Лес и рыба

Лес и рыба

Остров  Сахалин... Регион, приравненный к Крайнему Северу...

Вся деятельность человека здесь, как и везде, направлена на создание и поддержание по возможности комфортных условий жизни. В широком понимании этого слова. Для каждого жителя острова.  Путем развития наиболее перспективных отраслей промышленности.  А они различны по экономическим результатам,  по социальной значимости, а также по воздействию на среду, окружающую человека.

Можно рассматривать эту проблему всесторонне. Мы ограничимся обсуждением только двух отраслей – рыбной и лесной. И та и другая важны для экономики Сахалинской области. И та и другая базируется на возобновляемых ресурсах. И та и другая реализуется в интересах жителей области.

Еще до прихода русских на остров уклад жизни местного населения – нивхов и айнов определялся речным и прибрежным рыболовством. Но основное значение для всей хозяйственной жизни аборигенов имел промысел лососевых. А. П. Чехов, посетивший остров в 1890 году, писал: "Главное  богатство Сахалина и его будущность может быть завидная и счастливая … в периодической рыбе …". С тех пор прошло более 100 лет и ситуация коренным образом изменилась. Уже не продают, как в конце 19-го века, осетров в Корсаковском посту, которых ловили в реках  Сусуя и Таранай. Теперь этот вид занесен в Красную книгу. Уже практически нет промысла сахалино-хоккайдской сельди, на которой базировалось прибрежное рыболовство, и существовали многочисленные поселки рыбаков на западном Сахалине в послевоенный период. Существенно сократились стада осенней и летней кеты, ранее знаменитой на всю Россию под именем “рыбновской”.           

 Конечно, причины всех возникших проблем различны. Но в отношении сокращения запасов лососевых рыб, а также снижения чистоты и прозрачности нерестовых рек существенную роль сыграла лесная отрасль – лесозаготовки, лесосплав и целлюлозно-бумажная промышленность, ради которой, в значительной степени, осуществлялась заготовка леса на Сахалине.

Интенсивные вырубки начались еще в 20-х годах. Значительно снизилась облесенность  бассейнов нерестовых рек. Существенную роль при этом сыграли и лесные пожары. Порой утрата лесов от пожаров почти равнялась площадям лесовырубок. Так, за период с 1926 по 1945 год на южном Сахалине леса были вырублены на площади 1 млн. га, а площадь выгоревшего леса составила 802 тыс. га.  Пожары губят леса и сегодня. При этом решающее значение здесь имеет человеческий фактор.

Но самые негативные последствия для нерестовых рек оказывал лесосплав, который осуществлялся практически на всех водоемах, где велись лесозаготовки. Поскольку реки Сахалина невелики и мелководны, лесозаготовители  в зимнее время складировали древесину в русле реки, строили здесь плотины и во время весеннего паводка сбрасывали залпом скопившуюся смесь воды и бревен по течению. В результате разрушались берега рек, перепахивался грунт дна. Значительная часть сплавляемой древесины оставалась в реке. Из нее вымывались дубильные вещества, изменяя химический состав воды. Резкое снижение уловов лососей и очевидное влияние на это лесосплава вынудило власти перейти на сухопутную вывозку древесины.

Таким образом, из процесса лесозаготовок исключили наиболее опасную для нерестовых рек  технологическую часть. Но продолжала приносить вред вырубка деревьев в водоохранных зонах, движение транспорта по руслу и трелевка древесины.

Положительное влияние лесов на окружающую среду общеизвестно. Особенно в формировании микроклимата, защиты почв от эрозии в формировании оптимального гидрологического режима  водоемов. Местные власти в лице областного комитета КПСС поставили перед рыбохозяйственной и лесной наукой задачу определить степень влияния лесозаготовок на нерестовые реки Сахалина и дать предложения по оптимальной ширине водоохранных лесных полос и изменению технологических приемов лесозаготовок с целью минимизации наносимого ущерба. К работе приступили Сахалинская лесная опытная станция (СахЛОС)  и СахНИРО. Исследования проводились в течение почти 20 лет. К каким же результатам пришли ученые?

Первые выводы были получены в конце 60-х годов. Кандидат сельскохозяйственных наук А. П. Клинцов, под руководством которого проводились исследования на СахЛОС, изучал влияние лесов на климат приземного слоя воздуха, почву и водный режим. Он пришел к выводу, что на безлесных участках происходят поздние весенние заморозки, вызывающие выжимание сеянцев и саженцев из почвы, гибель побегов, а иногда и гибель всходов на питомниках, лесокультурных площадях и вырубках. А при прогревании резкое повышение температуры поверхности почвы, наблюдаемое  на площадях, менее 50% покрытых лесом, приводит к ожогу  корневой шейки всходов и сеянцев.

Таким образом, отмечено, что снижение лесистости отрицательно сказывается на лесовосстановительных процессах. Кроме того, сильное нагревание почвы, сухость приземного слоя воздуха и увеличение скорости ветра, наблюдаемое на безлесных территориях повышает пожарную опасность, а в случае загорания -  ускоряет продвижение огня. Кроме того, увеличение скорости ветра на обезлесенных участках повышает опасность ветровала затронутых рубкой лесных массивов, оставленных недорубов и семенников. Таким образом, на основании сделанных выводов по результатам многолетних исследований читатель может заключить, что неразумная рубка леса оказывает негативное влияние прежде всего на само лесное хозяйство.

И еще одно заключение А. П. Клинцова. На площадях, где лесные почвы в результате деятельности человека сильно повреждены, образуется поверхностный сток воды, а вместе с ним начинается эрозия почвы. Автор в своих выводах обращает внимание на роль леса в гидрологическом режиме рек с учетом того, что они являются местами нереста ценных видов лососевых рыб. Этот режим  определяется характером  и распределением по водосборной площади  древесной растительности. Леса,  располагающиеся на склонах гор,  защищают почву от эрозии.  Они переводят поверхностный сток во внутрипочвенный, замедляют таяние снега и способствуют равномерному грунтовому стоку воды. Под влиянием лесной растительности, произрастающей по берегам рек и озер, происходит накопление снега на берегах и в русле реки,  вследствие этого почвы берегов и грунт  дна предохраняются от промерзания. Кроме этого, древостои предохраняют берега от размывания, а русло рек от заиления.

Теперь обратимся к данным, полученным ихтиологами. Работа началась со сравнения эффективности естественного воспроизводства горбуши на реках с разной облесенностью. Выбрали реки, расположенные недалеко друг от друга – Лазовую (Макаровский район) и Фирсовку (Долинский район). У первой облесенность водосбора составляла 24.3%, у второй – 85,0%. В течение трех лет проводили учет рыбы, заходящей на нерест, учет молоди, уходящей в море, анализировали гидрологический режим рек по многолетним данным сахалинской гидрометеослужбы.

Ученые пришли к выводу, что на реке с облесенностью бассейна 85,0% эффективность воспроизводства на 14-30% выше, чем с облесенностью 24,3%. Снижение эффективности объясняется изменением абиотических (в данном случае гидрологических) условий, к которым приспособились лососи в процессе своего исторического развития. По мнению исследователей, лесистость бассейнов нерестовых рек не должна быть менее 50%. Следует отметить, что эта цифра совпала  с  выводом, сделанным в результате параллельных работ, проведенных Сахалинской лесной опытной станцией.

 Для оценки влияния технологических приемов лесозаготовок  на водоем ихтиологи выбрали реку Приторная (Поронайский район), в бассейне которой планировалось начать рубку леса. До ее начала проводили оценку эффективности воспроизводства горбуши и гидрологической характеристики водотока, а затем продолжали наблюдения в  процессе  осуществления лесозаготовок. Выяснилось, что применяемая технология рубок в первую очередь оказывает влияние на гидрологические показатели реки. Так, наибольшая мутность воды отмечалась при комплексе работ –  рубка, вывозка древесины и строительство дороги. На расстоянии 17 км от района работ мутность воды в реке увеличилась в 10,4 раза. Непосредственно в районе работ она составляла до 60 мг/л. Одна только вырубка леса увеличивала осаждение мелких частиц на грунте речного дна в 2-3 раза, а рубка, совмещенная с вывозкой древесины, - в 18 раз. Исследователи отмечали, что это заиление не носило необратимого характера. После дождевых паводков грунт очищался. Кроме того, в годы высокой численности лососи проводят существенную мелиорацию, так сказать, своими силами, строя нерестовые гнезда. Однако, все зависит от интенсивности лесоразработок – во время активной рубки леса горбуша не поднималась по реке более чем на три километра. В период низкой интенсивности рубок она проходила в среднее и верхнее течение реки.

Исследования, проведенные учеными-лесоводами и ихтиологами, серьезно повлияли на нормативно-правовую базу. Была утверждена дифференцированная ширина водоохранных лесных полос. Теперь она зависела от величины водотоков и их нерестового значения. В настоящее время исследования, проводимые параллельно Сахалинской ЛОС и СахНИРО, прекращены. Поставленная в свое время задача была выполнена. В законодательном порядке утверждена ширина дифференцированных  водоохранных полос вдоль нерестовых рек. Даны рекомендации по оптимальной технологии рубок. И основной задачей в настоящее время является соблюдение установленного режима разных видов лесопользования. Это позволит сохранить ресурсы лососевых рыб и использовать лесные богатства в интересах жителей области.

В настоящее время существуют детально проработанные технологии  и правила ведения лесосечных работ. Проблема заключается в том, что они требуют дополнительных затрат. Современные предприниматели основной своей целью ставят получение максимальной прибыли при минимуме затрат. Их можно понять. Однако, задача государства заключается в том, чтобы создать правовое поле, в котором обязан работать любой предприниматель, независимо от вида его деятельности и требовать неуклонного исполнения  правил. Такое поле создано, но власти не в состоянии обеспечить контроль за выполнением правил лесосечных работ.

Всем понятно, что эксплуатация одного вида ресурсов не должна вредить другому. Пока у нас это не  очень получается. Лесорубам выгоднее  нести наказание в виде штрафов, чем соблюдать правила, установленные государством. А пока лесопромышленники игнорируют водоохранные зоны, строят в них дороги, погрузочные площадки и склады древесины, ездят по руслам водотоков, моют транспортные средства в ручьях и речках, оставляют остатки древесины на местах рубок и в водоемах. Все это отрицательно сказывается на условиях обитания рыб.

Специалисты гидробиологи и гидрологи из Азовского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (г. Ростов-на-Дону) в 1991 году вели на Сахалине наблюдения за ихтиофауной, бентосными организмами и гидрохимическими показателями  рек Амба и Пилевка (западная часть Смирныховского района) в районе проведения лесозаготовок. Их выводы были неутешительны. Биомасса фито- и зообентоса в районе рубки леса была существенно ниже. На участках дна здесь было обнаружено очень высокое содержание нефтепродуктов. В донных отложениях устья реки  обнаружено высокое содержание (до 60%) смолистых компонентов. Отмечены морфофизиологические и функциональные отклонения в организме  длительно обитающих в этих водоемах рыб – кунджи, мальмы. У них была нарушена сердечно-сосудистая система, отмечены негативные изменения в печени. Рыба была подвержена сильному токсикозу, вызванному воздействием экстрагируемых из древесины веществ. Исследователи сделали  радикальный вывод -  целесообразно прекратить рубки лесов в бассейнах нерестовых рек.

К сожалению, лесопромышленники не могут предоставить для изучения хотя бы один участок лесоразработок, на котором соблюдались бы все технологические условия. На  примере эксплуатации подобных участков можно было бы определить путь  соблюдения интересов и рыбного и лесного хозяйств. В противном случае следует согласиться с радикальным выводом исследователей с берегов Дона.

Еще в начале 80-х годов объем заготавливаемой древесины достигал 3,7 млн. куб. м.  Сейчас заготовки существенно сократились, особенно за последние 3 года. Так, если в 2000 году заготовили немногим более 900 тыс. куб. м., то в 2003 году только 511 тыс. куб. м. Последняя цифра составляет лишь 15% расчетной лесосеки. Пожалуй, неразумно ставить вопрос о полном прекращении заготовок леса на Сахалине. На протяжении всего периода существования человека  леса удовлетворяют его потребности в древесине. Тем более, что это воспроизводимый ресурс, и при рациональном подходе им можно пользоваться неограниченно долгий период. 

Ф.Н. Рухлов

кандидат биологических наук, главный специалист СахНИРО 

Из сборника "Лес и лосось"

Другие материалы

18.04. | Гость | Событие
29.03. | Гость | Событие
В группе: 1,808 участников
Материалов: 1,460

Здесь общаются и обмениваются мнениями те, кому не безразлична судьба редких и исчезающих видов, на территории России

Сохранение биологического разнообразия включает в себя целый комплекс мероприятий. В качестве краткосрочного инструмента в борьбе за сохранение исчезающих видов мы продолжаем контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Мы также понимаем, что именно перевоспитание местного сообщества может гарантировать выживание и существование редких видов в будущем. Большинство разрушительных...

Фотогалерея

FOTOS DE LAURENT SCHWEBEL - фотографии Лорана Швебеля

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 19 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,246 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 21 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,246 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 21 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,246 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 50 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 289,246 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 21 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 8,384 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!