Добыча россыпного золота не должна приводить к деградации наших рек

Российские общественные организации полагают, что рост числа мест добычи россыпного золота и его распространение на незатронутые добычей реки в современных условиях прямо противоречат основным задачам развития регионов Сибири и Дальнего Востока России.
 
На сайте zolotari.net  представлен текст позиции  российских общественных организаций в отношении добычи россыпного золота.  

Добыча россыпного золота не должна приводить к деградации наших рек

Общественные организации России, опираясь на анализ влияния россыпной золотодобычи на окружающую среду (в первую очередь, на экосистемы речных бассейнов Амура, Камчатки, Алтае-Саянского региона), а также с учетом социально-экономических факторов в регионах золотодобычи, полагают, что рост числа мест добычи россыпного золота и его распространение на незатронутые добычей реки в современных условиях прямо противоречат основным задачам развития регионов Сибири и Дальнего Востока России.

В частности, эта деятельность:

  • препятствует устойчивому социально-экономическому развитию на местах;
  • разрушает и загрязняет ключевые природные комплексы рек и тем существенно ухудшает качество жизни местного населения;
  • создает социальную напряженность, ухудшает условия природопользования для коренных жителей и в конечном счете способствует оттоку населения из районов Сибири и Дальнего Востока.

Добыча россыпного золота является одним из старейших видов природопользования на территории российского Дальнего Востока, Восточной Сибири и Юга Западной Сибири. Масштабное освоение месторождений россыпного золота здесь началось с включением данных территорий в состав России и особенно активизировалось в течение XIX и XX веков. Это неизбежно привело к тому, что к концу прошлого века большинство крупных перспективных месторождений россыпного золота на территории страны были разведаны и выработаны. В связи с этим, предприятия, осуществляющие золотодобычу, из-за малых запасов золота на таких реках вынуждены переносить свою деятельность на новые участки рек, которые ранее не затрагивались разработками из-за низкого содержания золота в аллювии. В последние годы резко возросло количество лицензий, выдаваемых с целью разведки и разработки полезных ископаемых.

Так, к примеру, в Амурской области и Хабаровском крае в течение последних 10 лет наблюдается постоянный рост количества выданных лицензий, резко усилившийся в последние 2-3 года.

 

Подавляющая часть лицензий выдается заявительным порядком на деятельность по поиску новых месторождений россыпного золота, которое не предусматривает возможности разработки месторождений. В то же время, по свидетельству местных жителей и согласно результатам проверок, осуществляемых государственными природоохранными органами, подавляющее большинство юридических лиц, получивших данный тип лицензий, занимаются фактически нелегальной добычей россыпного золота на лицензионных участках, что негативно сказывается, в том числе, и на состоянии запасов полезных ископаемых.

С ростом количества лицензий на разведку и разработку месторождений россыпного золота наблюдается и значительный рост количества нарушений, допущенных данными предприятиями: загрязнение рек неочищенными техническими водами, использование водных объектов без оформления решения или договора на водопользование, самовольный перенос частей водных объектов без соответствующего перевода земель, уничтожение плодородного почвенного слоя, самовольные рубки пойменных лесов без оформления правоустанавливающих документов, отказ от проведения рекультивации нарушенных земель, отсутствие восстановления нарушенных речных долин. Это является не отдельными случаями, а системой, сложившейся в связи с тем, что предприятия, отрабатывающие лицензионные участки с минимальными запасами золота, пытаются минимизировать свои затраты за счет игнорирования требований природоохранного законодательства в целях достижения рентабельности своей деятельности.

Добыча россыпного золота нарушает естественные русла рек, приводит к серьезной негативной трансформации склонов речных долин, вызывает значительную эрозию пойменных земель, уничтожает ценные пойменные леса, загрязняет реки. Мутные шлейфы тянутся на десятки, а порой и сотни километров ниже по течению от участков добычи россыпного золота. Из-за этого нарушается естественный химический состав воды, повышается ее температура, падает прозрачность и содержание кислорода, сильнейшим образом заиливаются нерестилища, в особенности лососевых рыб. В результате из таких рек уходит ценная рыба, речная экосистема деградирует, причем во многих случаях необратимым образом. Тысячи гектаров высокопродуктивных, ценных в хозяйственном и экологическом отношении приречных лесов превращаются в скудные, безлесные пустыри.

Противостоять разрушению и деградации природы от добычи россыпного золота не способны сейчас ни региональные, ни федеральные органы экологического надзора. Прежде всего по причине малой численности и слабой технической обеспеченности сотрудников надзорных органов в регионах золотодобычи, которые просто физически не способны проконтролировать большое число предприятий на огромных по площади (и зачастую удаленных) территориях золотодобычи.

При этом все большее количество лицензий выдается в отношении участков добычи россыпного золота, либо непосредственно примыкающих к границам особо охраняемых природных территорий (ООПТ), либо находящихся в бассейнах рек, протекающих через эти ООПТ. Золотодобыча на таких участках увеличивает антропогенную нагрузку на охраняемые природные комплексы, повышает угрозу загрязнения заповедных территорий и мало нарушенных хозяйственной деятельностью участков, обладающих значительной природоохранной ценностью.

Органы государственной власти, местного самоуправления и местное население территорий, на которых предполагается разработка месторождений россыпного золота, практически полностью исключены из процесса принятия решений о выставлении на аукционы и выдаче лицензий в отношении тех или иных участков. Это приводит к выдаче лицензий на добычу золота в отношении участков, имеющих важное значение как места обитания редких и хозяйственно ценных видов флоры и фауны, а также играющих важную роль в хозяйственной деятельности местного населения как места традиционного проживания коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока, охотничьи угодья, места размещения пасек, сенокосы и пастбища. Разрушение этих угодий и потеря ценных природных ресурсов в процессе разработки месторождений оказывают негативное воздействие на другие, не менее значимые отрасли хозяйствования местного населения.

Одной из причин этого стало исключение материалов, обосновывающих получение лицензий на поиск, геологическую разведку и разработку месторождений россыпного золота, из списка объектов государственной экологической экспертизы. В рамках проведения ГЭЭ предусмотрены механизмы учета общественного мнения в отношении того или иного проекта, позволяющие избежать возникновения, либо снизить остроту конфликтных ситуаций, связанных с реализацией данных проектов. Выведение материалов, обосновывающих получение лицензий, из списков объектов ГЭЭ, лишило население законодательных механизмов выстраивания диалога с золотопромышленниками и спровоцировало рост конфликтных настроений.

В то же время, сама добыча россыпного золота в подавляющем большинстве случаев вносит минимальный вклад в социально-экономическое развитие регионов и муниципальных образований. Все поступления от продажи лицензий и большая доля налоговых и неналоговых платежей золотодобывающих предприятий уходит в федеральный бюджет, оставляя регионам и, особенно, муниципалитетам лишь незначительную долю платежей. Так, для примера, в 2017 году золотодобывающие предприятия Амурской области перечислили 922 миллиона рублей платежей в бюджет Российской Федерации, 416 миллионов рублей в бюджет области и лишь 50 миллионов рублей в бюджеты муниципальных образований. Принимая во внимание размер доходной части бюджетов, доля платежей золотодобывающих предприятий составила около 0,9% доходной части бюджета субъекта и 0,2% доходной части местных бюджетов. Разумеется, для разных муниципальных образований внутри регионов эта цифра различается, в зависимости от степени вовлечения территории муниципалитетов в разработку золота. В то же время, необходимо отметить, что значительная часть золотодобывающих предприятий зарегистрирована и, соответственно, уплачивает налоги не на территории муниципальных образований, где осуществляет свою деятельность, а в краевых и областных центрах. Помимо этого, значительная часть золотодобывающих предприятий для работы привлекает не местных жителей, а работающих вахтовым методом жителей других муниципальных образований, регионов и даже стран, что сводит практически до нуля значение добычи россыпного золота для поддержания благосостояния местных сообществ и социально-экономического развития муниципалитетов. Как продемонстрировала текущая пандемия, работы вахтовым методом также сопряжены с эпидемиологическими рисками и существенно увеличивают негативные настроения местного и старожильческого населения.

В целом это ведет к нарастанию негативного воздействия добычи россыпного золота на природные комплексы и социально-экономическое устойчивое развитие регионов и муниципальных образований, на территории которых осуществляется данный вид деятельности, росту накопленного экологического ущерба. Что, в свою очередь, приводит к росту протестных настроений среди местного населения и усилению социальной напряженности в регионах осуществления золотодобычи.

В связи с этим, считаем необходимым:

1. Установить на срок не менее 10 лет мораторий на выдачу лицензий на разведку и добычу россыпного золота на водотоках, ранее не затронутых такой добычей;

2. Отказаться от выдачи лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота в отношении участков, примыкающих к границам особо охраняемых природных территорий либо находящихся в пределах особо охраняемых природных территорий, а также участков на реках, протекающих через ООПТ и расположенных выше по течению относительно них;

3. Ввести запрет выдачи лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота на участках, способных оказать негативное воздействие на условия жизни в населенных пунктах, расположенных вблизи или ниже по течению рек от данных участков, без получения одобрения на осуществление указанных работ жителями населенных пунктов и органов местного самоуправления в рамках процедур общественных обсуждений;

4. Ввести запрет выдачи лицензий на геологическое изучение недр, поиск, разведку и добычу россыпного золота на водных объектах, которые являются местами обитания, размножения, зимовки, нагула, путями миграций особо ценных и ценных видов водных биологических ресурсов, в том числе – лососевых пород рыб;

5. Отнести проекты разработки месторождений россыпного золота к объектам государственной экологической экспертизы;

6. Включить в обязательном порядке в документы, регламентирующие выставление на конкурс лицензий на разведку и добычу россыпного золота механизмы учета мнения органов государственной власти регионов, органов местного самоуправления и местного населения территорий, на которых предполагается разработка месторождений россыпного золота. Предлагаются такие механизмы:

  • Проведение эколого-экономической оценки рентабельности разработки конкретных месторождений и участков конкретных рек, предполагаемых к лицензированию. Оценка должна учитывать, с одной стороны – прогнозируемые запасы золота в россыпях и социально-экономический эффект от их извлечения, а с другой — потенциальный ущерб окружающей среде, затрагиваемым отраслям местной экономики, социальной сфере жизнедеятельности местного населения при добыче россыпного золота на данных участках. Под ущербом, в том числе, понимается возможное воздействие золотодобычи на популяции ценных в хозяйственном отношении, редких и охраняемых видов животных и растений, утрата экосистемных функций речного бассейна, разрушение почв и уничтожение лесов, вред, наносимый местной экономике и социальной сфере.
  • Обязательное проведение на стадии принятии решения о выставлении участков на аукционы или представления их по заявке без аукциона общественных обсуждений возможности и условий разработки месторождений россыпного золота и программ экологического мониторинга с участием местного населения и органов местного самоуправления муниципальных образований, на которых предполагается разработка месторождений.

7. Обеспечить эффективную и прозрачную систему контроля за деятельностью золотодобывающих предприятий со стороны территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора), в частности, за счет использования методов дистанционного (космического) мониторинга загрязнения рек и внесение в нормативные правовые документы результатов дистанционного (космического) мониторинга в качестве доказательной базы при выявлении и фиксации загрязнений.

8. Ужесточить санкции к организациям, осуществляющим добычу россыпного золота, за нарушения в сфере охраны окружающей среды, в том числе, существенное увеличение размеров штрафов, и неукоснительное применение в отношении нарушителей таких мер воздействия, как приостановление и прекращение действия лицензий на осуществление деятельности по добыче золота в отношении участков, где допущены нарушения, включая отказ им в выдаче иных участков до полного выполнения мер по устранению допущенных нарушений и возмещению нанесенного окружающей среде ущерба.

 

Всемирный фонд дикой природы (WWF) России

Экологическая коалиция «Реки без границ» (Rivers without Boundaries)

Международный Социально-Экологический Союз, Москва

Алтайская краевая общественная организация «Экологический актив», Алтайский край

Амурская областная общественная экологическая организация «АмурСоЭС», Благовещенск

Красноярская региональная общественная экологическая организация «ПЛОТИНА», Красноярск

Общественная организация «Бюро региональных общественно-экологических кампаний», Владивосток

Красноярская региональная общественная организация содействия жизни на селе «Дети тайги», Красноярский край

Общественная группа «Чистые реки Кузбасса», Кемеровская область

РОО «Ассоциация коренных малочисленных народов Хабаровского края», Хабаровск

РОО «Экологическая вахта Сахалина», Южно-Сахалинск

Общественное объединение «Экологический центр «Дронт», Нижний Новгород

Автономная некоммерческая экологическая организация «Друзья Балтики», Санкт-Петербург

Другие материалы

28.02. | Гость | Событие
В группе: 2,009 участников
Материалов: 763

Объединение гражданского общества в деле сохранения рек Сибири и Дальнего Востока, обсуждение социально-экологических проблем бассейнов рек.

В группе "Реки Сибири и Дальнего Востока" обсуждаются актуальные вопросы, связанные с сохранением экосистем речных бассейнов, антропогенным воздействием на реки Сибири и других регионов мира, развитием движения в защиту рек.. Приводятся данные о состоянии рек, результаты оценки воздействия на реки проектов хозяйственной деятельности, предлагаются подходы к решению насущных проблем...

Фотогалерея

моря Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 50 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,877 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 2 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,877 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,877 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 28 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 301,877 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,202 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!