- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
В гостях у оленеводов Анабарской тундры
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Екатерина Евсеева - 13.10.11
В рамках проекта «КМНС и изменение климата: от сбора данных к планам адаптации», реализуемого Центром информационной поддержки КМНС РФ весной 2011 г. были проведены выездные семинары в пилотных регионах – Камчатке, Якутии. Цель данного этапа проекта – ознакомление с районами, подбор людей, которые бы могли вести в дальнейшем наблюдения за изменением климата. В республике Саха (Якутия) выбраны два района, Алданский на юге и Анабарский на севере. Координатором проекта является Центр экологического просвещения РС (Я) «Эйгэ», директор которого, Екатерина Евсеева, рассказывает об их поездке на север Якутии.
Пока мы были в п. Саскылах, районном центре, Май Семенович Винокуров (бригадир МУП «Арктика») снабдил нас одеждой – теплые прорезиненные сапоги и теплые штаны, в остальном мы (социлог-эксперт проекта Ю.М. Плюснин и я) были одеты более-менее подходяще. Часам к одиннадцати тронулись. Я села вторым пассажиром к бригадиру Николаю Егоровичу Анисимову на «рысь», а Юрий – в сани, прицепленные к «ямахе» Мая Семеновича.
Погода нас опять баловала, потеплело, поэтому встречный ветер был очень даже терпим. Мне было ехать вполне удобно, хотя временами чувствовала себя как на родео, когда подскакивала на кочках. Юрия изрядно забрасывало снегом из-под гусениц «ямахи», к середине пути он изрядно промок обувью.
Природа захватывает. Мы были на местности, которую называют Испиирэ Салата, что по-якутски значит низина Спиридона. Тундра – это целый собственный мир. Застывший, на первый взгляд, но жизнь в нем течет своим ритмом. Это видно на узорах снега – он так красиво и пластично покрывает все вокруг, создавая плавные перегибы, снежно-нежные иллюзии и фатаморганы. Ориентироваться там трудно, нужно там жить, чтобы знать, как делать это. На одной из остановок Май и Николай брали бинокль и обозревали горизонт в поисках следов стада. По каким-то им ясным знакам на местности они определяли, куда нам нужно было далее двигаться. Небеса имели разные оттенки, легкие зыбкие облака, иногда думалось, что вдруг может налететь пурга. А она шутки не любит. Как рассказали мужчины, люди пропадали, когда во время осенней или весенней охоты их, сидящих в легком скородке-тордохе, настигала пурга – одежда сразу мокла от липкого снега, а потом, при морозе, насмерть схватывала. Тяжела жизнь и сурова… такая, какая она тут есть. Но такая красивая… синее высокое небо, такой простор… душа поет и мысли взлетают кверху вместе с белоснежными, аккуратными куропатками.
Болоки – передвижные зимние жилища в тундре – возникают в снежной белизне очень неожиданно и так долгожданно. Поодаль видно стадо оленей. Приятно видеть жилище человека. У каждого домика сани, собаки.
Сначала мы остановились в гостях в стаде самого Николая Егоровича. С супругой Анной они знакомы со школы. Женились, воспитали троих детей, две дочери и сын Толя, который им до сих пор подмога большая, хотя учится и живет в поселке. Он девятиклассник, но почти взрослый парень, очень грамотно водит буран, в технике разбирается. Поэтому хочет стать шофером, хотя точно пока не решил. Но, по крайней мере, не оленеводом. Что, конечно, тяготит и печалит его отца. Николай Егорович обеспокоенно спрашивает: когда мы уйдем, кто будет далее вести хозяйство? Но Юрий отметил, что и ранее оленеводов беспокоила судьба их традиционной отрасли, мол, молодые не идут им на смену. Но ведь несмотря на такие страхи, до сих пор есть олени, есть и те, кто за ними смотрит.
Слушая такие разговоры меня потянуло на разные мысли… Да, живем надеждой, что природа и народ сами как-то сделают так, что нить поколений не прервется. А то ведь даже трудно представить наших коренных малочисленных народов без оленей, это ведь основа основ. Ведь важно быть не просто кем-то, усредненным обывателем, а именно эвенком, долганом, коренным северянином, жизнь которого тесно связана с оленем. И нам всем важно, чтобы так было. Наша родная Якутия так широка и разнообразна, важно не утерять все грани ее этнического и природного богатства. Мы не должны быть непонятно кем, наша суть, наша жизнь – на только алмазы и нефть, а леса и тундра, лошади и олени. Без них мы просто как безликие некто. Такое не должно ни в коем случае случиться.
Конечно, молодежь тянется к новому, модному и прогрессивному. Но важно прививать такое понимание, что родное и традиционное – это тоже модно, востребовано и актуально в нашей современной жизни. Важно дать понять нашей северной молодежи, что они, как молодое колено, должны и могут внести свой вклад в построение жизни на севере. Немаловажно и то, что все мы должны внести посильный вклад в сохранение и продолжение связи поколений. Как ни крути, на молодых лежит святой долг продолжить и сохранить завет предков… Прикладывая свое видение, себе и народу во благо...
***
С июня оленеводы МУП «Арктика» начинают кочевать на северо-восток, на каждой остановке проводя лишь 2-3 дня. Вслед за оленем, вслед за пищевыми ресурсами, в сторону моря северного, куда зовет северный ветер… туда и обратно, двигаясь и живя в согласии с природой.
***
300 оленей из общего стада МУПа – частные. И так странно и непонятно, что хозяева этих животных фактически никак не благодарят оленеводов. Говорят, ранее давали за работу рыбой, но сейчас и того нет. На собрании поднимается этот вопрос, но дальше обещаний что-то предпринять дело пока не дошло.
***
Алексей Семенович, брат Мая, оленевод, поделился наблюдениями за погодой: летом, когда сильно дует ветер с одной стороны, олени все идут ему навстречу, чтобы не доставал гнус. Раньше так они не делали, ходили более кругами. А теперь вот идут на ветер, не слушают, приходится много за ними ходить. Видимо, природа сама так меняется.
Май Семенович добавлеяет: алмазные фабрики есть только на юге, в верховьях реки, поэтому они туда даже не кочуют, там очень грязно. А раньше это были пастбища. Раньше зайцев не было на побережье моря, теперь вот появились.
Алесей: комары стоят очень долго, почти три месяца, так их много, что окно балка почти черное от них. Внутри жилища жгут спираль от комаров, снаружи ходят в накомарниках. Дикие олени мигрируют летом в течение одной недели, сейчас стали проходить более близко от поселка, а раньше были ближе к озеру Улахан Кель. Также стали раньше мигрировать. Росомаха стала ходить и до моря почти, чего не было ранее. Она, когда болок без людей находит, то разрушает, вламывается внутрь, гадит, ищет и съедает припасы. В некоторых озерах вода мелеет.
***
Наша вторая остановка была у дочери Анисимовых, Марии. Они с мужем стоят в 24-х километрах от его болока. У них два сына, Ваня, ученик 2 класса и маленький Женя. Ребята бегают нараспашку, благо погода теплая. Играют в снежки, у старшего игрушечный деревянный лук. Забегают порой и берут из ящика под кроватью конфеты, сок. Украдкой глядят на нас и слушают. Женю Юрий своим непривычным видом и говором напугал. В их болоке стены обиты ситцем с рисунком зайчишек. Чтобы ребятам повеселее. Гостеприимен северный стол: также напоили нас чаем, поели кровяную колбасу, также куропаточек, печень, салат из строганины «индигирка».
Олени ходят вокруг, многие, когда сыты лежат на снегу. В основном самцы и молодые нерожавшие самки. Стадо маток отелившихся стоит отдельно, туда мы не поехали. Олени с головой копытят снег, едят ягель, из-за него порой с соседями бодаются, дерутся, вставая на дыбы и молотя передними лапами. Любопытные. Некоторые привыкли есть хлеб, также любят соль, мочевину слизывают сразу со снега. Рога у всех разные, окрас тоже. Поведение и подавно. Тех, кто пошустрее, с 3-5 лет учат езде в санях и верхом. Нам рассказали, что раньше очень бедные люди в нары запрягали даже 2-х годовалых оленей (мойко).
Их хозяев волнует состояние ягеля, питьевой воды. Так отметил Василий Спиридонович Винокуров, пожилой оленевод.
Также вместе с ним пришел отбирать оленей для скачек Дьяконов Аркадий Петрович, он мастер спорта по киданию маута, на прошедшем в Иенгре съезде эвенков победители в командном зачете. С 1987 г. он участвует в региональных спартакиадах - Тикси, Жиганск.
Николай и Анна также мастера спорта по гонкам на оленьих упряжках. Они первые побеждали на подобных соревнованиях по республике. Сейчас Анна главным образом хозяйничает в болоке, за оленями смотрят ее муж и бригадиры. В свободное время шьет, довольно мастеровито. Унты ее уходят на расхват во время различных мероприятий.
Следующей стадией проекта будет семинар в г. Якутске в конце октября 2011 г., куда приглашены и Николай Анисимов, и некоторые охотники и оленеводы из Алданского района. На семинаре будут обсуждены практические стороны ведения наблюдений за изменениями погоды.
Екатерина Евсеева,
Директор Центра экологического просвещения РС (Я) «Эйгэ»
Другие материалы
Другие материалы
В группе: 1,274 участников
Материалов: 378
Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья.
Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, а также источников финансирования для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья. Давайте вместе развивать экологическую активность в этом регионе, поддерживать сети и коалиции!
У Арктики глобальная экологическая роль. Это один из немногих уголков Земли, где природа сохранилась почти в первозданном...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
3 года 2 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 303,088 | |
3 года 4 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 303,088 | |
3 года 4 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 303,088 | |
3 года 33 недели назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 303,088 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 4 недели назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,285 | |
Хм, сейчас уже точно сказать не смогу, но тогда в апреле стало ну очень резко жарко, снег стал обильно таять...
Катерина.
Екатерина, спасибо за интересную статью."Потеплело" -это до скольких градусов?