Что ценил Чингисхан?

Что ценил Чингисхан?

Разность Ев­ропы и Азии как культурных миров не исключает, а, наоборот, допускает и предполагает их взаимопроникновение, рефлексию друг в друга.

Один из наиболее развернутых перечней ценностей, маркирующих ев­ропейскую цивилизацию, предложил Ж. Коттье9. В кратком изложении эти ценности можно определить следующим образом:
•   Европа — это идея;
•   консенсус в отношении прошлого Европы, обусловленный совре­менной европейской идентичностью;
•     открытость в отношении будущего;
•     критический здравый смысл в восприятии исторического наследия;
•     сократическая парадигма разума;
•     поиск истины;
•     справедливость законов;
•     филология как любовь и уважение к языку и литературе;
•     осознание человека как личности;
•     этически ответственная свобода;
•     солидарность;

•     мессианство и надежда (как плодотворное беспокойство);
•     разделение духовной и светской власти;
•     симбиоз культур (в противоположность синкретизму или конфликту);
   конфликт интерпретаций;
•     умение учиться на ошибках прошлого;
•     прогресс;
   права человека;
•   духовный плюрализм.

Перечисленные фундаментальные ценности, как полагает Ж. Коттье, составляют общий фонд европейской культуры. Они могут оспариваться, по-разному интерпретироваться, но это решающие темы, важность кото­рых, на его взгляд, общепризнанна10.
 
Разделяют ли эти ценности европейской культуры народы Азии? От­вет на этот вопрос может быть дан только после конкретного этнокультур­ного анализа. На материале работ авторов, принадлежащих к евразийской традиции, попытаемся охарактеризовать фундаментальные ценности, пер­сонифицированные личностью Чингисхана11.
Согласно Н.С. Трубецкому, Чингисхан был великим организатором и во всей своей деятельности — человеком стройной, логичной, иерархичной системы. По содержанию эта система была нравственной: «Доброде­тели, которые он больше всего ценил и поощрял, были верность, предан­ность и стойкость; пороки, которые он больше всего презирал и ненавидел, были измена, предательство и трусость»12.
Люди презираемого Чингисханом типа — это те, для которых важнее всего материальное благополучие и безопасность. Настоящий господин этих людей с рабской психологией — страх. Люди ценимого Чингисханом психологического типа ставят свою честь и достоинство выше своей без­опасности и материального благополучия. «В сознании их всегда живет особый кодекс, — пишет Н.С. Трубецкой, — устав допустимых и недопус­тимых для честного и уважающего себя человека поступков; этим уставом они и дорожат более всего, относясь к нему религиозно, как к божественно установленному, и нарушение его допустить не могут, ибо при нарушении его стали бы презирать себя, что для них страшнее смерти. Уважая самих себя, они уважают и других, хранящих тот же внутренний устав, особенно тех, кто свою стойкую преданность этому уставу уже показал на деле»13. Это люди долга, обязанности служения Богу, чувства «своей естественной и неупразднимой подзаконности» и фатализма. Поэтому Чингисхан прида­вал особое значение искренней, внутренней религиозности, безотноси­тельно к конкретной конфессии.


Согласно Н.С. Трубецкому, ценимые Чингисханом нравственные ка­чества были обусловлены кочевым образом жизни. Кочевник, как утвер­ждает Н.С. Трубецкой, питает органическое отвращение к упорному физи­ческому труду, мало дорожит комфортом, привык ограничивать свои по­требности, смотрит на свое благосостояние фаталистически. Богатство ко­чевника состоит в скоте. Кочевник особенно ценит в мужчине военную доблесть, верность данному слову и договору, чувство порядочности и чес­ти, сознание ответственности перед предками и потомками. В оседлых ази­атских монархиях того времени, как замечает Н.С. Трубецкой, действи­тельно снизу доверху господствовали рабский дух, алчная привержен­ность к материальному богатству, высокомерное и оскорбительное обра­щение с низшими и униженное пресмыкание перед высшими.
Некоторые сходные суждения в отношении этоса древних монголов высказал Л.Н. Гумилев. Императивами этого этоса он считал законность, порядок и взаимовыручку14. Л.Н. Гумилев неоднократно подчеркивал, что монголы идентифицировали себя как «людей длинной воли».
Один из представителей неоевразийства А. Дугин также оценивал Чингисхана как педантически строгого приверженца законности, жест­кой этизации на основе «Ясы». По его мнению, суровый климат евразий­ского Севера делает необходимыми солидарность, бесконечное мужест­во и высшую трезвость. Этика Чингисхана, как полагает он, это этика по­стоянного неусыпного доказательства верности, смелости, жестокости жиз­нью и опытом, конкретными делами. Отсюда, как заключает А. Дугин, экспансивный характер империи Темучина. «Каждый член туранской ие­рархии, — пишет он, — должен иметь пространство для личной и коллек­тивной реализации. Чтобы не обращать дух агрессивный активности во­внутрь (в склоки, интриги, междуусобицы), самое органичное и естествен­ное проявление — вовне. Поэтому царство Ха-хана подобно ядерному взрыву — туранская пассионарность свободно движется по континенту, сметая раздробленные, потонувшие в неге, усобицах и роскоши цивилизо­ванные центры»15.
Любопытно, что в сходной тональности А.Вебер описывал динами­ку европейской культуры. Он подчеркивает: «На Земле нет другого такого исторического образования, хотя бы отдаленно сходного с Европой по из­лучаемой энергии и уровню мирового влияния, которое в той же степени способствовало бы перерастанию единого как по своему характеру, так и в своих частных проявлениях процесса развития человеческой цивилиза­ции в действительно объемлющую весь мир общность людей; образова­ния, которое, взрывая собственные географические рамки, изменило бы облик земного шара с помощью созданных им социальных, экономичес­ких и политических институтов, чья культура обладала бы той же силой преодоления всего чуждого, — не говоря уже о берущих здесь начало люд­ских потоках, захлестнувших в новейшее время все необжитые простран­ства Земли»16. Европейская культура, согласно А. Веберу, не в состоянии добиться внутренней гармонии, и ее внешний экспансионизм временно снимает внутренние противоречия. Поэтому как актуальную задачу он рассматривал необходимость «преобразовать наружное стремление к бес­конечности во внутреннее свойство»17.
Сравнение ценностей монголов, персонифицированных в личности Чингисхана, с европейскими ценностями позволяет зафиксировать совпа­дающие ценности, а именно:
•     этически ответственная свобода;
•     солидарность;
•     разделение духовной и светской власти;
•     справедливость законов;
•     духовный плюрализм;
•     симбиоз культур (в противоположность синкретизму или конфликту). Безусловно общими являются также ценности:
   порядка и системы;
•     логики;
•     критического здравого смысла.
По ряду позиций ценности альтернативны:
•     вместо примата идеи — примат дела;
•     вместо парадигмы разума — парадигма воли;
   вместо мессианства и надежды — фатализм;
•   вместо прав человека — его обязанности.

Традиционно ведущей ценностью в европейской культуре считается изменение (движение, развитие, прогресс). Культуры Азии ассоциируются с покоем (неподвижностью, застойностью). На уровне этих фундаменталь­ных противоположностей культура монголов ближе к моменту движения, динамики. Так, еще Гегель утверждал, что для монголов характерной явля­ется «беспокойная, ни к какому прочному результату не приводящая по­движность, побуждающая их, подобно огромным роям саранчи, распро­страняться по территориям других наций, — подвижность, снова уступаю­щая у них затем место бездумному равнодушию и тупому покою, который предшествовал вспышке»18.
Разумеется, это не тот тип движения, который определяет как про­гресс, но это и не застой, неподвижность. Любопытно, с этой точки зрения, что публикация Т. Нагуслаева, в которой описывается вдумчивость, не­спешность (и, вместе с тем, радушность и предприимчивость монголов) называется «Монголия от нас может "убежать"»19.

Таким образом, в трансъевразийской перспективе обнаруживается зна­чительное совпадение ценностных систем народов Европы и Азии.
 

Ю.В. Попков, Е.А. Тюгашев
Из книги "Евразийский мир: ценности, константы, самоорганизация" /
Под ред. Ю.В. Попкова

Примечания

9        Коттъе Ж. Эти ценности создали Европу // Европейский альманах. История. Традиция. Культура. М., 1991.
10     Там же. С. 42.
11     Трубецкой Н.С. Наследие Чингисхана. Взгляд на русскую историю не с Запада,
а с Востока // Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. М., 1995.
12     Там же. С. 217.
13     Там же. С. 218.
14     Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1989. С. 128-132.
15     ДугинА. Чингис-хан и монголосфера (по мотивам книги калмыцкого евразийца
Хара-Давана) [Электронный ресурс]. URL: http://arctogaia.org.ru.



16     Вебер А. Германия и кризис европейской культуры // Вебер А. Избранное: Кри-
зис европейской культуры. СПб., 1998. С. 170-171.
17    Там же. С. 180.
18    Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Ч. 3. Философия духа. М.,
1956. С. 72.
19    Нагуслаева Т. Монголия от нас может «убежать» [Электронный ресурс]. URL:
http://www.infpol.ru/15062005.
 

Комментарии материала:

Гость аватар
Гость

Знакомы ли авторы этой статьи с интересными идеям Николая фёдоровича Фёдорова о глубоком различии "иранской" и "туранской" цивилизациях?
А также с мыслями А.С.Пушкина на эту тему?

Разместить комментарий

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии

Другие материалы

Полярности и инверсии русского духа
         «Вечно бабье в русской душе» — главная причина сокрушительного цивилизационного поражения, которое потерпела Россия и вместе с ней вся Евразия в конце XX в. Это же вечно бабье в нашей душе — корень позора, который мы наблюдаем и сегодня, в начале века XXI. Русский народ, по...
О национальном менталитете и российском характере
При своей известной изрядной инерционности менталитет, народный характер, политическая культура меняются в истории, иногда быстрее, иногда медленнее, причем, в разных направлениях в зависимости от разных складывающихся обстоятельств [1],[2]. Представим ряд понятий, позволяющих раскрыть механизмы этих изменений. Менталитет – совокупность...
Поддержите петицию экологических организаций Беларуси, Украины и Польши против строительства водного пути Е40, предусматривающего серьезное изменение гидрологического режима Вислы, Муховца, Пины, Припяти, Днепра и Днепро-Бугского канала! На этих реках появятся новые плотины, дамбы, их русла могут быть спрямлены, а берега заключены в бетон. Такое вмешательство человека грозит навсегда изменить реки, разрушив сложившиеся экосистемы. В частности, непоправимый вред может быть нанесен более чем...
Скажи своё «нет» уничтожению Полесья!
Начало Года экологии и особо охраняемых природных территорий в Алтайском крае было ознаменовано презентацией региональной Красной книги в новой редакции. Учёными-биологами неоднократно отмечалось, что большой вклад в пополнение базы сведений о состоянии редких видов и их местонахождении, внесли участники краевой программы «Усынови заказник» – сельские учителя и школьники. Несмотря на то, что Красная книга переиздаётся один раз в 10 лет, этот документ «живой» и веде...
Остров Ольхон – один из наиболее популярных туристических районов Байкала.Резкий всплеск посещаемости имел место в 2009 г., когда переправу стали обслуживать сразу два парома. В последующие годы туристический пресс все усиливался. В результате именно на Ольхоне сейчас наиболее сконцентрированы и резко выражены негативные экологические последствия массового туризма. С 2015 г. я веду наблюдения в рамках проекта «Ольхон – «болевая точка» Байкала». Важнейшая их со...
Активисты московского отделения Общероссийского народного фронта провели комплексную проверку по обращениям граждан в Троицком и Новомосковском административных округах. В рамках работы Центра ОНФ по мониторингу благоустройства городской среды и проекта Народного фронта «Генеральная уборка» общественники посетили проблемные объекты, встретились с жителями и взяли на контроль устранение выявленных нарушений. В декабре 2016 г. в послании Федеральному собранию президент РФ, лидер Общеро...
ОНФ настаивает на устранении экологических нарушений в Новой Москве
В течение июля  2017 г.  экологический клуб "Синяя птица" осуществил работу по проекту "Хранители жемчужин Тувы" на озерах Ак-Холь Монгун-Тайгинского района и Чагытай Тандинского района Республики Тыва В различных экологических мероприятиях проекта  приняло участие уже около 150 человек, преимущественно школьники и студенты. Проект осуществляется при поддержке Альянса «Экодело» и  посвящен Году экологии и 100-летию заповедной сис...
Озера Ак-Холь и Чагытай стали чище

Другие материалы

Конкурс «ЭКО-drive»
19.09. | Гость | Новость
Экологическая баллада
25.07. | Гость | Статью
  •  
  • Страница 1 из 57
  • ››
В группе: 1,416 участников
Материалов: 1,206

Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и методологических исследований

Цели и задачи лаборатории

Целью научно-исследовательской лаборатории проблем непрерывного экологического образования является проведение научных и научно-методологических исследований в сфере непрерывного экологического образования, обновление концепции такого образования, выработка теоретических и методологических его...

Фотогалерея

Интересные ссылки

«Спутниковый мониторинг пожаров на Дальнем востоке России». Сервис работает на основе технологии «Геомиксер», разработанной в ИТЦ «СКАНЭКС»

«Спутниковый мониторинг пожаров на Дальнем востоке России». Сервис работает на основе технологии «Геомиксер», разработанной в ИТЦ «СКАНЭКС»

Активность на сайте

Елена Теплюк аватар
Елена Теплюк
Родники Ольхона

Считаю проект актуальным и интересным!

Ольга Чупаченко аватар
Ольга Чупаченко
Анда буа («Друзья тайги»)

Проект чрезвычайно полезный, конкретный, с понятным и ярким результатом. Вроде бы "малое дело", зато с реальными измеряемыми после...

Анна Огородникова аватар
Анна Огородникова
Родники Ольхона

Чистая вода - один из главных наших ресурсов. Забота о родниках на Ольхоне - это не только дань памяти традициям местного населения и их пре...

Миша Самолетов аватар
Миша Самолетов
Родники Ольхона

Здорово! Слова благодарности люди оставляли по этой ссылке

...
Миша Самолетов аватар
Миша Самолетов
Родники Ольхона

Здорово! Слова благодарности люди оставляли по этой ссылке

...
Татьяна Белявская аватар
Татьяна Белявская
Родники Ольхона

Сохранение чистоты и красоты о. Ольхон тема не новая, но, к сожалению, постоянно актуальная. Считаю проект по сохранению родников Ольхона ва...

сортировать по иконкам
29 недель 4 дня назад
Алексей Писковский
Алексей Писковский аватар
Экономия воды и газа или просто предупреждение потопов, взры...
Смотрели: 64,588 |

ЭкоКартридж есть такая организация. К ним обратись.https...

30 недель 1 день назад
Гузель Арсланова
Гузель Арсланова аватар
Экономия воды и газа или просто предупреждение потопов, взры...
Смотрели: 64,588 |

Добрый день. 

Я не по теме с вопросом. Сайт не дает разместить новую тему. Поэтому пишу в этой..(админы простите). Поотому что т...

1 год 19 недель назад
martaka maminov
martaka maminov аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 138,671 |

Обращайтесь, отличная компания http://www.ecocentrp.ru/about/...

1 год 30 недель назад
Глеб савельев
Глеб савельев аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 138,671 |

нужна схема пещер с измерениями

1 год 34 недели назад
Ольга Волобуева
Ольга Волобуева аватар
Спелеологи Всех стран объединяйтесь!

Смотрели: 138,671 |

если Вы обладаете информацией , как составить топокарту пещеры, пишите нам. Очень нужна помощь в составлении паспорта объекта

размешен 20.09.17 | Тип: Статью
Скажи своё «нет» уничтожению Полесья!

Поддержите петицию экологических организаций Беларуси, Украины и Польши против строительства водного пути Е40, предусматривающего серьезное изменение гидрологического режима Висл...

размешен 19.09.17 | Тип: Статью
Самоорганизация в большом городе

Активистка движения «Искалеченный Новосибирск» Олеся Вальгер о специфике социальных отношений и эта...

размешен 19.09.17 | Тип: Новость
Конкурс «ЭКО-drive»
Дорогие друзья! 
Как вы знаете, 2017 год – год экологии! Приглашаем вас принять участие в ЭКОЛОГИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ издательства «Просвещение» «ЭКО-drive...
размешен 19.09.17 | Тип: Новость

Раздельный сбор мусора – это не начало реформы по обращению с твердыми коммунальными отходами, а ее завершение, считает эксперт московского штаба Народного фронта Руслан Гу...

размешен 19.09.17 | Тип: Новость
Информационная рассылка «Лач» № 32 (698)

19 сентября 2017 года

Этно-Экологический Информационный центр "Лач"

г. Петропавловск-Камчатский

Сегодня в ном...

Подпишись на рассылку

Будьте в курсе последних новостей!

RSS-материал