Кому и зачем нужны общественные лососевые советы?

 Кому и зачем нужны общественные лососевые советы?

Этот вопрос задал нам, группе общественных экспертов, прибывших на Сахалин из разных мест (автору - с Камчатки, Юрию Широкову, руководителю межрегионального общественного экологического фонда "ИСАР - Сибирь" - из Сибири, Лейле Байковой - из Центра Дикого Лосося Портленда), начальник управления по делам молодежи одного из районов, где мы побывали на встречах с представителями Общественных Лососевых Советов (ОЛС) Сахалина по программе межрегионального сотрудничества и обмена опытом работы.

И мотивация его была очень простая - мы охраняем лососей в низовьях реки Поронай, а ее в верховьях (в другом уже муниципальном районе) порют на икру браконьеры. Так для кого мы эту рыбу сохраняем?

Вроде бы, казус - член Общественного Лососевого Совета не имеет никакого представления о целях и задачах Совета, в котором сам же и состоит. Но, как выяснилось, это довольно-таки типичная картина для Общественных Советов Сахалина, не смотря на то, что их здесь гораздо больше, чем в других краях и областях Дальнего Востока - мы побывали на заседаниях пяти Советов (в Углегорске, Поронайске, Смирныхе, Ногликах и Охе). Дело в том, что создание Общественных Лососевых Советов при главах муниципальных районов Сахалина было совместной программой "Сахалинской Энергии" (нефтяной компании), автономной некоммерческой организацией "Сахалинская Лососевая Инициатива" и Центра Дикого Лосося. На организацию и деятельность ОЛС выделялись специальные гранты (по 30 тысяч долларов США), поэтому и ОЛС на Сахалине росли, как грибы. Но "Сахалинская Энергия" в последние годы изменила свою экологическую программу, ориентируясь на работу с коренным населением и детьми. Денег у Общественных Советов не стало, и инициативы явно померкли. Некоторые Советы остались только в формальном статусе - на бумаге. Отсюда и вопросы: "Кому и зачем нужны Общественные Лососевые Советы?".

 

в Углегорске

мэр Углегорского района Фомин А.И.

Фомин А.И. и Лейла Байкова (Центр Дикого Лосося)

Т.В. Рыжкова и О.В. Быченок (Углегорский Совет)

Председатель Собрания Углегорского района В.В. Ломаго

Юрий Широков (МОЭФ "Исар-Сибирь")

А вот в Смирныховском районе ситуация совершенно иная. Здесь общественность занимается решением вопросов о сохранении лососей уже десять лет, хотя Общественный Совет был создан гораздо позже. За этот период запасы горбуши и кеты возросли в несколько раз, сегодня практически все районы Сахалина, кроме Смирныховского, по прогнозам ученых, показывают резкое снижение запасов лососей. В Смирныховском же районе такой угрозы нет - здесь, наоборот, объемы вылова растут из года в год. Как они этого добились? Общими усилиями. Каждый пользователь, исходя из объемов пойманной им рыбы, вкладывает средства в широкомасштабную антибраконьерскую кампанию, которая ведется из года в год, независимо от того урожайный был тот год или неурожайный. И в неурожайные годы в Смирныховском районе выловы также значительно поднялись. Но и средства смирныховцы тратят на "антибраконьерку" немалые - до четырех миллионов рублей в год. Начинали с малого - с одной-двух рыбопромышленных компаний, которые стали основой для создания Ассоциации рыбопромышленников. В Совете сегодня два лидера - заместитель Главы района Евгений Демидов (председатель Совета) и руководитель районной Ассоциации рыбопромышленников Владимир Смирнов.

Сегодня результаты смирныховцев очень показательны для всех рыбацких районов Дальнего Востока - даже в периоды, когда урожайность горбуши и объемы ее вылова превышают исторические рекорды, этот вид может оказаться в депрессивном состоянии из-за массового браконьерства (в том числе и промышленного, с использованием знаменитых сахалинских РУЗов - рыбоучетных заграждений, перекрывающих нерестовые реки Сахалина от берега до берега). В связи с этим, как рассказывали нам сахалинцы, в том числе и коллеги из "Экологической вахты Сахалина", заполнение нерестилищ и последующий скат молоди в последние годы во многих восточных районах Сахалина на очень низком уровне, отсюда и плохой прогноз.

И только лососевые реки Смирныховского района не попали в этот "черный" список.

И потому вопрос: "Кому и зачем нужны Общественные Лососевые Советы?" - вызвал весьма негативную реакцию у Евгения Демидова, для которого работа с общественностью по сохранению лососей является внутренней потребностью. Он здесь родился, вырос, работал в лесничестве. На его глазах опустошались реки, многие из которых потеряли промысловое значение. Он видел, какие масштабы обретает браконьерство. И не мог оставаться равнодушным. И разве можно кому-то это объяснить?

В Углегорском районе ситуация вообще нетипичная: здесь общественность района призвала баллотироваться в мэры ученого-эколога - человека с принципиальной гражданской позицией, который смог бы противостоять монополии местных хозяев угольных разрезов и шахт. И Александр Ильич Фомин победил на выборах, несмотря на мощное противостояние местных капиталистов и региональной администрации. Его главный лозунг: "Сначала отстоять права природы, а потом уже защищать права человека!", - мне лично глубоко понятен и столь же симпатичен. В свое время глава Усть-Большерецкого района Игорь Леонидович Бондарь - так же, как и Александр Ильич - самовыдвиженец на этот пост, оказался в политической изоляции и ему, как воздух, нужна была поддержка общественности и таким достаточно мощным общественным объединением в районе, направленным на организацию местного гражданского общества, тоже стал Общественный Лососевый Совет, в состав которого вошли не только местные жители, но и представители разных органов региональной и федеральной власти, рыбного и туристического бизнеса.

Евгений Демидов, Юрий Широков, Мерзляков Александр, Лэйла Байкова, Дмитрий Лисицын, Роман Шатров

Роман Шатров ("Экологическая вахта Сахалина")

Дмитрий Лисицын (руководитель "Экологической вахты Сахалина")

А вот в Хабаровском крае, в бассейне реки Коппи (Советско-Гаванский район) общественность принципиально создала свой Совет, целиком и полностью независимый от местной администрации. Силами общественности на реке Коппи (более двухсот километров длиной) был создан государственный природный заказник площадью 38 тысяч гектаров.

Вот как это было (из статьи председателя Общественного Совета Александра Мерзлякова):

* * *

"Коппи - полноводная река, обладающая огромными рыбными (а по берегам - охотничьими) ресурсами, вокруг которой издавна сталкивались интересы аборигенов, местных жителей и предпринимателей.

Вот для того, чтобы скоординировать спорные вопросы, проблемы охраны угодий и защиты экосистемы, мы решили создать совет - пожалуй, сообща можно навести порядок на реке.

Ну, а прежде мы изучили опыт работы общественных бассейновых советов не только на Камчатке и Сахалине, но и за рубежом. Увидели: в США ни одно решение относительно реки или иной экосистемы без общественности не принимается. Там мнение общества может остановить даже правительственную программу или любой другой производственный план, если они наносят вред природе. То есть людям действительно небезразлично, что станет с природой завтра. Почему же у нас должно быть иначе?

Наш совет создан при совгаванском районном объединении охотников и рыболовов, в рядах которого насчитывается до полутора тысяч членов. Ну, а помогали нам не только заповедник "Ботчинский", лесники и представители коренных малочисленных народов Севера, но и просто местные жители.

Сегодня принято положение о совете, утвержден план его работы. В первую очередь необходимо проверить деятельность лесозаготовительных организаций, работающих в бассейне Коппи. Здесь главная задача, считаю, не просто кого-то поймать да ущемить в чем-то. Важно снять напряженность, сложившуюся между лесопользователями в тех местах. Это значит - навести порядок в сфере природопользования.

И дело сдвинулось: нами оказана помощь национальной общине "Ороч" в организации учетных работ на закрепленных за ними охотничьих угодьях, проведен совместный рейд службы по охране животного мира и ООПТ. На совместном заседании создана партнерская организация из числа заинтересованных индивидуальных предпринимателей - им же тоже небезразлична судьба недавно созданного в районе заказника краевого значения. Который, правда, создать-то создали, но ни денег, ни штата, ни материально-технических средств на его охрану не выделили... Пока один человек числится! А что может сделать единственный представитель службы по охране животного мира? Тут нужно работать только сообща - для того мы весь этот "огород" и городили. Ведь флора и фауна на Коппи, поверьте, - это нечто уникальное, такого не увидеть ни в каких Америках да Канадах".

* * *

Главный ресурс и этого Общественного Совета - люди. Люди неравнодушные, любящие природу, увлеченные охотой и рыбалкой и обеспокоенные тем состоянием природы, в котором она сегодня находится по вине самих же людей.

"Кому и зачем нужны общественные лососевые советы? "

Демидов Евгений, председатель Смирныховского Общественного Совета

Конечно, возглавляет Совет человек незаурядный - бывший летчик-бомбардировщик, руководитель районного Общества охотников и рыболовов, руководитель национальной общины "Ороч" (хотя сам человек русский, но взявший в свои руки узды правления, чтобы спасти общину от разорения и потери охотничьих угодий) Александр Васильевич Мерзляков. У него есть хорошая поддержка в крае в лице руководителя Хабаровского регионального общественного фонда диких животных Александра Николаевича Куликова, усилиями которого и был в конечном итоге реализован совместный с Министерством природных ресурсов Хабаровского края и Центром Дикого Лосося проект организации государственного природного заказника краевого значения "Река Коппи". Возможно, их опыт пригодится и нам на Камчатке, если мы осилим проект создания особо охраняемой природной территории в бассейне реки Большой, о необходимости которой было заявлено еще на первом рабочем заседании Общественного Совета в 2011 году, но пока мы ни на шаг не продвинулись вперед в этом вопросе, а хабаровчане сумели добиться очень хорошего результата.

Но вернемся к главному - к вопросу, который был задан на Сахалине, и который нередко звучит и у нас на Камчатке.

После путешествия по Сахалину и встречи с нашими хабаровскими коллегами, которые специально прилетели в Южно-Сахалинск, чтобы обсудить общие наши проблемы, вопрос о том, КОМУ и ЗАЧЕМ нужны Общественные Лососевые Советы, был ясен - тем, кто искренне обеспокоен состоянием природы (и не только лососей) и кто хочет отстоять и защитить права природы в своем районе, на своей малой родине, на своей земле или на земле, ставшей своей…

А если конкретно, то это именно те люди, которых я уже назвал. И десятки, а может быть и сотни других сахалинцев и хабаровчан и наших камчатцев, которые не входят в Общественные Советы (по простой причине, что таких Советов еще очень мало), но также обеспокоенные тем, что сегодня творит человек с природой.









Мы уже говорили о том, что примерно половина из Общественных Лососевых Советов на Сахалине ведет формальное или полуформальное существование. Советы активны там, где есть круг единомышленников, объединенных общим интересом и общими задачами. Почему сахалинцы с таким восторгом отзываются о камчатском фестивале "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!"? Да потому что этот фестиваль и стал встречей-праздником единомышленников, в том числе и наших сахалинских коллег. И почему так много наши камчатские недруги говорят именно о фестивале? Потому что они прекрасно понимают, что именно на таких массовых общественных площадках формируется мощное (с колоссальным эмоциональным зарядом) общественное мнение, против которого с каждым годом выступать будет все труднее и труднее. И такие фестивальные площадки есть сегодня и на берегах Коппи, и в заливе Анива, и на берегах других сахалинских рек. А лозунг "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!" скоро объединит не только Хабаровский край, Камчатку и Сахалин, но и другие регионы Дальнего Востока. Как бы и кто бы не относился критично к зеленому движению в нашей стране, за этим движением - огромное и светлое будущее. А это значит, что число людей, КОМУ и ЗАЧЕМ все это нужно, будет стремительно возрастать. И мы это уже видим на примере целого ряда регионов Дальнего Востока, в том числе и Камчатки.

 
Сергей Вахрин
президент Камчатского регионального общественного фонда "Сохраним лососей ВМЕСТЕ!".
Сахалин - Камчатка

Источник: Рыба Камчатского края

Другие материалы

28.02. | Гость | Событие
В группе: 2,009 участников
Материалов: 763

Объединение гражданского общества в деле сохранения рек Сибири и Дальнего Востока, обсуждение социально-экологических проблем бассейнов рек.

В группе "Реки Сибири и Дальнего Востока" обсуждаются актуальные вопросы, связанные с сохранением экосистем речных бассейнов, антропогенным воздействием на реки Сибири и других регионов мира, развитием движения в защиту рек.. Приводятся данные о состоянии рек, результаты оценки воздействия на реки проектов хозяйственной деятельности, предлагаются подходы к решению насущных проблем...

Фотогалерея

Художник Погонин Сергей

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 48 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,590 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,590 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,590 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 26 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,590 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,167 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!