- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Фазовый переход – смысл происходящего
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Святослав Забелин - 22.08.20
Каковы предпосылки и особенности для назревшего перехода мира в новое посткризисное экологическое и социально-экономическое качество. Анализ происходящего и грядущего от Святослава Забелина.
Святосла́в И́горевич Забе́лин — многолетний сопредседатель Совета Международного Социально-экологического Союза, крупнейшего зеленого объединения на территории бывшего СССР, автор многих статей и книг, в том числе, посвященных концепции устойчивого развития. Лауреат премии Голдмана.
Понимая, что растерянность – доминирующее сегодня самоощущение думающей аудитории, я решился применить свой подход к анализу происходящего и грядущего, опробованный и показавший свою результативность. Гипотеза, предсказания которой подтверждаются фактами, неизвестными в момент публикации, самая большая радость ученого.
В 1998 году в книге «Время искать, и время терять» я сделал прогноз о кризисе глобальной социально-экономической системы не позже 2008 года.
Моя гипотеза основывалась на предположениях:
- социально-экономическая система СССР обрушилась, достигнув пределов роста в точном соответствии с базовым сценарием доклада «Пределы роста» экспертов Римского клуба во главе с Денисом и Донеллой Медоуз, опубликованного ещё в 1972 году;
- социально-экономическая система СССР была подобна глобальной социально-экономической системе, поэтому глобальную систему ждёт аналогичный кризис, если грабительская по отношению к природным ресурсам парадигма её функционирования не будет сменена на природосберегающую.
Именно в 2008 году и начался глобальный кризис, не только не закончившийся за прошедшее десятилетие, а в 2020 году перешедший в острую фазу. Сравнение событий 1980-1990-х годов на советском и пост-советском пространствах с тем, что сегодня на наших глазах происходит на глобальной сцене, мне представляется, способно убедить любого.
Для описания происходящего и, главное, будущего, мне показалась практичной и образной, а потому понятной, гипотеза философа Сергея Чернышева о применимости теорий Платона и Маркса о трехэтапности эволюции человеческих обществ, согласно которой в предшествовавшую эпоху «правила игры» определяли «ремесленники», т.е. производители всего, что людям нужно. И что «общество ремесленников» начало превращаться во что-то другое.
Именно этому превращению и как нам с ним и с самими собой жить – посвящены три моих недлинных эссе.
Переход от чего к чему.
От – общества, основанного на обращении преимущественно с веществом (потреблении вещества и энергии), при незначительном внимании к производству информации.
Цель жизни и мера успеха - материально оформленное богатство. Накопление вещей и денег у индивидуума и его рода - социально престижно, а результаты передаются по наследству.
Из этого следует, что:
- окружающая среда (природа и люди) – расходуемые ресурсы,
- производственные мощности и деньги, их количество и рост – наследуемый накапливаемый капитал.
- вещи (от обуви до яхт) – символические знаки успеха.
К - обществу, основанному на обращении преимущественно с информацией, при вторичном внимании к вещественной составляющей.
Цель и мера успеха – интеллектуальный и личностный уровень или качество развития, которые не наследуются.
Из этого следует, что:
- средства производства и деньги – используемые (расходуемые) ресурсы,
- окружающие природа и люди – капитал, объекты заботы об их качестве, и условия собственного развития: от общества соседей и местного леса до человечества и Биосферы.
- знания, умения, социальные отношения – знаки успеха.
В платоновской триаде – наш фазовый переход, это переход от общества ремесленников - к обществу мудрецов. Переходное между ними общество стражей – социально необходимый инструмент предотвращения хаотизации жизнедеятельности при смене суммы парадигм.
Как и любое переходное состояние – оно сравнительно краткосрочно (поэтому, например, палеонтология не фиксирует переходные между видами, родами и т.п. – формы). Но надо иметь в виду, что существующая фаза эволюции человечества, если считать от появления Хомо сапиенс, длилась около 50 тысяч лет, а если считать от появления рода Хомо – примерно 2 миллиона лет.
Сегодня и в предвидимом будущем.
Нам повезло жить во времена:
- естественного само-разрушения структур и стереотипов поведения, определявших и пока ещё определяющих нашу жизнь, т.е. структур и стереотипов общества ремесленников;
- появления и формирования транзитного общества стражей;
- зарождения структур и стереотипов поведения, которые будут формировать жизнеустройство общества мудрецов.
Структуры общества ремесленников – по сути своей посредники.
Структуры государства – посредники между людьми, устроители взаимодействий индивидуумов и их разнообразных объединений.
Система образования играет роль посредника между поколениями, имея задачей передать опыт, знания и систему ценностей предыдущих поколений – следующим поколениям как сумму непреложных истин.
Структуры церквей претендуют на роль посредников между индивидуумами и богами.
Все они работают с телами и психикой, т.е. с материальной компонентой, с индивидуумами, слабо затрагивая сознание, т.е. личности, идеальную компоненту.
В обществе стражей эти структуры будут стараться сохранить и укрепить свои формы, акцентируясь на силовых функциях, но постоянно теряя в содержательности и результативности.
В обществе мудрецов жизнеустройство будут определять межличностные взаимодействия, отношения, т.е. преимущественно работа сознаний личностей, идеальная компонента. Забота о теле и душе (психике) – будет индивидуальным делом каждого, а не частью государственной политики, как сейчас.
Особенности переходного периода.
В переходном обществе стражей мы будем сосуществовать как с теми, кто будет жаждать восстановления структур, которые будут направлять, организовывать и обеспечивать его индивидуальную жизнь, так и с теми, кто будет стремиться выйти из-под контроля структур разного рода, чтобы самому организовывать и обеспечивать свою жизнь.
Сегодня, в обществе ремесленников, человек смиряется (принимает её как данность) с ситуацией, когда решения, определяющие условия его жизни, преимущественно принимаются кем-то или чем-то далеко за пределами его личного пространства и от него самого никак не зависят. В обществе мудрецов жизнь индивидуума и состояние окружающей его социальной и природной среды будут преимущественно определяться его собственными решениями.
Пытающиеся укрепиться структуры общества стражей, в первую очередь, структуры насилия, будут невольно вытеснять людей из своего общества в «зеленое». При этом, как и любая переходная, обеспечивающая переход, система – общество стражей фундаментально неустойчиво само по себе, его целенаправленность будет (может?) формироваться под воздействием случайных факторов и обстоятельств.
Отсюда – наша актуальная задача – оказывать на общество стражей максимально возможное «озеленяющее» влияние. В обществе, построенном на доминанте силы, уважают только силу. Чтобы оказывать влияние – мы должны сформироваться в силу, осуществляющую постоянный общественный контроль за состоянием окружающей среды и соблюдением системы законов и правил, определяющих порядок природопользования и охраны природы, регулярно выдвигая и продвигая предложения по её совершенствованию. В силу не только контролирующую, но и постоянно вовлекающую в эту деятельность всё более широкие круги людей.
Однако, как будет реагировать (что будет делать) человечество в это время, и в предвидимом будущем каждый может предсказать, наблюдая наше сообщество, сообщество «экологически» ориентированных людей, потенциально способных и понять происходящее, и спроектировать свои действия по оптимизации развития событий, и действовать. Лучше, оптимальнее, чем наше сообщество, ни человечество в целом, ни сообщества жителей отдельных стран, ни любые иные сообщества, объединившиеся во имя достижения других целей и идеалов или решения других задач – не будут.
Мы – вполне репрезентативная выборка думающих позитивно настроенных личностей своих стран, народов, объединений единомышленников.
Мы имеем огромный потенциал воздействия на окружающий социум, но, действовать придётся, преимущественно, – своим примером, своим опытом, а не суммой теоретических пожеланий.
P.S.1. В пост-советских и китайском сообществах, общество стражей будут вольно или невольно строить (уже строят) как «социализм с человеческим лицом», поскольку имеется как бы успешный опыт жизни в социалистическом лагере.
В сообществах развитого капитализма сейчас царит глубокая растерянность, поскольку опыта другой организации жизнеустройства у них просто нет.
Страны «третьего мира», скорее всего, будут возвращаться к корням, к воспроизводству традиционных укладов, что мы уже видим в исламском мире.
P.S.2. В формуле «Свобода есть осознанная необходимость» в нашем сегодняшнем обществе «осознанная» играет роль предлога, а в обществе будущего, которое мы назвали зеленым, «осознанная» будет подлежащим.
Со временем, ситуация преимущественно внешнего по отношению к индивидууму обустройства его жизни будет с какой-то неизвестной скоростью (вероятно, разной в разных культурных социумах) меняться на ситуацию преимущественно индивидуально-внутреннего обустройства. Что неизбежно предполагает, что ответственность за происходящее с внешнего плана будет переходить на внутренний.
P.S.3. Индивидуум и личность – эти понятия часто используют, но пока ещё часто смешивают, подменяя одно другим весьма непредсказуемым образом. Поэтому уточню.
Индивидуум – тело+психика, обеспечивают существование человека. Психика – сумма рефлекторных, бессознательных, непроизвольных поведенческих реакций. Тело и психика хорошо поддаются формированию внешними стимулами и тренировкой, а также научному изучению, классификации и т.п., ввиду частой повторяемости характеристик у разных людей.
Солдат – это индивидуум. Современное общество постоянно производит (хочет производить) идеальных солдат, а также любых идеальных работников всевозможных специальностей.
Личность – сознание, обеспечивает творчество, т.е. креатив, порождение нового, до этого не бывшего (исторически или в опыте индивидуума), в том числе, решение новых задач, постановку новых целей и т.п. Содержание сознания современными средствами не регистрируется. Личность – уникальна и неповторима.
Человек Лена и человек Петя – личности. Общество не умеет производить способных художников, поэтов и писателей, музыкантов, а также способных учёных всех мыслимых направлений науки.
Человек – симбионт индивидуальности и личности.
Святослав Забелин
Июль-август 2020 года.
Читать далее:
Что делать экологическому сообществу в современных условиях. Соображения Святослава Забелина. Святосла́в И́горевич Забе́лин — многолетний сопредседатель Совета Международного Социально-экологического Союза, крупнейшего зеленого объединения на территории бывшего СССР, автор многих статей и книг, в том числе, посвященных концепции устойчивого...
Другие материалы
Другие материалы
23.10.
|
Гость
|
Статью
02.10.
|
Гость
|
Статью
23.08.
|
Гость
|
Статью
В группе: 1,565 участников
Материалов: 1,518
Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований
Цели и задачи лаборатории
Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его основ.
Реально развивать три направления непрерывного...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 49 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,706 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,706 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,706 | |
3 года 27 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,706 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,184 | |