Предания таежного края

Предания таежного края

        Когда-то в детстве, лет пяти, я увидела шторы из старых газет. Вырезные занавески просвечивали цветами-ветками, зверями. Их вырезала мама Мурасова (Мурасы: Ур - место, Сы - с реки Сыни), Аграфена Семеновна. По отцу - ханты, по матери - русская чувашка. В школу я пошла, не умея писать-рисовать. А вырезала всегда. Снежинки. Позже - узоры-заставки к плакатам. К урокам труда - углы-вырезки для вышивания салфеток. 

Знакомясь с культурой народов Севера, я всерьез взялась за вырезки. Недорогой материал. Ажурность изображения. Начала я эти вырезки с заготовок обрамлений, то есть хотелось делать работы в рамках с хантыйским орнаментом. На это ушло много времени. Я использовала «Альбом хантыйских орнаментов» Н.В.Лукиной, «Путешествие к хантам» финского ученого Сирелиуса. Заготовленные, вырезанные, свернутые гармошечкой части рамочек я расправляла и укладывала под пресс. Подсчитав, сколько времени идет на рамочку, я копила их до момента окончательного оформления. В процессе работы я пришла к выводу, что самым лучшим вариантом бумаги является «Снегурочка» - негрубая, не растягивается при смачивании клеем. Для склеивания использовала клей ПВА. 

Домашние подсмеивались над детским увлечением. А мне доставляло огромное удовольствие варьировать треугольники-палочки. Подбирала под пейзажи рамки и фон из цветного картона. Искала гармонию изображения. Очень много бродила по лесу, начиная с ранней весны. Смотрела на облака, листья, деревья. Изучала предания. Собирала фольклорные выражения, их расшифровку простыми людьми. Расширяла уже записанные учеными сказания. Стала их иллюстрировать вырезками. Так рождалась коллекция вырезок, которая уже насчитывает более 50 работ. 

Пробовала прорезать бритвенным лезвием, но линии были слишком прямыми, а прорези часто были длинными. Работала маленькими ножницами. Купленные раньше маникюрные переломались в ручке очень быстро. 

Несмотря на дешевость, о которой мне говорили, я осознавала, что в этой области я на верном пути. Проба на традиционной бересте мне ажурности не принесла. Береста была отодвинута. 

Над готовыми наклеенными работами я просиживала часами, думая, как сохранить работы от времени. Покрывала клеющейся пленкой: то появлялись складки (издержки производства), то блеск был очень сильным и не давал естественности изображения. Потом появились мультифоры, В которые можно было вкладывать вырезки. 

Работы выставляла в центральной районной библиотеке, в музее. В музее соседнего района они были пронумерованы и подпорчены. Тогда же я начала собирать материал по декоративно¬прикладному искусству - вырезки, разновидности бумаги, медицинско¬психологическое восприятие цвета. Занятие это увлекательное. Мир оказался не только цветным, но и разносторонним - со своими символами, толкованиями явлений природы. 

Первая работа была «Лыйват ая» (Цветы удачи), 2002 г. 
Натуралистические листья и цветы-звери в корзине. Работа была совсем отличная от последующих форматом. Когда были сделаны другие, не один раз хотелось первую работу выбросить. Но что-то останавливало в последний момент. В нее были вложены большие надежды, а может быть, с первого творческого трепета все и начиналось. Реально существующие и невиданные цветы в последующих работах сменились живыми деревьями, птицами, зверями, облаками, духами. 

Рис. 1 Тохтали (Огонек)

Картина «Тохталu» (Огонек), 2004 г. (рис. 1). У Северных народов Огонь - сын Солнца. «Священный огонь» - держатель очага. По поверьям нельзя выносить головешки или заливать водой костер. А положить в костер надо столько дров-хвороста, чтобы Огонь съел всю пищу. Нельзя в огонь бросать острые предметы, грязные дрова, палки, чтобы не разгневать Духа Огня. Иначе может произойти несчастье: вылетит искра и сгорит очаг. 

Картина «Тоха Нялам» (Язык пламени), 2004 г. Язычки пламени, как живые человечки, танцуют-извиваются, оседают, взметаются ввысь. Не устаешь смотреть на чудо природы. 
Рис. 2 Тыхтакал (Сказ)

алые люди свои сказания, а лес помогает не упустить нить предания о живших Матурах (богатырях), о стелющихся травах, о неповторимом суровом крае. 
Рис. 3 Вонтан Hi (Таежная женщина)

Картина «Вонтан Hi» (Таежная женщина), 2004 г. (рис. 3). Мы не раз слышали о матриархате. У васюганских ханты больше почитают родственников по материнской линии. Кедровая шишка венчает собой тайгу. Это хлеб, сила, долголетие. Глаза - мелко усеченные листья. Травы, как сережки. В обрамлении «ампо-голь» (собачья лапа) - это верность, преданность Земле, над которой еще встает Солнце. 

Особо хочется отметить работу не только над легендами, но и по пропаганде среди детей-подростков культуры народов Севера. Выезжая в детские сады, в школы, составляю материал по длительности и по сложности. Детский сад - 15-20 минут, 2-3 минуты по фигуркам из кедра. 11 класс - 45 минут, легенды по фигуркам из кедра и легенды по вырезанным картинкам, фотопейзажи нашего края. Договариваюсь с воспитателями детского сада, с учителями истории, географии о времени. За два года прослушали беседы о «Быте и традициях народов Севера», предания более пяти тысяч человек - воспитатели детсадов, дети, учителя. Выезжала в другие районы области, в Новосибирск. Теперь уже и студенты педагогического университета Томска стали слушателями сказаний таежной земли. Вожу с собой альбом отзывов, где записаны не только отзывы, но где я отмечаю, что рассказываю, чтобы не повторяться при последующих встречах. Беседы: «Речные люди», «Таежный человек», «Народное творчество и современность», «Символы мира в изделиях народного творчества» (Обзор выставок¬ярмарок). Все это обязательно сопровождается картинами-легендами. Каждый урок начинаю в национальном костюме, звуками камуса - инструмента северных народов. Эффект получается необычный. Запоминаются легенды таежного края. 

В начальных классах провожу уроки труда и рисования: «Ор¬наменты, как часть культуры народов Севера». А). Подготовка шаблонов. Б). Подготовка цветного картона, бумаги. Понятие: орнамент ленточный, зеркальный, центрально-осевой. За 45 минут получается готовая законченная работа - либо национальное платье из цветного картона, либо крышка туеска, либо рамка под фотографию. 

Как понятнее, доступнее рассказать предания? Использовала вырезки, именно тематические. 
Рис. 4  Яряк (Хозяин реки)

Картина «Яряк» (Ерш), 2004 г. - Хозяин реки. (рис. 4). Когда-то давно ёрш был огромной рыбой, больше щуки. Бил воду большущим хвостом - разгонял рыб, мелких поедал. Рассердился Водяной Дух Ёнк-юнг) и загнал ерша в омут. Там неволя, нет еды, света. Пока сер¬дился ёрш - нарастил колючки и не рос, пока росли другие рыбы. Но зовут его по-прежнему - Хозяин реки. Если захочешь насытиться ер¬шовым вкусным мясом (а он костлявый) нужно выбрать кучу костей. А какая вкусная икра! Вкусная уха. Но закинешь удочку - идут большие круги, тянешь, ожидая большую рыбину, а вылетит на крючке маленький ершишко! 

Рис. 5 Пыпи (Медведь)
 
Рис. 6 Тохына (Весна)
 
Рис. 7  Вит валта (Вечно живущий)
 

Картины "Пыпи", "Тохына", "Мялiпил", "Вит валта" - Хозяин тайги, 2004 г. (рис. 5, 6, 7). Давно в старину встретился ханты с медведем. Ханты воскликнул: «ОЙ!» (Агой!). Медведь рявкнул. «Нет!» - испуганно говорит ханты - «Я ничего не говорю!

Я только прошу позволения поохотиться в твоих угодьях». «Хорошо! - говорит Медведь Пыпи Но только столько, чтобы накормить больных стариков и малых детей». И каждый знал, что нельзя жадничать. Узнает Дух Тайги - в другой раз охота будет неудачной или заломает медведь. И умрут твои дети и старики без еды, без тебя. «Не вспоминай всуе медведя» - говорят русские.

А старые ханты говорят: «Не поминай в лесу медведя!»

Вдруг услышит Хозяин Тайги и нашлет тебе Медведя на дорогу, но ты не беги. Он подумает, что ты - добыча и кинется за тобой. Но и молча не стой, а стучи, шуми, кричи. Ведь он и сам нас боится. Пойдешь в лес, он - за елками, вверху, спереди, сзади. Не говорят - медведь, а Он - который вечно живущий (Вит валта). 

Картина «Альвы» (Герой сказок), 2004 г. Боженька-отец и боженька-сынок как-то остановились у кедра и сестры-сосны. Боженька-сынок в озорстве дернул сосну вверх за вершину, и устремилась она ввысь острием. «Кол!» - воскликнул Боженька.

Так с тех пор и зовут ханты сестру сосны «Кол» (Ель). Далеко видны остроконечные вершины, а ветки - иголками вниз. Потому и мелки иголки, что не к Солнцу тянутся, но также колючи, как у сосны. 

Невозможно в одной статье осветить все работы. Как назвать лучшие - худшие. Все они живут своей жизнью. У каждой своя история.

Н.Б.Вялова 
Руководитель клуба культуры народов Севера (Россия. Томская обл.
http://www.sokik.ru


 

Комментарии материала:

Разместить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Другие материалы

О концепции устойчивого развития народов Севера
Правительство РФ в феврале 2009 г. утвердило «Концепцию устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ». Ее целью провозглашается создание условий для формирования устойчивого развития народов Севера, которое, в свою очередь, «предполагает укрепление их социально=экономического потенциала...
Коренные малочисленные народы Севера в глобальном и региональном контексте
        В современных условиях, когда Арктика превратилась в арену жесткой геополитической борьбы, проблема коренных малочисленных народов Севера становится особенно актуальной. К сожалению, несмотря на принятые международные нормативно-правовые документы, федеральные законы и программы, защищающие интересы и права этих народов...
Валентина Тугужекова
             Директор Хакасского научно-исследовательского института языка, литературы и истории доктор исторических наук Валентина Тугужекова считает, что необходимость в создании перечня сакральных мест вызвана социально-экономическими переменами последних лет.             ...
Пусть живет женщина-корень
 Традиционные знания местных и коренных сообществ Алтая быстро утрачиваются из-за различных перемен в обществе за последние десятилетия, а также из-за ухода старшего поколения.    Отрицательным фактором, несомненно, является коммерческое освоение биологических ресурсов (животных и растений) в больших объёмах, браконьерство и...
Чурима белого шамана
Традиционная эвенская чурима - особое погребальное сооружение, символизирующее жилище покойника в царстве мертвых.  В отдаленных районах Якутии до сих пор сохраняются «островки архаики», где продолжают бытование старинные обычаи и верования, связанные с погребальной обрядностью. Священное место на перевале «Бакыркычан...
Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Москве обратились к главе управы района Измайлово по поводу несанкционированной свалки на Верхней Первомайской улице, после чего власти ее ликвидировали. Информация о навалах мусора в этом районе появилась на ресурсе ОНФ «Интерактивная карта свалок». Жители близлежащих домов жаловались, что несанкционированная свалка строительных и бытовых отходов стала активно разрастаться и превратилась в территорию, на которую кр...
Псевдо-санитарные рубки в областном заказнике "Туколонь" -  самый известный и один из двух самых крупных случаев варварских рубок леса на территориях со специальным природоохранным статусом в Иркутской области, и совершенно очевидный случай нанесения колоссального ущерба природе и будущим поколениям. Однако областные власти не спешат навести здесь порядок.  Министерство лесного комплекса Иркутской области даже умудрилось проиграть в Арбитражном суде Иркутской области иск...
Использование шпал из переработанного пластика от российских производителей – это удачный ход московских властей, который решает сразу две глобальные проблемы: дает новую жизнь старым бутылкам и спасает мир от новых мусорных полигонов, поскольку помогает решать проблему утилизации твердых бытовых отходов, считает член регионального штаба ОНФ, координатор проекта Народного фронта «Генеральная уборка» в Москве Наталья Розина. «Но это еще не все, - продолжает спикер....
В поселке Хужир – столице острова Ольхон – 3 июня состоялся митинг против включения поселений в границы Прибайкальского национального парка. Телевидение сообщает о нескольких десятках участников: Статья  на Сибирь.Реалии – о 400.  Протестное мероприятие явно было режиссировано. Но не «госдепом» или «5-й колонной», а местной властью и бизнесом.  Также как митинг 24 декабря 2018 года в поселке Еланцы (административный центр Ольхонского рай...
Возможно ли покончить с нищетой, остановить климатические изменения и достичь гендерного равенства в ближайшие 15 лет? Мировые лидеры считают, что это возможно. На саммите ООН в сентябре 2015 года ими был утверждён ряд новых глобальных Целей устойчивого развития до 2030 года. Специалист в области социального прогресса Майкл Грин предлагает представить, как могут быть достигнуты эти цели и как это может изменить мир к лучшему. Как вы думаете, мир будет лучше в следующем году? А в следующем д...
Майкл Грин: Мы должны сделать упор на социальное развитие в глобальном масштабе

Другие материалы

10.08. | Гость | Новость
24.05. | Гость | Новость
10.02. | Гость | Статью
  •  
  • Страница 1 из 19
  • ››
В группе: 1,226 участников
Материалов: 357

Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья.

Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, а также источников финансирования для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья. Давайте вместе развивать экологическую активность в этом регионе, поддерживать сети и коалиции!

У Арктики глобальная экологическая роль. Это...

Фотогалерея

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

«Спутниковый мониторинг пожаров на Дальнем востоке России». Сервис работает на основе технологии «Геомиксер», разработанной в ИТЦ «СКАНЭКС»

«Спутниковый мониторинг пожаров на Дальнем востоке России». Сервис работает на основе технологии «Геомиксер», разработанной в ИТЦ «СКАНЭКС»

Активность на сайте

сортировать по иконкам
1 неделя 1 день назад
hannah.cadby1990@gmail.com ...
hannah.cadby1990@gmail.com hannah.cadby1990@gmail.com аватар
25-27.09. 2015. Web-Трансляция Конференции природоохранных...
Смотрели: 1,070 |

I am searching for a Fully Activated Review as I am pretty keen to take on some fresh CBD brands on my online CBD store(...

1 неделя 1 день назад
hannah.cadby1990@gmail.com ...
hannah.cadby1990@gmail.com hannah.cadby1990@gmail.com аватар
Сберкасса для отходов

Смотрели: 4,025 |

I am trying to find a Hemp Health Inc. Review as I am quite interested to take on some brand-new CBD products on my online CBD shop(...

1 неделя 1 день назад
hannah.cadby1990@gmail.com ...
hannah.cadby1990@gmail.com hannah.cadby1990@gmail.com аватар
Сберкасса для отходов

Смотрели: 4,025 |

I am trying to find a Hemp Health Inc. Review as I am quite interested to take on some brand-new CBD products on my online CBD shop(...

30 недель 1 день назад
Надежда Бреева
Надежда Бреева аватар
Бутырский район

Смотрели: 2,327 |

Экология в Новой Москве . Поселение Щаповское.

Щапово (Александрово) — посёлок в Троицком административном округе Москвы (до 1...

30 недель 1 день назад
Надежда Бреева
Надежда Бреева аватар
Бутырский район

Смотрели: 2,327 |

Проверить качество воды в Бутырском районе Москвы можно в независимой лаборатории ...

размешен 16.07.19 | Тип: Новость

Несмотря на обещание чиновников, на территорию с заброшенным зданием школы в деревне Шутовщина Кирово-Чепецкого районашколы по-прежнему есть свободный доступ, а отходы I класса о...

размешен 16.07.19 | Тип: Новость

Активисты регионального отделения Общероссийского народного фронта в Москве после обращения к префекту Северного административного округа Москвы добились ликвидации несанкциониро...

размешен 16.07.19 | Тип: Новость

16 июля 2019 год

Этно-Экологический Информационный центр "Лач"

г. Петропавловск-Камчатский

...

размешен 14.07.19 | Тип: Статью

В 2014 я писал о том, что высыхают  озера, расположенные в лесостепном Приол...

размешен 12.07.19 | Тип: Статью

День первый (02.07.19)

Климатический беженец. ГИБДД тормозит. Что может быть хуже пьяного бурята? Оппозиционер рулит. Церковь дороже всего села....

Подпишись на рассылку

Будьте в курсе последних новостей!

RSS-материал