- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Как самим создавать острова…
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Надежда Степанцова - 25.11.16
Основной проблемой, подвигнувшей нас, инициативную группу «Астрагал», на выполнение проекта «Ботанические острова Ольхона», явилось неудовлетворительное состояние охраны редких растений острова Ольхон.
Долгое время изучая флору Прибайкалья, мы прекрасно видели насколько губительно воздействует возрастающий поток туристов на растительный покров острова и особенно – на популяции наиболее уязвимых видов. Видели мы также и неудовлетворительную организацию охраны редких растений и практически полное отсутствие природоохранного просвещения местных жителей и туристов. Поэтому решили поискать и опробовать такую форму сохранения редких видов, которую мог бы практиковать любой человек, имеющий свой участок земли. И тогда родилась идея «ботанического острова» – небольшого участка земли, оформленного наподобие фрагмента естественной территории, на котором можно высеять и высадить редкие растения местной флоры. Причем, искусственно созданный «остров» вполне может иметь концентрированный состав видов – такой, который не встретишь в природе на подобном же «пятачке».
Он сможет стать базой, где все желающие будут знакомиться с наиболее редкими растениями Ольхона, узнавать об их особенностях, чтобы потом, встретив в естественных условиях, уже уметь их опознать и постараться не причинить им вреда. Ведь многие люди наносят ущерб редким растениям не по злому умыслу, а по незнанию.
В рамках проекта мы изучили популяции двух наиболее уязвимых видов растений: черепоплодника почтишерстистого и астрагала ольхонского.
Черепоплодник почтишерстистый является эндемиком Прибайкалья и Маньчжурии, реликтом палеогеновой флоры, видом с очень узкой экологической амплитудой: в Сибири произрастает только на песчаных пляжах Байкала. На песчаных массивах, удаленных от воды, данный вид не встречается. Включен в Красную книгу Иркутской области. В Иркутской области известно всего 6 местонахождений данного вида, все на острове Ольхон: залив Семисосенный, берег Тодакского залива, Хонхойская коса, Хужирский залив, Сарайский залив и Нюргонская губа. Нами черепоплодник изучался на трёх участках острова: Хонхойская коса, Хужирский залив и Сарайский залив.
Астрагал ольхонский – узколокальный эндемик острова Ольхон, включенный в Красные книги РФ и Иркутской области. Этот астрагал растет исключительно по дюнным пескам. Встречается в пределах узкой полосы западного побережья Ольхона в окрестностях сел Харалдай, Хужир и в урочище Песчанка. В Песчанке, где мы проводили исследования, находится основной локус популяции.
Строгая приуроченность этих растений к пескам делает их наиболее уязвимыми, так как именно на песчаных пляжах концентрируется основная масса отдыхающих: они загорают, ставят палатки, разжигают костры. Популярны у туристов поездки по пескам на квадроциклах, на автотранспорте. На многих пляжах установлены передвижные бани. Всё это губит растения, причем последствия заметны уже в течение одного сезона. Нами были получены фактические сведения, красноречиво свидетельствующие о негативном влиянии рекреации на численность уязвимых видов.
Наиболее впечатляет по своим катастрофическим масштабам положение черепоплодника на песках Сарайского залива. Когда-то он рос здесь тысячами. Летом же 2016 года на всей территории Сарайского залива – 64605 м2 пригодной для обитания черепоплодника площади – после тщательных поисков обнаружено всего 10 растений! Сколько их могло бы тут обитать, ещё можно увидеть на соседнем Хужирском заливе. Но если положение с организацией туристической деятельности не изменится, черепоплодник исчезнет и там уже в самое ближайшее время. И, как ни парадоксально, этому поспособствовали мероприятия, направленные на сохранение!
Этим летом Сарайский залив с прилегающим лесом был обнесен ограждением для того, чтобы туда не заезжал автотранспорт. Казалось бы, всё хорошо, правильно! Пески не будут «перепахиваться» колесами – значит, начнут восстанавливаться растения. Но есть же справедливая поговорка: если где-то убыло, в другом месте так же прирастёт. Так вот те автолюбители, которым преградили доступ на песок Сарайского залива, ринулись на соседний Хужирский. А там им ничто не препятствует раскатывать по песку, давя растения. И бедный черепоплодник опять попал «в ощип»! Его уже погубили на одном участке, а теперь вся масса автотуристов переместилась на новый, свежий, ещё не перепаханный. Вот пример непродуманной, однобокой тактики охраны природы.
На значительной части Хонхойской косы растения уничтожены полностью из-за постоянного проезда автотранспорта в летний период (02.06.2016).
Ограждение поперек Хонхойской косы, сделанное ООПТ "Заповедное Прибайкалье" для сохранения популяции черепоплодника, становится неэффективным в сезоны с низким уровнем воды Байкала, так как есть возможность объехать его справа или слева (02.06.2016).
На отгороженной части Хонхойской косы каким-то предприимчивым человеком была обустроена волейбольная площадка. Видимо, ему невдомёк, что ограждение сделано тут неспроста и призвано снизить нагрузку на популяцию редкого вида. Скорее всего, оно воспринимается как досадная помеха для отдыха и развлечений на байкальском пляже, так как здесь не установлено никаких разъяснительных аншлагов. Линия камней, параллельная металлической ограде, - предыдущая неудачная попытка воспрепятствовать въезду на косу.
Один из 10 оставшихся в живых экземпляров черепоплодника Сарайского залива. Нужно ли оставлять ТАКИЕ следы, человек?!
В течение лета мы собрали семена 28 видов растений флоры острова Ольхон, 11 из которых являются редкими. Часть семян редких видов передана нами в Банк семян Сибирского института физиологии и биохимии растений (г. Иркутск). Содержание семян в условиях пониженной температуры позволяет долгое время сохранять их всхожесть, чтобы в случае необходимости суметь пополнить или воссоздать утерянные природные популяции редких растений. Это один из способов сохранения редких видов.
Сбор семян черепоплодника на песчаном побережье Хужирского залива.
Собираем семена флокса сибирского.
В ходе выполнения проекта мы познакомились с местными жителями п. Хужир на Ольхоне, которым понравилась наша идея и которые взялись нам всячески помогать. Это Гала Сибирякова и Фёдор Бураев, с которыми мы прежде были знакомы лишь заочно. Они несколько раз бесплатно предоставляли нам комфортабельное жильё в своём гостевом доме, а также возили по острову для выполнения наших задач. Это Петр Немой, Олеся Волкова и Гюзель Гузятова, оказавшие разнообразную помощь и посредничество; Саша Вольнев помог с доставкой камней; Наталья Везденецкая, которая до августа этого года являлась также руководителем Ольхонского лесничества ООПТ «Заповедное Прибайкалье», полностью нас поддержала; Максим Усов, Сергей Иванов и Юрий Захаров помогли с поездками по острову. Большой интерес к проекту проявил предприниматель Алексей Ган с сыном Никитой. Ещё раз хочется сказать всем им огромное спасибо!
Мы наметили 5 перспективных участков для создания «ботанических островов», причем на одном из них обнаружился нетронутый фрагмент дикой ольхонской степи, которая уже почти исчезла на острове из-за постоянного выпаса скота. Владелец участка Алексей Ган любезно согласился оставить её в неприкосновенности как эталон степной ольхонской растительности.
Здесь будет первый "ботанический остров"!
И вот, после долгой подготовительной работы – поиска и доставки природного материала, сбора семян, подготовки участка, земляных работ и творческих усилий первый «ботанический остров» был рождён! Мы сделали наш «остров» на наиболее перспективном с точки зрения сохранности и возможности природоохранного просвещения участке – в пределах территории турбазы Никиты Бенчарова рядом с домом Петра Немого. На площади около 5 кв.м нами воссоздан «кусочек» каменистой ольхонской степи, куда высажены и высеяны редкие виды растений: лук алтайский, черепоплодник почтишерстистый, астрагал ольхонский, остролодочник трёхлисточковый, прострел тонколопастной, льнянка бурятская, мак песчаный, тимьян байкальский, а также другие степные виды.
Пока ещё он пустоват, ведь растения там присутствуют преимущественно в виде семян, лишь немногие мы высадили рассадой. Но надеемся, что следующим летом появятся всходы и наш «ботанический остров» зазеленеет и расцветет!
И, наконец, мы внесли свой вклад в дело просвещения местных жителей и отдыхающих. Издан набор открыток «Редкие растения Ольхона». Он включает в себя фотоизображения 24 видов растений, занесенных в Красные книги, эндемичных и реликтовых. В открытках дана информация о происхождении названия, особенностях растений, местах их произрастания, сроках цветения и плодоношения, современных угрозах их существованию. При изготовлении открыток использованы и фото, полученные этим летом в рамках работы по проекту. Теперь каждый желающий может приобрести набор открыток и познакомиться с ольхонскими уникумами.
Вместе с нами в некоторых этапах работы по проекту участвовала 6-летняя дочка нашего дизайнера – Лада Соколова. Вот её впечатления, записанные мамой – Александрой Соколовой.
«Как мы ездили на Ольхон. Мы поехали на Ольхон на машине санитарка. Водитель у нас дядя Вова, который носит черные очки. Мы: мама, тетя Марина, тетя Надя, Лада и дядя Вова. Долго ехали. Заехали на скалы и все пофотали. Я собрала грибы-дождевики, мы их не ели, просто собрали. Поехали дальше и увидели деревню Хужир. И стали вещи разгружать, и нас поселили в музыкальной школе с музыкальными полами. Наступаешь на пол – он скрипит по-разному. Дали комнату с 4 кроватями. Я с мамой спала на одной кровати. Все остальные спали по отдельности. 4 дня и 4 ночи провели. Я играла с дядей Вовой и ссорилась. Мы все поехали за навозом. И когда взрослые в тележку навоз грузили, я сказала: «Я! Я!» - и тоже грузила навоз. Поехали за большими камнями и потом за маленькими. И в тележку грузили лопатами. А ещё мы лазили на чердак. На территории 2 туалета: один закрыт, другой открыт. Баня закрытая и трактор. А ещё мы поехали клумбу сажать. И когда взрослые садили, я сказала: «Я! Я!» - и тоже сажала клумбу. Я одевала перчатки и поливала растения редкие.А ещё там был черный котик. Он был маленький, тоненький и пушистенький. И мы с дядей Вовой играли в мяч. Котёнок меня боялся, но я всё равно брала его на руки. Он такой хорошенький был! А ещё мы были в гостях у Роданы. У неё папа строил домики, баню, кораблик, качельку, рыбу и хижину. Там была лошадь и собачки, много собачек. Была качелька на верёвке. А ещё у дяди Вовы золотые зубы. Тетя Марина, тетя Надя, мама и дядя Вова ходили семечки собирать. А я фотала...».
Команда создателей "ботанического острова", художник Лада Соколова, 6 лет.
Для развития проекта нужна только финансовая поддержка. Все остальное для этого имеется. Необходимо продолжать создание «ботанических островов» на Ольхоне для увеличения количества резервных искусственных популяций редких видов растений. Их можно и нужно включать в оформление пришкольных участков и участков других муниципальных объектов, для создания и дополнения ландшафтных композиций туристических баз, гостевых домов, частных подворий. Семенной материал, взятый с уже действующих «ботанических островов», можно использовать для восстановления нарушенных территорий. Опыт создания «ботанических островов» можно перенести на другие районы Прибайкалья с другими климатом и набором редких видов растений.
В ходе выполнения проекта наметились мероприятия, которые можно было бы провести с местными школьниками и которые способствовали бы повышению их экологической грамотности, интересу к родной природе. Также придумали мы и занятия, которые могли бы разнообразить туристам их пребывание на острове.
Работая над проектом, мы увидели, что подавляющее большинство жителей и гостей Ольхона наносят ущерб флоре острова лишь по незнанию. Создав условия для доброжелательного, интересного, творческого просвещения, сочетая это с постоянным контролем, можно на порядок улучшить состояние дел с охраной ольхонской природы. Можно сподвигнуть тех, кто сейчас наносит ущерб редким видам, активно включиться в их сохранение. Нужно только желание и финансовая помощь.
Надежда Степанцова
Другие материалы
21.08.
|
Гость
|
Новость
В группе: 1,810 участников
Материалов: 1,514
Здесь общаются и обмениваются мнениями те, кому не безразлична судьба редких и исчезающих видов, на территории России
Сохранение биологического разнообразия включает в себя целый комплекс мероприятий. В качестве краткосрочного инструмента в борьбе за сохранение исчезающих видов мы продолжаем контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Мы также понимаем, что именно перевоспитание местного сообщества может гарантировать выживание и существование редких видов в будущем. Большинство разрушительных...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 44 недели назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,206 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,206 | |
2 года 46 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,206 | |
3 года 22 недели назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 300,206 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 46 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,096 | |
Ваше право, Виталий, соглашаться или нет :) Но с точки зрения сохранения редкого вида растений не вижу ничего некорректного в моей фразе. Я никоем образом не умаляю результаты работы волонтёров и организаторов работ по огораживанию Сарайского залива. Они действительно молодцы! Массовый доступ автомобилям туда теперь прекращён. Но черепоплоднику там теперь это как мёртвому припарки. Его уже до того заездили вусмерть. И восстановить этот вид на песках Сарайского залива без специальных многолетних кропотливых усилий теперь нельзя, даже с этим ограждением. Мало того, кроме ограждения, на песках Сарайского залива очень желательно построить досчатые настилы для передвижения пешеходов, велосипедистов, колясочников. Это естественным образом сконцентрирует людской поток именно на этих тротуарах, тем самым снизив нагрузку на пески и дав там возможность восстанавливаться растениям. Но увеличение автомобильной нагрузки на Хужирский залив это ограждение спровоцировало, и это факт. Палатки там тоже ставят, несмотря на ветер, хотя, конечно, меньше, чем на Сарайском заливе. И в этом скорее не ветер повинен, а другие причины. Но основная угроза черепоплоднику Хужирского залива - именно автотранспорт. Естественно, спасти популяцию черепоплодника на Хужирском заливе и гарантировать его дальнейшее сохранение можно лишь прекращением доступа на косу автомобилистам. И мною уже даны соответствующие рекомендации руководству ООПТ «Заповедное Прибайкалье». Не думаю, что моё высказывание в данной статье может помешать работам по сохранению редких видов на Хужирском заливе:) Нужно принимать соответствующие меры, пока ещё не поздно и есть что сохранить.
Проект несомненно важен и актуален. Но с высказыванием автора по поводу огораживания Сарайского пляжа – «Вот пример непродуманной, однобокой тактики охраны природы» - я категорически не согласен. Это редкий пример масштабного и успешного природоохранного проекта! В нем участвовало более 100 человек. Огромный объем работ проведен волонтерами, без всякой оплаты. Вот так заявлять про результат их усилий – просто некорректно. И не надо говорить, что «те автолюбители, которым преградили доступ на песок Сарайского залива, ринулись на соседний Хужирский». В моих публикациях информация о Хужирском заливе приводится ежегодно с 2013 г. Все время здесь наблюдалось усиление пресса автомобилистов. Пик – 2016 г. В подавляющем большинстве это туристы, приезжающие днем из п. Хужир (их число очень быстро растет за счет массового строительства турбаз и гостиниц). Ограда же повлияла на сарайских туристов-палаточников. Из-за постоянных ветров Хужирский залив для них мало привлекателен. Палаточников-«экстремалов» здесь в 2016 действительно стало больше, но не в разы! Об этом - в моей публикации «Ольхонский туризма-2016». Сказался и экстремально низкий уровень Байкала – озерца вдоль песчаной дюны высохли, местность стала доступна для любого автотранспорта (не только внедорожного). Единственный способ сохранения уникального природного сообщества Хужирского залива – строительство вдоль него такого же ограждения, что и на Сарайском. Но вышеприведенное высказывание лишь затрудняет реализацию этого важнейшего проекта.