В последнее время центральная часть города и его магистрали приводятся в порядок в ожидании гостей саммита. Однако городские власти упорно не хотят замечать то, что гостевая трасса пересекает наши безжизненные и замусоренные реки и речки, от которых разит смрадом. Демонстрируемые новые очистные сооружения и полигон ТБО лишь отчасти утилизируют бытовые отходы и стоки, в основном от новых микрорайонов. Заявления властей о том, что Амурский залив скоро восстановит свою экосистему – не имеют никаких оснований, и рассчитаны разве что на слепых и дилетантов. Пока через реки в залив попадают канализационные стоки, чище его вода от этого не станет, купаться в нем будет опасно, и количество ценных видов беспозвоночных и рыб в нем не увеличится.
Владимир Раков
главный научный сотрудник
Тихоокеанского океанологического
института им. В.И. Ильичева,
доктор биологических наук
Источник: Дальневосточный ученый №4 от 29.02.2012
Статья перепечатана с согласия автора
Другие материалы
Другие материалы
17.02.
|
Гость
|
Новость
17.01.
|
Гость
|
Новость
08.11.
|
Гость
|
Статью
В группе: 2,009 участников
Материалов: 763
Объединение гражданского общества в деле сохранения рек Сибири и Дальнего Востока, обсуждение социально-экологических проблем бассейнов рек.
В группе "Реки Сибири и Дальнего Востока" обсуждаются актуальные вопросы, связанные с сохранением экосистем речных бассейнов, антропогенным воздействием на реки Сибири и других регионов мира, развитием движения в защиту рек.. Приводятся данные о состоянии рек, результаты оценки воздействия на реки проектов хозяйственной деятельности, предлагаются подходы к решению насущных проблем...
Календарь
Гео-метки данного материала
Javascript is required to view this map.
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 44 недели назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,329 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,329 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,329 | |
3 года 22 недели назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,329 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 46 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,102 | |