- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Полевой выезд по проекту «Хватит застраивать Байкал!»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Виталий Рябцев - 14.07.18
Чтобы осознать остроту проблемы, которой посвящен проект «Хватит застраивать Байкал!», достаточно побывать на берегах байкальского пролива Малое Море (отделяет остров Ольхон от материка). Ярким примером масштабов разразившейся здесь катастрофы является деревня Курма. В начале 1980-х в ней оставался лишь один домик. Вот этот, рядом со старой лиственницей:
В конце 1990-х строений было уже более десятка. В 2008 г. сюда пришла ЛЭП и начался строительный бум. Сейчас примерно 5-километровый участок вдоль побережья представляет собой сплошную цепь (местами из нескольких параллельных рядов) турбаз разной величины, гостиниц, загородных домов. Многие сотни (а может быть и не одна тысяча) крупных построек.
Вид на «деревню Курма».
Официально все они (или почти все) находятся на «земле поселений». Поэтому могут считаться законными. Ведь в границах Центральной Экологической Зоны (ЦЭЗ) Байкальской природной территории запрет на новое строительство не распространяется на населенные пункты. Один единственный домик смог «легализовать» целый туристический городок! Вопросов – на каком основании, благодаря кому границы «деревни» расползлись на 5 км вдоль побережья – у правоохранителей не возникает.
Этот механизм застройки берегов реализован на Малом Море во многих местах. Масштабы «освоения» природных территорий впечатляют. Внутри границ, внезапно расширенных (иногда – в десятки раз!) населенных пунктов, а также поселений, возрожденных точно таким же образом, как деревня Курма, оказалось несколько тысяч га степей и лесов! Причем в основном речь идет о федеральной ООПТ – Прибайкальском национальном парке.
Впрочем, количество на Малом Море и жилых, и исчезнувших поселений не соответствует аппетитам земельных спекулянтов и застройщиков. Поэтому долгие годы строительство велось также и на территориях, удаленных от населенных пунктов на многие километры. Зато - прилегающих к берегам. Вот пример - одна из турбаз на западном берегу залива Мухор:
От уреза воды до построек менее 100 метров. Как не сокращай ширину водоохранной зоны – все равно база окажется в ее пределах. Таких «объектов» на Малом Море – тысячи! Материковое побережье вдоль пролива Ольхонские Ворота, залив Мухор и далее к северу – до Курмы (здесь пока заканчивается ЛЭП) – все в почти сплошном кольце застройки! Результат многолетнего игнорирования природоохранных запретов. Не только продавцами/покупателями, но и правоохранителями.
Я посетил эти места в рамках проекта «Хватит застраивать Байкал!» 21-24 июня 2018 г. Надежд на перемены к лучшему, по сравнению с прошлыми годами, не лелеял. Однако не ожидал увидеть и столько «новостроя». Ведь в конце прошлого года представители местного турбизнеса развернул настоящую информационную кампанию. Якобы прокуратура старается уничтожить их турбазы, изгоняет их с Байкала. Следов сноса турбаз не обнаружил. Зато увидел множество новых домов, а также еще не завершенных строений.
Трехэтажный «объект» - явно новый. Южный берег Мухорского залива.
Этот объект еще не достроен. Бухта Шида, залив Мухор.
Здесь еще и шлагбаум поставили. Строящееся ДНТ «Камыши».
Линии новых столбов говорят о масштабах будущего расширения турбаз и ДНТ. «Деревня» Шида.
Дикая природа побережий южной части Малого Моря уничтожена примерно на 90-95%. Шансов на возрождения у неё очень мало. Но в Ольхонском районе есть еще «живой», сравнительно протяженный (около 80 км) участок байкальского побережья – от устья р. Бугульдейка до пролива Ольхонские ворота. Его я посетил 18-21 июня. Берега здесь очень живописные, в основным крутые и обрывистые, вода значительно холоднее, чем на Малом Море. Поселений почти нет. Это земли Прибайкальского национального парка, включенные в его состав без изъятия из хозяйственной деятельности. По закону, здесь можно заниматься традиционным сельским хозяйством (пастбищным скотоводством), но не строительством турбаз. Впрочем, насколько «строго» соблюдаются природоохранные запреты – рассказано выше. Нельзя допустить, чтобы что бы и этот участок побережья повторил судьбу Малого Моря!
Тажеранская степь круто обрывается в Байкал.
Бухт, в которые можно спуститься на автомобиле, немного. Но они есть – и за лето их посещает не мало туристов. Одна из сравнительно легкодоступных бухт:
Наиболее привлекательная из них – бухта Ая:
Её изюминка - песчаный пляж, редкость для западного берега Байкала. Бухта Ая многие годы входила в состав Прибайкальского национального парка. Благодаря уникальным природным объектам была его подлинной жемчужиной. Как эта ценная природная территория оказалась исключенной из ООПТ - довольно длинная история.
В 2010 г. на берегу Аи стала строиться элитная турбаза. По хитрой схеме: сначала возникло ДНТ, затем его земля была перепродана. Нарушены запреты на строительство в водоохранной зоне и в ЦЭЗ, а также запрет на уничтожение местообитаний «краснокнижных» видов, запрет, касающийся размещения именно ДНТ (и водоохранной зоне и в нац. парах). Тем не менее, владелец этой огромной турбазы считается «добросовестным приобретателем». Меньше повезло ДНТ «Лайт», построившей 2 домика в конце 2016 г.
Турбаза «Бухта Ая», справа – 2 домика ДНТ «Лайт».
Районная прокуратура направила в суд исковое заявление о их сносе. Домики до сих пор стоят. Но хотя бы новые не растут. Неприятно удивили вот эти новые аншлаги:
Бухта Ая исключена из Прибайкальского национального парка. Об этом свидетельствую документы (карта земель хозяйственного назначения и ООПТ), размещенные на сайте ФГБУ «Заповедное Прибайкалье». Нет теперь у «Заповедного Прибайкалья» права размещать здесь такие аншлаги, но они - установлены. Явный признак некомпетентности тех, кто сейчас в нем работает. Разве это не смешно: строить огромную турбазу – можно, а вот «посещать без разрешения» - нельзя! Не слишком уместен в степи и плакат в защиту лесов от пожаров.
К счастью, есть здесь и бухты, «охраняемые» непроезжими дорогами. Например – вот эта:
Свежих следов колес близ берега я не обнаружил. Не удивительно, ведь туда ведет такой спуск:
На берегу чисто, следов свежих стоянок нет. Средние крохаля столь не пугливы, что подпускают человека метров на 15:
Перекрыть доступ в такие бухты всепроникающим автотуристам – дело, полезное для природы. Охранять таковую обязан здесь Прибайкальский национальный парк. Но некоторые его действия вызывают удивление. Перед спуском в падь Харюзовую установили вот этот странный шлагбаум среди степи.
Вокруг него быстро накатали новую дорогу. Кто действительно хочет перекрыть дорогу, поступает как фермер Александр Елбаскин:
Распадок («урочище Нутгей»), где обосновался Александр:
Зачем шлагбаум? Пребывание туристов сопряжено не только с мусором, вероятностью лесных пожаров, но также и с шумом: громкой музыкой, фейерверками, пьяными криками и т.п. К этому и людям привыкнуть трудно, а здесь пасутся животные, привыкшие лишь к звукам природы.
А. Елбаскин и его животные.
Александр завез скот особой «калмыцкой породы». Коровы имеют красную окраску, они крупные, и при этом неприхотливые. Что еще важнее – на Байкал (и в Предбайкалье) он вернул яков. Их разводили здесь многие века, но примерно к концу 18 века эта традиция прервалась.
Яки вернулись на Байкал!
Но вот идея фермера построить домики и «принимать в них гостей» представляется весьма спорной.
Два домика уже почти готовы.
На моей памяти уже не раз случалось, что появившиеся на берегу строения, возведенные настоящими защитниками Байкала, спустя какое-то время переходили в руки новых владельцев (или наследников). И включались в губительный для природы туристический бизнес. Не повторилось бы этого и здесь. Кроме того, прикрываясь фермерами, возводить дома для туристов могут и далекие от сельского хозяйства дельцы. Известно, что возводимые, например, в поселке Листвянка, китайские гостиницы имеют фиктивных владельцев из числа местных жителей.
На степных берегах «инспектируемого» мною участка побережья других построек найдено не было. За исключением берега в селении Малая Бугульдейка (нынешнее название – Куяда). Здесь вся территория вблизи берега поделена рядами столбиков.
Такая же картина наблюдалась и в прошлый мой приезд сюда – в 2012 г. Ждут, когда «выйдут сроки» и сделки, оформленные нечистыми на руку чиновниками, уже нельзя будет оспорить? Зато появился вот такой аншлаг:
Боюсь, что очень много байкальской земли уже продано/передано в аренду. Т.е. подобные «украшения» появятся и на других прибрежных территориях. Межу тем, проинспектированная мною территория очень ценна в природном отношении. Настоящий очаг биологического разнообразия. К берегам примыкает самый крупный массив байкальской реликтовой лесостепи. Растительность кажется бедной, но на самом деле такого обилия редких краснокнижных видов растений, включая эндемиков и реликтов, в других районах Иркутской области не найдешь. Даже там, где зеленеет нетронутая тайга и цветут пышные луга.
Пример растительного «краснокнижника» – остролодочник мелколистный Этот реликт древней средиземноморской флоры, в отдельные годы образует целые цветущие заросли.
Ну а такого разнообразия споровых растений – лишайников, мхов – нет нигде более в Восточной Сибири. Не менее интересна и фауна. Есть свой эндемик – ольхонская полевка, есть и реликты – монгольская жаба, узорчатый полоз. Орел-беркут является чувствительным биоиндикатором, присутствие которого свидетельствует о благополучии дикой природы. Здесь гнездится (в том числе и в отдалении от берегов) не менее трех его пар.
В Предбайкалье беркут редко гнездится на скалах, обычно – на деревьях.
Тем не менее, природа уже понесла здесь очень значительный ущерб. В частности – от огня. Близ мыса Крестовский уникальный старовозрастный сосновый бор, росший практически на голых камнях, был почти целиком уничтожен верховым пожаром. Это случилось в 2000 г., но восстановление еще и не началось.
Остатки соснового бора в районе мыса Крестовский.
Вторжение земельных спекулянтов и застройщиков будет разрушительнее любых пожаров. Берега Малого Моря уже утратили подавляющее большинство имевшихся «живых жемчужин» - краснокнижных растений и животных. Нельзя допустить повторение этого – здесь! И так, на степных – хорошо просматриваемых - берегах в ходе моей проверки все было сравнительно спокойно. Зато в укромном распадке среди соснового леса вдруг обнаружился очень подозрительный объект. Он не имел признаков фермерского хозяйства (хозяйственных построек, скота) или построек нац. парка (нет соответствующих аншлагов, как и нет и смысла здесь в подобном «кордоне»).
Два домика и вагончик не видны с берега (до него метров 80). Дорога неприметна, доступна лишь для высокопроходимого транспорта. Строительные материалы наверняка завозились по льду. Домики сравнительно новые. Это может быть «база» рыбных браконьеров (2 лодки у домиков, одна – на берегу). Не исключено и её использование в нелегальном турбизнесе. Соответствующий запрос я отправил в природоохранную прокуратуру. Будем ждать ответ на него, а также на три других, посвященных безобразиям на Малом Море.
Другие материалы
21.08.
|
Гость
|
Новость
В группе: 1,810 участников
Материалов: 1,514
Здесь общаются и обмениваются мнениями те, кому не безразлична судьба редких и исчезающих видов, на территории России
Сохранение биологического разнообразия включает в себя целый комплекс мероприятий. В качестве краткосрочного инструмента в борьбе за сохранение исчезающих видов мы продолжаем контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Мы также понимаем, что именно перевоспитание местного сообщества может гарантировать выживание и существование редких видов в будущем. Большинство разрушительных...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 43 недели назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,130 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,130 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,130 | |
3 года 22 недели назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,130 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 46 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,095 | |