- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
О туристических безобразиях и пользе запретов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Виталий Рябцев - 21.09.17
Остров Ольхон - один из самых посещаемых районов Байкала. Его можно по праву считать и одним из центров концентрации разнообразных туристических «безобразий». Особенно часто они наблюдаются в местах, где скапливаются любители «пикникового» туризма - моторизованные палаточники, ненадолго «вырвавшиеся» из города. Ограниченность своего отдыха во времени они компенсируют разнообразием получаемых удовольствий и высокой интенсивностью возлияний «горячительного». На Ольхоне центром именно такого вида отдыха долгие годы являлся Сарайский пляж.
Сарайский пляж, лето 2014 г.
Введенный в 2016 г.запрет на въезд сюда автотранспорта, а главное – построенное заграждение - резко сократили число любителей пикников, благотворно сказались не только на природе, но и на «туристической атмосфере».
Ежегодно с 2010 г. по 2015 г. в пик сезона я по несколько дней ночевал на турбазе вблизи Сарайского пляжа. Почти каждую ночь с него доносилась громкие звуки музыки, фейерверков, песни, перемежаемые матом, шум моторов, бензопил, удары топором по дереву, иногда и выстрелы. Но в 2016 г. ночи стали тихими. В конце июля - начале августа 2017 г. я впервые и сам пожил близ пляжа в палатке. Для выяснения ситуации необходим был личный опыт. И не разочаровался. Было сравнительно спокойно, музыка и сопровождающие её звуки доносились уже со стороны п. Хужир.
Значительную часть палаточников в 2017 г. здесь составляли «безмоторные» туристы. Прибывающие (часто из дальних городов РФ или зарубежья) в Хужир на общественном транспорте.Для части из них это был лишь один из остановочных пунктов в процессе пеших (или велосипедных) туров по острову. Данная категория туристов, как правило, намного «экологичнее» автолюбителей. Они не привозят (и не оставляют) горы пластикового мусора, а также бензопилы, ящики спиртного, музыкальные колонки и фейерверки. Многие из них прибыли на Ольхон в первый (и в последний) раз, в отличие от моторизованных завсегдатаев, приезжих из городов Иркутской области по несколько раз за сезон. Поэтому меня крайне удивила озвученная на днях идея «Заповедного Прибайкалья»: «Туристов, которые отдыхают в палатках в самом популярном месте байкальского острова Ольхон – на Сарайском пляже, в 2018 году планируется потеснить в северную часть пляжа, чтобы южную, примыкающую к посёлку Хужир, сделать полностью экскурсионной».
Рассказывая об особенностях туристического потока на Ольхон в 2017 г., я особо подчеркнул: в северной части Сарайского пляжа все пригодные места заняты (начиная с 2015 г.). Размещать дополнительный «контингент» там просто негде.
Однако мудрое руководство «Заповедного Прибайкалья» с будущего года намеревается гнать «безмоторых» туристов пешком с грузом на плечах через огороженную часть Сарайского пляжа (3 км) – на север, где все пригодные места уже заняты моторизованными палаточниками. Далеки от реальной картины мира заповедные начальники, переведенные на Байкал с псковских болот. Их инициатива превратит в ярых врагов ООПТ как раз наиболее «экологичных» туристов.
И так, в последние два года количество туристических безобразий на Ольхоне, прежде всего на Сарайском пляже, заметно сократилось.Но до их полного искоренения еще очень далеко.Например, я наблюдал вот такую заготовку топлива для костра:
Дерево еще живое, но его уже вовсю «осваивают». Для сосен, растущих на Ольхоне характерна «висловетвистость».
Поэтому их нижние ветви нередко страдают от вандалов. Подобные «заготовки топлива» губят уникальные ольхонские деревья. Хотя уже давно есть альтернатива – газовые горелки. Я много лет пользуюсь ими.
В этом году инспектора «Заповедного Прибайкалья» пытались на Сарайском пляже претворять в жизнь запрет разведения костров. Он был введен Иркутской областью в 2017 г. в соответствии с режимом ЧС, т.к.вновь горели сотни тысяч га тайги. Но нарушителей на пляже было очень много, а протоколы составлялись (это весьма продолжительное занятие) лишь для единиц. Профилактические же беседы оказались малоэффективными.
Поэтому каждый вечер по всему пляжу загорались костры.
У этой сосны не только отпили половину корней, но судя по обгорелому пятну, ещё и жгли костер прямо под ней.
Запрет на въезд автотранспорта также нарушался. 27 июля я встретил на пляже компанию - двое мужчин лет по 30-40 и трое детей-дошкольников - с квадроциклом.
Наша беседа: «Вы сломали ограду, чтобы сюда проехать? - Нет, мы объехали по мелкой воде мыс на северном конце пляжа. А что? – Но вы должны знать, что проезд сюда запрещен. – Мы что, вам мешаем? – Да, мешаете. Для того и ограда, чтобы квадроциклы здесь не ездили. – Вам может быть удобнее пешком ходить.А вот нам – удобнее ездить на квадроцикле».
Да уж. Для такой категории сограждан всякие там запреты, охрана природы, неудобства для окружающих – пустой звук. Личные удовольствия и комфорт– превыше всего.Лишь карательными мерами (серьезным штрафом) их можно привести в чувство.
На следующий день я прошел по следам колес. Мыс они не объезжали (слишком глубоко). Катались по пескам, под соснами, давя травы и разрушая лесную подстилку. Вырвали в ограде столбик, проезжали под тросом.
Наезженная дорога.
Эта информация было доведена до сотрудников национального парка.
С 1 апреля 2017 г. на территории Прибайкальского национального парка запрещено движение квадроциклов, кроссовых мотоциклов,питбайков, снегоболотоходов, трициклов и багги. Соответствующий приказ подписало руководство "Заповедного Прибайкалья".
Контроль за квадроциклами в 2017 г. явно усилился.
Действительно, такого рода нарушений стало заметно меньше, чем в предыдущие годы.Тем не менее, в поездках по Ольхону я отмечал вышеупомянутые транспортные средства практически ежедневно, причем вне населенных пунктов.
Об этом же сообщают СМИ: «В гостехнадзоре Приангарья также похвастались, что число квадроциклов на острове снизилось за лето 2017 г. на 70 %. Опергруппа «Заповедного Прибайкалья» за целый месяц выявила лишь трех нарушителей… Между тем, корреспонденту «ФедералПресс» только за три дня, проведенные в нацпарке (на севере острова), удалось встретить пятерых нарушителей на квадроциклах и еще одного – на кроссовом мотоцикле. … От предложения (инспектору «Заповедного Прибайкалья) пойти прямо сейчас и поймать конкретного «квадроциклиста» в двухстах метрах от КПП собеседник отказался. Посетовал, что бензина мало».
Вот этот контрольно-пропускной пункт близ урочища Песчанка, где инспектора проверяют наличие платных разрешений на посещение.
Меня же возмущает бездействие «Заповедного Предбайкалья» вот по какому поводу. Еще в 2015 г. на Сарайском пляже появился лагерь рыболовецкой бригады: лачуга, палатки. Тогда же инспекторами ЗП было выписано предписание о сносе этой «самовольной» постройки. По крайней мере так меня проинформировал руководитель Островного лесничества.
Рыболовецкий лагерь, 7 августа 2015 г.
В марте 2016 г. лачуга находилась на прежнем месте. Она имела еще более обжитой вид, рядом появился совершенно неуместный аншлаг «Заповедная зона». Об этом на конференции в Хужире я сообщил директору ЗП и новому руководителю Островного лесничества. Прозвучало обещание разобраться.
Но и в августе 2016 г. все оставалось в прежнем виде. Лагерь оказался внутри ограды, что не мешало провозить через шлагбаум прицепы с лодками.
К этому времени в «Заповедном Прибайкалье» уже был новый директор. Вновь сменился и руководитель лесничества.Какие претензии могут быть к только что появившимся руководителям? В своем отчете по проекту «Ольхон-2017» я описал эту ситуацию и в ноябре 2016 г. Отправил его новому руководству.
Но летом 2017 г. на своих местах оставались и лачуга, и аншлаг! Неужели так трудно снести этот самострой? Возможно, мой отчет никому в ЗП не интересен. Но руководство этого учреждения летом 2017 неоднократно бывало на Сарайском пляже по поводу уничтожения части ограды (и ее восстановления), а не заметить такое нарушение природоохранного режима просто невозможно.
Самовольный «рыболовецкий лагерь» в центре популярнейшего туристического участка Ольхона.
Если не предпринимать соответствующих мер количество подобных объектов будет быстро расти. В стремлении заработать за счет природы наши граждане очень инициативны.
Что касается мусора. На Сарайском пляже я обнаружил вот такую свалку:
Ее основными «создателями», скорее всего, были моторизованные туристы, концентрирующиеся в полосе близ ограды (поближе к своим авто). Спустя несколько дней свалку убрали сотрудники национального парка.
Хуже обстояло дело с куском пляжа на муниципальной земле, где чистоту должны соблюдать хужирские власти.
Эта свалка в начале пляжа все дни моего пребывания лишь росла.
Замусоривался и сам пляж.
Пример Ольхона позволяет заявить: на современно этапе развития нашего общества наибольший эффект в деле охраны природы приносят именно «запретительные» меры. Конечно, если они подкрепляются реальным контролем. Хотя кое-кто и здесь заявлял – достаточно выставить аншлаги «проезд закрыт» и направить к нарушителям (коих многие сотни, причем некоторые – невменяемы) волонтеров для «разъяснительных бесед».
Со всех сторон раздаются заклинания: «запреты бесполезны», «только воспитанием, обучением, пропагандой мы научим людей любить природу». Так вот вам пример, когда простая ограда кроме огромного природоохранного эффекта принесла еще и очевидный воспитательный (!).
«Через 2 месяца после ее сооружения на Сарайском пляже был проведен опрос (150 человек). Его результат: знают о цели ограждения и поддерживают проект – 76%, не знали, но поддерживают – 23%, не согласны – 1%».
Усилия фонда Подари Планете жизнь и волонтеров принесли быстрый и очень значимый результат. Огромное им спасибо!
Для сохранения байкальской природы именно такие и им подобные конкретные мероприятия должны являться приоритетными.
Но чиновники и бизнес с большим энтузиазмом реализуют совершенно иные подходы. В частности, под природоохранными лозунгами природоохранные же структуры реализуются дорогостоящие проекты, направленные в основном на обслуживание туристического потока. «13 августа 2017 г. Федеральный центр профинансировал пять проектов по благоустройству инфраструктуры Прибайкальского национального парка» на сумму 36 млн. руб.
Строящаяся кольцевая тропа. Сарайский пляж, сентябрь 2017 г. Фото Галы Сибиряковой.
Два из них связаны с Ольхоном: обустройство мыса Хобой и строительство кольцевой тропы на Сарайском пляже. По крайней мере с упомянутой тропой можно было бы и не спешить, т.к. её природоохранный эффект будет весьма скромен. Несравненно актуальнее – проблема сохранения гибнущего Хужирского залива. Но она осталась вне интересов Прибайкальского национального парка, основное свое внимание и силы посвящающего развитию «познавательного туризма".
Такой же алгоритм - дорогостоящие мероприятия, направленные на развитие туризма, но прикрываемые заботой о Байкале - заложен и в активно проталкиваемую программу «Великое Озеро Великой Страны».
Другие материалы
05.11.
|
Гость
|
Статью
21.08.
|
Гость
|
Новость
В группе: 1,811 участников
Материалов: 1,516
Здесь общаются и обмениваются мнениями те, кому не безразлична судьба редких и исчезающих видов, на территории России
Сохранение биологического разнообразия включает в себя целый комплекс мероприятий. В качестве краткосрочного инструмента в борьбе за сохранение исчезающих видов мы продолжаем контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Мы также понимаем, что именно перевоспитание местного сообщества может гарантировать выживание и существование редких видов в будущем. Большинство разрушительных...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 49 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,733 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,733 | |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,733 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,733 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 51 неделя назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,187 | |