Как "уговорить" бобров строить плотины для пожарных

 Как объединить силы бобров и людей для профилактики пожаров на осушенных торфяниках.  Замечательный эксперимент Гринпис в Тверской области.

Даешь межвидовое сотрудничество против пожаров!

На торфяном пожаре в Тверской области мы не только искали и тушили очаги тления торфа, но и занимались совершенно новым для нас занятием. Пытались понять, можно ли "уговорить" бобров строить плотины на осушенном болоте в тех местах, где пожарным особенно нужна вода для тушения торфа.
Не секрет, что осушенные людьми болота горят. Горят, конечно, не сами по себе, а от огня, который разводят люди. Но за всеми не уследишь, а потушить такие пожары бывает очень сложно, особенно, когда воды не хватает. И наиболее действенная мера для профилактики таких пожаров, ну и для того, чтобы было, чем тушить, если все-таки загорится – обводнение.

Не секрет, что бобры умеют строить плотины и создавать большие запасы воды – так называемые бобровые пруды. И нередко они заселяются на осушенных болотах и живут в осушительных каналах, перегораживая их и накапливая воду.

Большая бобровая плотина, преимущественно из торфа и тростника. Удерживает воду на нескольких гектарах. Где-то в тростниках - большая хатка. Мы видим ее на космоснимке, но пройти к ней так и не смогли из-за прорытых бобрами каналов вокруг.

Но вот можно ли как-то управлять их поведением? Можно ли спровоцировать заселяться и строить там, где нужно пожарным? А ведь так заманчиво получить таких помощников! Ведь они еще и ремонтируют свои плотины, то есть, сооружение будет держать воду до тех пор, пока бобры живут на этом месте.
Для того, чтобы более глубоко в этом разобраться и даже провести некоторые первые эксперименты, мы попросили нам помогать известного специалиста по бобрам - доктора наук, заместителя директора Рдейского заповедника Николая Александровича Завьялова. За несколько месяцев Николай Александрович по нашей просьбе собрал и проанализировал все имеющиеся публикации о том, как в разных странах пробовали решить эту проблему. А также дал нам общие представления о бобрах: о том, как они выбирают места для проживания, как меняют участки, когда истощаются корма, как метят территорию и где предпочитают строить плотины.
И вот первые опыты. Сначала – продолжительные маршруты (а для нас и «экскурсии») для оценки плотности популяции, нахождения центров бобровых поселений, оценки кормовой базы и запасов строительного материала для плотин. При том, что я много прочитал по теме до выезда, для меня открывается целый бобровый мир. Каждую минуту я узнаю что-то новое. То, что много раз видел и не придавал значения, становится понятным и важным. Вот – едва заметный холмик из грязи на берегу. Если опуститься к нему и вдохнуть – сильнейший мускусный запах. Это специальный маркировочный холмик (маркировочная площадка). Метка, обозначающая территорию. А вот таких меток много. И на обоих берегах канала. Это граница двух бобровых поселений. Тут ни одна из семей не решится строить плотину, как ни провоцируй. Слишком велика вероятность конфликта, который может закончится для зверей смертельной схваткой. А вот – обглоданные ветки на берегу. Запас корма?

Кормовой столик вблизи центра одного из поселений

Нет, это «кормовой столик» - место разделки и поедания веток. А вот ветки в воде. Вот это – зимний запас корма. Где-то совсем рядом вход в жилую нору или хатку.

Хатки ондатр. Не все они - жилища. Многие хатки - временные убежища, расположенные на расстоянии одного нырка на задержке дыхания, чтобы вдохнуть в следующий раз уже в укрытии.

А вот и пузырьки воздуха подо льдом – тут выдыхал бобр, проныривая в свою нору. А приглядевшись, видим и другие норы и входы в жилища, спрятанные в коблах – полостях под корнями черной ольхи. Это - центр поселения. Если будем провоцировать строительство где-то рядом – успех возможен!

Бобровый "лесоповал" в молодом осиннике

А еще на маршруте оцениваем сколько тут осины (самый вкусный для бобров вид древесного корма). Наклоняемся к обглоданной ветке и достаем рулетку. По ширине следов от пары передних резцов можно довольно точно определить возраст животного.

На одном обглоданном стволе можно удобно измерить погрызы разных бобров этого поселения и определить возрастной состав. Тут есть погрызы как взрослых животных, так и годовиков. Для нас - хороший признак сильного поселения, где бобры размножаются.

Если в семье есть «подростки» - годовики (погрызы прошлого года, т.е. сейчас они на несколько месяцев взрослее), которым скоро предстоит взрослая жизнь и расселение на новые территории, наши провокации по строительству могут быть более успешными в дальнейшем. Если бездетная пара, вряд ли мы уговорим их строить что-то новое…

А еще, конечно, смотрим на всех «соседей» бобров. Есть соседи мирные, например, многочисленные на этом болоте ондатры, живущие рядом, тоже строящие свои хатки, а иногда даже зимующие в хатке бобров вместе с ними. А есть и соседи опасные. Вот – экскременты с очень характерным запахом, с чешуей и фрагментами костей. Тут была выдра. Она может продырявить бобровую плотину, и справиться с такой диверсией бобрам сложно. А вот следы людей-охотников – палка, к которой крепили капканы вблизи поврежденной плотины. Если тут добыли кого-то из взрослых бобров, надежды на благополучие в этом поселении нет – бобры моногамны, в случае гибели партнера очень страдают, часто бросают обжитые места.

Созданная нами "плотина-провокация" - плетень из березовых кольев и веток, установленный там, где бобры пробовали строить, но столкнулись с дефицитом твердых строительных материалов.

По итогам обследования мы принимаем решение в одном месте построить «плотину-провокацию». Тут бобрам явно нужно удерживать воду, они пробовали строить плотину, но рядом не нашлось строительных материалов, а из тростника, рогоза и торфа плотина получалась очень непрочная, весенняя вода размывает ее. Мы перевозим ветки на лодке с другого берега (там дорога, и бобры не решаются сами ходить туда за стройматериалом). Делаем «плетень», который, надеемся, станет основой для большой плотины. Прокапываем вдоль него со стороны верхнего бьефа канал, чтобы бобрам было удобно строить, немного присыпаем плетень грунтом.

Ремонт одной из плотин, ранее разрушенных людьми

А еще в двух местах мы восстанавливаем разрушенные людьми плотины вблизи жилых бобровых поселений. Похоже, что в период паводка люди опасались за мостки, по которым они ходят через канал, и разломали бобровые постройки. Сейчас, когда воды очень немного, риска подтопления уже точно нет, а вот удержать воду нам нужно. Мы вбиваем в проломанных участках колья, переплетаем их ветками, насыпаем грунт. Бобрам останется доделать и укрепить эти отремонтированные плотины.
Это все – самое начало нашей работы по попыткам понять реальную роль бобров в поддержании пожарной безопасности осушенных болот. Пока вопросов очень много. Ведь нужно не только временно удержать воду. Бобры будут уходить с одних участков, когда там закончатся корма или слишком разведутся мешающие им паразиты. Норы бобров дренируют берега, и, если бобры временно не живут тут, то такие берега легче загорятся от любого открытого огня. А еще, если старые плотины разрушаются, вокруг пересыхает большая площадь так называемых «бобровых лугов» - обширных пространств, заросших высокой травой, которые образовались в результате деятельности бобров. И это все приходится учитывать, думая, как помочь животным, и сделать так, чтобы они реально помогали нам защищать болота от пожаров. Похоже, что важнейшей задачей для нас может стать поддержание некоторых брошенных бобровых плотин до момента, когда бобры снова придут на этот участок. Возможно, придумаем как управлять кормами так, чтобы смена мест проживания бобров обеспечивала оптимальный пожарный режим.
Но пока точно понятно, что в условиях этого сезона с экстремальным дефицитом воды, мы с бобрами – главные союзники на этом болоте. И сейчас только вместе мы можем спасти это болото от разрушительных пожаров.
 

Григорий Куксин, Гринпис России

фото Юлии Петренко и Олеси Волковой

 

Другие материалы

В группе: 1,808 участников
Материалов: 1,444

Здесь общаются и обмениваются мнениями те, кому не безразлична судьба редких и исчезающих видов, на территории России

Сохранение биологического разнообразия включает в себя целый комплекс мероприятий. В качестве краткосрочного инструмента в борьбе за сохранение исчезающих видов мы продолжаем контролировать соблюдение природоохранного законодательства. Мы также понимаем, что именно перевоспитание местного сообщества может гарантировать выживание и существование редких видов в будущем. Большинство разрушительных...

Фотогалерея

Река Лена

Интересные ссылки

Коллекция экологических ссылок

Коллекция экологических ссылок

 

 

Другие статьи

Активность на сайте

сортировать по иконкам
2 года 14 недель назад
YВMIV YВMIV
YВMIV YВMIV аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,854 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 17 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,854 |

Thank you, your site is very useful!

2 года 17 недель назад
Гость
Гость аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,854 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!

2 года 45 недель назад
Евгений Емельянов
Евгений Емельянов аватар
Ядовитая река Белая

Смотрели: 287,854 |

Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/

2 года 17 недель назад
Гость
Гость аватар
Ситуация с эко-форумами в Бразилии

Смотрели: 8,208 |

Спасибо, ваш сайт очень полезный!