- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Гармонизация жизненного пространства на урбанизированых территориях в свете социоестественной истории
Опубликовано Оксана Цитцер - 09.10.23
«Город должен строиться так, чтобы обеспечить жителям безопасность и в то же время сделать их счастливыми» - Аристотель, 4 веке до н.э.
История развития цивилизации не может быть осмыслена без учета того пространства и окружающей среды, которое сопровождало человека по жизни и отвечало его комфортным предпочтениям.
Со времен самых древних поселений человек старался обустроить свой быт так, чтобы вокруг находилось место спокойного, комфортного пребывания его семьи, игр детей, после тяжелого труда можно было уединиться в красивом месте, безопасно отдохнуть, восстановить силы. И окружающая природа давала много примеров такого обустройства. Красочные ландшафты и необычные природные объекты стали примером обожествления Природы, например, таковы священные рощи нимфей и героон в Древней Элладе.
Так возникли первые придомовые сады, в которых старались разместить все то, что радует чувства человека – благоухающие и многоцветные растения, уютные водоемы, певчих птиц, вкусные и полезные травы, плоды и овощи, многоуровневые ландшафты. В создании таких зон принимали активное участие земледельцы, скульпторы, художники. В таких местах предпочитали находиться и создавать свои произведения древние сказители, поэты, философы.
Гомер образно это отразил в своей "Одиссее".
«Сад у ворот вне двора простирался огромный, в четыре гия пространством;
со всех он сторон окружён был забором.
Множество в этом саду деревьев росло плодоносных - груш, гранатных деревьев, с плодами блестящими яблонь,
Сладкие фиги дающих смоковниц и маслин роскошных.
Будь то зима или лето, всегда там плоды на деревьях;
Нету им порчи и нету конца;
Постоянно там веет тёплый Зефир, зарождая одни, наливая другие.
Груша за грушей там зреет, за яблоком - яблоко, смоква
Следом за смоквой, за гроздьями вслед поспевают другие.
Дальше, за садом, насажен там был виноградник богатый…»
Тогда же создаются «философские сады» - древние парки, предназначенные для бесед ученых и Учителей на философские и другие темы, создаются «школы» на природе, под сенью каштанов и смоковниц.
Подобные сады явились предтечей более поздних «пейзажных парков», «атриумных садов» и вилл Европы, известных нам по обязательным маршрутам всех туристов и путешественников, естественных декораций в киноиндустрии и разнообразном художественном творчестве.
Акрополи и театры греческих полисов, составляющие центры городских композиций, а также сами города, как бы вырастают из ландшафта. Парки и сады создавались в тесной связи с окружающим горами, прибрежными пространствами, лесными массивами…
Сочетание природного ландшафта с городской постройкой – именно это больше всего бросается в глаза, когда мы смотрим на ансамбль Афинского акрополя, выглядящей как культурное завершение той скалы, на которой он воздвигнут.
Особенно это проявилось в создании дворцовых комплексов правителей и богатых вельмож. Наиболее известны в этом плане «Висячие Сады Семирамиды» в древнем Вавилоне и сады древнего Иерусалима во дворце царя Соломона (дворец имел четыре богато украшенных внутренних двора и сады, в которых росли пальмы, кипарис, орех, гранат, виноград и другие плодовые растения, благоухали цветы).
Для павлинов, голубей и других птиц устраивали красивые птичники, в бассейнах плавали разнообразные рыбки. Все сады украшались фонтанами и каналами, павильонами с богатой росписью.
Жемчужина Индии – садово-парковый комплекс мавзолей Тадж-Махал в Агре, расположенный в конце сада, на высокой террасе, на берегу реки и каналов, облицованных мрамором, окруженный кипарисами и цветочным партером.
Культ дерева — древнейший индийский культ. В 500 году до н. э. в «Махабхарате» и «Рамаяне» описываются сады с разнообразными деревьями и растениями - манго, сахарной пальмой, панданусом, олеандром, жасмином и лотосом.
«Золотым веком» садоводства в Индии считается период со II по IV век н. э. В честь деревьев слагаются трактаты, цветы становятся непременным атрибутом женского туалета, в сюжетах миниатюр растения начинают играть первостепенную роль.
Роскошными и огромными садами славилась империя Великих Моголов, существовавшая на территории современных Индии, Пакистана и Афганистана с середины XVI по середину XIX века. Здесь был простор, нехарактерный для миниатюрных садов Персии и арабской Испании – величие империи обязывало.
Китайский «Людовик XIV» - богдыхан У Ди построил парк в 200 км по окружности. В сравнении с ним Версаль всего лишь маленький партер. 30 тысяч рабов были заняты устройством этого парка, каждая провинция обширного государства доставляла лучшие растения. Строительство живописных по цвету и изящных по архитектуре павильонов - излюбленный архитектурный прием в оформлении садов и парков Китая. Особенно часто павильоны размещали у воды.
Садово-парковое искусство Китая очень разнообразно.
Почти во всех исторических городах можно встретить причудливые комплексы, сочетающие разнообразные деревья, включая бонсай, птичьи рощи, водные извилины, малые архитектурные формы (беседки, мостики, художественные павильоны с работающими художниками, керамистами и др.).
Такой сад-парк есть в Шанхае, несколько дворцовых комплексов в Пекине, включая летнюю и основную резиденцию императора,
в городе Суджоу – «Сад Рыбака», «Сад чиновника», пейзажный комплекс с пагодами на воде на озере Сиху в Ханджоу.
Озеро Сиху было создано как часть традиционного китайского сада, для отдыха и поиска гармонии с окружающей природой и самим собой.
В Сиане также сохранилось и востребовано населением несколько пейзажных, художественных и исторических садов-парков. Парковые ансамбли есть в местах чайных церемоний, в монастыре Шаолинь.
В Японии свое очаровательное и особое искусство формирования садов, в первую очередь для создания условий уединения, глубоких размышлений, самоуглубления, полного погружения в Природу. Таково искусство «Сада камней», проведения различный сезонных празднований, например «времени цветения Сакуры», «первого снега», восхищения горными пейзажами, в первую очередь Фудзиямой, разведения пейзажных рыбок, выращивания деревьев и кустарников нужного размера и формы, с определенным оттенком листвы.
В связи с тем, что все поселения Японии богаты подобными садами и парками, создалась благоприятная почва для расцвета уникального художественного и поэтического культурного наследия, которое продолжает развиваться и в наши дни.
Особое место в истории садово-паркового искусства занимают монастыри.
Монастырский сад всегда наделялся аллегорической символикой. Сад, отделенный стенами от греха и вмешательства темных сил, был символом райского сада.
С распространением в Европе культа Богоматери, сад стал аллегорией девы Марии, символом её чистоты и девственности.
Монастырский двор делился дорожками крестообразно, напоминая о мучениях Христа с фонтаном в центре, «райскими деревьями» - апельсин, яблоня, высаживались розы.
Строгая геометрия учитывалась в рельефе местности, характерных для монастырей Италии, Папских резиденций: Апостольский сад с двором Святого Дамасо, дворы Бельведерского дворца в Ватикане, вилла папы Пия IV в садах Ватикана.
Кроме того, сады делились на аптекарские огороды со всевозможными травами и лекарственными растениями, кухонные огороды с овощными культурами для нужд монастыря и плодовые сады. Травянистые лекарственные растения выращивались вместе с декоративными видами. Красоту аптекарским грядкам придавали розы, лилии, гвоздики, маргаритки и ирисы.
Сегодня подобный сад можно увидеть при местном замке в маленьком французском средневековом городке-музее Ивуар на Женевском озере – «Сад пяти чувств». Сейчас во многих городах внедряются подобные практики, способствующие реабилитации и оздоровлению всех групп населения.
За многие столетия население городов Европы осознало важность и полезность подобной организации придомовой территории, но в силу скученности проживания в городах и дороговизны городской земли не могло позволить себе организацию полноценного садика в городской среде, довольствуясь обустройством балконов и террас.
Те же, кто смог переехать за город или всегда жил в своих усадьбах старались перенять и развить опыт такой организации. Сады создавались при множестве дворцовых и усадебных комплексов.
И сейчас мы имеем богатое культурное наследие по всей Европе на примере разнообразных призамковых, монастырских, городских садов, парковых лабиринтов, парков, оранжерей, музеев, поместий, усадеб, ландшафтных комплексов в Испании, Италии, Франции, Англии, Швейцарии и др.
Интересное решение для насыщенной городской жизни представили в Финляндии. На привокзальной площади поставили мини-павильон и мандариновыми деревьями внутри, а вокруг повесили наушники! Любой проходящий, надев наушники услышит птичье пение и созерцая мандариновое дерево с плодами может отвлечься от окружающего шума и немножко порелаксировать!
С развитием культуры усадебных комплексов можно познакомиться на примере островной Англии. За многие века жизни в городах, чуть разбогатев английские семейства предпочитали переезжать в пригороды и сельскую местность. Так формировалась история большинства аристократических и не только родов Англии и Шотландии, описанная известными авторами в художественных произведениях.
Сложилась традиция, когда каждый мужчина, желающий процветания своему роду, покупал сельский дом или землю, перевозил и укоренял семью в сельской местности.
Например, древний английский род Гренвиллей — представителей сельской аристократии, на протяжении пяти столетий мирно живут в своих постепенно расширяющихся поместьях в Бэкингемшире! И таких множество!
Во все времена катаклизмов дом и земля защищали, давали пищу и объединяли семью, в итоге – позволяли выживать при меньших затратах, чем в городах. Непременное условие жизни в сельской местности это еще и стремление к многочисленности семейства. Рождалось и выживало больше детей.
И сейчас почти все представители аристократии и династических родов имеют и в большинстве случаев живут в своих загородных поместьях.
Поэтому не удивительно, что именно Англия показывает всему миру как можно преобразовать порушенное, восстановить ветхое и дать новую жизнь и ощущения множеству людей, увидевших воочию примеры гармонизации и коэволюции с Природой во благо всех.
В начале прошлого века случился пожар в Вестминстере, дерево – дубы для постройки 500 лет назад бралось у одного фермера. Решили выяснить . Оказалось все эти столетия из века в век в том поместье культивировали дубы вместо спиленных в 11 веке. И теперешний владелец дубовой рощи сказал – мы вас давно ждали… Вестминстер был реставрирован, фермер посадил новые дубки…
Ярким примером сегодняшней английской преемственности может служить Проект «Эдем», реализованный в графстве Корнуолл (Великобритания) – уникальный ботанический сад, в котором представлены три наиболее распространенные климатические зоны Земли.
Этот райский уголок состоит из двух оранжерейных комплексов и экспозиции под открытым небом. Идея проекта – не только выращивание растений, но и экологическое просвещение посетителей, способ показать важную роль растений в жизни человечества.
Еще недавно неподалеку от городка Сент-Остелл в графстве располагался каолиновый карьер. После выработки карьера местность так и осталась бы заброшенной, если бы не музыкальный продюсер Тим Смит – ему пришла в голову идея создания райского уголка, сада с девственной природой.
Результат комплексных работ превзошел все ожидания. Сейчас в английский Эдем ежегодно устремляются более 2 млн. человек и каждый находит там впечатления для души.
Английский Эдем с эго потрясающей архитектурой, микроклиматом, зонирование, многочисленными площадками для экологического просвещения и разнообразного отдыха по праву называют рукотворным раем.
Успех проекта настолько удачен, что авторы приступили к реализации подобных проектов по всей Великобритании и планируют тиражировать его во всем мире.
В рамках ООН давно реализуется программа ХАБИТАТ, призванная оптимизировать и гармонизировать с окружающей природой городские агломерации. Особенно это важно для городов миллионников, в которых не хватает места для полноценного отдыха жителей, ограничено зеленое строительство.
Например – реализуются проекты вертикального озеленения по всему миру: в Коломбо- небоскреб, в Сингапуре-Школа искусств, в Мадриде, в «Лесном городе» Люджоу, в Нанкине, в городах Европы…
В Европе, в Нидерландах создали необычную вертикальную оранжерею…
В Барселоне запустили «озелененный» автобус.
Сельские поселения по всему миру и в Европе, и в России демонстрируют возможность жизни в согласии с Природой перенося из нее в свой дом и двор природную гармонию лесов и полей, высаживая не только растения для питания, но и деревья для тени и благоухания, создавая травяные полянки для игр детей и даже перенося к дому некоторые лесные ягодники и растения.
В России, где переход от города-пригорода к сельской местности более заметен, ввиду столетнего угнетения деревни как таковой, все равно идет обновление. На старых намоленных местах восстанавливаются храмы, на смену деревенским бабушкам приезжают на село внуки и многие остаются там жить. Этому способствует постепенное налаживание транспортной и информационной инфраструктуры, онлайн-работа и онлайн-торговля, чистый воздух и лучшие условия выращивания маленьких детей, дешевый и спокойный отдых и досуг.
С деревней уже идет соревнование коттеджных поселений и оба эти направления перспективны.
Большая проблема России – возрождение усадеб.
Само слово УСАДЬБА говорит за себя – дом у сада!
Но очень мало осталось потомков прежних хозяев, не ясен вопрос земельного права и не находится достойных инвесторов и энтузиастов в этом направлении. Хотя и здесь есть примеры удачной сохранности и экономической привлекательности.
В первую очередь это усадьбы известных в истории России писателей, поэтов, художников, вошедшие в пул туристической отрасли, в «Золотое кольцо».
Мы их знаем в большинстве и не только на европейской части страны. Это и Ясная Поляна, и Болдино, Архангельское, Коломенское, Кусково, Царицыно, Останкино, Мураново, Карабиха, Щелыково, Брянчаниновых, Знаменское-Раек и многие другие.
В некоторых разместились музеи, в других художественные выставки, концертные залы, размещаются ботанические коллекции, проводятся творческие и цветочные выставки, организуются балы.
В Москве стоит обратить внимание на бывшую усадьбу графа Разумовского, в которой вот уже более 150 лет размещается главный сельскохозяйственный ВУЗ страны Петровская - Тимирязевская Академия.
Во множестве построек и зданий усадьбы размещены факультеты и лаборатории, опытные станции и полевые площадки, прекрасный дендропарк, садовый питомник, парковый ансамбль.
Первые сады на Руси были заложены в Киеве в XI веке. Во второй половине XII века князь Андрей Боголюбский создает в городе Владимире один из первых садов, послуживший образцом для садов в Муроме, Суздале и других городах.
До XVI века включительно в России в основном были распространены монастырские сады. В ту пору славился сад митрополита Алексея, а также – Глебков, Макарьевский, Гальтяевский, Чичагов сады в Москве. Из дворцовых садов XVI века были наиболее известны: в самом Кремле, на Москве-реке и Воронцовом поле, вдоль реки Яузы.
Для садов русских монастырей характерны большие размеры и то, что монастырские сады не ограничивались стенами монастыря.
В монастырских садах России нашли отражение те же принципы, что и в Европе - создание замкнутого регулярного «райского» сада и единство с природным ландшафтом.
Особенно интересен опыт монастырских садов на Севере России. Это существующий сейчас сад Валаамского монастыря, ранее существовавший сад Соловецского монастыря и ряд других подобных садов. За многовековой период активной деятельности монастырей ими был накоплен громадный опыт по выращиванию всех сельскохозяйственных растений, включая плодовые и ягодные культуры.
Монастырские сады – значительная часть национальной культуры – требуют изучения, осмысления и восстановления.
Новую страницу в отечественном паркостроении открыла эпоха Петра Великого. Основание Санкт-Петербурга положило начало большим парковым ансамблям, получившим большую известность.
Петром, побывавшем в Европе и активно перенимавшим европейский опыт были заложены первые ботанические сады. В 1706 г. В Москве открылся существующий и поныне городской сад - «Аптекарский огород».
Мировая история и культура, в том числе России – неисчерпаемый источник конкретных примеров и идей гармонизации наших сегодняшних отношений с природной средой в урбанизированном пространстве. Нужно только взглянуть на проблему с других сторон и не бояться зарекомендовавшего себя «старого»!
Новое это всегда хорошо забытое старое!!!
Оксана Юрьевна Цитцер, эксперт Центра "Эко-Согласие", член ЭСВУ БРИКС
Презентация была представлена 09.10.23 на XXXIII Международной междисциплинарной научной конференции «Человек и природа: возможности гармоничного существования»( 09-13 окт. 2023, г. Ярославль. Организаторы ИГРАН, МГУ, ЯГПУ им. К.Д.Ушинского)
Другие материалы
23.10.
|
Гость
|
Статью
02.10.
|
Гость
|
Статью
23.08.
|
Гость
|
Статью
В группе: 1,565 участников
Материалов: 1,518
Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований
Цели и задачи лаборатории
Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его основ.
Реально развивать три направления непрерывного...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 48 недель назад YВMIV YВMIV |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,532 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,532 | |
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,532 | |
3 года 26 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,532 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
2 года 50 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,160 | |
Все комментарии