Небесные пастбища алтайцев

Небесные пастбища алтайцев

     Алтайцы продолжают традиции предков. Более сотни лет православные миссии крестили алтайцев, писали грамматику алтайского языка — это был первый опыт обращения их в мировую религию. Затем нелегкий - более чем шестидесятилетний, атеистический, советский период. Да и двадцатилетний поход к рыночной экономике не повлияли на суть пастушьей жизни, обычаи, национальную культуру, традиции. Лучшие места для летников и зимовок были выбраны еще в эпоху бронзы, скифами. О чем свидетельствуют множество древних памятников. Это курганы и оградки отмечают места проживания людей в прошлом. По их следам пасут скот и сегодня современные тюрки – Алтайцы. Они поклоняются силам природы, считают себя неотделимой ее частью, свято чтят память предков. К ним в гости мы и отправились на летние высокогорные пастбища в отрогах южночуйского хребта.

     Ради поездки нам (мне, археологу Дмитрию Владимировичу и моему другу Олегу) пришлось посреди рабочей недели, ранним утром выехать на трассу М-52 строго на Юг, в сторону Монголии. Весь день были в пути, добрались до места поздним вечером.Остановиться планировали в пастушьей избе для весенне-осенних перекочевок, на высоте 2400 м. В доме никого не оказалось, хозяева на самой высокой точке их годового цикла, где осуществляется летний выпас скота – там срубной аил (деревянная юрта) на высоте почти 3000 м. над уровнем моря. Долину с аилом нам удалось обнаружить с большим трудом, так как маленький пятачок цивилизации был еле заметен среди бескрайних горных просторов.

     При подъезде нас встретила семья пастуха– алтайца, но хозяина не было. Мы надеялись, что хозяин Женя будет дома, а он спустился, вниз в долину на стрижку овец, откуда мы и приехали. Делать нечего, спускаться уже поздно — перевал опасный, пришлось заночевать в юрте у семьи Жени. Много лет наблюдаю, что алтайцы не слишком разговорчивы Может ошибочно показаться, что они неприветливы, это не так. Просто не любят много разговаривать — больше делают. Хозяйка с дочками стали быстро накрывать на стол.

     Поужинали типичной едой алтайских пастухов: Бурдак (жаренное нежное мясо барана), свой хлеб, каймак (сливки, сметана), Сырчик (по вкусу напоминает пармезан), алтайский чай с талканом (измельченный, жаренный ячмень, соль и масло коровы или яка).

     Желудок коровы используют как сосуд для хранения каймака.

     За приготовлением ужина познакомились с домочадцами, если это слово применительно к аилу. У Жени и Тони — 5 детей. Старший сын служит по контракту в Чечне, дочь Арунай учится в Горно – Алтайском университете, младшие дети — школьники учатся и живут в зимнее время в деревне, где за ними присматривают родственники.

    Нас положили на нары, археолога Дмитрий Владимировича, как знакомого гостя в этой семье по-свойски положили на шкуры яков лежащие на голом земляном полу. Этому экспедиционному человеку не привыкать к таким условиям.

     Собак в юрту не пускают круглый год, да и отношение к собакам у алтайцев, весьма суровое, псов могут просто не кормить. Пусть сами, мол, добывают себе пропитание - вон, сколько грызунов водится.

     Но все же друзья человека преданно служат — отгоняют волков от стада, хотя кормятся сами по себе. Утром я встал даже раньше хозяйки, на зорьку, поехал искать место для съемки пейзажа.

     На этой высоте выпасывают весь скот, включая яков и лошадей.

     На выбранном месте, передний план занял «обо».
     У обо совершаются обряды поклонения — обрызгивание вокруг обо, молочной (тарасун) или обычной водкой и приносят подношения. Считается, что обо создаёт погоду, отвечает за урожаи, здоровье, благополучие, не пускает людей на гору. Культ обо, возник у ранних кочевников, связан с шаманизмом.

     Вернулся, когда все уже начали просыпаться, хозяйка Тоня встала первой и отправилась к загону за кизяком – топить остывшую печь.




 

     На завтрак был недоеденный ужин. Быстро собрались, Тоня схематично нарисовала ориентиры на местности, как найти ее мужа -Женьку.


     Мы распрощались, вдруг, неожиданно и настойчиво, Тоня попросила отдать ей заготовленную нами в подарок мужу водку.
Это означало, что она боится того, что не увидит загулявшего мужа еще несколько дней. Направились искать нашего хозяина – алтайца Женю. Как раз с высоты птичьего полета просматривалась вся долина.


     Спустившись вниз по крутому перевалу, мы подъехали к обустроенному хозяйству. В загоне было много алтайцев - пастухи собираются вместе и помогают стричь стадо одного из чабанов.

     Когда то же самое будет нужно кому-нибудь из них, соберутся все чабаны в округе и помогут. Тут то, Женя нашелся, был он веселый и хмельной.

     Посмеялся, что мы переночевали у него на верхней стоянке без него, с его женой и детьми, ну и пообещал за это убить археолога Дмитрия Владимировича (алтайская шутка). 

     Договорились, что завтра привезет с верхней стоянки молодого барашка для шашлыка. Мы еле отмахались - не могли уехать, Женя не отпускал хотел с нами выпить.

     После того как наш Женька не привез барана в оговоренный срок, нам пришлось податься с просьбами продать барашка к соседям - там, где вчера стригли баранов, живет семья круглый год (пару километров от нижней избы Жени).


     Молодежь поднимается вверх пасти скот (на их яков я и наткнулся утром) в летний сезон, а старики внизу дома. Тут даже разводят куриц, что не свойственно алтайцам в этом высокогорье. Зарезать барана наши соседи решительно отказались. Дело в том, что по алтайским традициям можно резать барана, когда луна пойдет на рост, а за семь дней до этого - ни в коем случае, а то духи прогневаются. Так что приходите, соседи, послезавтра и будет вам самый вкусный барашек. Раньше,  до принятия православия, алтайцы жили по лунному и солнечному календарю. Чтобы мы сильно не расстраивались, хозяйка пригласила нас в юрту на завтрак.

     Кстати войлочные юрты на Алтае, теперь встречаются только у теленгитов Кош-Агачского района.

     Кизяк единственное топливо круглый год.

     Старшие дети спешно убирали завтрак — из сурка (тарбаган).

     Меня улыбнула эта картина – барашка значит резать не хотим, а вот бедного сурка без проблем. Нам же дали традиционный час с талканом и приготовили яичницу из яиц своих кур. Мы очень вкусно позавтракали и хорошо пообщались.

     Вчера мы видели, как остригали баранов, а сколько же стоит килограмм шерсти? А стоит он целых 8 рублей. И это конечно мало в сравнении с трудами по уходу за скотом. Килограмм баранины совхоз принимает по 80 рублей. Так что баранов выгодно продавать на рынках. Так же хозяйка посетовала на то, что государство Российское больше не желает заботиться о малых народах и им урезают все дотации от государства - выживайте, мол, как хотите. Раньше то вот тонну угля выдавали, а теперь и 300 кг., придется с боем выбивать – жаловалась на жизнь молодая хозяйка. Я слушал ее и понимал, как нелегко этому народу сегодня интегрироваться в современные рыночные отношения. Многие спились, другие уехали. Но те, кто остались после вековых трансформаций, вспомнили про культуру предков, шаманизм и про феодальный строй, который был раньше. Как и в досоветские времена на Алтае появилось разделение на Зайсанов и рядовое население.

     Во время разговора на нас очень внимательно смотрела маленькая девочка.

     Она заслушалась, и на время отложила в сторонку свою любимую игрушку –козлика Теке (алт. горный козел).

     Оставшийся – последний день был дождливым.но подарил чудесную радугу.

     Приехал Женька, привез нам годовалого долгожданного барашка. С ним приехала вся семья. Мы мило побеседовали. Женщины уехали к уже знакомым нам соседям. С Женей мы разговорились, он рассказал про армию. Оказывается служил в морфлоте, попал на африканский континент, воевал в Сомали и Йемене почти 3 года. Рассказывал он неохотно, в те времена никто не знал, что они вообще воевали в тех местах. Спросил у него, кто главный в семье – жена, уверенно ответил Женя.

     Тут с древних времен матриархат. Поговорили про выпас скота и так, на разные темы бытовые. Городскому человеку может показаться, что люди тут живет в немыслимо суровых условиях. Это конечно так, но на самом же деле все отработано веками до мелочей. Печку дровами не топят — их заменяет кизяк, который коровы, уж поверьте, производят в большом количестве. Заготавливать сено на зиму нет смысла, его просто неоткуда взять, круглый год скот кормится очень питательным солончаком. В этом и есть главный смысл кочевого скотоводства, при котором скот перегоняется в долины, на зимние пастбища (кышту).

     Снега на открытой нагорной равнине выпадает немного, да и тот быстро разносится ветром, обнажая богатые солончаками поля. С наступлением тепла стада возвращаются в высокогорные луга на летние пастбища (дъайлу). Стада пасутся только на своей территории, границы которой проходят по ручью, озеру или скале. Основной рацион алтайцев, молоко и мясо – они всегда под рукой. Так жили предки, так живут и они.

     В жизни любого алтайца особую, большую роль всегда играла лошадь .

     Еще в маленьком возрасте дети учатся справляться с лошадьми и управляться со стадом.

     На следующий день рано утром мы отправились в экспедицию с археологом на поиски петроглифов.

     Дмитрий Владимирович, переносит найденные петроглифы на прозрачную, тонкую пленку.

     Было чудесное солнечное утро, тихое и безветренное. Внезапно тишину разрезал нечеловеческий крик. Мурашки пошли по коже. Жуткий крик раздался вновь с противоположных от нас скал. На скале стояла кабарга и кричала на всю округу. Видимо она нас заметила и кричит, пытаясь испугать на и предупредить своих сородичей об опасности.
     Нашли и засняли добрую сотню древних рисунков.

     Мне представлялось, как люди в прошлом сидя на этих скалах, высекали в них колесницы, юрты, охоту, воинов, шаманов, всадников и т.д. Некоторые рисунки раскрывали события джунгарских войн, когда уже применялись пороховые ружья с сошками. Тут на скалах я увидел своеобразную энциклопедию древней жизни в картинках - древний интернет, позволяющий общаться со своими предками. В наши дни, несмотря на ультрасовременную развитость мира вокруг, так же, как изображено на скалах, живет алтайский чабан Женя со своей семьей, проводя соединительную нить времен со своими предками. Как-то лет десять назад один приезжий ученый из Новосибирска, спросил его о религии, на что Женька посмотрел в звездное небо и промолвил– «Да шаманисты мы»…

П.С. По дороге назад мы проехали по разрушенному землетрясением селу Бельтир.




 

Максим Костин
 http://geoblog.rgo.ru/blog/235.html

Комментарии материала:

Разместить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Другие материалы

Пусть живет женщина-корень
 Традиционные знания местных и коренных сообществ Алтая быстро утрачиваются из-за различных перемен в обществе за последние десятилетия, а также из-за ухода старшего поколения.    Отрицательным фактором, несомненно, является коммерческое освоение биологических ресурсов (животных и растений) в больших объёмах, браконьерство и...
РЕКА МУЛЬТА - Хранимый источник. (проект села.Усть-Кокса, Алтай)
Природа Горного Алтая хрупка при всей ее могучей значительности. Мировым сообществом установлено, что механизмы оценок и принятия решений по развитию рек должны быть направлены на сведение к минимуму ущерба для здоровья и целостности речных систем, а также местного населения, которое зависит от этих экосистем. Проблемы разумного освоения Горного...
«Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ  и  гражданск
С 2009 по 2011 на территории Российской Федерации Министерством регионального развития Российской Федерации (Минрегион России) и Советом Европы реализуется Совместная программа Совета Европы, Европейской Комиссии и Минрегиона России «Национальные меньшинства в России: развитие языков, культуры, СМИ и гражданского общества» в рамках...
Школа Экологии Души «Тенгри»
2010 год для общественного объединения «Школа Экологии Души «Тенгри» знаменателен тем, что исполняется 10 лет (этно)природному парку «Уч Энмек»  созданный по его инициативе в 2000 г.  10 лет государственное учреждение существовало рука об руку с общественным объединением логично и гармонично дополняя друг...
Фирму "Сибмост" оштрафовали за разрушение курганов в районе урочища реки Урсул, а горноалтайского журналиста, написавшего про это, привлекают к уголовной ответственности. Напомним, что в декабре прошлого года премьер-министр Владимир Путин подписал распоряжение о выделении 1 млрд рублей на строительство дороги протяженностью 21 км...
Полевой энергоавтономный завод (далее ПЭЗ) предназначен для производства растениеводческой продукции на больших угодьях равнинного типа. Наиболее эффективно он может использоваться для массового производства зерна, например, пшеницы. При производстве гречихи он позволяет многократно в течение одного лета собирать урожай с одних и тех же растений, физически не травмируя их во время уборки. Он позволяет получать максимально возможные урожаи в открытом грунте, предоставляя оптимальные условия для р...
Не так давно активисты школьного лесничества «Салаир» принимали у себя в гостях Алексея Викторовича Ровковского, егеря – государственного инспектора в области охраны окружающей среды на особо охраняемых природных территориях регионального значения КГБУ «Алтайприрода». Поводом для знакомства послужил проект Ельцовской школы «Возродим салаирский кедр!», поддержанный грантом Губернатора Алтайского края. Предполагалось, что Алексей Викторович подскажет и пом...
Как умные колибри выживают ледяными горными ночами, виртуальная карта лесных звуков и национальный экологический рейтинг» по итогам лета 2020 г.. Эти и другие темы в новом выпуске Дайджеста Международного Социально - экологического союза от Света Забелина. Охрана природы, проблемы окружающей среды и развития человечества. Всё важное и интересное, что произошло в России и мире на текущий день. Дайджест за 09 сентября 2020 года.   ПРОСВЕЩЕНИЕ И ПРОПАГАНДА. В рамках международн...
Томас Эдисон и АМАК-система Великий и гениальный изобретатель Томас Эдисон за 83 года своей жизни только в США получил 1098 патентов на свои изобретения, и ещё около трёх тысяч патентов в 34 странах. И знаете, уважаемый читатель, что обидно – ни одного изобретения для земледелия. Как вы думаете – почему? А потому, я думаю, что он руководствовался своим главным принципом: «Никогда не изобретать то, что сегодня не надо людям». А изобретатель АМАК-системы Томаса Эдисона не...
Томас Эдисон и АМАК-система
Ураган "Салли" уже через несколько часов достигнет побережья штатов Флорида, Миссисипи и Луизиана. ООН предупреждает о том, что человечество находится на перепутье. 10 топ-стран и городов мира для веганов. Эти и другие темы в новом выпуске Дайджеста Международного Социально - экологического союза от Света Забелина. Охрана природы, проблемы окружающей среды и развития человечества. Всё важное и интересное, что произошло в России и мире на текущий день. Дайджест за 16 сентября...

Другие материалы

10.08. | Гость | Новость
24.05. | Гость | Новость
Как зимуют аргали?
22.01. | Гость | Статью
Как увидеть снежного барса?
14.07. | Гость | Статью
  •  
  • Страница 1 из 16
  • ››
В группе: 1,083 участников
Материалов: 326

22 января была создана Межрегиональная Коалиция "Сохраним УКОК" общественных и научных организаций Томской, Новосибирской областей, Алтайского региона

...

Фотогалерея

Активность на сайте

сортировать по иконкам
1 год 7 недель назад
Марина Иванова
Марина Иванова аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 198,810 |

Спасибо за ссылку. Очень пригодилась! ...

4 года 20 недель назад
martaka maminov
martaka maminov аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 198,810 |

Обращайтесь, отличная компания http://www.ecocentrp.ru/about/actions/...

4 года 32 недели назад
Глеб савельев
Глеб савельев аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 198,810 |

нужна схема пещер с измерениями

4 года 35 недель назад
Ольга Волобуева
Ольга Волобуева аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 198,810 |

если Вы обладаете информацией , как составить топокарту пещеры, пишите нам. Очень нужна помощь в составлении паспорта объекта

1 год 41 неделя назад
Надежда Бреева
Надежда Бреева аватар
Бутырский район

Смотрели: 6,764 |

Экология в Новой Москве . Поселение Щаповское.

Щапово (Александрово) — посёлок в Троицком административном округе Москвы (до 1...

размешен 30.09.20 | Тип: Новость

Новое в экологических рассылках на текущий день.

...

размешен 30.09.20 | Тип: Статью

29 сентября 1957 года вблизи города Кыштым произошла первая в СССР техногенная радиационная катастрофа. В центре Нью-Йорка появились гигантские часы, которые показывают, сколько...

размешен 29.09.20 | Тип: Статью

По народному календарю сегодня Сдвижение - время, когда змеи уходят зимовать. За последние 30 лет в Украине исчезло почти 10 тыс. рек. Более 38% территории тундры стали зеленее с...

размешен 28.09.20 | Тип: Статью

Акция прошла в дождливый день 25 сентября на реке Средний Уксунай на территории первого в Алтайском крае национального парка «Салаир». Постановление о его создан...

Подпишись на рассылку

Будьте в курсе последних новостей!

RSS-материал