- Главная
- О нас
- Проекты
- Статьи
- Регионы
- Библиотека
- Новости
- Календарь
- Общение
- Войти на сайт
Создание новых нравственных норм взаимодействия человека с экосистемой
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии
Опубликовано лев ердаков - 20.10.11
Видимо, действительно настало время предложить обществу некие правила, выполнение которых каждым его членом обеспечит ослабление нагрузки на среду обитания человека. Это позволит дольше сохранить жизнеспособность окружающей нас среды, а, следовательно, и самого человека.
В давние времена Господь регламентировал социальную жизнь людей, послав им правила в виде своих 10-ти заповедей. Он передал их Моисею, а далее многие века церковь рекламирует эти правила, и родители воспитывают по ним своих детей. Вот уже третье тысячелетие помогают они жить человечеству, правильно строить взаимоотношения между людьми. К сожалению, до сих пор не сформулированы подобные же правила, но во взаимодействии человека с окружающей природой. Если он и далее будет жить в биосфере безо всяких правил, сохраняя полный произвол в своих действиях, то изменит свою среду обитания, сделав ее совершенно непригодной для себя самого. Никакие «ремонты» среды с помощью природоохранных мероприятий здесь не помогут. Никто не может качественно восстановить природу, кроме ее самой. И еще, каждый человек живет не в биосфере, а в конкретном месте - в районе, ландшафте, природной зоне. Правила для него, поэтому, тоже должны быть конкретны. Нет смысла ориентировать правила проживания человека на биосферные явления или преобразования. Вспомним, особи живут в жилищах и около них, популяции обитают в биотопе, образуя биоценозы и экосистемы. Виды живут в биосфере, заселяя свои ареалы и формируя фауны. Стало быть, особи в биосфере не живут, но от их совокупных действий зависит сохранение биотопов, экосистем, да и биосферы в дальней перспективе.
Давно настало время сформулировать правила общения человека со своей средой обитания, а иначе 10 заповедей Господних в очень скором времени потеряют своих исполнителей. Как я уже говорил, необходима глобальная экологическая программа, включающая направленное образование и воспитание населения, а также разработку соответствующих запретов и ограничений. В основу такой программы должны быть заложены идеи, сформулированные многими современными экофилософами и особенно положения учения «Прежде Земля!». К ним могут быть добавлены следующие социально-экологические правила, которые должны быть понятны для любого человека, и заложены в него ранним экологическим воспитанием. Только тогда они станут выполняться подавляющим числом людей и помогать нормализации отношений в системе «Человеческое общество - Природа».
Вот вариант таких социально-экологических правил (Ердаков, 1998):
1. Не убивай просто ради убийства.
2. Не убивай сверх необходимого, то есть более того, что нужно для пропитания или спасения.
3. Не убивай, даже при необходимости, если это может угрожать производству твоей пищи. Подумай о детях и внуках.
4. Оставь свою смену на земле, но не старайся вместо одного себя оставить двух-трех.
5. Помни, что избыток жизненных благ уместен только в информации, культуре и искусстве, пищевые и комфортные излишества опасны человечеству
6. Свои вещи делай настолько долговечными, чтобы они служили и детям и, по возможности, внукам.
7. По возможности не нарушай почвенный слой, сохраняй территорию, на которой ты живешь с ее почвенным и растительным покровом.
8. Используй для жизни местные ресурсы, особенно те, которые сам можешь создать или добыть. Строй свое жилище из окрестных материалов.
9. Живи так, чтобы не скудела природа вокруг тебя, каждая ее потеря, это предостережение для тебя и твоего рода. Живи по экологическим законам, познавай их.
10. Оставь своему потомству те полезные для сохранения его жизненной среды навыки, которые имел и приобрел сам.
11. Не оставляй после себя долгоживущих или даже «вечных» отходов. Думай о своих внуках, а не об «археологии».
12. Старайся передвигаться только на те расстояния, которые можешь преодолеть собственными физическими усилиями.
Давайте рассмотрим каждое из этих правил и выясним, какой экологический смысл они несут. Тогда будет более понятна необходимость людям руководствоваться такими правилами в своей жизни.
1. В живой природе хищник не убивает бессмысленно, любое убийство у него направлено либо на собственное выживание, либо на сохранение и приумножение корма для потомства. Происходящие в природе убийства соплеменников в любовных поединках или при конкуренции за территорию крайне редки, их можно расценивать просто как несчастные случаи.
2. Убийство сверх необходимого – создание запасов. Это, противоречит экологическим правилам. Запас ресурса это неизрасходованный ресурс, то есть его избыточное количество. Избыток любого ресурса привлекает специализированного потребителя. Мы накапливаем зерно и, тем самым, привлекаем большого специалиста по этому продукту – жука зерновку. Он расправится с нашими запасами гораздо более эффективно и быстро, чем мы сами. В природе кругообороты вещества не должны останавливаться, такая остановка – это гибель живой системы.
3. Вспомним опыт народов-охотников: они соизмеряли свою добычу с числом людей в племени. Если добычи становилось мало, племя на некоторое время прекращало размножение. То есть поддерживалось соответствие потребителей мяса с количеством охотничьих животных в каждом сезоне. Численность любого вида подвержена динамике. Древний охотник подстраивал к динамике численности кормовых животных динамику собственного племени. Мало добычи – меньше охота, уменьшение собственного деторождения. Если бы он этого не делал, то неминуемо уничтожал бы своих кормовых животных полностью, а из-за этого сам вымирал бы от голода.
4. Наиболее безболезненный способ привести в соответствие численность человека с емкостью его ресурсной базы на планете – сознательная регуляция количества людей. В настоящее время абсолютная численность людей на земном шаре многократно превышает норму для этого вида, что ведет к стихийным сокращениям их числа – эпидемии, войны, терроризм. Человек вполне может справиться с проблемой без насилия над своими особями.
5. Избыточный принудительный комфорт ослабляет организм, это начинают понимать многие горожане. С автоматизацией производства у людей высвобождается все больше времени для отдыха, а при увеличении комфорта в собственном жилище люди все менее склонны его покидать. Здесь-то избыточный комфорт и оказывается причиной множества заболеваний, причиной ожирения, атрофии мышц и сокращения человеческой жизни. В то же время, избыток информации, культуры, искусства это «питание» нашего большого мозга, смысл его существования.
6. Этот принцип экономии уменьшает нагрузку на природную среду, дает ей больше возможностей для саморазвития и восстановления. Он не соблюдается, потому что стратегия общества потребителей всегда направлена на быстрый оборот необходимых для жизни предметов. Это стимулирует нарастающую интенсивность их производства и создает неоправданное жизненной необходимостью растрачивание природных ресурсов. Есть у этого принципа и социальный, даже культурный аспект – привычные вещи имеют свою историю, этим определяется их моральная ценность. В них сохраняется опыт предков.
7. Разрушение почвы и сведение растительного покрова – это наибольшие опасности для животных (консументов), которые угрожают их жизни. Почва чрезвычайно медленно восстанавливается, ее плодородие обеспечивает рост растений. Растительный покров – это всегда основа жизни.
8. Животные наиболее приспособлены к местным ресурсам, экзотическая пища хуже усваивается и часто оказывается вредной для организма. Каждый организм адаптирован именно к тому биоценозу, в котором он проживает. Добыча ресурсов вдали от жилища, это энергетически слишком затратное действие, оно неоправданно увеличивает стоимость жизни особи. Перемещение ресурсов для постройки жилья, перемещение их на большие расстояния – это огромные потери энергии, что так же экологически неоправданно, как и любое другое расточительство.
9. Это стратегия и тактика жизни любого организма. Дикие копытные способствуют лучшему возобновлению растительного покрова. Хищники – не дают создать жертвам избыточную плотность и погибнуть от голода или болезней. Они исключают старых, больных, уродливых животных. Если в биоценозе начинают исчезать виды организмов, то в результате этого процесса преобразуется весь этот биоценоз, сменяется другим в ряду экологической сукцессии. Так что исчезновение любого вида уже меняет среду обитания и влечет за собой исчезновение следующего вида и замену его другим. Так в процессе эволюции сменяли друг друга целые фаунистические комплексы. Сохранение состава сообщества – это гарантия сохранения любого вида в нем. Живи по экологическим законам, иначе будут коротки дни и твои, и всего человечества. Для выполнения законов необходимо не только знание их, но и запечатление в соответствующий чувствительный период. Только тогда человеческая особь будет обязательно следовать таким законам, решая в их пользу спор о том, что важнее – экологическое благополучие или социальная выгода.
10. Каждое животное системой направленного воспитания передает свои приобретенные навыки потомству, сверх тех, что детеныши получают наследственным путем. Этот принцип является залогом продолжения жизни любого вида животных на Земле, нет причин отказываться от него и людям. Такие навыки должны оставаться в культуре. Однако в культуре горожанина большая часть этих навыков теряется, потому что родители считают приоритетным для своих детей передачу только социальной информации. В этом случае вся экологическая для ребенка теряется, и он оказывается совершенно неподготовленным к жизни в биоценозе, к правильному общению с другими окружающими его живыми организмами. Так формируется человек – разрушитель собственной среды.
11. Накопление мусора, трудноразлагаемых или вообще не разлагаемых отходов нарушает оборот вещества в экосистеме. Нарушается естественное соотношение продуцентов, консументов и редуцентов, скапливаются вещества вредные и токсичные для организмов. В такой экологической системе становится все более затруднительным выживание многих ее видов. Человек – не исключение из правил, он раньше других, менее сложных организмов, начинает погибать среди отходов собственной жизнедеятельности.
12. Использование любых механических транспортных средств – это энергетическая субсидия. Для этого создаются машины и механизмы, добывается и переносится на большие расстояния топливо для них. Все это многократно и не всегда оправданно увеличивает затраты на жизнь особи. Нарастает потребление энергии и человечество становится своеобразным «энергетическим паразитом» в биосфере. Для получения энергии во все большем количестве приходится увеличивать эксплуатационную нагрузку на свою среду обитания и интенсивнее разрушать ее. Сумма таких затрат может оказаться настолько велика, что погубит человечество.
Итак, мы рассмотрели перечень возможных жизненных указаний для каждого землянина при его взаимодействии не с соплеменниками, а с окружающим его миром природы. Они могут модифицироваться в зависимости от того, где живет человек, какое место он занимает в людской иерархии. Нужно помнить наше житейское наблюдение о том, что в старину всего было больше – оно служит нам указанием на общее ухудшение условий нашей жизни. Индикатором процветание человечества может служить другое противоположное житейское наблюдение. Как только обнаружится, что в старину было заметно меньше рыбы в воде, птиц в небе, да и леса в старину были менее густыми и покрывали меньшие площади планеты, это станет указание расцвета человечества, бесконечности его жизни на нашей замечательной планете.
Какие бы хорошие правила не придумывал человек и не воплощал их в жизнь, он не изменит этим направление развития своей цивилизации на планете. Следование экологическим правилам, обязательное для каждого члена общества, еще не означает, что это общество уцелеет. Такое следование – это лишь первый шаг к продлению жизни человечества. Здесь нам опять придется вспомнить, что законы, которые выполняются на уровне особи, не реализуются на уровне популяции. Там просто нет основы для них, потому что популяция обладает своими, особыми свойствами. Она не имеет характеристик особи. Можно привести простую иллюстрацию этому из жизни общества. Так, любой и каждый человек может благоговеть перед жизнью, блюсти права окружающих его живых существ, уважать их. Популяция людей этого делать уже не может, она ведь не имеет характеристик индивидуума: чести, совести, сострадания и прочих. Можно предполагать, что поколения экологически грамотных людей окажутся в сильном противоречии с общественной техногенной культурой. Она создана людьми, нацелена на благо всей человеческой популяции и вот происходит конфликт интересов, с которым мы часто сталкиваемся. Один из вариантов такого столкновения – люди любят свою речку или озеро, а популяция этих чувств не имеет. Человек у воды радуется встречам с водными жителями, или просто красивому сочетанию воды, кувшинкам, лесу на берегу. Ему приятна плещущая на закате рыба, перекличка птиц в тростнике и свист крыльев пролетающих утиных стаек. Однако для нужд местной промышленности, для повышения благосостояния этих же людей может оказаться необходимой вода из этого водоема или именно здесь выгоднее всего проложить высоковольтную линию, дорогу или трубопровод. Возможно, где-то рядом обнаружатся залежи полезных ископаемых. Озеро и его окрестности очень легко погубить, оправдав его гибель общественной необходимостью.
Остается надежда на то, что развитие человечества происходит одновременно на всех уровнях его организации, поэтому даже сейчас при малом числе экологически грамотных людей мы уже имеем могучие общественные экологические организации, заметно влияющие на государственную культуру и геополитику. Воспитанные на экологических принципах поколения, надо думать, многократно усилят природоохранную направленность действий в обществе, и появится шанс на то, что популяции людей наконец-то перестанут разрушать биоценозы, в состав которых они входят. Для закрепления успешного сожительства в биоценозах человек, как существо мыслящее, со временем сформулирует для себя и популяционные правила, как сейчас он пытается создать аутэкологические. Они то и определят стратегию и тактику бесконечно долгого проживания человечества на планете.
Обобщение
Итак, человечество пытается спасти себя на разоренной им планете, переходя от потребительского отношения к богатствам природы к их «рациональному использованию», но и это не может его спасти. Остается последний выход – возвращение в биоценозы, то есть подчинение своей деятельности экологическим правилам и законам, следование им в своей жизни. Для этого предстоит переделать сознание людей, включить в него простую мысль о самоценности любого организма и исключить из массового сознания убеждение в особой роли человека на этой планете. Это означает новое толкования добра и зла, правильного и неправильного. Это означает расширение границ этики и распространение ее правил не только на человека, но и на все прочие организмы планеты. Только осознав ценность любой жизни, выработав благоговение перед ней, люди будут вынуждены, как и прочие организмы, следовать общим правилам для всего живого. Тогда человечеству придется разумно ограничивать свою деятельность.
Лев Ердаков
Из монографии "Непрерывное экологическое образование (Экология для зеленых)"
Другие материалы
Другие материалы
23.10.
|
Гость
|
Статью
02.10.
|
Гость
|
Статью
23.08.
|
Гость
|
Статью
В группе: 1,565 участников
Материалов: 1,518
Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований
Цели и задачи лаборатории
Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его основ.
Реально развивать три направления непрерывного...
Календарь
Другие статьи
Активность на сайте
2 года 50 недель назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,889 | |
3 года 3 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,889 | |
3 года 4 дня назад Гость |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,889 | |
3 года 28 недель назад Евгений Емельянов |
Ядовитая река БелаяСмотрели: 301,889 | Возможно вас заинтересует информация на этом сайте https://chelyabinsk.trud1.ru/ |
3 года 4 дня назад Гость |
Ситуация с эко-форумами в Бразилии Смотрели: 9,203 | |