Чурима белого шамана

Чурима белого шамана

Традиционная эвенская чурима - особое погребальное сооружение, символизирующее жилище покойника в царстве мертвых.  В отдаленных районах Якутии до сих пор сохраняются «островки архаики», где продолжают бытование старинные обычаи и верования, связанные с погребальной обрядностью.

Священное место на перевале «Бакыркычан» (хребет Черского), в переводе с эвенского значит «скользкий». Духи горных перевалов пользуются особым почтением у северных народов. 

Среди подношений - патроны, череп жертвенного оленя, деревянный остов оленьей нарты, похожий на идола. У подножия хребта есть камень, в который по легенде превратилась девушка-эвенка, соревновавшаяся с солнцем. Местность носит название «Дьол асаткан» (букв.: «окаменевшая девушка»). Она особо почитается эвенами, здесь нельзя громко говорить, бить камнем о камень, что-нибудь мастерить, шить.

Отдаленные северные районы Якутии - уникальный в этнографическом плане регион. В нем сохранились островки архаики, где исследователи фиксируют бытование обычаев и традиций, прекративших свое существование в центральных районах республики

Эвены - один из коренных малочисленных народов Севера. Основная часть проживает в Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Магаданской и Камчатской областях. Численность, согласно последней переписи

Отдаленные северные районы Якутии

населения, составляет 19242 чел. 

Эвенский яык относится к тунгусо-маньчжурской группе алтайской семьи языков. 

В 1931 была создана письмен­ность на основе латинского, в 1936 - на основе русского алфавита. В 1990-е гг. стала проводиться активная политика по возрождению языка и культуры народа. Устаревшее название эвенов - тунгусы. Распростране­ние тунгусских племен из Прибайкалья и Забайкалья по Восточной Сибири началось в I тыс. н. э. Расселяясь, они включили в себя часть юкагиров, впоследствии сами были частично ассимилированы якутами. С началом контактов с русскими в XVII в. испытали их сильное влияние. Эвены были одним из наиболее хрис­тианизированных народов Севера, чему способствовала активная миссионерская деятельность православной церкви. Вместе с тем у них сохранялись и традиционные обычаи и верования: промысловые культы, почитание духов-хозяев природы, шаманизм. Основные традиционные занятия эвенов - кочевое оле­неводство, охота, рыболовство. (ист.: проект «НАРОДЫ РОССИИ» на www.narodru.ru)
Забайкалья по Восточной Сибири
В традиционной культуре эве­нов погребальная обрядность занимает одно из централь­ных мест. Почитание усоп­ших, общение с их душами идет из далекого прошлого народа.

Прежде у эвенов существовало два способа погребения: воздуш­ный и наземный. При воздушном хоронили на лабазах - специальных площадках, устраиваемых на стол­бах, при наземном - в деревянных ящиках-срубах. Воздушное погре­бение считалось более почетным. Его использовали для похорон шаманов и старейшин рода.

В процессе христианизации первый способ постепенно исчез, второй претерпел существенные изменения. Захоронения стали осуществляться по обряду ингу- мации, т.е. погребения в земле, с соблюдением норм православного обряда: ориентировкой по линии запад-восток, установкой креста. Но при этом некоторые элементы традиционного обряда продолжали сохраняться.
Одним из таких элементов является чурима - погребальное сооружение из трех- четырех жердей, составленных в форме пирамиды. Напоминая остов чума, она символизирует жилище покойника в мире мертвых.

у эвенов существовало два способа погребенияКогда-то чурима встречалась у всех групп эвенов, не­зависимо от района их проживания, теперь же ее можно встретить лишь в отдаленных уголках республики, где сохраняется бытование древних традиций.
оленей. Он решил над ними подшутить, но потом вознаградить за причиненное беспокойство. Зная, что за оленями отправился ее брат Николай с другом, она решила записать отцовские слова в тетрадь.

Позже выяснилось, что снегоходы, на которых друзья поехали в оленеводческое стойбище, на обратном пути неожиданно заглохли. А ведь были новые и до этого работали без перебоев.

Несколько часов промучились друзья, пытаясь их Примером сочетания элементов христианского пог­ребального обряда и традиционного эвенского может служить захоронение Гаврила Петровича Слепцова (пос. Буор-Сысы Момского района Якутии). По мне­нию многих жителей села, он был белым, т.е. лечащим, шаманом.

Рассказывают, что перед смертью он сказал своей дочери, что видит, как два человека ведут жертвенных
Братья Николай и Дмитрий Слепцовы, сыновья «белого» шамана Г. П. Слепцова

завести, но ничего у них не получилось. Они решили идти пешком. Николай напоследок еще раз попытался завести снегоход - и вдруг он заработал, будто и не ломался. Обрадованные, друзья продолжили путь.
Вскоре им попались два лося - словно нарочно.

Традиционное ритуальное сооружение чурима на могиле «белого» шамана Г. П. Слепцова
К западу от могилы устроен помост, на котором покоятся жертвенные олени и стоит нарта с вещами покойного (внизу). Пос. Буор-Сысы Момского района Республики Саха (Якутия)
вышли на дорогу и встали как вкопанные. Решив, что это шаман послал им добычу, уложили обоих. По признанию Николая, никогда в жизни ему так легко не охотилось. Он считает, что отец дал им мясо, чтобы угостить родственников и всех людей, которые придут на его похороны.

Крест и чурима

В соответствии с христианским обрядом, в ногах «белого» шамана установлен восьмиконечный крест с верхней перекладиной и косым подножием. Высотою в два раза выше креста внутри ограды также установлена чурима. К ее вершине подвешен колокольчик.
Само могильное надгробие вы­полнено из жердин, а поверх них установлено еще небольшое соору­жение из трех бревен. По виду оно напоминает старинное наземное захоронение.

могилы сооружен помост из лиственничных жердинК западу от могилы сооружен помост из лиственничных жердин, на котором покоятся жертвенные олени. Они уложены в строгой последовательности: первым лежит «манчик» - олень, который прокла­дывает по глубокому снегу тропу для идущих следом оленей; за ним верховой олень «учах» с седлом и поводком; последним уложен олень для перевозки в загробный мир вещей покойного.
Для них к северу от жертвенного помоста устроен еще один помост. На нем лежат упряжные олени, стоит нарта с вещами покойного и со всем, что требуется оленеводу. Останки жертвенного оленя, седло и вещи покойного на кладбище с. Хонуу Момского улуса Якутии. В этом месте находится захоронение эвена и его родственников. Голова оленя ориентирована на восток, хотя обычно ее направляют на север 100 Солярный диск и кукла эмэгэт - принадлежности шаманского костюма. Солнце освещало шаманке путь во время ее путешествия по темному Нижнему миру, с помощью деревянной куклы эмэгэт она общалась с духами и прочими обитателями потустороннего мира. Краеведческий музей с. Хонуу Момского улуса Якутии для кочевок.

Обычно эвены сжигают одежду и личные вещи умершего, считая, что после погребения от него не должно оставаться никаких элементами традиционных верований.следов. Однако в данном захоронении имущество шамана осталось в целости. Воз­можно, это особенность момского погребального обряда.

По словам местных жителей, ша­манский бубен с колотушкой хра­нится где-то далеко в горах хребта Черского, в одном из амбаров, при­надлежавших некогда Слепцову. Трогать их, а тем более пользоваться ими, нельзя.

Птииы предостерегают Чурима на могиле Слепцова - не единственная в округе. К северу от поселка находится еще одна. Она установлена на могиле неизвест­ного «черного» шамана. По словам Гаврила Петровича, это был кро­вожадный шаман, и он запрещал детям приближаться к его моглие.
На ней также установлен право­славный крест, на этот раз шести­конечный (с верхней и основной перекладинами). Оконечности креста украшены резьбой, а верхняя заострена.

с элементами традиционных верований.Чурима, установленная рядом с крестом, одной с ним высоты. К концам жердин прикреплены дере­вянные фигурки птиц, похожие на охотничьи манки уток, которыми местные жители привлекают по весне перелетных птиц.
Гаврила Петрович говорил, что они служат предостережением: это, мол, запретная зона и вход сюда закрыт.

 похоронной обрядности эвенов, сохранившейся в отдаленных районах Якутии вплоть до настоящего вре­мени, христианские нормы сочетаются с элементами традиционных верований.

В апреле 2006 года в г. Якутске состоялся Первый съезд эвенов Российской Федерации, с элементами традиционных верований.призванный объединить представителей народа, проживающих в разных районах Якутии, на Чукоте, Камчатке, в Магаданской области и Хабаровском крае. Также в задачи съезда входила выработка мер по сохранению культурных традиций и обычаев народа, защите прав и интересов коренных малочисленных народов Севера.

Потомственный оленевод, представитель момских эвенов Е. И. Слепцов обратился к духам земли с просьбой благословить их начинание (Якутск, 2006 г.)

Надо сказать, эвены не соблюдают траур после похорон, не предаются долгой скорби по умершим. Такое поведение, продиктованное тради­ционным укладом жизни кочевого народа, во многом способствует его выживанию в суровых условиях Крайнего Севера.
 

 

считается признаком сильного шамана

 

СЛЕПЦОВ Юрий Алексеевич - лаборант-исследователь сектора этнографии народов северо-востока России Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН (Якутск), директор этноэкологического центра коренных малочисленных народов Севера «Гарпанга». Выступил организатором кочевого лагеря для детей, в котором они познакомились с традиционным укладом оленеводов, их обычаями и обрядами. Опыт подобного приобщения детей к национальной культуре был распространен на другие регионы России. Прадед исследователя был последним князцом якутского рода Байды, отец - известным «белым» шаманом и кузнецом. Подобное сочетание считается признаком сильного шамана

Литература
На грани миров. Шаманизм народов Сибири. М: ИПЦ «Художник и книга», 2006. 296 с. История и культура эвенов. СПб.: Изд-во РАН, 1997.
 

Источник

Комментарии материала:

Гость аватар
Гость

Spasibo!

Разместить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Другие материалы

В Якутии нашли пещерных львят
Академия наук Якутии рассказала о новой сенсационной находке: двух замороженных детенышей пещерного льва, найденных в августе этого года в Абыйском районе Якутии. Впервые за всю историю в распоряжении ученых оказались останки пещерного льва, которые к тому же, отлично сохранились. Авторы находки дали львятам имена Уян и Дина – по названию...
 "Люди мерзлоты"
Местные расстояния трудно представить: пятьсот километров до райцентра, три с половиной тысячи до Якутска. Территория размером с Европу, совершенно безлюдная. Берега, словно срезанные экскаватором, голые слои мерзлоты, похожие на обнаженные увечья. На них черное криволесье, иногда - рыбацкая хижина. Розовые горы, многочасовой холодный закат....
Описание организации-заявителя. Общественная организация  Этноэкологический центр коренных малочисленных народов Севера «Гарпанга» Республики Саха (Якутия) Директор Юрий Алексеевич Слепцов Целью Центра является возрождение, восстановление, сохранение и развитие традиционных видов хозяйствования, образа жизни, культуры, языка...
Заявитель. Общественная организация «Этноэкологический центр коренных малочисленных народов Севера «Гарпанга» («Лучи солнца») Республики Саха (Якутия)» создана в 1999 г. Целью Центра является возрождение, восстановление, сохранение и развитие традиционных видов хозяйствования, образа жизни, культуры, языка и...
Юрюнг Таастах Хайа (с якутского «Гора из белых камней») более известен как Мраморная гора, в геологии как месторождение «Солнечный», находится в Хребте Черского на берегу реки Тиректях. Данная гора находится на территории Момского национального улуса Республики Саха (Якутия), граничит с национальным природным парком «...
В  Улан-Удэ вышла книга посвящена древней религии бурятского народа - шаманизму. Написал ее уже немолодой практикующийся шаман, Гомбоев Содном Жигмитдоржиевич. Он - наследственный шаман по материнской линии и является наставником десяти учеников, действующих шаманов  Автор ежегодных выпусков «Календаря традиционных бурятских...
С 15 по 24 августа состоялась рабочая поездка экспертов по развитию туризма на территорию районов, прилегающих к национальному парку «Салаир». Светлана Копылова, директор АНО «Агентство развития сельских инициатив», и Вячеслав Мерлушкин, эксперт АНО АРСИ, директор АКОО РГИ «Астра», посетили Солтонский, Тогульский и Ельцовский районы Алтайского края, а также Новокузнецкий район Кемеровской области. Являясь практиками в области туризма и развития сельских террит...
9 октября 2014 года  создан cамый молодой российский заповедник «Шайтан-Тау». Движение за неторопливую жизнь постепенно распространяется по миру, делая людей более счастливыми и продуктивными. Минюст обновил список иноагентов,  в том числе в него вошли  журналисты, которые пишут на экологические темы и координатор коалиции «Реки без границ» Евгений Симонов. Эти и другие темы в новом выпуске Обзора эконовостей Международного Социально - эколог...
15 октября 1987 г. организован заповедник Севличский. Постепенное восстановление объемов промышленности после локдаунов 2020 года привело и к росту объема вредных выбросов в атмосферу. Естественная убыль населения в России достигла миллиона человек, страна попала в двойной капкан - рождаемость как в развитых странах, а смертность как в развивающихся.   Эти и другие темы в новом выпуске Обзора эконовостей Международного Социально - экологического союза от Света Забел...
Экоактивисты и коренные народы многих стран борются за признание всех рек юридическими лицами,  имеющими правовую защиту в суде равную человеку. Многотысячные акции против глобального потепления климата проходят в Европе в преддверии саммита ЕС и предстоящей 26-й Конференции ООН (COP-26). За год пандемии во всем мире на 26% выросло число пациентов с тревожным расстройством и на 28% — с депрессией. Эти и другие темы в новом выпуске Обзора эконовостей Международного Социально...
31 августа 2004 года создан Алтыагаджский национальный парк. Стартовала общественная кампания «Атомная.Станция.net», посвященная проекту строительства атомной станции на севере Якутии. Кузбасс не уйдет от угольной зависисмости в ближайшие 10 лет, потому что продолжает делать ставку на добычу угля. Эти и другие темы в новом выпуске Обзора эконовостей Международного Социально - экологического союза от Света Забелина. Охрана природы, проблемы окружающей среды и развития челове...

Другие материалы

20.08. | Гость | Событие
29.08. | Гость | Статью
10.08. | Гость | Новость
24.05. | Гость | Новость
Общественное движение
30.10. | Гость | Статью
Почистить список
09.12. | Гость | Статью
  •  
  • Страница 1 из 67
  • ››
В группе: 1,303 участников
Материалов: 1,042

Проблемы и перспективы экологического движения в Сибири, Дальнем Востоке, других регионов России и мира

Мы рады приветствовать Вас в группе сторонников  "ИСАР-Сибирь".

ИСАР-Сибирь  ведет свою деятельность в качестве неформального объединения экологических экспертов и активистов с 1996 года.

Цель - развитие экологического движения, активизации его роли в становлении гражданского общества, для...

Фотогалерея

Активность на сайте

сортировать по иконкам
25 недель 1 день назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 12,847 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

25 недель 4 дня назад
andrejpireswolski@gazeta.pl...
andrejpireswolski@gazeta.pl andrejpireswolski@gazeta.pl аватар
Бутырский район

Смотрели: 10,676 |

Como se llamo esto i am from SPAIN

2 года 45 недель назад
Надежда Бреева
Надежда Бреева аватар
Бутырский район

Смотрели: 10,676 |

Экология в Новой Москве . Поселение Щаповское.

Щапово (Александрово) — посёлок в Троицком административном округе Москвы (до 1...

2 года 45 недель назад
Надежда Бреева
Надежда Бреева аватар
Бутырский район

Смотрели: 10,676 |

Проверить качество воды в Бутырском районе Москвы можно в независимой лаборатории...

2 года 11 недель назад
Марина Иванова
Марина Иванова аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 234,906 |

Спасибо за ссылку. Очень пригодилась! ...

размешен 27.10.21 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...
размешен 27.10.21 | Тип: Статью

В четвертый четверг октября отмечается российский День без бумаги. Обновленные обязательства  государств не обеспечивают выполнения Парижского соглашения по климату и мир пр...

размешен 26.10.21 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...
размешен 26.10.21 | Тип: Статью

27 октября 1927 года был учрежден Репетекский государственный биосферный заповедник. Унесшая жизни уже 17 млн человек пандемия COVID-19 показала, насколько разобще...

размешен 26.10.21 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...

Подпишись на рассылку

Будьте в курсе последних новостей!

RSS-материал