- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
В защиту Шаманского леса
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано Виталий Рябцев - 22.11.17
Утром 17 ноября 2017 года в Иркутске, у здания областного Правительства, прошел одиночный пикет в защиту ценнейших природных территорий острова Ольхон - священного Шаманского леса и Сарайского пляжа.
Активистки Любовь Аликина и Юлия Карельченко по очереди стояли с плакатом. «Удивительно, но полиция, впервые, не приходила и не брала объяснений. Очень холодно было, но час мы отстояли, все нам сочувствовали и просили прекратить пикет, ради нашего здоровья, подходили и с министерства, взяли контактный телефон, обещали позвонить, назначить совещание, куда пригласят и нас», - сообщили в Фейсбуке активистки.
Строительные работы в Шаманском лесу начались в мае 2017 года , тогда же появилась информация о том, что его земли были проданы еще в 2009 году.
Прокуратура сочла эти сделки незаконными, направила иски в суд. Тем не менее, строительство продолжалось, причем уже на двух участках.
Осенью Ольхонский районный суд запретил вырубать деревья и строить объекты в Сарайском заливе на острове Ольхон.
Текст на плакате.
Любовь Аликина и Юлия Карельченко рассказали о том, что побудило их выйти на пикет.
- Какова причина проведения пикета?
- Прошло уже семь предварительных судебных заседаний, на 15 декабря назначено восьмое. Затягивание судебной тяжбы мы считаем неприемлемым, ведь природе продолжают наносить ущерб. И даже вынесенные судебные решения не исполняются и не контролируются. Появилась страшная для природы формулировка - "добросовестный приобретатель". Она фактически легализует захват особо охраняемых природных земель. "Добросовестные приобретатели" Шаманского леса уверены в своей победе. Общественники спрашивали одного из них: "Если вам выдадут другой участок, готовы ли вы уйти из этого леса?" Ответ: "Нет, я выиграю данный процесс". Это одна из причин нашей акции.
Пришли ответы прокуратуры на запросы от нас, а также от депутатов ГД РФ Будуева Н.Р. и Николаева Н.П. В них сказано, что муниципалитет поступил незаконно.Земля федеральная, ее нельзя было включать в границы муниципального образования, тем более - передавать в частную собственность, выдавать разрешение на строительство. Но суд до сих пор не рассмотрел доводы истца - прокуратуры Ольхонского района.Это уже настораживает.Опасаясь, что суд может вынести решение не в пользу Шаманского леса, мы общественники, приняли решение провести пикет. Привлечь внимание к происходящему.
Беда пришла к нам в лице людей, одержимых личной наживой. Забывших, что Байкал принадлежит всем, причем в нетронутом, первозданном виде. Наша задача - сохранить и передать потомкам, то, что получили от своих предков.
- Недавно была принята "лесная амнистия". По Вашему мнению, станет ли она лазейкой для застройщиков Шаманского леса? Насколько велик негативный эффект этой «амнистии» для природы?
- В нашей стране уже четверть века по "серым" схемам передаются в частную собственность участки лесного фонда, в том числе в водоохранных и санитарных зонах, на берегах Байкала. И вот - принята "лесная амнистия", которая «всем всё прощает». Даже захват участков на особо охраняемых природных территориях. Механизма её правоприменения еще нет. Однако даже на тех участках, скажем под Иркутском, для которых суд вынес решения о признании строительства незаконным – застройка продолжается! Как будто граждане получили уведомление – «застроенное не сносят». Например, по дороге в Мельничную Падь с августа и вплоть до заморозков (т.е. после принятия «лесной амнистии») начала ускоренными темпами «осваиваться» лесополоса, отделяющая тракт и земли садоводств.
Недавно освоенные участки вдоль дороги в Мельничную Падь. Фото Ю. Карельченко.
Практически ежедневно здесь появлялись новые заборы, отгораживающие земли лесного фонда и обозначающие право личной собственности. Участки очищают от леса, возводят дома. Сносов незаконных строений не было, поэтому люди и не боятся. Продолжают захватывать леса и берега. Массовость этого явления придает нарушителям смелости. «Всех не снесёте».
Здесь есть нюанс. Лесная амнистия на земли населенных пунктов не распространяется. Вопрос к муниципальным властям и районным депутатам: на каком основании земли, покрытые лесом, вдруг были включены в границы п. Хужир, получили статус «для индивидуального жилищного строительства»?
- Да, но дело в том, что глава поселка, виновный в этой распродаже священной земли, умер (при подозрительных обстоятельствах) еще 2011 году.
- Ну и что? Те, кто пришёл на его место, должны были поднять вопрос о незаконности включения леса в зону застройки! Кроме того,очень часто земельные участки получают люди, не имеющие отношения к данному населенному пункту. В то время как местные жители, действительно нуждающиеся в земле под жилищное строительство,получить её не могут.
- Именно так и произошло на Ольхоне. Один из застройщиков Шаманского леса – приезжий из Москвы, другой - из Китая.
- Эти граждане землю наверняка не получали, а перекупили ее. Из-за перепродаж «освоение» участков так долго и не начиналось. Проходила так называемая процедура узаконивания земель, выжидали сроки давности, после которых нельзя подать иск в суд, т. к. пропущено время.
Мы предполагаем, что элитные земли, покрытые лесом и расположенные близ берега Байкала, были предоставлены незаконно. Необходимо выяснить – имело ли место мошенничество, превышение должностных полномочий. Цепочка перепродаж может продолжаться и сейчас. Еще и поэтому задержка судебного дела усиливает надежды нарушителей на свою безнаказанность.
Позиция общественников понятна. А какова точка зрения застройщика? Из недавнего разговора с представителем ольхонского турбизнеса, лично знакомым с московской семьей, начавшей строить в лесу в мае 2017 года, выяснилось, что он был абсолютно уверен в законности покупки участка. На постройку дома затрачены все имеющиеся деньги. Семья поставлена в безвыходное положение. И наконец, как добавил, собеседник: «Население п. Хужир даже и не знало, что этот лес – священный».
Что можно ответить? Едва началось строительство, как в СМИ и социальных сетях поднялась информационная волна, к которой и я «приложил руку». Весьма оперативно отреагировала прокуратура. Депутат ГД Николай Николаев на своей странице в ФБ написал про отправленные запросы. «Мы намерены довести это дело до конца, и здесь вопрос не только в соблюдении законности, но и в нашей обязанности сохранить для потомков уникальный природный объект». В показанных на местном ТВ новостных сюжетах местные жители прямо заявляли: «мы не позволим рубить здесь деревья и что-то строить».
Начальный этап строительства в Шаманском лесу.
Еще в мае можно было сделать вывод: сделка по приобретению данного участка как минимум сомнительна. Ни местные жители, ни «контролирующие» органы не одобряют его «освоение». Вкладывать средства в стройку опасно! Тем более что застройщику предлагали заменить участок.
Однако строительство продолжилось, причем ударными темпами. Уже через 2 месяца дом был почти готов.
Подобных случаев по стране очень много. Как правило, пострадавшей стороной в таких спорах оказывается природа. Но Шаманский лес может стать исключением. Очень уж это «знаковое» место. А выбранная застройщиком стратегия не оставила места для компромисса. Либо сохранится лес, с древности почитавшийся как священный, либо его заменит частный дом. Надеюсь, что результат этого судебного спора станет уроком для всех, кто желает «построить домик своей мечты» на природных территориях, являющихся всеобщим достоянием.
По поводу аргумента о малоизвестной сакральности леса. Наша страна в ХХ веке пережила страшную эпидемию уничтожения и осквернения религиозных и культурно-исторических объектов, в том числе – символов отечественной истории. Например, уничтожены могилы иноков Пересвета и Ослябли, погибших на Куликовском поле. Часовню сломали, над склепом поставили заводские станки. На Бородинском поле уничтожили склеп князя Багратиона. И так – по всей стране. В Иркутске – разрушили кафедральный собор, крупнейший в Восточной Сибири. Материальные потери огромны, духовные – просто невосполнимы. Никакие памятники-новоделы тут уже не помогут.
Эта «антирелигиозная метла» прошлась и по Ольхону. Мыс Шаманка (или Бурхан) и прилегающий к нему Шаманский лес являются природным храмом, в котором религиозные обряды совершались ещё за много веков до Куликовской битвы. Священное, запретное («заповедное») место, закрытое для посещений.
Строительство в конце 1930-х именно здесь нового поселения – п. Хужир, само по себе было кощунством. Наверняка сознательным, направленным на «борьбу с религиозными пережитками». Святотатством стала и вырубка части Шаманского леса. Его древесина пошла на постройку домов. Население нового поселка состояло, в основном, из приезжих. Преемственность традиций нарушилась. Даже те, кто знал историю Шаманки и леса, старались помалкивать. Такое было время. Да и психологически это можно понять. Люди, вынужденные участвовать в неприглядном, позорном деянии, сами стараются о нем забыть.
Мыс Шаманка.
Кощунства продолжались и в послевоенные годы. У самого мыса построили причал, чуть дальше – нефтеналивную базу. В журнальных статьях про Байкал и Ольхон 1960-1970-х годов редко увидишь фото Шаманки. Очень уж странно она выглядела в таком окружении. Но времена менялись. Разобрали пирс и нефтебазу. Появился «ручеек» туристов. В 1980-х никто им про сакральность Шаманки ещё не рассказывал. Зато позднее она стала товарным брендом, подаваемым через информационные щиты и рассказы гидов.
Сакральность – в основном для туристов?
Для большинства нынешних жителей Хужира (процент коренных ольхонцев среди них очень мал) Шаманка является местом, на котором надо зарабатывать. Что касается остатков Шаманского леса – про их сакральность забыли полностью. И не было коммерческой пользы в том, чтобы вспоминать былое.
Размещать кафе с баром, громкой музыкой и ночными огнями прямо над священным мысом - не кощунство?
Но остались многочисленные документы, например материалы Владимира Обручева, работавшего на Ольхоне в 1889 году, обширные этнографические и археологические данные. Они объективно свидетельствуют: и мыс, и лес на протяжении почти двух тысяч лет почитались как священные.
Пора уже прекратить многолетние кощунства. Давайте охранять Шаманский лес, а не застраивать!
P.S. По моему мнению, в Хужире и на Бурхане слишком уж часты случаи неожиданных смертей. Несчастные случаи, самоубийства. Надеюсь, когда-нибудь их проанализируют краеведы. Желательно – не связанные с туристическим бизнесом, далекие от религий. Нет ли здесь аномалии, выбивающейся из среднестатистической (по населенным пунктам Байкала и Байкальского региона) картины?
Другие материалы
05.11.
|
Гость
|
Статью
21.08.
|
Гость
|
Новость
В группе: 1,806 участников
Материалов: 1,519
Здесь общаются и обмениваются мнениями те, кому не безразлична судьба редких и исчезающих видов, на территории России
Сохранение биологического разнообразия включает в себя целый комплекс мероприятий. В качестве краткосрочного инструмента в борьбе за сохранение исчезающих видов мы продолжаем контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Мы также понимаем, что именно перевоспитание местного сообщества может гарантировать выживание и существование редких видов в будущем. Большинство разрушительных...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
3 года 3 недели назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 303,357 | |
3 года 5 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 303,357 | |
3 года 5 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 303,357 | |
3 года 33 недели назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 303,357 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 5 недель назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,298 | |