Родственные души: оленные китайцы и другие...

Олень в северо-восточном Китае - обычное очень полезное животное . Во многих лавках вам предложат сушеные панты, пенисы, а то и консервированные эмбрионы - лутай. В парках и общественных местах вы всегда полюбуетесь на статуи этих изящных животных.

 

Фото: Так вот он какой -северный олень!

Но чтоб выйди на площадь Северного полюса на берегу Амура и увидеть велосипед с прицепом полным веток, которые беззастенчиво жует могучий северный олень с метровыми рогами?! И чтоб этого оленя на поводке вела усохшая китайская дама в капоре от солнца? И чтоб за полноценное участие во всем этом небывалом аттракционе с вас попросили только 10 юаней !!??? Так не бывает!  Но когда дама обыденно сказала, что еще сотню оленей пасут ее родственники в лесу неподалеку, мы перестали моргать и щипать себя за мягкие места, спросили как туда проехать и рванули на старый прииск.

 

Здесь в изувеченном рубками и золотодобычей молодом лиственничнике мы обнаружили стадо северных оленей мирно лежащее весь день вокруг пахучего дымокура из веток и их собственного помета, отгоняющего мошку. Не будь тут дымокура -они бы разбрелись по лесу гонимые насекомыми. Днем оленям жарко, некоторые шумно тяжело дышат, но ночью они побредут по лесу щипать подножный корм.

В основном олени добродушно-равнодушны к людям, с которыми живут бок-о--бок всю жизнь, но есть отдельные субъекты, которые лезут целоваться, выпрашивая подачки. Если эти субъекты рогаты -берегите глаза. Стадо -единый организм, уютный  и несуетный и уже через полчаса мы приобщились настолько, что забыли что мы в Китае, что в сотне метров река изувеченная прииском, а за ней- четырех-полосный автобан.  Мы завороженно ходили от оленя к оленю, смотрели им в глаза, гладили пушистые рога, водили сеголетков на веревочке, кормили отрубями из миски и чувствовали, будто век прожили в этом  стаде. Наши дети раз и навсегда нашли свое призвание и "Папа купи собаку" теперь заменилось на вполне серьезное "Папа заведем оленей!".

 

 

Постепенно нам открывалась многослойная история этой оленеводческой общины. 300 лет назад племя слегка обрусевших забайкальских эвенков откочевало с оленями через Амур и зажило на Большом Хингане в верховьях реки Геньхэ, что во внутренней  Монголии. Они жили оленями, охотой и рыбой в достатке и, в основном, в мире. Но китайскому правительству всегда было жалко непонятных подведданных дикарей, обрекающих себя на скитания и лишения. Кроме того в далеких северных владениях не хватало надежных подданных, а эвенки, если их "цивилизовать" все же ресурс для строительства империи.  В 18 веке, когда в тайге выпал голодный год, слуги императора соблазнили  значительную часть эвенков спуститься с гор и поселиться в благодатной долине реки Хуйхэ, снабдили их инструкторами по земледелию и скотоводству, но оставили широкое самоуправление. Эксперимент удался - до сих пор процветает автономный эвенкийский уезд в луговых степях Хулунбуира, но образ жизни этих скотоводов и земледельцев радикально эволюционировал. Хотя это важнейший культурных центр эвенков Китая и мира, но олени у них только в музее...

 

Фото: Эвенкийский музей в Хулунбуире. (фото с китайских сайтов)

Но часть эвенков не соблазнилась посулами и пережила голод в лесах, где в районе Алугуя располагались лучшие оленьи пастбища. Лесная промышленность и сопутствующие ей пожары в 70-80 годы кардинально подорвали жизненную базу эвенков. Государство снова вмешалось- переселило их в  стационарный поселок на опушке леса.  Упрямые старики вернулись с оленями в тайгу, а оставшаяся молодежь стала делить время между лесными пастбищами и постижением оседлого ханьского быта.  Хотя эвенки продолжали печь "хлеб" и собирать "ягода", их связь с соплеменниками за рекой совсем прервалась а с нею прервалось пополнение новыми оленями. Стадо стало вырождаться от близкородственного скрещивания и ухудшения среды и к сегодняшнему дню осталось лишь 1000 оленей, разделенных  между 15 оленными семьями. Об истории и проблемах народа Алугуя написан один из самых известных современных романов Китая "Правый берег Аргуни".

 

Фото: Слева фото 2005 года: студенческая экспедиция "Посланцы Амура" в Алугую встретила оленейе"размером с собаку"(www.amur-heilong/net). Справа -Хозяева стада Валиан и Жень 15 лет назад.(фото с WeChat Валиан)

Ситуация в Алугуе, видимо, стабильно депрессивная.  Самая оленная семья с 95 животными после весеннего отела 2015 года погрузилась в автофуры и переместилась на 250 километров в лесхоз Цзиньгоу на заброшенный прииск на безымянном притоке Лаохэ-Желтуги. Здесь они разбили два демонстрационных чума и две жилых палатки, отрядили тетку с кротким большерогим оленем в Бейцзицунь и повесив очень скромную рекламу на шоссе ждут посетителей. Все же сюда приезжает больше туристов и нет конкурентов.

 

Фото: С помощью деда Вана Маша сдала норматив оленевода, просидев целый час на олене.

Вождем маленького оленеводческого стана является волевая эвенкийка "Валиан" ("Валя?" иронично переспрашиваю я -"Какое чистое у тебя произношение" парирует она.) Штормовка и джинсы на ней столь же естественны как эвенкийское национальное платье. Она руководит табором, учит великовозрастную дочь, доит оленей и деловито расспрашивает о ближайших кочевых оленеводах по ту сторону границы. Здесь она с отцом и мужем, а дома в Алугуе оставили больную мать, слишком слабую чтобы путешествовать. Когда я обращаю внимание что у большинства оленей рога опилены она только усмехается "Так панты ж это две трети нашего дохода" - по улыбке понимаю -она намекает что это следствие китаизации.

 

Фото: Пока дочь держит олениху Валиан её доит. Справа -Панты - основной источник дохода оленеводов..

Папа Вали это маленький сухощавый дедок 66 лет шустро управляющийся с оленями. Он их кормит , пинает, строит, катает на них наших детей  ни на минуту не переставая улыбаться и сыпать прибаутками. По поведению видно что он член этого стада и давно, может всю жизнь, с ним не расставался. И если бы я не переспросил как эвенкийское имя его дочери, то подружился бы  со старым добрым эвенком. "Это -к жене!" - отрезает он решительно, для меня моя дочь -"Ван Ин", это мое имя -я же все-таки ханец ("хань" так же означает "мужик"-"молодец"). И долго еще бубнит что- "эвенкийское имя - это все бабы выдумали...".

Вокруг стада бродят китайские туристы. Кроме одного дородного мужика с усиками они держат метровую дистанцию, охотно фотографируют оленей но практически их не касаются. Усатый же храбрей  - гладит оленей   и даже трогает рога. Старый Ван кивает на усатого мужика - "А вот мой  зятек - дочкин муж!". Знакомимся - господин Жень - уроженец Бейцзицуня, а феерическая дама в капоре на площади курорта -его старшая сестра. Он пока как следует не договорился с лесхозом о легальном выпасе оленей, поэтому не спешит с рекламой.

Вот мы и познакомились с эвенкийской семьей.. Валя -полукровка, дочь -четвертушка, а все мужики в семье - просто откровенные ханьцы. Но тут здравый смысл гасит во мне вспышку здорового эвенкийского национализма. Да, они ханьцы,  но это оленные ханьцы, ведущие почти традиционный эвенкийский образ жизни. Будто в подтверждение моих слов господин Жень берет веник и железный совок и начинает деловито собирать  с лесной подстилки олений навоз и засыпать его в дымокур... И если посидев три часа у дымокура я  сам в себе ощущаю дикую тоску по первобытным временам, когда мои предки кочевали за оленями, то реально живущие при оленях ханьцы имеют полное право считать себя эвенками коль им так проще.

Олени как выяснилось тоже не стопроцентно местные. Уже в Харбине в Институте диких животных академик Ма, выслушав мой рассказ, сообщил что двадцать с чем-то лет назад Институт  участвовал в завозе оленей из Финляндии, чтобы спасти стадо Алугуя от инбридинга. Так что и олени полукровки-  наполовину финские.

 

Фото: Мой выбор теперь невелик -либо самому завести оленей, либо дети уйдут в эвенки

За наш короткий вояж по землям Мохэ мы дважды побывали в оленьем таборе и посидели у дымокура. В наш второй визит г-н Жень мрачно сообщил, что органы лесного хозяйства так и не согласуют пастьбу оленей в лесу, так как "выпас населением скота в лесах запрещен в рамках правил охраны естественных лесов". Не помогли делу и бумаги удостоверяющие, что Госсовет КНР признал эвенков Алугуя "кочевой оленеводческой культурой, требующей охраны". Мол, вот вернетесь в тот "Алугуя"-там и пасите. При прощании Валиан позвала нас в Алугуя на эвенкийский фестиваль в начале зимы и дала нам номер своего "вичата". Теперь мы каждый день справляемся где наши олени:-все еще в  Мохэ или уже откочевали восвояси и готовимся когда-нибудь добраться до Алугуя.

 

\

Фото: Вожак на отдыхе.

***

 

Фото: Встреча соотечественников. ..."Одно лицо"

С другим местным меньшинством мы познакомились, там где сами и не чаяли. Уже в сумерках после ужина в наш приют в Лоугухэ покачиваясь вошел субъект  в форме лесника. Его походка, пронзительно-пустой взгляд, жадно сжатая между дрожащими пальцами дешевая сигарета не оставляла сомнения - мы одной крови. При этом "дядя Миша" как окрестил я его, считая святотатством запоминать совсем не идущее ему китайское имя, оказался даже не полукровкой. Русским был его прадед по отцу, но полу-русским было и окружение уезда Эргуна (русское название- Трехречье), где он провел детство. Живет он с престарелой матерью в большом неуютном доме напротив нашего постоялого двора-харчевни, пашет землю и ловит рыбу, дети торгуют в Шаньдуне, откуда родом его жена.  "Дядя Миша" по-русски способен произнести лишь два слова, но, услышав о нас, пришел послушать "родную речь", утверждая что понимает ее. Его мучительная ностальгическая ломка почти физически ощущалась окружающими, а сам он все глядел победно то на меня то на собравшихся вокруг китайских соседей и победно повторял "Ну вы на нас посмотрите!  Ну одно лицо! Теперь вам понятно кто я?!".

Когда я принял приглашение и пошел посидеть к нему домой - Света покрутила пальцем у виска: "Зачем ты на ночь глядя идешь в гости к пьяному в дупель мужику?". В отсутствие аудитории односельчан, перед которыми Миша за наш счет утверждался в своей "русскости", разговор наш увял - у нас не было животрепещущих общих тем для беседы.  Я прикрылся необходимостью укладывать детей и ушел до того момента как меня попробовали напоить, если это вообще подразумевалось на этих странных родственных посиделках.

Из прессы: "Местное правительство уезда Мохэ планирует создать деревню нацменшинства - русских, которая будет находиться в районе Синьань. Обычаи и история данной национальности, как ожидается, будут привлекать много китайских туристов.[1] "

 

Фото: Деревня Лоугухэ утром

 

Продолжение следует.

 

Евгений Симонов

Все материалы о экологической цивилизации Мохэ:

Мохэ. Путешествие в экологическую цивилизацию в картинках с подстрочником

Белый -цвет траура (в материале выше)

Ягоднный лес (в материале выше)

Прощай Желтуга!

Обаяние экологической деревни

Родственные души: оленные китайцы и другие...

Земля и рыба

Дамба и дороги - источники местного дохода

Насос ресурса - чем дружить будем?

Сквозь огонь

Три вопроса напоследок

 

 

Материал в разделах:

Фотогалерея

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
3 года 1 неделя назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 302,465 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 3 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 302,465 |

Thank you, your site is very useful!

3 года 3 недели назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 302,465 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

3 года 32 недели назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 302,465 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

3 года 3 недели назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 9,257 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!