ОХОТНИКИ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ТАЙГИ. Этноисторический обзор

ОХОТНИКИ ЗАПАДНО-СИБИРСКОЙ ТАЙГИ

Обские угры – это общее название двух близкородственных народов: ханты и манси, которые входят в угорскую группу уральской языковой семьи и живут в бассейне реки Оби – в Свердловской, Тюменской и Томской областях.

И ханты, и манси имеют официальный статус коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. В историко-культурном отношении обских угров объединяет единство мировоззрения, сходство обрядовой практики и традиционных способов природопользования. 

Ханты расселены в низовьях Иртыша и по притокам Средней и Нижней Оби. 
Манси населяют западную и северо-западную части Ханты-Мансийского автономного округа, а в Свердловской области они проживают на Среднем и Северном Урале. В незначительном числе манси живут также в Ямало-Ненецком автономном округе и в Пермском крае. 
 
 
По особенностям диалекта, различиям материальной и духовной культуры ханты и манси подразделяются на этно-территориальные группы.
 
 
В настоящее время ханты представлены северной и восточной группами, сохранившими родной язык и традиционную культуру. До конца XIX века существовала группа южных ханты (на реках Иртыш и Демьянка); к началу ХХ столетия южные ханты были ассимилированы.
 
 
У манси прежде выделялись четыре группы: северная, южная, западная и восточная. В настоящее время только северные и восточные манси сохранили свою самобытность, а западные и южные подверглись ассимиляции. 
 
 
Археологические данные свидетельствуют, о том что уже в бронзовом веке (около 2 тысяч лет до н.э.) таежные охотники – предки ханты и манси – населяли Западную Сибирь. В русских летописях XI–XV веков территории, заселенные ханты и манси, известны под названиями «Полночные страны», «Югра» и «Югория». Жителей этих земель называли «егрой» и «югричами». 
В средневековый период на территории Югры существовал ряд угорских княжеств, которые торговали не только с соседними народами, но и отправляли пушнину в страны Средней Азии, получая взамен серебряную посуду, предметы роскоши и воинское снаряжение. Угры и сами знали кузнечное дело, умели добывать болотное железо. 
В период татаро-монгольской экспансии на Иртыше существовал Сибирский каганат. Исторические предания восточных ханты рассказывают о том, что татаро-монгольские отряды доходили до Оби и обкладывали местное население ясаком (данью): дань платили пушниной. 
 
 
В XIV-XVI вв. обские угры занимали территорию, близкую к той, где они живут сейчас. В XVI веке, с началом русской колонизации, угорские княжества стали утрачивать свою независимость. Лишь немногие княжества просуществовали до XVII века. У восточных ханты до сих пор бытует предание о князе Тонье, который, призвав на помощь соседний богатырей и соплеменников, воевал с отрядами казаков и был захвачен в плен у себя в крепости превосходящими силами врага. 
 
В административных документах и этнографической литературе досоветского периода ханты назывались остяками, а манси – вогулами. 
В XVIII веке, с резким увеличением в Западной Сибири русскоязычного населения, началось постепенное перемещение обских угров на восточные и северные территории. Русская власть стремилась к сохранению традиционных форм хозяйствования коренных народов Югры, поскольку была заинтересована в стабильном получении налога – ясака, который выплачивался шкурками пушных зверей. Очевидно, что гарантией ясака было сохранение полукочевого образа жизни местных охотников. Поэтому даже при реформировании административно-правового устройства народов Сибири коренные жители Югры не потеряли свободу в определении своих мест поселений и промысловых угодий.
 
 
В 1822 г. в «Уставе об управлении инородцев Сибири» остяки и вогулы получили статус «бродячих инородцев» («ловцов»). 
 
Период христианизации обских угров относятся к XVII-XVIII вв. Распространение православия сопровождалось вырубанием священных рощ, публичным сожжением «идолов». Официальная политика крещения угров запрещала насильственные меры, чтобы не сокращать число плательщиков ясака, однако, служивые люди эти указы часто нарушали. Результатом крещения стало формирование обско-угорского двоеверия. Произошло расширение традиционного пантеона путем включения новых богов. 
Наибольшее признание получили образы Богоматери и Николая Чудотворца. 
Изображение Богоматери с младенцем ассоциировалось с образом угорской богини Жизнеподательницы. Семистрельная икона Богоматери совпадала с представлением казымских ханты (северная группа) о воинственной покровительнице реки Казым – Казымской женщине. Николая Чудотворца повсеместно на Югре называют Никола-Торум, наделяя его духовной силой верховного бога, а также и его сына, покровителя людей. 
 
 
В 1930-е годы была разработана письменность ханты и манси, открылись национальные школы, началось распространение грамотности, формирование национальной интеллигенции. Коренное населения края получило бесплатную медицинскую помощь и пенсии. 
В 1932 году коренные народы Югры стали называться так, как они сами себя называли: ханты и манси. Разрушение традиционных видов природопользования при Советской власти оказало негативное влияние на исконный уклад жизни обских угров. Создание коллективных хозяйств шло вразрез с исконными способами жизнеобеспечения, основанными на индивидуальном (семейном) хозяйстве. Зажиточных представителей коренного населения, не желавших вступать в колхозы, объявляли классовыми врагами, их лишали имущества и ссылали. Так была уничтожена культурная формация обских ханты, населявших берега Оби. Правительство 
пыталось перевести местных жителей Югры на оседлый образ жизни. 
Антирелигиозная пропаганда привела к частичной утрате религиозных ценностей. «Борьба с суевериями» проходила в жесткой форме: разрушались святилища, насильно изымались родовые и семейные святыни, производились аресты шаманов и знахарей. Было запрещено проведение традиционных религиозных обрядов. Отправка детей в школы-интернаты часто носила насильственный характер: детей отнимали у родителей и увозили за сотни километров в интернаты, где запрещали говорить на родном языке. 
Коллективизация, раскулачивание, антирелигиозная пропаганда и жёсткий характер насаждения образования вызывали протест и даже массовые выступления и бунты со стороны обских угров. Самым крупным из них стало Казымское восстание в конце 1933 – начале 1934 гг., закончившееся расстрелом не только его организаторов, но и мирного населения. Эта трагедия нашла отражение в романе хантыйского писателя Е.Д. Айпина «Божья матерь в кровавых снегах» (2010 г.). 
 
 
В 60-е гг. ХХ века активизировалась деятельность исполнительной власти по переводу кочевого населения на оседлый образ жизни. Для этого усилиями 
предприятий местной промышленности отстраивались поселки с амбулаториями, почтовыми отделениями, интернатами, магазинами. Однако полукочевое ведение хозяйства несовместимо со стационарным проживанием. Все же часть коренных жителей согласилась на переселение; они получили бесплатное жилье и возможность обустроить новый быт. Но платой за эти новшества стали утрата традиционной культуры и массовый алкоголизм. 
 
 
Во второй половине ХХ века в связи с освоением нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири обские угры оказались в самом центре индустриальных преобразований. Обустройство месторождений происходило на местах традиционного проживания ханты и манси. Это наносило урон местной дикой природе, приводило к вынужденным миграциям коренного населения, уходившего подальше от буровых. 
 
 
С 1991 г., после распада СССР, начались крупные изменения в экономической и социальной жизни страны. Это отразилось и на коренном населении севера Западной Сибири. Прекратили работу местные предприятия охотничьего и рыбного промысла, закрылись зверофермы. В результате стала невозможна реализации промысловой добычи, люди остались без заработной платы, прекратилось бесплатное обеспечение хозяйств промысловыми орудиями лова.Сокращение финансирования в 
сфере здравоохранения привело к отмене профилактических медицинских осмотров на отдаленных территориях проживания ханты и манси. 
 
Интенсивное освоение нефтегазовых месторождений, строительство путепроводов и пр. грозило коренному населению утратой таежных угодий. 
Поэтому в 1991 г. было начато государственное выделение территорий традиционного землепользования – родовых угодий. Определение их границ происходило с участием коренных жителей. Родовые угодья закреплялись за главами семей, ведущих традиционный образ жизни, и оформлялись в бесплатное целевое пожизненное наследуемое владение. Но эта практика постоянно нарушается в интересах промышленных компаний.
 
Для защиты своих прав и поисков возможностей адаптации к новым экономическим условиям жизни коренные жители Югры объединяются в семейно-соседские общины. На волне перестройки в 1996 году при Думе Ханты-Мансийского автономного округа был создан первый в Сибири орган политического представительства коренных народов – Ассамблея представителей коренных малочисленных народов Севера. 
 
Ольга Балалаева,
к.ф.н., финно-угровед, этнолог, фольклорист, эксперт ЮНЕСКО 
Татьяна Исаева,
канд. культурологии, зам. директора Сургутского краеведческого музея по научной работе 
Ольга Стародубова,
ст. н. сотр. отдела археологии, этнографии и природоведческих исследований Сургутского Приобья (Сургутский краеведческий музей) 
 
 

Комментарии материала:

Разместить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Другие материалы

По оленьему следу
Мы больше знаем папуасов Новой Гвинеи, чем своих соседей – ненцев. Мы больше знаем об австралийских кенгуру, чем о северном олене. Восполнить  пробел наших познаний, полагаю, помогут дневниковые записи врача-терапевта Ямальской районной больницы Светланы Михайловны Козловой. Свои записи она вела во время первой командировки в тундру...
"Прибрежные жители"
Алеуты - древнее население Алеутских островов, их самоназвание "унанган", т.е. "прибрежные жители". Примерно в 1825 г. по решению правления Российско-Американской компании, осваивавшей Русскую Америку (Аляску) были переселены с Алеутских островов (о. Атту) на необитаемый остров Беринга первые 17 семейств алеутов-...
 "Люди мерзлоты"
Местные расстояния трудно представить: пятьсот километров до райцентра, три с половиной тысячи до Якутска. Территория размером с Европу, совершенно безлюдная. Берега, словно срезанные экскаватором, голые слои мерзлоты, похожие на обнаженные увечья. На них черное криволесье, иногда - рыбацкая хижина. Розовые горы, многочасовой холодный закат....
Нанайское село Сикачи Алян
Сикачи́-Аля́н — национальное нанайское село в Хабаровском крае. Располагается в красивом месте на правом берегу Амура. Село небольшое. Здесь всего 265 жителей. Живут небогато. Занимаются традиционными промыслами -охотой, рыбалкой. От соседей не прячутся. Калитки не закрываются. Много делают для сохранения своей...
О камчадалах и курильцах
Удивительно, но на территории Камчатки один из самых древних из ее коренных народов, который обитал на полуострове в течение нескольких последних тысячелетий, заселил и обжил не только эту землю, но и соседнюю Северную Америку, был признан в своих природных правах только в 2000 году. А другой, не менее древний народ, который заселил в свое время...
Памяти Юрия Вэллы
12 сентября ушел из жизни Юрий Вэлла (Айваседа) - ненецкий поэт, писатель, общественный деятель, умный, глубокий, замечательный человек. Юрий много делал для сохранения культуры и традиций своего народа. Активно защищал родную природу. Ему было всего 65 лет. Мне посчастливилось быть знакомым с Юрием Кылевичем. Вот. что он о себе рассказал  в...
На смену антропоцену, эпохе технологического освоения материи и энергии, приходит нооцен – эпоха технологического освоения информации и жить в новой эпохе, скорее всего, будут не Homo sapiens, а инфорги – люди следующего поколения, проводящие в онлайне больше времени, чем во сне.  В случае затяжной войны в Украине социально-экономические успехи, достигнутые страной за последние 18 лет, будут полностью утрачены. Международный Суд ООН в Гааге обязал Р...
27.03.22 | Реки Кении
Фото Эльмиры Алейниковой рек Мара, Ати и Цаво. Мара - река в Кении и Танзании. Длина — 395 км. Исток находится в центральной части Танзании. Река дала название заповеднику Масаи-Мара. Маршрут миграции копытных животных заповедника пересекает реку. Миграция животных в августе-сентябре с территории парка Серенгети (Танзания) в Масаи Мара (Кения) – зрелище не для слабонервных и впечатлительных людей. Если вы знаете заранее, что вам...
Поронайский заповедник, экорейтинг регионов и тоджинские лесозащитники 30 марта 1988 года в восточной части острова Сахалин основан Поронайский заповедник. Опубликован «Национальный экологический рейтинг» регионов РФ по итогам прошедшей зимы. Тоджинские общественники спасли от вырубки 155 тыс. га родного леса. Эти и другие темы в новом выпуске Обзора эконовостей Международного Социально - экологического союза от Света Забелина. Охрана природы, проблемы окружающей среды и ра...
6 мая 1958 года в Азербайджане cоздан Турианчайский государственный природный заповедник. Для выхода из продовольственного кризиса, с которым уже столкнулись 193 миллионов человек в 53 странах, необходимо устранять его коренные причины, в первую очередь военные конфликты. Официально интенсивно разрастающегося сейчас в Тюменской области крупнейшего в России лесного пожара как бы нет, сокрытие информации о лесных пожарах - одна из главных причин неуспешной охраны лесов от огня. Эти и другие т...
23 апреля 1993 года создан Командорский заповедник — самый большой в России морской биосферный заповедник. Тысячи людей в Англии вышли к рекам и водным путям в знак протеста против того, что водопроводные компании сбрасывают в них сточные воды. Президент США Джо Байден подписал указ, направленный на защиту старовозрастных лесов на федеральных землях по всей территории Соединенных Штатов. Эти и другие темы в новом выпуске Обзора эконовостей Международного Социально - экологическог...

Другие материалы

10.08. | Гость | Новость
24.05. | Гость | Новость
10.02. | Гость | Статью
  •  
  • Страница 1 из 19
  • ››
В группе: 1,273 участников
Материалов: 363

Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья.

Данная группа - место для обмена информацией и идеями, поиска новых активистов и групп, а также источников финансирования для решения самых актуальных проблем Арктики и приполярья. Давайте вместе развивать экологическую активность в этом регионе, поддерживать сети и коалиции!

У Арктики глобальная экологическая роль. Это...

Фотогалерея

Активность на сайте

сортировать по иконкам
23 недели 12 часов назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 58,923 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

25 недель 2 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 58,923 |

Thank you, your site is very useful!

25 недель 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 58,923 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

1 год 1 неделя назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 58,923 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

25 недель 3 дня назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 2,452 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

размешен 15.05.22 | Тип: Статью

В с. Ельцовка Алтайского края состоялось заседание Общественного совета по развитию национального парка «Салаир»...

размешен 15.05.22 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...
размешен 15.05.22 | Тип: Статью

15 мая 1931 года был создан Алматинский государственный природный заповедник.

С начала российского вторжения в Украину  жизненно важная помо...

размешен 14.05.22 | Тип: Статью

Dear friends and co-fighters!

...
размешен 13.05.22 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...

Подпишись на рассылку

Будьте в курсе последних новостей!

RSS-материал